Беседа 2012 года
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12).
…Об отце Романе не хочется говорить лишних слов, потому что вполне достаточно его собственных. В девяностые годы мы покупали в церковных лавках кассеты с портретами задумчивого монаха в чёрной скуфие. Его тихие песни под гитару открывали для нас таинственную красоту духовной жизни, Священного Писания, Церкви, самой России. В этих песнях не было избыточной сладости, а были печаль и любовь к Богу, которая оказалась сильнее любой другой. Затем пришло время поэтических сборников, и оказалось, что на бумаге строчки отца Романа «звучат» не хуже, чем в авторском исполнении, а это нечасто бывает у поющих поэтов. С годами стихи иеромонаха Романа стали менее эмоциональными, но более ясными, прозрачными, совершенными по мысли.
* * *
Растленье духа не врачуют годы.
Неисцелим презревший врачевство́.
И старость, семенящая за модой,
Уничижает наше естество.
Любое время — слово жизни-песни.
Осмыслив песнь, уже не отвращусь
Морщин ли, седины или болезни:
Безблагодатной старости страшусь!
Иеромонах Роман
9 января 2012
Скит Ветрово
— Отец Роман, Ваши слушатели и читатели знают, что Вы много лет живёте на Псковщине, в скиту Ветрово. Расскажите, пожалуйста, об этом ските поподробнее. Где он находится? Какая природа его окружает? Что за храм, что за дома в этом скиту?
— Уже и не припомню, когда здесь поселился. Раньше тут был хутор, стояло несколько домов. По приказу свыше заставили всех перебраться в центральное село. И только лесник не мог разобрать свой дом: строил он его на совесть, из отборного леса, на шипах. Пришлось ему продать этот дом отцу Досифею — великому подвижнику. Когда он утонул, дом этот выкупил у его дочери отец Никита, а лет через десять, уже у отца Никиты, купил я. Место очень уединенное, попасть в скит можно только на лодке, а зимой надо идти лесом и болотом. До ближайшей деревни три километра, а через пять километров, вниз по течению, есть еще несколько домов. Река, болота, лес, дом, Храм — и никого вокруг до горизонта. Полнейшее уединение! Разве это не Милость Божия?
— В Ваших стихах состояние лирического героя часто раскрывается через образы природы. Что для Вас природа? Зеркало, в котором отражается душа? Свидетельство Божиего присутствия в мiре?
— Зеркало всегда отражает то, к чему направлено. Красота Божьей природы — последняя нить, связывающая человека с Богом. Как-то в поезде пожилая попутчица обратилась ко мне: «Человек я абсолютно нецерковный, очень люблю быть в лесу, чувствую его, мне там хорошо». Я ответил, что лес — ее последняя соломинка, и, если она не заменит Творца тварным, то придет к Богу. Очень надеюсь, что так и произошло.
— Мы живём в городе, где почти нет деревьев, и даже небо видно с трудом. Чем можно утешиться городскому жителю, который так хочет, но почти никогда не может вырваться за город?
— Без деревьев прожить можно, вспомните святого Иоанна Крестителя. А вот небо ничем внешним не заменить. Но как бы оно ни было прекрасно, Царство Божие внутри нас. Мне трудно представить себя живущим даже в селе, не то, что в городе, но даже в городе смог бы выжить — в домике возле Храма.
— Издалека трудно судить о жизни деревни. В книгах мы читаем о том, что деревня вырождается, что поля стоят непаханные, дома — заколоченные, а немногочисленные жители спиваются. Так ли это на самом деле?
— К великой скорби, это так. Однажды поехал к знакомому иерею, он служит в сорока-пятидесяти километрах, если по прямой. Взял с собой фотоаппарат и поехал. Проехали большой поселок, стоят каменные двухэтажные здания, многие без окон, без дверей. Редко где за стеклом увидишь занавеску — жизнь еще теплится. Про коровники и говорить нечего — одни стены. Нафотографировался… потом отлеживался не один день. Всюду ли так? Нет, под городом Остров построена хорошая ферма. Все новенькое. В Пскове диктор телевидения, не без гордости за «процветающую Псковщину», объявил, что на той ферме будут разводить модифицированных коз — с человеческими генами… Уж лучше разруха, чем современное людоедство.
— И в то же время говорят о том, что в России происходит духовное возрождение, что люди потянулись в храмы. Наблюдаете ли Вы это возрождение? Идут ли люди в глубинке к исповеди и Причастию?
— В городских Храмах приток верующих более заметен, а в деревнях беда, не всякий и выживет на пенсию. Коров никто не держит, продукты все, кроме картошки, из магазина, а еще нужно отрывать от пенсии на дрова. Две машины дров — это несколько пенсий. Отпевание — самая распространенная треба. Трудно говорить о духовном возрождении в вымирающих деревнях.
— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о том, что Вы читаете.
— Сейчас читаю А. П. Лебедева «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви». Очень отрезвляет деятельность некоторых императоров! Один самовластно канонизирует своего покойного сына-отрока, другой — своих покойных жен, строит и посвящает им храмы (причем одна была злого нрава и непотребного поведения), третий хотел поставить Патриархом своего сына — 12-летнего отрока, и поставил, как только ему исполнилось 16 лет. Никому в Византии скучно не было. И турки не просто так объявились.
— Что Вы считаете неприемлемым в современной «православной литературе»?
— Вот и Вы прибегли к кавычкам, говоря о современных изданиях. К сожалению, не только в обычных магазинах невозможно купить продукты без вредных примесей. Все нужно просеивать, просеивать и просеивать! Часто видишь, как желаемое выдают за действительность. И что только не пишут! Вот, процитирую на память высказывание одного архиепископа о своем духовнике: «… это был непревзойденный духовник!» Не о танцоре же речь! Вслушайтесь, сколько гордыни в этом слове — «непревзойденный»! Уж какие раньше были духовники и старцы — никто так о них не писал. Может, опасались, что придет некто и превзойдет? Потеря трезвости — бедствие современных писателей. А какие названия! «Записки бывалого монаха»!
— Отец Роман, скажите, пожалуйста, несколько слов о книге «Моления на озере» святителя Николая Сербского. Близка ли она Вам?
— Люблю Сербию, переживаю за ее народ, не хотел бы никого задеть неосторожным словом, но раз спросили — отвечу: именно к этой книге душа не легла.
— А какое произведение сербской литературы Вам близко, и чем?
— Никакому автору не выразить душу народа так, как это делает народная песня. Осенью были в гостях у молодого священника, отца Бояна. Когда его матушка Сашко стала петь сербские народные песни, песни-притчи, песни о Косово, сердце сжалось от боли за этот народ: плачет Сербия в этих песнях.
— Какой образ жизни должен вести человек, который считает себя писателем, поэтом? От чего воздерживаться, к чему стремиться?
— Христианину подобает христианский образ жизни, кем бы он ни был — писателем, поэтом. Всем даны Заповеди Христовы, никто не имеет привилегий на их нарушение. Воздерживаться нужно от всего, что питает и разжигает страсти. Каждый творческий человек должен свое творчество сделать сетью для утопающих, а не паутиной для собирания жертв охотнику за душами. Нужно помнить, что все возвращается на нас, и возвращается седмерицею. Растлевающий растлевает в первую очередь себя.
— Отец Роман, а как узнать — есть ли благословение Божие на твой труд?
— Господь благословляет собирать, а не расточать, восходить, а не нисходить. Если наш труд соответствует собиранию и восхождению — мы делаем Божье дело. Но ведь мы то собираем, то расточаем, то восходим, то кубарем скатываемся — человек очень слаб, ничтожен и жалок, когда надеется на себя. Сейчас век прелести. Жить нужно как можно проще, проверяя свои труды и поступки голосом совести.
— Как Вы думаете, может ли существовать творческий блуд? Например, когда художник создаёт несколько произведений на продажу и попутно пишет то, к чему по-настоящему лежит его душа?
— Блуд, блуждать — однокоренные слова. Когда художник пишет на продажу и не прилагает сердца, он превращается в ремесленника. Можно ли с соринкой в глазу любоваться красотой природы? А когда в глазах одни денежные знаки, как отобразить эту красоту?
— Отец Роман, можно ли научиться видеть красоту и осмысленность в самых обыденных, повседневных делах и предметах?
— Кажется, японская поговорка гласит: «Трудно отыскать черного кота в темном углу, особенно когда его там нет». Обыденные повседневные дела и предметы очень разнообразны. Не посоветовал бы ежедневные будни превращать в праздники, иначе праздники станут буднями. Будни — наше крестоношение, где праздники — кратковременная передышка. Никакая картина не заполняется одной краской, в противном случае, она превратится в псевдопроизведение. Человечество уже «осчастливлено шедевром» — черный квадрат.
— Можно ли сказать, что жизненный путь человека, в том числе монаха, — это своего рода творчество?
— Мы все пишем величайшую поэму своей жизни. Жизнь каждого человека — его самое правдивое произведение, даже если по жизни он прошел закоренелым обманщиком.
— Много лет назад в одной из песен Вы сказали: «Виделась в чёрном моя Родина». Россия по-прежнему видится Вам в траурных одеждах?
— Да, для радости очень мало поводов. Тучки все ближе и ближе, чернее и чернее. Безбожники, язычники, сектанты всех мастей, сатанисты, антинародная власть, ветхозаветный плен, враждебность соседей — длинный перечень. Да и сами себя уничтожаем всяким зельем и пойлом. По-человечески — выхода нет, тупик! Что можем сделать? Искать выход, главное — поднять глаза и воздеть руки: «Горе́ имеим сердца!» Что невозможно людям, возможно Богу.
— Мы не сомневаемся в том, что монашество горячо молится за Россию. Но могут ли помочь России наши мiрские молитвы? Мы и на словах сосредотачиваться не умеем, и ленимся, и вообще — совсем другим занимаемся…
— Как бы сказали сербы: «И ми такође!..» Но для того, чтобы горячо молиться, сначала надо стать монахами. Монашествующих сейчас много, а кто из них монахи — один Господь знает. Мы порою очень похожи на ряженых… Все мы больны, очень больны!
Русская народная линия
24 января 2012
ув.о,Георгий, речь шла не о том, что народ во всем виноват, а в том что и он ТОЖЕ виноват. (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 11:59)
Г.С.: Распяли царя – тоже виноват, не распяли бы – тоже виноват. В этом заключается Ваша глубокая мысль?
«Ирина18 октября 2015, 11:11: «Есть многие любители приплетать Пушкина в ряды безбожников и матерщинников. Как будто это оправдывает их собственные грехи. Между тем поэт был духовным, и глубоко духовным человеком. Просто, в отличие от обычных людей, каждый его чих, каждое движение, каждый малый и великий грех стали достоянием всех и разобраны по косточкам».
Есть многие любители приплетать Шнурова в ряды безбожников и матерщинников. Как будто это оправдывает их собственные грехи. Между тем поэт был духовным, и глубоко духовным человеком. Просто, в отличие от обычных людей, каждый его чих, каждое движение, каждый малый и великий грех стали достоянием всех и разобраны по косточкам.
Помилуйте, Владимир! Кто приплетает Пушкина в ряды безбожников и матерщинников? Он сам себя в них вплёл. А обвинять читателей его стихов в том, что Пушкин – матерщинник, это и есть возложить вину преступника на жертву – чистейшей прелести чистейшее «еврейство».
Владимир, Вы ошибаетесь, говоря, что верующие люди не читают Пушкина: недавно его даже предлагали причислить к лику святых вместе с Достоевским, причём предложение исходило именно от церковных людей, священников. Эйфория вокруг Пушкина в кругах верующих людей очень велика: по-видимому, он является для многих оплотом «высокого», нравственного искусства. Думаю, это говорит о заштампованности сознания, потому что краеугольный камень верующего человека — совсем иной. Или о том, что верующие люди только называются верующими.
Да, покаяние глубоко «интимно» (лучше не интимно, а сокровенно), но настоящая поэзия — это открытие сокровенного. Никому не нужны слова о пустом и поверхностном. И в этом и есть сила стихов отца Романа — он не развлекает, а заставляет читателя вглядываться внутрь себя самого. Если бы он при этом не открывал личного, ничего бы не получилось: откровенность за откровенность.
«Просто, в отличие от обычных людей, каждый его (Пушкина) чих, каждое движение, каждый малый и великий грех стали достоянием всех и разобраны по косточкам. А если бы наши исповеди были распечатаны везде, чего бы там только не нашлось, и как бы все ужаснулись». Они стали достоянием всех, потому что он сам всем об этом сообщил, а не потому, что кто-то заглядывал к нему в будуар и потом вещал об этом в СМИ. Что написано пером, того не вырубишь топором. Я не Пушкин, но и мне приходится сожалеть о написанном, и, сколько ни кайся, это стало достоянием определенного круга людей. Что касается «распечатанных исповедей», то некоторые писатели именно так и работают и пользуются большим успехом. Если бы мы с Вами умели облекать свою исповедь в высокохудожественную форму, то, может быть, тоже не устояли бы. Впрочем, если исповедь — это подлинное покаяние, это могло бы быть полезно. Если же это смакование греха — печально.
Владимир, будем благодарны за хорошие материалы с критикой Шнура и Собчак — Вы можете попробовать написать сами или прислать что-то, написанное другими и заслуживающее внимания.
Кстати, в ответ на поэтическое «протягивание руки» митрополита Пушкин написал: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это право большая удача. А. П.» (ХIV, 57). (Как будто поэт сам не христианин и не русский.) Слова Ирины о том, что «есть многие любители приплетать Пушкина в ряды безбожников и матерщинников» странны: его не нужно приплетать, он матерщинником был. «Между тем поэт был духовным, и глубоко духовным человеком» — видимо, только потому и матерился, чтобы скрыть свою духовность. Так сказать, юродствовал!
Кстати, в ответ на поэтическое «протягивание руки» митрополита Пушкин написал: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! — это право большая удача. А. П.» (ХIV, 57). (Как будто поэт сам не христианин и не русский.) Редактор, , 11.10.2019 в 13:05
Рискуете попасть под раздачу «еретика» Геннадия, уважаемая Ольга Сергеевна. Он может посмотреть, что написано у Пушкина сверху и что написано у Пушкина снизу этих слов, и сделать вывод, что Вы обрезываете цитаты.
«видимо, только потому и матерился, чтобы скрыть свою духовность» У каждого своя мера духовности и бедная вдова положила больше тех, кто клал в сокровищницу большие суммы. Не судите и не судимы будете. К сожалению вы и другие критики предвзято смотрите и потому видите только нехорошее у поэта. А то что кто-то там хочет его прославить, так это глупость, мало ли глупости в наше время. Думаю вашу группу тоже можно обвинить в излишнем почитании о.Романа. Тот отрывок что вы привели о.Романа: ««Но он глядит не на красоты эти, // А в отраженье чёрное своё»; «Опуская ладонь, размываю своё отражение, // И отходят круги, и волнуется свет голубой.» — это простите просто прелесть (конечно у о.Романа есть сильные и хорошие стихи — но этот ужасен).Какие-то круги, вспоминается «беду разведу руками…» «пасы целебные и т.п.» Просто ни о чем стих — простите, бред какой-то в стиле черного квадрата Малевича. Но заметьте, что я признаю другие многие стихи о.Романа сильные духовно (то есть я признаю и хорошее в творчестве о.Романа, что к сожалению нет у критиков Пушкина, которые выбирают тщательно одну гадость и говорят — вот он весь в этом Пушкин, пропащий человек). Так что и о.Роман не идеален, чтобы судить других поэтов, притом великих русских поэтов. Пушкину был дан от Бога поэтический дар побольше чем у о.Романа. о.Роман говорит прописные истины, которые есть в Евангелии, просто облекая их в красивую поэтическую упаковку, Пушкин как поэт сильнее, но содержание его стихов слабее намного, и дух осуждения о.Роман к сожалению не поборол в себе с Божией помощью. Грустно. Вот будут вспоминать об о.Романе после его смерти и скажут — это был поэт который потворствовал травле Пушкина, а так неплохой был поэт, но эта черта его не украшала. Увы.
Владимир, какая прелесть, какие пассы, если речь об отражении в воде?
* * *
Наполняется скорбью душа, как вода темнотою полночною,
Одинокой звезде так понятна моя неизбывная скорбь.
И сижу и гляжу в чёрный омут порой неурочною,
И звезда подо мной, над моей головой, высоко-глубоко.
И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная,
И хлебаю взахлёб то, что в юности сам замешал.
И камыш не шумит, и деревья стоят неприметные,
И до этой звезды лишь один только шаг.
Опускаю ладонь, размываю своё отражение,
И отходят круги, и волнуется свет голубой.
И в святые часы одиночества, изнеможения
Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.
http://vetrovo.ru/napolnyaetsa-skorbiu-dusha/
Что касается «почитания» отца Романа, то этот сайт посвящен его творчеству и был создан именно для публикации его произведений. Тем не менее, отец Роман попросил, чтобы здесь обсуждались и другие темы — для него важно, чтобы почитали не его, а Христа. Если наши авторы критикуют Пушкина, то не потому, что мы хотим таким образом «возвысить» отца Романа, а потому, что считаем эту критику душеполезной.
Владимир, Россия, 11.10.2019 в 13:47: У каждого своя мера духовности и бедная вдова положила больше тех, кто клал в сокровищницу большие суммы. Не судите и не судимы будете.
Г.С.: Уважаемый Владимир, а ведь это к Вам относится.
Владимир: Какие-то круги, вспоминается «беду разведу руками…» «пасы целебные и т.п.» Просто ни о чем стих — простите, бред какой-то в стиле черного квадрата Малевича…
Г.С.: Зачем Вы судите то, что, как видно из этого сравнения, выше Вашей меры духовности?
Владимир: (то есть я признаю и хорошее в творчестве о.Романа, что к сожалению нет у критиков Пушкина, которые выбирают тщательно одну гадость и говорят — вот он весь в этом Пушкин, пропащий человек)
Г.С.: Вот именно, Вы не говорите что-то обобщающее о поэзии отца Романа, а я говорю, что поэт Пушкин – нерусский и неправославный. И если Вы считаете стихи Пушкина православными, согласно привитым Вам в советской школе понятиям ВОР, то Вы заблуждаетесь.
Владимир: о.Роман говорит прописные истины, которые есть в Евангелии, просто облекая их в красивую поэтическую упаковку, Пушкин как поэт сильнее, но содержание его стихов слабее намного…
Г.С.: Вы хотите сказать, что Пушкин как поэт сильнее, но дальше от истин Евангелия, чем поэт о.Роман? Так это и я говорю. Говорю, что поэт Пушкин не просто далёк от Евангелия, но страшно далёк, бесконечно далёк и от Евангелия, и от русского народа. Что Вам дороже, уважаемый Владимир: Евангелие или поэзия, без разницы сильная или слабая?
Владимир: Какие-то круги, вспоминается «беду разведу руками…» «пасы целебные и т.п.» Просто ни о чем стих — простите, бред какой-то в стиле черного квадрата Малевича…
Г.С.: Зачем Вы судите то, что, как видно из этого сравнения, выше Вашей меры духовности?
=
Простите, но в данном стихотворении духовностью и не пахнет. Там душевность , греховная , уныние и об этом надо говорить честно, также как и о плохих стихах Пушкина (есть и неплохие, что Вы и другие критики упорно не хотите признавать). А уж в унынии поверьте я хорошо разбираюсь. И вот это уныние в подобных стихах о.Романа ничуть не лучше блудных и сквернословных стихов Пушкина, которые (подобные скверные стихи — заметьте что осуждая такие стихи, я не осуждаю самого поэта Пушкина — то есть не сваливаю в адскую бездну ВСЕ его стихи — как это делаете Вы и другие неправедные судьи) по пальцам можно пересчитать… Так что не судите и не судимы будете. Вот например: «И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная,» видится что поэт упивается своей печалью, чуть ли боготворит ее. Нехорошее стихотворение. Покаяния в нет нет, одна видимость… Да не обидится уважаемый о.Роман, у него действительно есть хорошие стихи, а этот надо убрать из всех сборников. Он мне напоминает стихи про Мальвину: «пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в чужие края».
«о.Роман говорит прописные истины, которые есть в Евангелии, просто облекая их в красивую поэтическую упаковку, Пушкин как поэт сильнее, но содержание его стихов слабее намного». (Владимир, Россия).
А Александр Сергеевич открыл какие-то новые истины, непрописные? Если — нет, тогда в чем сила его стихов при более слабом содержании? В более красивой «поэтиической упаковке»?
Владимир, между унынием и грустью-печалью (о себе и своих грехах) есть разница. Посмотрите, чем заканчивается стихотворение:
И в святые часы одиночества, изнеможения
Принимаю и пью всё, что послано свыше Тобой.
Бог посылает скорбь за то, что человек в юности сам замешал, и человек с благодарностью это принимает.
Кажется, Вы пародируете одного из наших авторов, критикующего Пушкина.
Поясните, пожалуйста, как Вы отличаете в поэзии покаяние от видимости покаяния (можно на примере Пушкина, его переписки с митрополитом Филаретом). Какие слова в стихотворении «В часы забав…» говорят о подлинном покаянии, а не формальном?
Владимир, Россия, 11.10.2019 в 13:47: Какие-то круги, вспоминается «беду разведу руками…» «пасы целебные и т.п.» Просто ни о чем стих — простите, бред какой-то в стиле черного квадрата Малевича…
Г.С. В комментариях здесь
http://vetrovo.ru/art/tolstaya-kvadrat/
говорилось о духовных истоках «Квадрата» Малевича. О том, что картина навеяна кубической формой тфилина.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BD
И сравнение с квадратом-тфилином стихов отца Романа я даже не знаю с чем сравнить? Придёт же такое в голову…
«А уж в унынии поверьте я хорошо разбираюсь.
И вот это уныние в подобных стихах о.Романа ничуть не лучше блудных и сквернословных стихов Пушкина, которые (подобные скверные стихи — заметьте что осуждая такие стихи, я не осуждаю самого поэта Пушкина — то есть не сваливаю в адскую бездну ВСЕ его стихи — как это делаете Вы и другие неправедные судьи) по пальцам можно пересчитать»…и.т.д
Ну вот, теперь ещё эксперт и по унынию нарисовался…О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
«Вот будут вспоминать об о.Романе … и скажут — это был поэт который потворствовал травле Пушкина, а так неплохой был поэт, но эта черта его не украшала». (Владимир, Россия)
Вряд ли о творчестве отца Романа и его личности будут судить в свете его отношения к Пушкину. Отец Роман и как поэт и как человек имеет собственную ценность.
И как можно «травить» того, кто давно уже в мире ином?
Поскольку все мы здесь православные христиане, предлагаю смотреть на чьё бы то ни было творчестве в свете Евангелия. Сопоставление Пушкина и отца Романа не совсем уместно.
Уважаемый Владимир (Россия) , попытайтесь обосновать свои аргументы и привести примеры осуждения Пушкина , как человека ( т.е личности ).
Поэт Пушкин несомненно был талантлив , но в том то и дело , что кто много имеет с того и спрос больше. Есть только одно правильное употребление таланта — это посвятить талант во Славу Божию. Ведь талант этот не наш , он только дан нам Богом взаймы , а вот куда мы его применим уже зависит только от нас. По плодам их узнаете их (Мф. 7:16) . Сколько Пушкин привёл людей к Богу ? А сколько повёл за собой другим путём т.е от Бога ? Сколько людей своим творчеством привёл к Богу отец Роман ? Я думаю этим , всё сказано.
Совершенно согласен с Вами, Ольга Сергеевна. Так вот, в свете Евангелия поэзия Пушкина должна быть названа – советской.
Уважаемый Владимир из России, можно вопрос? Как по-Вашему, есть ли различие между советским человеком и русским? И в чём оно заключается?
По моему мнению, человек, называющий А.С. Пушкина великим русским поэтом, является советским, а человек считающий, что поэт А.С. Пушкин – советский поэт, является русским человеком.
jув.о.Георгий, понимаете, пока Вы с Божией помощью не победите свое ожесточение и страсть осуждать, Вы к сожалению ничего не поймете… Огромное число обычных батюшек нормально относятся к Пушкину, с уважением, как к великому русскому поэту и наверняка есть такие кто поминают его в молитвах и на Литургии . Ваш путь непродуктивен. Пытаясь обвинить его и как бы в глазах «его падений» возвыситься или о.Романа возвысить — это вызывает противоположную реакцию. Путь осуждения непродуктивен. Вспомните что сказано в Евангелии: «бойтесь осуждать малых сих ибо Ангелы их на Небесах зрят лице Отца Небесного». Так и поэт А.С.Пушкин — малый сий, много ошибался, в чем-то каялся , Господь знает где он сейчас и как ему там, но поминание его недобрым словом с вашей стороны причиняет ему боль и страдание. Вот когда о.Роман умрет и найдутся критики что разберут по косточкам его стихи и дела и будут говорить недоброе о нем, не думаю что о.Роман будет от этого радоваться. Простите, пытался донести до Вас очевидную истину — «не судите и не судимы будете». Вы не знаете — что приобрел Пушкин на данное ему и не можете судить и никто не может, потому что люди не знают ничего даже о себе. Постарайтесь найти в Пушкине что-то хорошее, а бравировать своей русскостью думаю не стоит, у Пушкина ее было больше чем у всех нас.
Уважаемый Владимир, Россия!
Вы упрекаете отца Романа в том, что он просто облекает Евангельские истины в «красивую поэтическую упаковку», а нашу группу в излишнем его почитании. За всю группу ответить не осмелюсь, но за себя хочу сказать Вам: отец Роман никогда не пишет о том, чего сам не пережил, не перечувствовал, не пишет ради рифмы необычной и красного словца. Отсюда глубина его стихов и исповедальность, отсутствие пустословия, неправды, неискренности, лжи. Если в стихотворении «Наполняется скорбью душа…» Вы увидели только «красивую упаковку», значит оно не коснулось Вашей души, не отозвалось сопереживанием. И это совсем не значит, что «стих просто ни о чем», «бред какой-то в стиле черного квадрата Малевича». Просто Вам не пришлось, очевидно,переживать подобное, эту неизбывную скорбь от того, что приходиться пить взахлеб то, что сам в юности замешал, глядеть в этот черный омут своей прошлой жизни, и, всё же, увидеть в нём свет голубой, дающий силы жить, принять и испить всё, что посылается нам Свыше.
В чем же здесь уныние? Скорее, наоборот, несмотря на скорбь, душа стремится к Тому, Кто и есть Жизнь.
За возможность читать сердцем стихотворения отца Романа, прикоснуться к тому, чего сама пока испытать, осознать, оценить не умею, за глубокую исповедальность и чистоту я и почитаю отца Романа, люблю его стихи (и не только стихи, прозу тоже).
А что можно прочитать сердцем у А.С. Пушкина? Он и сначала, и потом — поэт, писатель, литератор. Отец Роман — священник и только потом поэт, но поэт от Бога, и в стихах его нет уныния, а только скорбь и сокрушение о своих и наших грехах.
Спасибо, что «выслушали» моё мнение, удачи Вам!
Спасибо, Людмила, Вы всё верно сказали.
Травят и после смерти. Пример Пушкина А.С. перед нами. И это более, чем прискорбно, когда люди православные пытаются выбить из-под русского народа краеугольный камень. Ещё более прискорбно то, что они НЕ ХОТЯТ осознать пагубности своих действий. И более того, берут грех осуждения на себя человека, сделавшего столь много для современной русской культуры и языка, покаявшегося и причащённого. Которого давно уж нет. Ай да «молодцы».
Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека. И в этом плане не лишне напомнить современным гонителям Пушкина: вы все вышли оттуда, из великой русской культуры. Вы пользуетесь русским языком, в который Пушкин вложил столько, что вам даже крохи от того не сделать. Вы пользуетесь всю вашу жизнь, до сего дня достижениями великой русской культуры, основы которой закладывал и Пушкин в том числе. Но попользовавшись, вы как плохие дети судите-рядите их, стараетесь быть святее папы римского. Это очень плохо поливать грязью своих учителей.
В продолжение приведу китайскую легенду. Мальчик очень рано остался без родителей и его взял к себе в дом аптекарь. Аптекарь был злой человек, бил и оскорблял мальчика, заставлял его много работать. Мальчик решил: убегу, научусь хорошо драться, приеду и изобью хозяина до смерти. Так и сделал, сбежал от аптекаря, нашёл учителя и стал мастером кулачного боя. И поехал в свой городок, навестить аптекаря. С богатыми подарками. Те, кто знал его судьбу, очень удивились: «он ведь так жестоко с тобой обращался.!» На что молодой человек ответил: «Если б он так не делал, я бы не стал таким знаменитым мастером».
Вы даже не понимаете, что поэт, тем более такой как Пушкин, это своего рода антенна, собирающая и концентрирующая сигналы от многих и после обработки передающая их. Пушкин писал матерщиннные стихи? Но что бы вы не говорили, матерный русский язык существует не один век. Им пользуются подавляющее большинство. Мы не говорим о том хорошо это или плохо. Мы говорим о том, что это есть. И Пушкин как исследователь русской жизни (а таких гигантов в русской истории единицы) собрал это и воплотил в стихи. Неблагозвучно? Какие уж мы есть.
jув.о.Георгий, понимаете, пока Вы с Божией помощью не победите свое ожесточение и страсть осуждать, Вы к сожалению ничего не поймете… (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 19:22)
Г.С.: Вы понимаете, что этими словами Вы запрещаете мне что-либо понимать? Впрочем, сейчас это обычное дело – словами о гуманности и любви покрывать всякую гнусность.
jув.о.Георгий, понимаете, пока Вы с Божией помощью не победите свое ожесточение и страсть осуждать, Вы к сожалению ничего не поймете…
Г.С.: А на мой взгляд, всё наоборот, пока с Божией помощью не поймешь – победить не сможешь. Что с Вами и случилось, уважаемый Владимир.
«отец Роман никогда не пишет о том, чего сам не пережил, не перечувствовал, не пишет ради рифмы необычной и красного словца. Отсюда глубина его стихов и исповедальность, отсутствие пустословия, неправды, неискренности, лжи.»
Уважаемая Людмила. Скорбь большую в жизни испытывал, но не лобызал ее как о.Роман, а с отвращением воспринимал ее и то что было с ней связано. А здесь именно утонченное духовное или душевное сладострастие — наслаждение скорбью и еще выставление этого напоказ. И что-то от душепагубного актерства, о котором говорил св.Игнатий Брянчанинов.
Теперь о других стихах о.Романа (чтобы не думали что они безупречны). Вот например такое двустишие общеизвестное : «Радость моя мой единственный друг». Если вдуматься — так это ложь. Друг не может быть единственным. Значит вовсе не друга имеет ввиду о.Роман. А кого же? Да это обращение к читателю. Каждый читающий считает себя единственным другом о.Романа. Но ведь такого не может быть. Значит что это — сладкая ложь, душевность, поэтический прием, обман, иллюзия и все берет свое начало у Пушкина. Да, многое взял о.Роман у Пушкина и неблагодарно отблагодарил его благословением на поношение и пляску на его костях. А удачи мне желеть не надо — так как удача — имя беса (но Вы об этом не знали). Спаси Вас Господь.
«Травят и после смерти. Пример Пушкина А.С. перед нами».
(Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19)
Хоть Вы для меня, как и я для Вас, уважаемый Владимир Иванович, остаётесь напёрсточником, но истина дороже. Не могу молчать.
Басня Крылова «Сочинитель и Разбойник»
https://azbyka.ru/fiction/basnya-sochinitel-i-razbojnik/
не книга В. М. Острецова «Масонство, культура и русская история».
https://www.e-reading.life/book.php?book=1032806
Намного короче. Может, прочтёте на досуге.
Согласно басне в ад попадают, грабитель-душегуб, при жизни промышлявший “по большим дорогам”, и писатель, который, как говорит баснописец, «Тонкий разливал в своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен, И, как Сирена, был опасен». И далее по тексту.
Так вот, моя мысль может показаться для Вас диковинной, но постарайтесь её обдумать. Критика А.С. Пушкина не как личности, но как поэта приносит ему сейчас как личности великую пользу!
Неужели Пушкину нужны сейчас славословия? Неужели от величания поэта «пророком» его душе на том свете делается легче? Едва ли ошибусь, если предположу, что там ему от прозвища «великого и гениального» не горячо и не холодно. Или всё же ошибусь? Или всё же его душе скорее горячо, чем холодно, от именования его учителем и пророком? Почему так? Потому что спрос с такой души особый — пророческий.
Я не сужу раба Божия, я сужу поэта, а также те мнения, что выросли вокруг его творчества непроходимыми лесами предрассудков и небылиц. Эти мнения стоят столь плотной стеной, что все будто по команде, будто загипнотизированные твердят: поэт Пушкин — верный христианин. И попробуй кто возразить — вся «русская» культура ополчится на инакомыслящего. Пусть ополчается. Не страшно. Потому что эта культура, как было сказано в статье о творчестве Белинского, давно перестала быть русской. Культура, которая провозглашает поэта Пушкина своим пророком и учителем, не может быть русской. Почему? Да потому что подлинная русская культура вся выросла из Церкви и церковного богослужения. Русская культура — это культура возделывания Древа послушания — Креста. Пушкинской же культуре лучше называться советской, а ещё лучше — потешной культурой, и не присваивать себе имени русской. Иначе выходит путаница и ложь.
Пушкин писал матерщиннные стихи? Но что бы вы не говорили, матерный русский язык существует не один век. Им пользуются подавляющее большинство. Мы не говорим о том хорошо это или плохо. Мы говорим о том, что это есть. (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19)
Архиепископ Никанор: Даже у язычников такие дела считались постыдными (pudenda), а речи в обнаженных подробностях невозможными. Увы! Наш поэт всякую нечистую свою мысль выражал вслух всего света. Всякое нечистое чувство выражал в слух всего света. Увы! Даже нечистые дела изображал перед лицом всего света. И наш свет всему этому начал рукоплескать! Это постыдно в глазах всего мipa; но в глазах нашего, увы! русского, увы! православного мipa нет, непостыдно, это красиво, это даже, по мнению некоторых (например, Владимира Ивановича из Абазы. — Г.С.) , – страшно сказать, – высоко-нравственно, понеже природе верно.
Владимир Иванович:»И более того, берут грех осуждения на себя человека, сделавшего столь много для современной русской культуры и языка, покаявшегося и причащённого. Которого давно уж нет. Ай да «молодцы».
Владимир где грех осуждения ? Покажите на примере . Вы путаете грех осуждения с рассуждением. Кто сказал , что Пушкин такой- сякой ? Обсуждалась поэзия Пушкина и её влияние на умы.Хотя сам Пушкин не стеснялся выносить свои пороки на публику.
Владимир :»И это более, чем прискорбно, когда люди православные пытаются выбить из-под русского народа краеугольный камень.»
Вообще -то для христиан Краеугольный Камень -это Христос .И если у русского народа другие краеугольные камни, то да , их необходимо выбивать.
«Вы даже не понимаете, что поэт, тем более такой как Пушкин, это своего рода антенна, собирающая и концентрирующая сигналы от многих и после обработки передающая их.»
А вот тут вы правы .Но что это за сигналы ? И кто их передаёт ? Разгадка в Ваших же словах: концентрирующая сигналы от МНОГИХ… Вообще человека работающего для Бога , даже очень талантливого нельзя назвать гением. Гений — это уже некое притязание на место Бога . Гениальность питается не из божественных источников, потому что, где гений ( заметьте часто пишется с большой буквы ) там дух гордости. Одно из значений слова гений википедия: Гений — в римской мифологии духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности.
Вы говорите ,что, поэт перед смертью покаялся , да это даёт надежду на спасение. Дай Бог. Но стихи его остались те же , что он писал до покаяния , пропитанные духом гордости. Вы же цените Пушкина именно за стихи , а не за покаяние? Если за покаяние , тогда стоит перечеркнуть стихи , если за стихи , тогда перечёркивается его покаяние.
Владимир, как редактор стихов отца Романа могу сказать Вам, что случайных слов в поэзии отца Романа действительно нет. Если он сказал «единственный друг», значит, обращался к единственному другу. Другой пример: в недавно написанном стихотворении «Неприкаянность» отец Роман обращается к «неведомому другу», то есть действительно к читателю: http://vetrovo.ru/neprikayannost/ Друг может быть единственным, точно так же, как может быть единственным муж, жена, отец, мать, сын, дочь. Но считать, что слова, сказанные в стихотворении, обращены именно к нему, естественно для любого читателя. Когда мы читаем слова того же Пушкина «Пора, мой друг, пора», мы тоже можем считать, что они обращены к нам, хотя стихотворение было обращено к жене поэта. Мы не знаем, к кому именно могли быть обращены слова «мой единственный друг», но наше незнание не делает эти слова ложными.
Владимир, мне, возможно, знакомо то отвращение, о котором Вы пишете, только оно не к скорби, а к своему отражению. По поводу этого отвращения мне приходилось слышать на исповеди, что это от гордости. А вот принимать и пить всё, что послано Господом — начало смирения, примирения с собой, стяжания мира.
Владимир, поскольку я здесь редактор, прошу Вас уважительно говорить об отце Романе и критиковать его творчество спокойно, аргументированно и без злобы. Приводите конкретные строчки, будем разбираться, это будет полезно и мне в том числе. Если Вы не выполните мою просьбу, мне придётся удалять Ваши сообщения — мы здесь у себя дома и должны следить за чистотой.
Сейчас нахожусь в дороге и, скорее всего, не смогу ежедневно отвечать на комментарии, за что прошу прощения. Уважаемые читатели, если понадобится, поддержите, пожалуйста, разговор с Владимиром, но только в мирном духе.
«Пушкин писал матерщиннные стихи? Но что бы вы не говорили, матерный русский язык существует не один век. Им пользуются подавляющее большинство. Мы не говорим о том хорошо это или плохо. Мы говорим о том, что это есть. И Пушкин как исследователь русской жизни (а таких гигантов в русской истории единицы) собрал это и воплотил в стихи. Неблагозвучно? Какие уж мы есть». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19)
Мы ели, есть и будем есть. Ленин жил, жив и будет жить. Только не надо христиан сюда примешивать и себя за христиан выдавать.
Владимир: «Скорбь большую в жизни испытывал, но не лобызал ее как о.Роман, а с отвращением воспринимал ее и то что было с ней связано».
Как Вы думаете, Владимир, скорбь, как и радость, нам Бог посылает? Как Вы думаете , бывает ли скорбь для человека полезней, чем радость ? Как Вы думаете, если это так, то как отнестись к этой скорби? Принять с благодарностью и лобызанием или с отвращением и попытаться побыстрей забыть?
Скорбь, в отличие от уныния, глубокое, святое чувство. Когда Христос умер на Кресте, Его Матерь скорбела, а не унывала.
Ув.Редактор. Вы пишите «прошу критиковать его (о.Романа) творчество спокойно, аргументированно и без злобы»
Именно так я и делаю, и прошу вас — критиков Пушкина о том же по отношению к Пушкину. Вы стараетесь оправдать о.Романа и обвинить Пушкина. Почему? Ведь я же правду сказал о лжи в тех строках о.Романа. Никакого единственного друга у него не было. А если и был — то в воображении и даже если в воображении, это уже неправославные стихи, так как православным свойственно иметь много друзей или даже братий и сестер. Господь сказал : «Вы Мои друзья если исполняете повеленное вам». Заметьте друзья. То есть по меньшей мере данный стих о.Романа неправославен , а насчет лжи, пусть сам о.Роман скажет кого он имел ввиду под этим другом.
Дальше насчет «лобызания скорби». Есть такие люди которые поедают то, что выходит из них, это называется копрофагией и т.п. Так вот есть такие же духовные выделения греха и лобызать их — это дело греховное. Лобызать (целовать) надо иконы и ближних своих. Если о.Роман духовный человек он нормально восприимет то, что я ему сказал, а если ему важно возвеличить себя и выгородить безгрешным, тогда конечно любое несогласие с ним вы можете блокировать (боясь критики и не любя Истины — Господа Иисуса Христа — ибо всякая ложь не от Него и тот стих о.Романа тоже). Если вы здесь поносите великого русского поэта Пушкина , то думаю выслушать вежливые и корректные замечания к творчеству о.Романа тоже было бы правильным.
«Есть такие люди которые поедают то, что выходит из них, это называется копрофагией и т.п. «Даже цитировать не хотела , но пришлось . Простите Владимир , это вы не по адресу обратились , это уже врачебная практика.
Владимир, обратите внимание на то, что Вы общаетесь со мной, а не с отцом Романом, поэтому, если кто-то здесь чего-то и боится, то никак не он. Мы не в суде, и отец Роман не обязан докладывать Вам, к кому он обращался, как к единственному другу. Православные не обязаны иметь много друзей — они могу избрать монашеский путь и предстоять пред Богом в одиночестве. Скорби и болезни посылаются нам Богом, и тот, кто принимает их с благодарностью, получает благо — так учат святые отцы. Если Вы знаете стихотворение о лобызании духовных выделений греха, приведите его здесь. В этом стихотворении таких слов нет, а всякая ложь, как Вы говорите, не от Бога. Если Вы считаете, что кто-то здесь оболгал Пушкина, обратитесь к этому человеку лично, а не умножайте грех, прибавляя к его лжи свою.
«Если Вы знаете стихотворение о лобызании духовных выделений греха, приведите его здесь.»
Это надо понимать духовно. О.Роман, если конечно не впал в прелесть самоправедности и безгрешности поймет о чем тут речь.
В любом случае ДУХОВНЫЙ человек не будет осуждать и поощрять осуждение и благодарить о.Георгия за грязную статью и не одну.
Наши старцы — о.Николай Гурьянов, о. Иоанн Крестьянкин, о.Илия из Оптиной Пустыни — они хоть слово плохое о Пушкине сказали? Они просто не замечают его. А вот о.Роман заметил — что говорит, что он от мира этого, как не пытается доказать и представить всем свою неотмирность.
Глубоко разачорован в о.Романе, читая его стихи думал, что он человек духовный, а теперь вижу, что это одна видимость. Осуждение и покаяние (певец покаяния) несовместимы.
В стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье» тоже ничего не говорится о блуде, который вы и другие критики выдумали. Вы (критики) постоянно что-то выдумывает за поэта, и свои грязные мысли приписываете ему. Мне думается у поэта было чистое чувство благоговения перед красотой той женщины, которая кстати стала монахиней ( и ее злые критики на этом сайте тоже облили грязью) , а значит воздаяние славы Богу, создавшему эту красоту. Как и вся ваша ложь, что будто бы кинувший перчатку в гроб Пушкина тем ознаменовал его Пушкина масонство, все ваши лживые и нелепые обвинения (если в гроб кого-то ваш например пьяница бросит бутылку — это будет значить что вы пьяница? ) .
«Так вот есть такие же духовные выделения греха и лобызать их — это дело греховное.» Круто! У греха есть духовное и если в нём копнуть поглубже то доберешься до выделений.А потом еще и лобзать это! Монах запекающий в пост яйцо на свече — нервно платочек в руках теребит.
««Так вот есть такие же духовные выделения греха и лобызать их — это дело греховное.» Круто! У греха есть духовное и если в нём копнуть поглубже то доберешься до выделений.А потом еще и лобзать это! Монах запекающий в пост яйцо на свече — нервно платочек в руках теребит.»
Александр, вот здорово Вы придумали. )) Смешно.
Вы тоже «зол» на местных «безгрешных небожителей»?
Не надеюсь быть услышанной Вами, Владимир, раз уж Вы не услышали Марину, которая объяснила все просто и доходчиво. Но тем не менее попытаюсь.
Вы говорите: «Так вот есть такие же духовные выделения греха и лобызать их — это дело греховное.»
Как из греха может выделяться что-то духовное? Грех порождает только грех. А если Вы его и имели ввиду, то разве о лобзании греха говорится в стихотворении? В нем сказано: » И лобзаю лобзаньем тебя, грусть-печаль несусветная». Эта грусть-печаль — от осознания своей греховности. Осознание — это пераый шаг к покаянию, а через него — к очищению. Лобызать свою скорбь это не значит — упиваться состоянием скорби, получая от этого извращенное удовольствие. Это значит — быть благодарным Богу за то, что Он послал эту скорбь как горькое, но всё-таки лекарство, как «вино очищенья» (отец Роман).
Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19
Травят и после смерти. Пример Пушкина А.С. перед нами. И это более, чем прискорбно, когда люди православные пытаются выбить из-под русского народа краеугольный камень.
Что говорите Вы, Владимир Иванович? Неужели не знаете, что краеугольным камнем в Писании назван Христос?
«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»(Мф. 21:42)
«Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28:16).
«Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека».
Что такое светская духовность? Не то ли, что святитель Игнатий Брянчанинов называет плотским мудрованием — образом мыслей о Боге и обо всем духовном, заимствованным человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия?
Не потому ли и заповедано: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо ВСЕ, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. ( 1Ин. 2:15-17)
Пушкин писал матерщиннные стихи? Но что бы вы не говорили, матерный русский язык существует не один век. Им пользуются подавляющее большинство. Мы не говорим о том хорошо это или плохо. Мы говорим о том, что это есть. И Пушкин как исследователь русской жизни (а таких гигантов в русской истории единицы) собрал это и воплотил в стихи. Неблагозвучно? Какие уж мы есть.
А вот ценитель русского слова, как святыни дарованной Богом – Василий Ирзабеков утверждает, что русского матерного языка не существует. Мерзкие, скверные, хульные, ругательные слова занесены языческими ордами, которые, покоряя Русь территориально, но, не сломив морально, били по самому больному для русского человека – по тайне Боговоплощения, глумясь над Приснодевством Пресвятой Богородицы.
Вдумайтесь в слова Христа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36)
За каждое праздное слово. А Вы хотите оправдать скверну и хулу, собранные в рифмы…
P.S. Знаете, Владимир Иванович, примерно год назад на сайте велась дискуссия о выступлении в России одной сатанинской рок-группы. Тогда здесь объявился некто Сирениус и обозвав всех мракобесами заявил, что давно слушает «музыку» сих «исполнителей», но сатанистом не стал. Спустя время, уже в другом обсуждении, этот человек, смеясь над «мракобесами», усвоил себе ник «баал зебул», то есть вельзевул.
Вот так высокоумие и мудрость века сего, по слову отца Романа, довело до поклонения демону.
Владимир, Россия, 12.10.2019 в 14:30. «Мне думается у поэта было чистое чувство благоговения перед красотой той женщины, которая кстати стала монахиней». И в каком монастыре подвизалась? «..и ее злые критики на этом сайте тоже облили грязью». Кроме самого А.С., никто ее грязью не обливал. Ко всему прочему, вот еще один его о ней лестный отзыв: «Ты мне переслала записку от M-me Kern; дура вздумала переводить Занда, и просит, чтоб я сосводничал её со Смирдиным. Чёрт побери их обоих!» (Пушкиной Н.Н. 29. 09.1835). Такая вот изнанка у гностического «благоговения».
Людмиле Николаевной.
«Лобызать свою скорбь это не значит — упиваться состоянием скорби, получая от этого извращенное удовольствие. Это значит — быть благодарным Богу за то, что Он послал эту скорбь как горькое, но всё-таки лекарство, как «вино очищенья» (отец Роман).»
А вот здесь ВЫ уже неправы. Лобызать — это именно упиваться этим, т.е. скорбью, и слова о.Романа «вино очищения» — лишнее тому подтверждение. Грех рождает скорбь , это как бы выжимки греха — его квинт-эссенция и вот это о.Роман лобызает, целует и упивается ею (вино). Так что это неправославное понимание. Подобное понимание есть у католиков. Стигматы и т.п. По крайней мере это далеко от святых отцев. Никто из святых отцев не лобызал свою скорбь. Понятно, что вам и другим почитателям о.Романа хочется во что бы то ни стало оправдать любой промах о.Романа. Но у него много других замечательных стихов и ваши старания — это как лесть и неправда. Ошибся человек — значит надо признать: ошибся. Пушкина же вы не жалеете ничуть.
Кроме того от подобных стихов (именно от этого) веет унынием. А уныние смертный грех как и блуд. о.Роман насчет осуждения Пушкина на своем сайте мог бы посоветоваться с духовным лицем (понятно что нас с Владимиром Ивановичем он в счет не ставит — чернь из толпы), но равные ему есть же или он выше всех ныне живущих отцев? Хотя бы со старцем Илией Ноздриным посоветовался: «правильно ли что мы поносим Пушкина и его творчество на нашем сайте?»
Владимир Россия.
Читая Ваши «толкования» стихотворений отца Романа, невольно вспоминается услышанная несколько лет назад по ТВ история.
Одной из современных писательниц, когда она еще училась в школе, задали написать сочинение на тему: «О чём думал Валентин Катаев, когда писал повесть „Белеет парус одинокий“?», Поскольку Катаев был то ли соседом, то ли другом семьи, девочка обратилась с просьбой написать сочинение непосредственно к нему. Результат — двойка за сочинение с припиской учительницы в тетради: «Катаев думал совсем не об этом!
Так вот, в стихотворении «Радость моя» говорится о состоянии духовной радости, радости по Богу, а не о человеке. И эта радость и есть единственный друг монаха.
Что желаете показать подобными словами:
«В стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье» тоже ничего не говорится о блуде, который вы и другие критики выдумали. Вы (критики) постоянно что-то выдумывает за поэта, и свои грязные мысли приписываете ему». — меру собственной безграмотности?
«Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую я на днях…. » ( непечатное выражение) — это письмо Пушкина Соболевскому от февраля 1828 года есть в собраниях его сочинений.
Думаете огорчить отца Романа своим разочарованием в его творчестве?
Так чем трубить на весь свет о своих разочарованиях, поведайте лучше чем сами осчастливили человечество?
Владимир, Россия, 12.10.2019 в 19:07
Как пишет один из комментаторов на сайте РНЛ — учите матчасть.
» Он (инок) с радостию приемлет и ЛОБЫЗАЕТ всякую приходящую скорбь, как возмездие за грехи его во времени, освобождающее от возмездия в вечности». (Святитель Игнатий Брянчанинов «О памятовании смерти»)
http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_5/txt29.html
Буздалов А., Пенза, 12.10.2019 в 18:52
А Вы уверены что Вы правильно понимаете, уверены что дневниковые записи не подделка? Есть подложные дневники святого Царя Николая II. И потом правильно ли Вы поняли причину подобных или других слов поэта? Может его жена ревновала и он хотел показать свое безразличие к этой женщине. Вообще Вы наверное знаток душ человеческих что каждому поступку можете дать цену и объяснение? И даже если все это было — Вы любитель копаться в чужом грязном белье? Если да, то почему это делаете принародно — чтобы и другие получили удовольствие? Простите за такое сравнение — но Ваша пристрастность в выискивании всякой грязи в прошлом Пушкина об этом намекает.
А насчет гностицизма — Вы , Александр никогда не думали что Ваши и других ученых богословов утверждения о том кто спасется, кто не спасется и сама эта богословская логическая конструкция являются самой настоящей гностической системой ?!
«ув.Редактор, дело в том что все-таки осуждаете самого Пушкина, а не его стихи». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 12:39)
«и народ виноват был в том, что произошла революция и убийство Царя и Царской семьи. Иначе получается так — разрушилась Великая Российская Империя — а никто не виноват». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 08:49)
Уважаемый Владимир из России, а теперь позвольте вопрос? Виноват ли поэт Пушкин в цареубийстве или не виноват? И какова мера его вины в сравнении, например, с виной двухсот крепостных крестьян, которыми он владел как помещик.
«… покаяние и осуждение несовместимы…» (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 08:49).
«и народ виноват был в том, что произошла революция и убийство Царя и Царской семьи. Иначе получается так — разрушилась Великая Российская Империя — а никто не виноват». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 08:49)
А теперь, уважаемый Владимир из России, позвольте вопрос?
Как Вы, осуждающий народ, собрались каяться, если покаяние и осуждение, по Вашим словам, несовместимы?
«и народ виноват был в том, что произошла революция и убийство Царя и Царской семьи. Иначе получается так — разрушилась Великая Российская Империя — а никто не виноват». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 08:49)
«Не судите и не судимы будете». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 13:47)
Г.С.: Вы не замечаете противоречия в своих словах?
«А вот здесь ВЫ уже неправы. Лобызать — это именно упиваться этим, т.е. скорбью, и слова о.Романа «вино очищения» — лишнее тому подтверждение». (Владимир, Россия)
Владимир, вином не обязательно упиваться. Можно пить в меру. А «»вином очищенья» тем более не упьешься, потому что Бог излишних скорбей не посылает.
Как и вся ваша ложь, что будто бы кинувший перчатку в гроб Пушкина тем ознаменовал его Пушкина масонство, все ваши лживые и нелепые обвинения (если в гроб кого-то ваш например пьяница бросит бутылку — это будет значить что вы пьяница? ) (Владимир, Россия, 12.10.2019 в 14:30).
Если на могильном памятнике А.С. Пушкина 11 раз изображена шестиконечная звезда, значит ли это, что он 11-кратный Герой «еврейского» труда?
Если на могильном памятнике А.С. Пушкина изображена звезда с государственного флага «Израиля», значит ли это, что он является почётным гражданином «государства Израиль»?