col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Иеромонах Роман, Ольга Надпорожская. «Небо ничем внешним не заменить…»

Беседа 2012 года

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9: 12).

…Об отце Романе не хочется говорить лишних слов, потому что вполне достаточно его собственных. В девяностые годы мы покупали в церковных лавках кассеты с портретами задумчивого монаха в чёрной скуфие. Его тихие песни под гитару открывали для нас таинственную красоту духовной жизни, Священного Писания, Церкви, самой России. В этих песнях не было избыточной сладости, а были печаль и любовь к Богу, которая оказалась сильнее любой другой. Затем пришло время поэтических сборников, и оказалось, что на бумаге строчки отца Романа «звучат» не хуже, чем в авторском исполнении, а это нечасто бывает у поющих поэтов. С годами стихи иеромонаха Романа стали менее эмоциональными, но более ясными, прозрачными, совершенными по мысли.

* * *

Растленье духа не врачуют годы.
Неисцелим презревший врачевство́.
И старость, семенящая за модой,
Уничижает наше естество.

Любое время — слово жизни-песни.
Осмыслив песнь, уже не отвращусь
Морщин ли, седины или болезни:
Безблагодатной старости страшусь!

Иеромонах Роман
9 января 2012
Скит Ветрово

— Отец Роман, Ваши слушатели и читатели знают, что Вы много лет живёте на Псковщине, в скиту Ветрово. Расскажите, пожалуйста, об этом ските поподробнее. Где он находится? Какая природа его окружает? Что за храм, что за дома в этом скиту?

— Уже и не припомню, когда здесь поселился. Раньше тут был хутор, стояло несколько домов. По приказу свыше заставили всех перебраться в центральное село. И только лесник не мог разобрать свой дом: строил он его на совесть, из отборного леса, на шипах. Пришлось ему продать этот дом отцу Досифею — великому подвижнику. Когда он утонул, дом этот выкупил у его дочери отец Никита, а лет через десять, уже у отца Никиты, купил я. Место очень уединенное, попасть в скит можно только на лодке, а зимой надо идти лесом и болотом. До ближайшей деревни три километра, а через пять километров, вниз по течению, есть еще несколько домов. Река, болота, лес, дом, Храм — и никого вокруг до горизонта. Полнейшее уединение! Разве это не Милость Божия?

— В Ваших стихах состояние лирического героя часто раскрывается через образы природы. Что для Вас природа? Зеркало, в котором отражается душа? Свидетельство Божиего присутствия в мiре?

— Зеркало всегда отражает то, к чему направлено. Красота Божьей природы — последняя нить, связывающая человека с Богом. Как-то в поезде пожилая попутчица обратилась ко мне: «Человек я абсолютно нецерковный, очень люблю быть в лесу, чувствую его, мне там хорошо». Я ответил, что лес — ее последняя соломинка, и, если она не заменит Творца тварным, то придет к Богу. Очень надеюсь, что так и произошло.

— Мы живём в городе, где почти нет деревьев, и даже небо видно с трудом. Чем можно утешиться городскому жителю, который так хочет, но почти никогда не может вырваться за город?

— Без деревьев прожить можно, вспомните святого Иоанна Крестителя. А вот небо ничем внешним не заменить. Но как бы оно ни было прекрасно, Царство Божие внутри нас. Мне трудно представить себя живущим даже в селе, не то, что в городе, но даже в городе смог бы выжить — в домике возле Храма.

— Издалека трудно судить о жизни деревни. В книгах мы читаем о том, что деревня вырождается, что поля стоят непаханные, дома — заколоченные, а немногочисленные жители спиваются. Так ли это на самом деле?

— К великой скорби, это так. Однажды поехал к знакомому иерею, он служит в сорока-пятидесяти километрах, если по прямой. Взял с собой фотоаппарат и поехал. Проехали большой поселок, стоят каменные двухэтажные здания, многие без окон, без дверей. Редко где за стеклом увидишь занавеску — жизнь еще теплится. Про коровники и говорить нечего — одни стены. Нафотографировался… потом отлеживался не один день. Всюду ли так? Нет, под городом Остров построена хорошая ферма. Все новенькое. В Пскове диктор телевидения, не без гордости за «процветающую Псковщину», объявил, что на той ферме будут разводить модифицированных коз — с человеческими генами… Уж лучше разруха, чем современное людоедство.

— И в то же время говорят о том, что в России происходит духовное возрождение, что люди потянулись в храмы. Наблюдаете ли Вы это возрождение? Идут ли люди в глубинке к исповеди и Причастию?

— В городских Храмах приток верующих более заметен, а в деревнях беда, не всякий и выживет на пенсию. Коров никто не держит, продукты все, кроме картошки, из магазина, а еще нужно отрывать от пенсии на дрова. Две машины дров — это несколько пенсий. Отпевание — самая распространенная треба. Трудно говорить о духовном возрождении в вымирающих деревнях.

— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, о том, что Вы читаете.

— Сейчас читаю А. П. Лебедева «Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви». Очень отрезвляет деятельность некоторых императоров! Один самовластно канонизирует своего покойного сына-отрока, другой — своих покойных жен, строит и посвящает им храмы (причем одна была злого нрава и непотребного поведения), третий хотел поставить Патриархом своего сына — 12-летнего отрока, и поставил, как только ему исполнилось 16 лет. Никому в Византии скучно не было. И турки не просто так объявились.

— Что Вы считаете неприемлемым в современной «православной литературе»?

— Вот и Вы прибегли к кавычкам, говоря о современных изданиях. К сожалению, не только в обычных магазинах невозможно купить продукты без вредных примесей. Все нужно просеивать, просеивать и просеивать! Часто видишь, как желаемое выдают за действительность. И что только не пишут! Вот, процитирую на память высказывание одного архиепископа о своем духовнике: «… это был непревзойденный духовник!» Не о танцоре же речь! Вслушайтесь, сколько гордыни в этом слове — «непревзойденный»! Уж какие раньше были духовники и старцы — никто так о них не писал. Может, опасались, что придет некто и превзойдет? Потеря трезвости — бедствие современных писателей. А какие названия! «Записки бывалого монаха»!

— Отец Роман, скажите, пожалуйста, несколько слов о книге «Моления на озере» святителя Николая Сербского. Близка ли она Вам?

— Люблю Сербию, переживаю за ее народ, не хотел бы никого задеть неосторожным словом, но раз спросили — отвечу: именно к этой книге душа не легла.

— А какое произведение сербской литературы Вам близко, и чем?

— Никакому автору не выразить душу народа так, как это делает народная песня. Осенью были в гостях у молодого священника, отца Бояна. Когда его матушка Сашко стала петь сербские народные песни, песни-притчи, песни о Косово, сердце сжалось от боли за этот народ: плачет Сербия в этих песнях.

— Какой образ жизни должен вести человек, который считает себя писателем, поэтом? От чего воздерживаться, к чему стремиться?

— Христианину подобает христианский образ жизни, кем бы он ни был — писателем, поэтом. Всем даны Заповеди Христовы, никто не имеет привилегий на их нарушение. Воздерживаться нужно от всего, что питает и разжигает страсти. Каждый творческий человек должен свое творчество сделать сетью для утопающих, а не паутиной для собирания жертв охотнику за душами. Нужно помнить, что все возвращается на нас, и возвращается седмерицею. Растлевающий растлевает в первую очередь себя.

— Отец Роман, а как узнать — есть ли благословение Божие на твой труд?

— Господь благословляет собирать, а не расточать, восходить, а не нисходить. Если наш труд соответствует собиранию и восхождению — мы делаем Божье дело. Но ведь мы то собираем, то расточаем, то восходим, то кубарем скатываемся — человек очень слаб, ничтожен и жалок, когда надеется на себя. Сейчас век прелести. Жить нужно как можно проще, проверяя свои труды и поступки голосом совести.

— Как Вы думаете, может ли существовать творческий блуд? Например, когда художник создаёт несколько произведений на продажу и попутно пишет то, к чему по-настоящему лежит его душа?

— Блуд, блуждать — однокоренные слова. Когда художник пишет на продажу и не прилагает сердца, он превращается в ремесленника. Можно ли с соринкой в глазу любоваться красотой природы? А когда в глазах одни денежные знаки, как отобразить эту красоту?

— Отец Роман, можно ли научиться видеть красоту и осмысленность в самых обыденных, повседневных делах и предметах?

— Кажется, японская поговорка гласит: «Трудно отыскать черного кота в темном углу, особенно когда его там нет». Обыденные повседневные дела и предметы очень разнообразны. Не посоветовал бы ежедневные будни превращать в праздники, иначе праздники станут буднями. Будни — наше крестоношение, где праздники — кратковременная передышка. Никакая картина не заполняется одной краской, в противном случае, она превратится в псевдопроизведение. Человечество уже «осчастливлено шедевром» — черный квадрат.

— Можно ли сказать, что жизненный путь человека, в том числе монаха, — это своего рода творчество?

— Мы все пишем величайшую поэму своей жизни. Жизнь каждого человека — его самое правдивое произведение, даже если по жизни он прошел закоренелым обманщиком.

— Много лет назад в одной из песен Вы сказали: «Виделась в чёрном моя Родина». Россия по-прежнему видится Вам в траурных одеждах?

— Да, для радости очень мало поводов. Тучки все ближе и ближе, чернее и чернее. Безбожники, язычники, сектанты всех мастей, сатанисты, антинародная власть, ветхозаветный плен, враждебность соседей — длинный перечень. Да и сами себя уничтожаем всяким зельем и пойлом. По-человечески — выхода нет, тупик! Что можем сделать? Искать выход, главное — поднять глаза и воздеть руки: «Горе́ имеим сердца!» Что невозможно людям, возможно Богу.

— Мы не сомневаемся в том, что монашество горячо молится за Россию. Но могут ли помочь России наши мiрские молитвы? Мы и на словах сосредотачиваться не умеем, и ленимся, и вообще — совсем другим занимаемся…

— Как бы сказали сербы: «И ми такође!..» Но для того, чтобы горячо молиться, сначала надо стать монахами. Монашествующих сейчас много, а кто из них монахи — один Господь знает. Мы порою очень похожи на ряженых… Все мы больны, очень больны!

Русская народная линия
24 января 2012

Заметки на полях

  • «Вот Вы например не молитесь ведь за Пушкина? Если бы молились — то и не осуждали бы». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)

    Интересно, как программа среагирует на её же слова только с заменённым именем: Вот Вы например не молитесь ведь за Шнурова? Если бы молились — то и не осуждали бы.

  • «Вот Вы например не молитесь ведь за Пушкина? Если бы молились — то и не осуждали бы». (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 13:38)

    Если бы «Владимир» помимо Пушкина начал бы молиться и за Шнурова, то не осуждал бы его, потому что понял бы, что Шнуров – продолжатель великого дела Пушкина по внедрению мата в «русский» язык, чтобы тот стал ещё более могучим и прекрасным.
    Дело товарища Пушкина живёт и побеждает в лице товарища Шнурова – вот что понял бы «Владимир», если бы молился за Шнурова.

  • Присоединяюсь ко всем поздравлениям с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы и Днём Ангела дорогого нашего отче Романа.
    От Вас, Отче, мы учимся любить Бога, любить ближних, сохранять в сердцах мир Божий, побеждать печаль и уныние, видеть свою греховность, идти по пути ко спасению души.
    Божией Вам помощи, Покрова Пресвятой Богородицы, многая и благая лета.

  • «К сожалению Ваше ожесточение батюшка Георгий не проходит».
    (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 17:14)

    К сожалению, для программы «Владимир» «ожесточение» батюшки Георгия прошло, и прога вынуждена была признать, что «Пушкин возможно как-то и причастен к революции» (Владимир, Россия, 13.10.2019 в 18:45).

    К сожалению, трудно отрицать очевидные вещи, хотя программа по имени «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» способна делать и это – смотреть на плакат с изображением Пушкина на стенах, приготовленного к закланию Скорбященского монастыря, и говорить: что в оде «Вольность» Пушкин выразил «большую тревогу за будущее монархии и России».

    Похоже, прога «Владимир» в отличие от проги «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» разработана командой более молодых специалистов и потому довольно быстро признала вину Пушкина в революции. Но, признав, заменила моё «ожесточённое» слово «цареубийство» на никого неосуждающее слово «революция». Вообще, «неосуждение» – отличительная черта программы «Владимир». Хотя она стольких и настолько уже осудила, что на месте программы я бы постыдился призывать других к неосуждению. Осталось выяснить, как же причастен Пушкин к революции?

    Владимир, Россия, 11.10.2019 в 11:59: «народ … ТОЖЕ виноват… в том, что верили многие из народа в клевету на св.Царственных мучеников, в том, что вступили в партии РСДРП и прочие, что участвовали в революционном движении, что отошли от Бога и святой Церкви».

    Теперь программе «Владимир» предлагается подумать, а почему всё это произошло? Ни с того, ни с чего такие вещи не происходят. Для того, чтобы многие из народа верили в клевету на св.Царственных мучеников и т.д. (вышеназванное), нужен повод, нужна информационная обработка, нужен соблазн.

    Вновь приведу «ожесточённые» словА Господа о соблазнителях: А ИЖЕ АЩЕ СОБЛАЗНИТ ЕДИНОГО МАЛЫХ СИХ ВЕРУЮЩИХ В МЯ, УНЕ ЕСТЬ ЕМУ, ДА ОБЕСИТСЯ ЖЕРНОВ ОСЕЛЬСКИЙ НА ВЫИ ЕГО, И ПОТОНЕТ В ПУЧИНЕ МОРСТЕЙ (Мф.18:6).

    Единого это означит одного единственного. А скольких соблазнил поэт Пушкин своими словами и делами?

  • «Вот будут вспоминать об о.Романе после его смерти и скажут — это был поэт который потворствовал травле Пушкина, а так неплохой был поэт, но эта черта его не украшала. Увы». (Владимир, Россия, 11.10.2019 в 13:47)

    Какая пустая программа. Неужто она думает, что отцу Роману важно, что скажут о нём в СМИ после смерти? Одно только волнует отца Романа, что скажет о нём Господь, и как примет его.

    РЕВНУЯ ПОРЕВНОВАХ О ГОСПОДЕ БОЗЕ МОЕМ!
    Слова эти иконописцы пишут на свитке пророка Илии. И эти слова, я думаю, отец Роман не отказался бы иметь на своём могильном кресте.
    Вовсе не желаю Вам этого креста, дорогой отец Роман. ) А желаю Вам в день тезоименитства помощи Господа в несении священнического креста и служении Ему на ниве руской художественной словесности.
    Многая лета! Спаси Христе Боже!

  • «Георгий, иерей, МО, 13.10.2019 в 15:24
    «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19

    Вот ещё один бот. Разве человек может придумать такие формулы? Разработчики программы по имени «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» неплохо потрудились. Не сразу догадаешься, что общаешься с ботом, а не с человеком.»»

    У меня нет желания с Вами общаться. Но уж коли напросились… я же не озвучиваю здесь, что Вы обычное ботало на шее вашингтонской коровы.
    И потом, я вырос на улице, хорошо знаю русский устный, был работягой по жизни. Поэтому могу оттянуть в ответ на хорошем русском разговорном. Не нарывайтесь. Для меня земных авторитетов нет, молодой человек. Вы же тянете разве что на анти-авторитет в Русском Мире.

  • Программа «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» не может понять, что она антихристианская программа? Помочь ей в этом осознании? В который уже раз? Незапрограммированным понять это легко, ну а для самой программы это, наверное, уже невозможно: такой её создали программисты, что за пределы самой себя прога выйти не может. Если только Бог не поможет…

    «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19).

    Эти слова программы под названием «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» являются пародией на действие Бога по спасению падшего мiра. Он, Бог, соединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую, и эти венцом венчает каждого (желающего его носить) человека и все (желающие) народы. Что же делает антихрист, т.е. обезьяна Бога? Он соединяет «духовность светскую и религиозную», чтобы «родить» свою духовность, свой венец антихристианского поросячьего счастья, которым увенчает желающие народы земли и желающих человеков для их погибели.

    11 гексаграмм на могильном памятнике поэта Пушкина. 11 раз он — Герой «еврейского» труда. За что? У программы «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» есть вложенный в неё ответ. Но понять, что это награды — за заслуги перед мiровым правительством, программе не дано.

    Если Наталья Гончарова была 113 любовью Пушкина, то программа «Владимир Иванович, Абаза, Хакасия» 114 его любовь.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 14:48,

    А у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой. Есть такие люди и такие обстоятельства, при которых единственным правильным ответом будет удар в наглую рожу. Ну, а если до этой рожи можно дотянуться только словом, то матерное слово будет самым подходящим словом. Кратко, четко и понятно. Все. Точка в разговоре поставлена.

    P.S. Священническая благодать в делах греха не участвует. От грешащего словом священника благодать Божия отходит.

    С ругани я начал ( в соседнем обсуждении ), руганью и заканчиваю. А как иначе?
    Владимир, зря Вы привязались к стихам о. Романа. Они здесь не причем. Беда здесь другая.

  • Геннадий , как это подленько подстрекать на такие действия и слова , это я думаю не только в православии греховно , но и в буддизме не поощряется .
    Отец Георгий, оставьте их, предоставьте мертвым погребать своих мертвецов. Сделайте передышку.

  • «Есть духовность светская и религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19). «…у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой» (Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11). Есть, значит, духовность и нецензурная. Раз мат часть этногенеза… Из искры возгорится пламя. Из народного мата — народная духовность. Этногенез, понимать нужно.

  • «…у мата все-таки есть свое место в жизни человеческой» (Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11). И «есть духовность религиозная. И только в сочетании обеих рождается то духовное, что венчает жизнь народа и человека». (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 12.10.2019 в 02:19). Это как раз и есть поэзия А.С. Пушкина — сочетание мата и духовности, гностический синтез, венчающий жизнь народа.

  • Буздалов А., Пенза, 14.10.2019 в 23:23″»
    Мои предки малороссы говорили: «Когда из пана хам, то это полбеды. Беда большая, когда из хама пан.»

  • Поздравьте нас, 13 октября мы ввели в Церковную Ограду, в Церковь Христову грешную Анастасию. Два года шли к этому моменту. Вчера на Покрова Пресвятой Богородицы с утра она причастилась. А после обеда суд решил в её пользу дело и ребёнок отнятый должен возвратиться. Господь и Матушка Пресвятая Богородица услышали наши молитвы. Слава Богу за всё.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 14.10.2019 в 17:11: «Они здесь не причем.»

    Ой, прошу прощения. Никакого подтекста здесь нет. Я просто ошибку орфографическую допустил. Должно быть: они здесь ни при чем.

  • Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 15.10.2019 в 00:00, рад за вас, поздравляю.
    В самом начале воцерковления маленькие чудеса очень важны. Обычно в это время они и случаются в изобилии ( авансом даются ), а потом пойдут напряги.

  • Геннадий, Санкт-Петербург, 15.10.2019 в 00:37″»
    Спаси Господи. У этой женщины трудная судьба. Неприкаянная. А чудеса… Господь благ и молитвы наши слышит. И помогает. Впереди ещё много трудностей, но первый самый важный шаг сделан. Слава Богу за всё. Будем надеяться на лучшее.

  • Мои предки малороссы говорили: «Когда из пана хам, то это полбеды. Беда большая, когда из хама пан.» (Владимир Иванович, Абаза, Хакасия, 14.10.2019 в 23:53)
    Это о Пушкине?

  • Владимир Иванович :»Поздравьте нас, 13 октября мы ввели в Церковную Ограду, в Церковь Христову грешную Анастасию.»
    Честно говоря не поняла , кто кого, куда ввёл . А она , что эта » грешная » раба Божия , сильно упиралась?
    Ну конечно , мы же праведные должны этих » грешных» обязательно куда -то вводить. Господи , нам бы себя в норму привести , что бы хоть немного научиться понимать нашу веру , научиться прощать и понимать других людей . Да беда.

  • «Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жребий России. Предварительные итоги XX века». В. Непомнящий.

    Александр Вячеславович, думаю, Вам будет интересно ознакомиться с этой статьей.
    https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1996/5/uderzhivayushhij-teper.html

  • Благодарю, о. Георгий, за ссылку, интересный материал. То есть, показательный, очень характерный.
    В статье правильно поставлен вопрос («в духовной, в широком смысле религиозной, сфере именно и лежит то ключевое и фундаментальное, что необходимо для более или менее адекватного, не зависящего от вкусов, понимания Пушкина как текста и как феномена… Духовный мир личности… тут есть “несущая конструкция” — ценностная система личности»), но, как в большинстве подобных случаев, неверно дан ответ на него. «Доминантой» русской культуры в ее классической форме (Пушкин, Достоевский, Толстой и т.д.), разумеется, является западный неогностицизм, а не какой не “пасхальный” характер… это, собственно, и есть природа того, что именуют “русской духовностью”. Это просто псевдонаучный бред, не имеющий никакого отношения к описываемой реальности (отечественной светской культуре эпохи модерна). Стыдно должно быть ученым мужам, несущим такую околесицу, но – ничего подобного не происходят. Пишут и пишут, не покладая рук. Но, сколько не говори «халва», во рту слаще не становится. Поэтому – и пишутся такие статьи пачками. То же самое здесь в комментариях: «Пушкин – это краеугольный камень…» и т.д. и т.п. Повторяют как гностическую мантру этот жалкий лепет. Особенно вот это место «порадовало»: «Вместе с тем БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА сохраняет ему чувство и жажду бессмертия, память об утраченной вечности, тяготение к ней — “к лучшему, то есть, к небесному” “отечеству” (Евр. 11: 14 — 16), и здесь причина и основа всякого творчества — она же и онтологическая его трагедия “у времени в плену”». Дальше читать не смог.

  • Простите, Владимир Иванович, кто о чем, а я — опять о мате.

    » Это с Пушкина в русской литературе поклонение образу женщины. Признание её огромного значения в нашей жизни. Красоты не как прелести греховной, но как красоты цветка нашей жизни», — говорите Вы 14.10.2019 в 02:55

    Иду утром на работу, а в уши мне — сплошной поток слов сладкозвучных. Думаю: о чем слова сии диковинные с немыслимыми производными? А теперь поняла: это же наши мужчины женщину воспевают, поклоняются её образу! Стоит, правда, заметить, справедливости ради, что «воспеваемые» тоже не отстают от «воспевателей».
    Такое вот «поклонение образу».
    Хотя о чем это я? Вы же — о литературе!

    «Без неё (великой русской культуры) вы б сегодня двух слов связать не смогли. Или говорили бы на каком-нибудь европейско-тюркском суржике.» (там же).

    Без нее (точнее — до неё) мы говорили на языке, на котором сейчас «служится служба Господняя». Разве он плох?
    А сейчас мы связываем два слова, которые остались еще в нашей речи из русского языка, липким слоем матерной брани (или иностранных слов) и уже считаем это нормой. А все учились на великой русской литературе.

  • «Дальше читать не смог». (Буздалов А., Пенза, 15.10.2019 в 11:02).
    Я тоже совсем немного прочитал. И этой статьей хотел обратить Ваше внимание на пургу, какую они все хором несут про «удерживающего»: от «Благодатного огня» до В.С. Непомнящего. Тут ещё ролик Ю. Ю. Воробьевского на эту же тему и в том же ключе попался на глаза
    https://www.youtube.com/watch?v=0_0q38heENg
    Как-то тревожно от всего этого.

  • Да, о. Георгий, когда человек, который всю жизнь был рабом собственных страстей, становится вдруг «удерживающим мир» от бездны греха, — это вынос мозга. И когда пишут о «православии» и, одновременно, о «божественности человеческой природы» — это тоже вынос мозга. Вернее — это лучшее объяснение того, ЧТО в данном случае называется «православием», «русской духовностью». Это полностью все объясняет, по принципу «на заборе написано» одно, а заглянешь — там дрова.

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 15.10.2019 в 12:50″»
    До Пушкина в России существовало множество диалектов и говоров: великоросских, малоросских, белоросских, поморские и юга России, поволжские, вятские, новгородские, псковские, поволжские, уральские, сибирские, забайкальские. Но с Пушкина начинается современный русский литературный язык, Людмила Николаевна.
    Свобода зачастую понимается как вседозволенность. Вот и отрываются современные россияне. Не только мужики, бабы того тошнее.
    Так Вы всё-таки признаёте и то, что великая русская литература существовала, и то, что мы наследуем её?) Вы не поставили по примеру и. Г. Селина в кавычки «великая русская».

  • Марина, Днепр, 15.10.2019 в 08:45″»
    И это пишет «православная»?!… Однако.
    Скорого понимания Вам вашей «веры».

  • Георгий, иерей, МО, 15.10.2019 в 07:36″»
    О «Буздаловых и Селиных».

  • Людмила Николаевна, Нижний Новгород , 15.10.2019 в 12:50: «Без нее (точнее — до неё) мы говорили на языке, на котором сейчас «служится служба Господняя». Разве он плох?»

    Церковнославянский язык, по-моему, на Руси никогда не был бытовым или разговорным языком. Он — богослужебный язык православной Церкви славянских народов.

  • Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую — говорится в Евангелии (Мф. 5:39). Однако там ничего не сказано о том, что нужно снова и снова подставлять под удары щёки ближнего. Поэтому с чистой совестью объявляю обсуждение под этим материалом закрытым.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок