* * *
Где ты, небо, небо голубое,
Поле, утонувшее во ржи,
И одетый кем-то в золотое
Август, и безмолвие души?
Где ты, речка с чистою водою,
Заливные сельские луга,
Пахнущие скошенной травою,
Между пашен спящие стога?
Неужели там, за бороною,
Я увижу только миражи?
Тучами нависли надо мною
Сталинских высоток этажи.
Может, снова раннею порою
Затеряюсь я в родной глуши,
Све́тло пронесутся надо мною,
Словно в детстве, чёрные стрижи.
Где-то между небом и землёю,
В поле, утопающем во ржи,
Уязвлённый вечной красотою,
Я оставил часть своей души…
Анна Савинова
Фотография Александра Мелехова
Сайт «Ветрово»
22 октября 2025

Замечательная получилась русская народная песня!
Начала читать … и сразу запела… так до конца и пропела.
И мотив знакомый, какой-то,получился.
Помню, в детстве, когда очень редко собирались гости, всегда пели за столом.
Хорошая песня получилась у Вас, Анна!
Только, думается мне, последние две строчки вполне можно
переделать от лица автора- женщины.
Но — автору виднее… Простите.
Мне близко, когда некоторые авторы-женщины (например, Валентина Калачёва, которую часто публикуем) говорят о себе в стихах в мужском роде. У души ведь нет пола, а настоящая поэзия — это голос души.
В молитвословах все молитвы — от лица мужчины. Можно при чтении менять на женский род, но, мне кажется, можно и не менять. Когда говоришь «Ныне приступих аз грешный и обремененный» — это как-то собирает.
Вспомнилась блаженная Дарьюшка, которая называла себя «худой человек», «дурак» и т.п. Немножко цитировала её во вступительной статье к книге отца Романа «Чудный Свет»: https://vetrovo.ru/primechaniya/nadporozhskaya-neschastliv/ .
Цветаева терпеть не могла, когда её называли «поэтесса», просила называть поэтом. Можно к ней по-разному относиться, но это желание очень понятно. Хотя, конечно, гораздо важнее это: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3: 28).
Немножечко не в тему: однажды слышала, как какая-то исполнительница поёт «Выхожу один я на дорогу…», заменив «один» на «одна». Очень глупо получилось. Невозможно не беспокоиться, когда слышишь, что какая-то бабёнка ночью пошла на дорогу одна. А Лермонтов о другом говорил.
Ольга Сергеевна, я же написала:»Автору виднее»…
Я молитвы читаю от себя — женского рода — мне так легче.
А Ваш пример с «одинокой бабенкой на дороге» — очень позабавил…
У Вас великолепное чувство юмора! Это о многом говорит.
Ольга Сергеевна, не хотела я высказывать своего мнения по поводу последних двух строчек, но не выдержала. И у меня сплошь и рядом казусы, Вы знаете. С Верой Николаевной я согласна. Первое: слово уязвлённый диссонирует со словом красота.
Зачем же, оставляя часть души, обрекать эту бедную часть на язвы?
Второе: везде будущее время в надежде на встречу и вдруг… выглядит безпомощно. Может быть так: Там, где я оставила когда-то
часть своей восторженной души.
Или другой вариант. А в целом стихотворение восхитительное . Мне вот никогда так шикарно о природе не написать.
Странно: ещё один человек сказал мне о том, что красота не может уязвлять. А меня это выражение вообще не удивляет. Красота уязвляет и ранит. И не часть, а всю душу.
Анна и в других стихах говорит о себе в мужском роде: https://vetrovo.ru/pero/savinova-kovyl/ . Мне это по душе. Тоже ощущаю своё внутреннее «я» не женским. И, конечно, помимо Анны, о себе так говорят и другие авторы-женщины.
Шестое чувство
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
Николай Гумилёв
1920 г.
Прошу прощения за фривольности поэта.
Да,вечная непреходящая красота уязвляет…это то,что человеку сложно вместить в себя…мир хочет сделать нас рациональными, заглушая в нас чувство прекрасного или притупляя его. И мы, сами того не осознавая, превращаемся в некое подобие «человека в футляре». Вдруг дверца футляра приоткрывается и мы впервые за долгие годы видим свет,и свет причиняет боль нашим глазам,потому что мы отвыкли от света…
Ольга Сергеевна, если красота ранит,то что делают всякие уродливые проявления
природы и жизни? Если ранит доброе, красивое, то здесь замешаны некие завистливые нотки. А впрочем , у каждой поэтической души своё восприятие мира, этим и хороша поэзия. И дело вовсе не в мужском и женском роде, это мелочи.
Нет, ранит неспособность души войти в мир Невыразимого.
На тему мужского и женского вспомнились слова апостола Петра, обращённые к женщинам: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа… (1 Пет. 3: 4). Видите, сокровенный сердца человек, а не женщина, где-то у нас в глубине.
Какой интереснейший получился диспут! А самое интересное в нем : вы все правы! Бывает же такое?! Оказывается бывает! Прочитав Ваши отзывы, увидела, какие у всех красивые души — ни у кого нет желания спорить, просто каждый говорит о СВОЕМ восприятии красоты. Оно разное, и у всех — прекрасное… просто глаза разбежались… И это естественно, ведь Отец Небесный создал безконечное число душ — и они все разные!
Здесь нет ни споров, ни гордого желания настоять на своем… здесь рассказ каждого о красоте… Красота создана Богом ! А вы все в Боге! И на миг почувствовала красоту ваших душ. Это было так радостно!
Слава Богу за всё!
Надеюсь, Вера Николаевна, Вас не слишком уязвила красота наших душ.
Какая Вы » вредная» Ольга Сергеевна!
Я же написала, что в этот миг испытала радость.
Конечно, мы все грешные, но могу добавить, прочитав эти отзывы, — я любила каждУЮ из вас.
А ещё повторюсь, прочитав Вашу последнюю реплику:» Как же мне по душе Ваш юмор!».
Спасибо, Вера Николаевна! Мне тоже по душе этот разговор.