col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Не бойся, малое стадо!

В воскресенье прислали ссылку на видео с проповедью Патриарха, произнесённой в Храме Христа Спасителя. В скиту очень плохая связь, но проповедь прослушать удалось. Что-то могло смутить слушателей, потому решил выразить своё отношение к сказанному. Чтобы ненароком не исказить слов Первосвятителя, отыскал проповедь на официальном сайте Московского Патриархата. Зная, что каждый может найти и проповедь, и житие, не стал приводить их полностью, выбрав только то, что могло взволновать православных. Чтобы обойтись без кавычек, придающих тексту иронический оттенок, отрывки из проповеди решил выделить красным шрифтом, текст из жития зелёным, авторский оставить чёрным. Итак, помолясь, приступим.

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

… Мы также совершаем память святой Марии Египетской… Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде?

Это был единственный за всю историю Церкви случай. Когда преподобную не пустил в Храм Сам Господь, туда без всяких препятствий вошёл остальной народ, хотя явно не был безгрешным. Как величайшее утешение Святая Церковь-Мать оставила нам её житие, чтобы сделать явным для всех величие Божие, чтобы грешники не впадали в отчаяние, вспоминая свои многие грехопадения и не видя конца борениям. После семнадцати лет борьбы преподобной с плотскими страстями Господь, видя её страдания и мужество, даровал ей в поводыри Духа Святого, Который вложил в сердце кающейся Священное Писание и заменил ей молитвы в Храме, помощь духовников, братьев и сестёр.

Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Из жития преподобной Марии Египетской:

Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.

Проводя такую жизнь, я однажды увидела множество народа, из Ливии и Египта шедшего к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне плыть с ними. Но не ради Иерусалима и не ради праздника, а – прости, отче, – чтобы было больше с кем предаваться разврату. Так села я на корабль… Так прибыла я в Иерусалим и во все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами.

Когда наступил святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, я по-прежнему ходила, уловляя души юных в грех. Увидев, что все очень рано пошли в церковь, в которой находилось Животворящее Древо, я пошла вместе со всеми и вошла в церковный притвор. Когда настал час Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь. С большим трудом пробравшись к дверям, я, окаянная, пыталась втиснуться внутрь. Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно… Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти.

Тут я почувствовала, что это грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону… Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь… Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного… Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мiра и тотчас уйду туда, куда Ты как Поручительница наставишь меня».

И когда я так помолилась, почувствовала вдруг, что молитва моя услышана. В умилении веры, надеясь на Милосердную Богородицу, я опять присоединилась к входящим в храм, и никто не оттеснил меня и не возбранил мне войти. Я шла в страхе и трепете, пока не дошла до двери и сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.

Так познала я тайны Божии и что Бог готов принять кающихся. Пала я на землю, помолилась, облобызала святыни и вышла из храма, спеша вновь предстать пред моей Поручительницей, где дано было мной обещание. Преклонив колени пред иконой, так молилась я пред ней:

«О Благолюбивая Владычице наша Богородице! Ты не возгнушалась молитвы моей недостойной. Слава Богу, приемлющему Тобой покаяние грешных. Настало мне время исполнить обещание, в котором Ты была Поручительницей. Ныне, Владычице, направь меня на путь покаяния».

И вот, не кончив еще своей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».

В этом отрывке мы видим и сугубое покаяние великой грешницы, и Заступничество Пречистой, и безмерное Человеколюбие Божие, и понимаем, что только по особому Промыслу Божьему преподобная отделила себя от мiра, понесла подвиг уединения, взошла на ангельскую высоту, следуя не человеческому решению, а повинуясь воле Пресвятой Богородицы!

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись.

Двусмысленные слова. За них могут ухватиться раскольники всех мастей и те, кто не посещал Храмы, говоря, что у них «Бог в душе». Наверняка, чтобы не было разнослышания и разночтения, можно было сказать проще: «Прошу всех во время карантина побыть дома, потерпеть это, как великую нужду, зная, что без Церкви нет спасения».

Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

… Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве.

И какое же полное одиночество предлагается не одиноким городским жителям, многие из которых имеют семьи?

Опять спросил авва Зосима: «Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?» – «Верь мне, авва Зосима, – отвечала преподобная, – 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями, борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.

Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною.

Не знаем, смогла бы преподобная выдержать все эти неимоверные искушения, находясь не в дикой пустыне, а в современной квартире, где нам предлагают подражать её житию?

Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов.

Семнадцать лет жесточайшего борения! Сорок семь лет пустынножительства! Единственная в своём роде святая! Кто же из нас, ныне живущих, способен понести и малую частицу подвига той, чьё покаяние совершалось в меру молитвы и плача, той, с которой не сравнялись и великие подвижники древности? Ведь из житий святых отшельников мы знаем, что и они порой приходили в монастыри для Причащения. И сама преподобная, понесшая величайшие подвиги, не смогла обойтись без Святого Причастия, которое перед смертью преподал ей старец Зосима. Даже она не смогла обойтись без Церкви! Что ожидает горожан в их квартирных «пустынях»? Только ли молитвенное правило и книги святых отцов? Не вытеснит ли у многих оставшееся благочестие растлевающий души зомбоящик — пошлыми сериалами, зубоскальными передачами и прочей скверной? Если против этих «ядовитых змей и диких зверей» устоят церковные люди, то вряд ли с ними справятся те, кто только делал первые шаги к Церкви.

Вместо послесловия.

Из письма слушательницы:

«Да, сравнение с преп. Марией Египетской — откровенная натяжка. Она не по своей воле не смогла войти в Храм. И последующие десятилетия провела в пустыне не потому, что хотела от чего-то уберечься, а совсем наоборот — потому что была готова на всё, даже на смерть (которая вполне возможна в пустыне), лишь бы очиститься от греха. Именно это было с её стороны доверием Богу, как с нашей стороны таким доверием могло бы быть хождение в Храм в условиях эпидемии».

Из отзыва жительницы Милана:

«…Все враньё про стадионы, и горы трупов, и про голод. Да, сидим дома и можем ходить только в магазин, и никто, никакая полиция, нас не гоняет. Могут проверить, и, если не по делу вышел, штраф, контролируют передвижение через телефон, но нет ничего страшного. Соблюдай правила и всё!! Просто Италия была не готова и не получила помощь вовремя от Европы. Нужно было сразу всё закрывать везде. Бергамо маленький город, и поэтому Крематорий очень маленький, везут людей в другие крематории, вот и всё. Более того, многие старики умирают от инфаркта, а пишут КОРОНАВИРУС. За сутки в Италии умирает намного больше людей от рака (а в данном случае много людей сразу). Да, вирус есть, но всё не так страшно, как пишут. Просто нужно соблюдать правила, так как он быстро распространяется. Самое неприятное, если увозят родственника в больницу с вирусом, ты его можешь больше не увидеть, так как его сразу кремируют, и ты из-за карантина не можешь с ним попрощаться. Это очень тяжело, у моей подруги так папу увезли, но она и мама переболели и выздоровели. От гриппа тоже много умирает людей каждый год. Люди сходят с ума от прессинга массовой информации… сидя в четырёх стенах. Страх убьёт больше людей… чем вирус. На это всё и рассчитано. Письмо якобы Русской женщины гуляет по интернету с ужасными подробностями, которые раздуты до невозможных размеров. Никто не умирает от голода у нас… Просто люди немного устали сидеть дома, особенно без такой духовной поддержки как Причастие и литургия… Всё Господь попустил, всё не просто так, и не нужно впадать в истерику и паниковать, иначе какие мы Православные?? ЯКО С НАМИ БОГ И НИКТОЖЕ НА НЫ!!!! Литургия и Причастие — единственное спасение, и, если есть возможность, ходите, так как в Италии все уже исстрадались».

И в заключение.

Пока закрываются Храмы и мечети, «иудейский синедрион обратился с ходатайством к властям Израиля на проведение первого за 2000 лет пасхального жертвоприношения на Храмовой горе». Если поветрие в самом деле опасно, то что же получается? Иудеи рискуют потерять здоровье и жизнь ради исполнения не спасительного ныне ветхозаветного обряда, а христиане так дорожат своим здоровьем и жизнью, что готовы отказаться от спасительной встречи со Христом во Святом Причащении? Ветхозаветная вера иудеев сильнее новозаветной христианской? Их чаяние встречи с мошиахом-антихристом желаннее нашей встречи со Христом? Пастыри и пасомые забыли, что Христос и есть Жизнь? Трудно в это поверить. Убеждён, что есть ещё малое стадо, для которого лучше умереть ради Христа и быть со Христом, нежели жить без Него. К верным до смерти и обращены слова Спасителя: Не б0йсz, мaлое стaдо: ћкw бlгоизв0ли nц7ъ вaшъ дaти вaмъ цrтво (Лк. 12:32).

Иеромонах Роман
Скит Ветрово
31 марта 2020

Заметки на полях

  • МО

    Как спасение всплывают слова наместника Псково-печерского монастыря архимандрита Алипия: «этот указ написан под давлением и по слабости духа.
    А я слабых духом не слушаю, … я слушаю только сильных духом»…

    А нищие духом это слабые или сильные духом?

  • Москва

    Да, на странице православие.ру есть это обращение. Нас призывают не посещать храмы. Но ведь только в храме наше спасение. Я им в комментарии стихотворение отца Романа «Маловерие» послала. А мы как ходили, так и будем ходить. В Италии у меня много друзей, но про горы трупов никто не пишет. Да, сидят они по домам и это им тяжело. Зато из Грузии большое утешение пришло: Патриарх Илия видел ведение, что с помощью Господа и Креста победим вирус. Святой Гавриил (Ургебадзе) говорил о нем, что у Грузии прозорливый старец патриарх.

  • город Брянск

    Отец Георгий, боюсь ошибиться, но наверное именно к нищим духом относятся слова Апостола: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».(2Кор.12:10)

  • Москва

    «Очевидно, что в этой проповеди неверно расставлены акценты. Житие преподобной Марии учит нас жертвенному покаянию». (Редактор
    01.04.2020 в 10:09)
    В проповеди патриарха вообще нет ни слова о покоянии, одни призывы к подвигу. А зачем християнину подвиг без покояния. Если нет покояния, то может ли быть прощение, пощада?
    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
    «И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив. Вострубите трубою, назначьте пост и объявите торжественное собрание. . . пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. . . да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой» (Иоиль. 2, 12-17). Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: «пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь», может быть кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: «пощади Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.

  • г.Москва

    К сожалению храмы закрыты, и пойти некуда. По крайней мере у нас здесь, поблизости. Закрыты парки, скверы. Указания властей исполнены. Выезжать и перемещаться запрещено. Я не вижу своих близких и своих детей, внуков ( они выехали из Москвы на дачи). Всех отслеживают через мобильные телефоны по какой-то новой системе, а также проверяют на постах полиция и Росгвардия. Установлены штрафы за нарушения. С одной стороны понятно стремление властей остановить распространение вируса и обработать все: самолеты, поезда, гостиницы и отели, санатории, театры, музеи, в общем все общественные места, образовательные учреждения, улицы. Примерно так, как сделал Китай. С другой стороны именно в храм очень хотелось попасть после вынужденной изоляции на 14 дней. В какой- то момент стало невыносимым нахождение дома. Дистанционная работа — это компьютер, сидение за столом. Казалось — схожу с ума. И никакие проветривания и зарядка не помогали! Молитва — Да! Приняла решение ходить ночью. Вынести мусор, подышать воздухом, размяться… , пройти вокруг дома несколько раз, благо он длинный. Страшновато, а что делать. Помолюсь и пойду. И вот сейчас продлено домашнее нахождение до 30 апреля. А дистанционные занятия пока отменены до 14 апреля. Нашла себе занятие: начала шить маски, мыть площадки и переходы на этаже , обрабатывать ручки и двери, кнопки лифтов. Все же польза. Кроме того, после похода на улицу приходится мыть и обрабатывать все и в квартире. Ну и дистанционно работать. Жить, молиться, заниматься. В общем у всех сценарий жизни примерно одинаковый.
    Из Инстаграмм знаю, что отец Илий (духовник Патриарха) облетал сегодня на самолете с молитвами Москву вместе с другими священнослужителями , видимо из Оптиной пустыни.
    Надо набраться терпения. И молиться.
    Всем желаю терпения, веры, надежды и молитвенности.

  • г.Москва

    Отец Роман прав, нас это взволновало и не может оставить равнодушным.
    Где же вера наша во Всевышнего, если мы боимся в Храмы идти, боимся приложиться к Кресту и к образам? А как же Великий праздник христиан — Пасха?! Как мы его встретим, как порадуемся без посещения церкви?
    Наверное Патриархом Кириллом принято такое решение по указу властей. (Примерно такое пояснение дал митрополит Илларион (Алфеев) после проповеди Патриарха.) Но и нам грешным невозможно принять это. Прости Господи и помилуй!

  • Грузия

    Спаси Господи,о. Роман! Ваши слова,как бальзам на наши болящие души!

  • Пушкино

    Да, много вопросов появляется и к ситуации с вирусом, и к действиям властей, и к действиям руководства РПЦ… Литургия-это общее дело, общение с Богом, это символ тайной вечери, и это (по словам святых отцов) пир у Царя, на который он зовёт рабов Своих (то есть нас) через слуг Своих (священников). Неужто откажемся от этого пира? Неужто слуги Его не будут выполнять воли Его звать рабов на пир? Где заканчивается непослушание патриарху и начинается отворачивание от Господа и веры в Него?

  • Я тоже считаю, что спасение без церкви невозможно. И это очень печально, что те, кто должен быть проводником ко Христу, теперь преграждает собой Христа. И призывает не к Богу, а к противоположному. А ведь ап. Павел говорил: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». И Христос учит: «И не бойтесь убивающих тело,души же не могущих убить;а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Матф: 10:28). И Вам дорогой Батюшка Георгий, низкий поклон за верность Христу. Он Вас вознаградит, за спасение хоть нескольких душ

  • Саратов

    Делюсь с вами очень важным ответом священника. Пожалуйста, прочитайте внимательно…
    «Ситуацию, когда сам Патриарх просит верующих не приходить в храмы, можно сравнить с приказом Кутузова сдать французам Москву. С каким сердцем исполняла армия этот приказ, не умещавшийся в голове… Но в результате была одержана победа над врагом. И достаточно быстро — как раз на Рождество Христово. Мне кажется, нашу сегодняшнюю ситуацию можно сравнить с той.
    Настанет час, и мы встретимся, и каждый из нас будет уже другим, не таким, как сейчас; каждый принесет на нашу встречу плоды своего сокровенного подвига».
    (Протоиерей Виталий Колпаченко)

  • Брянск

    Странное объяснение. А почему бы не привести в пример святых жен-мироносиц, которые невзирая ни на что, поспешили ко Гробу Господню, и не только не были посрамлены, но первыми увидели Воскресшего Христа?
    Неужели же это богоугодное дело не пускать народ в Божий Храм?

  • Думаю, если сейчас кто-то всё же придёт в Храм, то тоже не будет посрамлен, и камень будет отвален…

  • Брянск

    В этом нет сомнения, уважаемая Ольга Сергеевна!
    Просто масла в огонь еще подливает митр. Иларион Алфеев. Вот уж поистине от каждого слова на пятачок убытку. «Нужно быть готовым… встречать Пасху… онлайн-трансляцией патриаршего богослужения»…
    А если люди в Храм пойдут? Двери перед ними затворят?
    Вообще вся эта ситуация какая-то нездоровая.
    Будем уповать на Господа!

  • Иркутская обл.

    Не вытеснит ли у многих оставшееся благочестие растлевающий души зомбоящик — пошлыми сериалами, зубоскальными передачами и прочей скверной? …

    https://www.youtube.com/watch?v=VA02mqMoSKY

  • Благодарим за поддержку, Отец Роман!
    Страшно только звонить в колокола. Не потому, что кто-то пожалуется на нарушение режима. Совестно, ведь есть люди, которые хотели бы пойти в Храм, но не могут, а мы можем вызвать в них чувство отчаяния. Ведь колокольный звон созывает верующих на богослужение. Мы с мужем оправдываемся тем, что со звоном в Храм «Входит Богородица» и Благовестим тихо.

  • Голубицкая

    Елена, колокольный звон, не только созывает верующих на Богослужение, но очищает воздух от всякой инфекции в радиусе «до 70 км.» и его не мешало бы добавить к карантину.
    Роковая ошибка в том, что закрыли храмы и отменили службы…

  • Белая Русь.Барановичи.

    Добрый день дорогой Батюшка. В это непростое время повсеместной пандемии страха позвольте спросить, как нам относится, и что отвечать церковным и околоцерковным людям которые задают вопросы и смущаются видя те изменения в Церковной жизни.Когда призывают воздержаться от хождения в Храм протирают лжицу после каждого причастника, утирают уста салфеткой бросая её в пакет. Предстоятели Поместных Церквей принимают решение отпраздновать Пасху на Отдания Пасхи. Службы Страстной и Светлой седмиц будут совершаться за закрытыми дверями. Как учит Святая Церковь и её верные чада угодившие своей праведной жизнью.(Святые) Помогите батюшка разобраться, чтобы мы не впали в две крайности. Не ученили раскол и не охладели. р.Б.Анатолий.

  • Санкт-Петербург

    Я думаю, что многие христиане бояться заразить других, а не себя. Так как сказали, что каждый может быть безсимпотным носителем.

  • МО

    Почему же тогда можно ходить в магазин, а в храм нельзя?

  • Досточтимый отец Георгий, Вы лучше нас знаете, что в Храме на Литургии, сложно сохранять расстояние между прихожанами 1,5 метра. А магазины сейчас полупустые.

  • Дорогая Светлана, Храмы сейчас куда более пустые, чем магазины.

  • Кострома

    Поймите патриарха правильно. Не надо глумиться над его словом, переиначивать его. Не дай Бог это соблазнит кого- нибудь. Не берите греха на душу. Храмы повсеместно нигде не закрывают, ходить в них строго не запрещают, а призывают на сравнительно короткое время воздержаться от их посещения без необходимости. А властям повиноваться и апостол заповедал, они как могут пекутся о людях, Церковь согласна с ограничительными мерами. Не делайте бурю в стакане воды. Пока гонений на верующих нет.

  • Александр, не совсем понятно, к кому именно Вы обращаетесь. В тексте отца Романа, под которым Вы оставили комментарий, нет ни глумления, ни переиначивания слов Патриарха – есть краткие мысли по поводу его проповеди, которая приведена в первоначальном виде.
    Соглашусь с Вами: в действительности всё осталось почти что по-прежнему (по крайней мере, у нас в Петербурге), только народа в Храмах гораздо меньше. Как сказал на днях в проповеди настоятель одного Храма, слова Патриарха – призыв, а не запрещение. Кто-то последовал его призыву, кто-то предпочёл остаться в Храме. Каждый сам делает свой выбор. Правда, не везде так: вчера позвонила знакомая из Псковской области, сказала, что Храм закрыт, и посетовала, что в этом году «не будет Пасхи».
    Если же кто-то глумится над словами Патриарха в комментариях, тогда прошу прощения за этого человека – мой недосмотр.

  • МО

    Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! Что и было сегодня в нашем храме. Простите, уважаемый Анатолий, моё вмешательство. Собранные салфетки потом сжигаются, как всегда сжигались (или стирались) платы для причастия. А что смутительного в том, чтобы вытирать лжицу после каждого причастника?
    «Предстоятели Поместных Церквей принимают решение отпраздновать Пасху на Отдания Пасхи. Службы Страстной и Светлой седмиц будут совершаться за закрытыми дверями».
    Зачем думать и переживать о том, чего нет? НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ, ИБО ЗАВТРАШНИЙ [САМ] БУДЕТ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЕМ: ДОВЛЕЕТ ДНЕВИ ЗЛОБА ЕГО (Мф. 6:34).

  • Из проповеди Патриарха Кирилла 07.04.2020:
    Да поможет всем нам Господь воспринять этот кризис, а лучше скажу, время перемен, которые должны стать переменами к лучшему для каждого из нас, для народа нашего, для всего рода человеческого. Ну, а если не воспользуемся этой возможностью, то еще и еще раз наступим на грабли, как говорит наша пословица. Дай Бог всем нам сегодня проникнуться мудростью, попытаться открыть сердце и ум навстречу Богу, даже если мы не воспитаны в религиозных истинах, даже если нам кажется, что вера — это что-то очень далекое и чуждое, то, что принадлежит прошлому. Дай Бог осознать, что вера принадлежит вечности — и прошлому, и настоящему, и будущему, и она соединяет нас с Богом, Который и есть Господин истории.

  • Белая Русь.Барановичи.

    Спасибо отец Георгий за назидание.Постараюсь с Божией помощью сохранить мирный дух и не смущаться происходящим а также на сколько это возможно не заботиться о завтрашнем дне.

  • Москва

    С Праздником Входа Господня в Иерусалим! Сегодня были в храме. по дороге узнали на следующей неделе перекрывают дороги так они нам и в храм уже не дадут на Страстной седмице пойти. Опять на православии.ру призвали в храм не ходить я им снова посоветовала стихотворение отца Романа почитать . Какие комментарии на меня посыпались чуть ли не матом К чему призываете сидеть по домам надо. Ну ничего Господь не оставит .Жаль только. что дороги перекроют и передвижение будет только по пропускам

  • И Вас с Праздником, Ольга! Не ввязывайтесь в ненужные споры, особенно если уже сказали, что могли. Вполне достаточно того, что Вы сами стараетесь ходить в Храм, несмотря ни на что. Немного смешно звучат слова о перекрытых дорогах в день Входа Господня в Иерусалим…

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа