col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Антон Жоголев. «Лучшая поэзия — молчание»

В Самаре состоялся показ фильма «Русь еще жива», посвященного известному автору-исполнителю духовных песен иеромонаху Роману (Матюшину).

20 сентября 2012 года в самарском кинотеатре «Художественный» во время показа конкурсных работ Пятого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» состоялась премьера киноленты известного режиссера Валентины Ивановны Матвеевой «Русь еще жива». Этот фильм посвящен жизни и творчеству известного православного автора-исполнителя, самобытного поэта иеромонаха Романа (Матюшина). На этом фестивале документального кино кинорежиссеру Валентине Ивановне Матвеевой (студия «Леннаучфильм», Санкт-Петербург) был вручен от Самарской епархии Русской Православной Церкви серебряный знак святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца «За труды во благо Святой Православной Церкви». А приза Пятого фестиваля «Соль земли» за лучшую операторскую работу удостоился оператор киноленты «Русь еще жива» Дмитрий Коваленко.

С тех пор как Валентина Матвеева пообщалась в скиту с отцом Романом, в ее сердце зажглось стремление создать фильм об этом человеке. Человеке, под чей удивительный голос с неподражаемой сокровенной интонацией воцерковлялась Россия в девяностые годы прошлого века. Этот голос можно было услышать в архиерейских покоях (и даже в покоях патриарха Пимена, как об этом рассказал в фильме Архимандрит Тихон (Шевкунов)), в сторожке при храме, в воскресной школе, на кухне в доме у верующих людей… Его голос и сейчас не заглушили ни визг тормозов, ни дикие «мелодии» мобильников, ни телевизионные «хаханьки», ни сверхусилители с металлическим скрежетом вместо музыки. В самые высокие минуты жизни, стоит лишь только закрыть глаза или устремить взор в небо, как в сердце сразу начинают звучать его простые, по-монашески сдержанные, зовущие ввысь мелодии…

Я посмотрел этот фильм на одном дыхании, не заметив, как пролетел почти час экранного времени. В обществе такого дивного человека, как иеромонах Роман, хорошо и покойно. Опытный режиссер не стала нас удивлять кинематографическими изысками, резкими контрастами, какими-то неожиданными авторскими версиями. Фильм несколько даже скуповат в выразительных средствах, и это несомненный, большой плюс картины! Ведь речь идет о монахе, чей труд души, несмотря на извечную его спутницу-гитару, несмотря на популярность его песен, все равно сокровенен. Ведь не зря же поет отец Роман:

Страх Господень — авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия — молчание,
Лучшее молчание — моление.

Зато фильм по-настоящему трогает доверительностью интонации, попыткой заглянуть «за занавес» и открыть нам тайну отца Романа. Создатели фильма очень высоко подняли планку своих задач: рассказать не внешне только об интересном и ярком человеке, но представить зрителю его духовный портрет… А удачные вкрапления в кинофильм кадров «домашней» видеосъемки, сделанных любительской камерой, еще больше приближают к нам этого человека. Отчуждение между героем на экране и зрителем в зале практически исчезает. И вот перед нами разворачиваются такие важные события: протоиерей Николай Гурьянов на острове Залита дает отцу Роману благословение петь. Убеждает его не зарывать свой талант в землю. «Вы многих утвердите в вере, вы для Церкви важный человек», — просто, безыскусно, но с духовной властью говорит старец приехавшему к нему певцу. А вот уже другая запись, и тоже сделана она в домашних условиях, любительской видеокамерой. Это первая встреча-знакомство отца Романа с известной певицей Жанной Бичевской! И как много доброго даст нам это у нас на глазах начавшееся сотрудничество!

Главная мысль фильма состоит для меня в том, что судьба отца Романа, сам его жизненный путь — достойны его песен! Сначала сам он сумел состояться как духовное явление, как молитвенник и монах. И уже потом, от полноты его внутренней жизни, зазвучали для нас его дивные слова песен и аккорды мелодии. Перед нами в фильме все-таки чуточку приоткрылся внутренний мир героя. И это несмотря на то, что иеромонах Роман сознательно спрятался от людей, ушел по сути дела в затвор у себя в скиту, в далекой деревеньке Псковской губернии, куда даже не всегда можно добраться и в гости. Удача фильма, что герой ленты и режиссер Матвеева — люди духовно близкие, их творчество питается от одного Источника — от Господа, Которому посвятили они свои жизни, свои способности… Каждый в свою меру и по своим силам.

А путь у отца Романа был трудный и высокий! Архимандрит Тихон рассказывает в фильме, как еще совсем молодыми они встречались у одного священника в псковской глубинке. Отец Роман (тогда еще Александр Матюшин) жил там в отдельной келье и старался никого в нее не пускать. И не мудрено! В келье стоял большой «классический» грубо сбитый деревянный гроб, в котором он спал, по древним преданиям монашества… И ходил он по лесу, будущий певец, с ажурным, как будто бы из орехового дерева выточенным посохом, который оказался… тяжелейшим ломом! Смирял плоть, смирял себя… Чтобы уже вот таким преобразившимся внутренне выйти к людям со своей песней-проповедью.

Отец Тихон рассказывает, как во время монашеского пострига будущий автор песен буквально заходил ходуном под пострижными ножницами, когда впервые услышал свое новое имя — данное ему в честь Романа Сладкопевца… А он-то хотел и в этом смириться, хотел стать, например, Ксенофонтом, или еще кем-то — но непременно строгим и аскетичным… И вдруг — Роман! Сейчас это имя обрело особую силу и власть над его судьбой, судьбой замечательного нашего русского сладкопевца, а тогда… Он чуть не устроил спор во время пострига… Но все же смирился…

Непросто было ему уходить из монастыря. Следовать благословению старца и продолжать петь — означало для него совместить несоединимое: монашество — с гитарой, ночи в гробу — с сладкоголосыми мелодиями, записи дисков — с молитвенными бдениями. Но пришлось! Не все понимали его, не все поддерживали. Да ведь чтобы стать исключением из правила — это надо еще заслужить. И вот он заслужил это! Ему больше не ставят в вину ни гитару, ни талант, ни негромкое пение. А ведь было и такое. Но всему этому подвело черту награждение иеромонаха Романа медалью победителя Всероссийского литературного конкурса имени святого Александра Невского в январе 2010 года…

Сложным, тернистым был путь певца-монаха. На целых восемь лет он лишился и голоса, и слуха. Общался с немногими близкими людьми только письменно. Эти записи сохранились у одной из его духовных чад. Случай в истории монашества безпримерный! Духовные советы — только на бумаге… Когда вся страна слушала его песни, сам он не мог слышать даже чириканья птичек у кормушки возле кельи. Он даже не сразу понял, что не может еще и говорить… Бог послал ему такой вот затвор!

Я в прошлом году лежал в больнице с двойным гнойным отитом ушей. Пришлось понять, как это страшно, вспоминать шум льющейся из крана воды, представлять негромкий шелест осенних листьев… Но у меня это длилось не больше месяца. И то хватило! А он так прожил целых восемь лет!

Только столь высоким душам, как отец Роман, посылает Бог такие огненные испытания. Только сильные духом достойно проходят их.

…А еще режиссер Матвеева в этом своем фильме словно бы нарвала в замечательном псковском залесье и подарила нам целый душистый букет из самых сокровенных, самых замечательных песен отца Романа! Эти песни теперь звучат во мне. И еще долго будут звучать. Мой друг и близкий друг редакции протоиерей Сергий Гусельников был удостоен, как и отец Роман, в начале этого года медали святого благоверного князя Александра Невского в Петербургской Александро-Невской Лавре. Мы много разговаривали с отцом Сергием об этих наших питерских «медных трубах» (я ведь тоже годом раньше удостоился за свою книгу «Капельки вечности» такой медали). Он с духовным подъемом рассказывал о своей встрече в Лавре с отцом Романом, которого наградили медалью за замечательную поэзию. Выехать из своего скита, из своей глубинки в северную столицу было для отца Романа немалым событием — но еще большим событием это награждение стало для почитателей творчества отца Романа! Большой зал духовно-просветительского центра при Лавре был заполнен до отказа. Когда еще представится случай живьем увидеть замечательного, любимого автора-исполнителя! Отец Сергий, и сам не чуждый крестьянского труда, в разговоре со мной заметил, что у отца Романа сильные крестьянские руки труженика (белоручке в скиту было бы просто невозможно прожить). Они на той встрече как-то соприкоснулись душами (чуть не сказал — медалями), в этот день радости и торжества. Тогда их свел вместе святой благоверный князь Александр! И вот я вижу в фильме их вместе — отца Романа из Псковской епархии и отца Сергия из самарского Кирилло-Мефодиевского собора. Для духовных людей нет преград и расстояний. Валентина Матвеева снимала это торжество в Лавре. И как же органично, как радостно вписался наш отец Сергий в ткань этой дивной киноленты! Стал частью жизни певца и подвижника из Псковского скита, отца Романа… Нет ничего случайного в жизни, и эта встреча отца Романа с нашим самарским батюшкой, запечатленная на кинопленке в фильме, для меня знаменательна.

— Вам понравился ваш фильм, Валентина Ивановна? — спросил я режиссера Матвееву после просмотра. Ведь она на показе киноленты находилась с нами в зале.

– Фильм не столько об отце Романе, сколько о его творчестве, чем и заслужил его одобрение, – ответила она.

Антон Жоголев
11 октября 2012

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок