МЕНЮ

Ветрово

Сайт, посвященный творчеству иеромонаха Романа

Помощь сайту

28 июня — национальный сербский праздник Видовдан, годовщина Косовской битвы и день памяти святого князя Лазаря

Десять лет тому назад, в год провозглашения независимости Косова, мы побывали в Сербии. Нечасто бывает так, что после дальнего путешествия вспоминаешь не прекрасные земли, так не похожие на привычные пейзажи, а людей. Сербы поразили нас какой-то детской доверчивостью, открытостью и любовью ко всему русскому. Услышав, что мы приехали из России, они обнимали нас со слезами на глазах, а в одном монастыре послушница сказала: «У русского народа есть радость служения Христу. Ваш батюшка Серафим говорил: “Христос Воскресе, радость моя!”». Было стыдно слышать эти слова — о каком народе, о каком служении, о какой радости идет речь? Радости о Христе можно было поучиться у них, сербов, потерявших так много («Косово – сердце Сербии» — говорят они), но сохранивших самое главное. Конечно, путешествуя по сербским монастырям, мы видели идеальную Сербию — православную, монашескую. Когда мы приехали в Белград, оказалось, что там по улицам ходят совсем другие люди — такие же, как в Москве, Петербурге, любой европейской столице. И всё же о Сербии сужу по тем радостным насельникам монастырей, с сокрушенным сердцем, полным любви.

Если суть русского народа выражена для них в словах преподобного Серафима «Радость моя, Христос Воскресе!», то их собственную сущность определяет выбор, сделанный князем Лазарем на Косовом поле. Накануне Косовской битвы князю Лазарю, возглавлявшему сербское войско, явился Ангел и вопросил: «Царство земное или Царство Небесное?» Князь выбрал Царство Небесное и, как считают сербы, предопределил этим не только свою судьбу, но и судьбу всего народа. На другой день сербское войско было разбито турками, князь Лазарь казнён. Впереди Сербию ожидало четырёхсотлетнее турецкое иго, Первая и Вторая Мировые войны, социалистический гнёт, натовские бомбёжки, насильное отделение Косова… И всё же 28 июня для сербов — не день траура, а день величайшей победы.

«Лучше совсем перестать существовать, чем стать как нелюди, — писал Патриарх Сербский Павел. — Другого выбора для нас нет. Лучше мёртвый человек, чем живой не-человек. Если умер человек — он не мёртв перед Богом Живым. Мёртв пред Ним не-человек, хотя и ходит по земле».

Ольга Надпорожская

Свя­той Ла­зарь ро­дил­ся в 1329 го­ду в го­ро­де При­ле­пец. С дет­ст­ва он от­ли­чал­ся та­ки­ми добро­де­те­ля­ми, что был за­ме­чен ко­ро­лем Ду­ша­ном, ко­то­рый по­се­лил его во двор­це в Скопье. При дво­ре свя­той Ла­зарь поль­зо­вал­ся все­об­щим ува­же­ни­ем за чест­ность, му­жест­во и на­бож­ность. Он же­нил­ся на родст­вен­ни­це ко­ро­ля свя­той Ми­ли­це (па­мять 19 июля), у них ро­ди­лись пять до­че­рей и три сы­на. Свя­той Ла­зарь по­лу­чил ти­тул кня­зя.

Пос­ле Ду­ша­на Сер­б­ским ко­ро­левст­вом пра­вил бла­жен­ный ко­роль Сте­фан Урош V (1355–1371), пос­ле смер­ти ко­то­ро­го трон на­сле­до­вал свя­той Ла­зарь. Он на­чал осу­щест­влять за­ду­ман­ный им план по вос­со­еди­не­нию раз­де­лен­ных сер­бов, что­бы бо­роть­ся с тур­ка­ми. Про­тив не­го со­ста­ви­лась оп­по­зи­ция, свя­той да­же чу­дом из­бе­жал по­пыт­ки его убить. Не­взи­рая на это, бла­го­вер­ный князь про­дол­жал объ­еди­нять го­су­дар­ст­во.

Святой Лазарь активно занимался не только политикой, он также явил большую любовь к Церкви. Со времени восшествия на трон его главной заботой было наискорейшее примирение Сербской и Константинопольской Церквей. Они прекратили евхаристическое общение, когда Стефан Душан объявил о создании Сербской Патриархии. Святой Лазарь послал в византийскую столицу миссию, возглавляемую монахом Исаией, которой удалось убедить святого патриарха Филофея снять анафему (1375).

Благочестие Лазаря проявлялось также в основании множества церквей и монастырей как в Сербии, так и за ее пределами, особенно на Святой Земле и горе Афон. После 1371 года он с радушием принял учеников святого Григория Синаита, покинувших Святую Гору из-за опасности нападения турок. Он повелел основать для них монастыри Горняк и Раваница. Наиболее важным делом явилось учреждение Раваницкой обители, которую возглавил святой Ромил (память 18 сентября).

Святой князь предпринял несколько военных походов против турок, но все время сталкивался с внутренним разделением сербского народа. Наконец ему удалось собрать всех вельмож и командующих армиями в Крушеваце. Он убеждал их забыть свои ссоры, чтобы всем вместе биться против врагов Креста. Потом отслужили литургию, во время которой все воины причастились Святых Таин. 15 июня 1389 года на Косовом поле они встретились с армией султана Мурада, превышающей сербское войско по численности в два раза.

Во время этой памятной битвы благочестивый князь погиб. Он получил 16 ранений, а потом был обезглавлен[1]. Говорят, что накануне сражения святому Лазарю явился ангел и спросил: что он предпочитает – земную власть или Царство Небесное? Князь ответил: «Как я могу выбрать земное царство, такую незначительную вещь, тленную и недолговечную, тогда как Царство Небесное сохранится в вечности». Святой, преклоняя голову под меч, произнес такую молитву: «О мой Создатель, судящий мои грехи, ведомые и неведомые! Я к Тебе взываю и прошу: прости мне, Господи, все, в чем нарушил я Твою волю, и сохрани мой народ, вернее – Твой народ!».

Когда новый султан Баязид узнал, с каким достоинством христианский князь принял смерть, он разрешил с честью похоронить его в церкви Вознесения Господня в Приштине. Когда через год его мощи были обретены, они источали чудесное благоухание нетленности. После этого их перенесли в Раваницкий монастырь[2].

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011)
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Согласно другим источникам, князю и нескольким мужественным воинам удалось прорваться во вражеский лагерь. Один из них ранил Мурада, который умер через три дня, приказав расправиться с князем и его товарищами. Последствием Косовской битвы стало то, что Сербское королевство стало вассалом Османской империи, а Балканский полуостров подвергся турецкой экспансии. Тем не менее это сражение является символом сопротивления сербского народа иноземным захватчикам.

[2] Во время великого переселения сербов в XVII в. мощи святого князя были перенесены из Раваницы в Врдник (Новая Раваница), что на севере Сербии. После Второй мировой войны они были положены в кафедральном соборе Белграда, а в 1989 г., в годовщину Косовской битвы, пронесены через всю страну для поклонения верующих, после чего были возвращены в Раваницкий монастырь.

Погибель Царства Сербского

Полетела сизая птица-сокол
От святыни — от Иерусалима,
А он носит ласточку птицу.
Но не был это птица-сокол,
А уж был то святитель Илия.
Он не носит ласточку птицу,
А уж книгу от Богородицы.
И отнёс он её царю на Косово,
И спустилась книга царю на колено.
Сама книга царю беседу беседила:
«Царю ты Лазо, честное колено,
Какому ты царству захочешь приклониться?
Или хочешь Царству Небесному,
Или хочешь царству земному.
Если царству земному хочешь,
Ты седлай коней, и узду затяни крепче,
Витязи пусть сабли приготовят,
И на турок нападайте смело.
Всё войско турецкое погибнет.
Если же Царству Небесному приклонишься,
То построй ты на Косову церковь,
И подошву ей не ложи мраморну,
Но от чистой парчи и шёлка.
Ты причасти и войско собери.
Войско всё твоё погибнет,
И ты, княже, вместе с ним ляжешь.
И когда царь сии речи услышал,
Начал думать царь разны думы:
«О милый Боже, как же мне и что же мне,
Какому приклонюся я царству?
Или Царству Небесному,
Или царству земному.
Если приклонюся я царству,
Приклонюся я царству земному,
Земное невеликое царство,
А Небесное во веки и до века!
Приклонился царь Царству Небесному,
А не царству земному.
И построил на Косову церковь,
Не ложил ей подошву мраморну,
Но от чистой парчи и шёлка.
И позвал он сербского патриарха
И двенадцать великих владык,
Причастил он и собрал войско.
Тут же войско построил князь,
И ударили на Косово турки.
А повёл войско Юг Багдан старый
С девятью сыновьями, с девятью Юговичами,
Как с соколами девятью сизыми,
И у всякого девять тысяч войска,
А у Юга двенадцать тысяч.
И билися и секлися они с турками,
Семь пашей здесь было и не стало.
Как с восьмым они биться начали,
Он погиб тут Юг Багдан старый.
Пали здесь девять Юговичей,
Как соколов девять сизых,
И пропала вся их войска.
Двинулися войска трёх Мрнявчивичей,
Бан Углеша и войводо Гойко,
С ними Вукашин-королевич,
У каждого тридцать тысяч войска.
И билися и секлися они с турками,
Восемь пашей тут было и не стало.
Как с девятым они биться начали,
Но погибли здесь два Мрнявчивича,
Бан Углеша и войводо Гойко.
Вукашин весь в лютых ранах,
Его турки конями затоптали,
И его всё войско пало.
Двинул войско герцог Степан,
А у герцога много сильна войска,
И билися они и секлися с турками,
Девять пашей здесь было и не стало.
С десятым они биться начали,
Но погиб и герцог Степан,
И вся его войска погибла.
Двинул войску князь сербский Лазарь,
А у Лазаря много сильных сербов было,
Семьдесят и семь тысяч,
И турок они разогнали по Косову.
И не видно нигде турок,
И была битва закончена с турками.
И тогда бы Лазарь турок прогнал,
Но Бог проклял Бранковича Вука,
Он предал тестя на Косову!
И набросилися тогда на Лазаря турки.
И его всё погибло войско,
Семьдесят и семь тысяч,
Вся святая и честная была,
Да и милому Богу в руки предалася.

Сербская народная песня

Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • Зорица Кубуровић , 28.06.2018 в 10:53

    Хвала Вам на Вашој љубави и разумевању српског народа у светлу историје страдања и свесне жртве — не само жртве немоћних, него и историје јунака, мушкараца који су гинули с молитвом на уснама и жена које су саме подизале нараштаје и чувале веру и част у сваком времену.

Витрина

Кни­ги иеро­мо­на­ха Ро­ма­на