col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Архимандрит Рафаил (Карелин). Крест

Каждому человеку дан крест, который он должен нести с того дня, когда он своими детскими ножками впервые встанет на землю, и до того часа, когда его мертвое тело обмоют, как родившегося младенца, оденут бездыханный труп, как пеленают ребенка, и положат, как в колыбель, во гроб. Жизнь христианина — это крестоношение. Христианин — крестоносец, воин Небесного Царя. Крест — это труды и скорби. Внутренний крест — это распятие своей воли, для исполнения Евангелия, это борьба с плотью, мiром и демоном. Господь был распят на кресте, сошел душою во ад и воскрес из мертвых. Крест — символ самоотверженной любви. Господь дает испытания и страдания больше всего тем, кого Он любит. Особо тяжкие искушения, внешние невзгоды и внутренние муки претерпевали святые: казалось, что сам ад ополчился против них. Господь сказал: В мiре скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мiр (Ин. 16:33). Эта победа — воскресение. Господь утешает избранных своих во время скорби и дает им духовную радость чувствовать еще до смерти воскресение своей души. Поэтому христианство одновременно самый скорбный и самый радостный путь. Всякий человек стремится к счастью, но мало кто обретает счастье, потому что ищет его там, где царят время, тление и смерть. Этот призрак счастья похож на луч солнца, который хотят поймать рукой, а когда разожмут пальцы, то ладонь оказывается пустой. Демон обещает человеку счастье в удовлетворении его страстей и похотей, но оно кончается скорбью и опустошением души. Страсть подобна вину, она опьяняет человека, помрачает его ум; а затем он пробуждается, как пьяница, где-то под забором, в собственной блевотине, ограбленный своими же собутыльниками. Ему противно все на свете, даже собственное тело кажется ему вонючей падалью; но как пьяница тянется к похмелью, так снова и снова страсть, как злой повелитель, влечет его к себе.

Человек ищет счастья в дружбе, но сколько опасностей и неожиданностей ждет его на этом пути. Первородный грех глубоко поразил природу человека, и наши близкие друзья также находятся под гнетом этой темной силы. Даже святые, борясь с дьяволом, нередко бывают уязвлены и поражены им; и после внутренних или внешних падений в их сердце открываются кровоточащие раны, и они смиренно молятся Богу, как последние грешники, о прощении своих ошибок и грехов. А что говорить о людях, далеких от Бога: они не видят свою собственную душу, они не могут понять, что творится в ней, как в глубине черной ямы; чаще всего демон играет ими, как ребенок мячом, подбрасывая его вверх и ловя на лету. Псалмопевец сказал: Всяк человек ложь (Пс. 115:2), то есть каждый человек переменчив. Наш ум похож на корабль, а наши чувства — на морские волны; волны раскачивают корабль, влекут его то в одну, то в другую сторону, поднимают вверх и бросают вниз; поэтому мы не должны отдавать своего сердца — того, что принадлежит Богу — в руки человека, иначе нас ждет разочарование и скорбь. Люди ищут счастья в душевной и плотской любви, но здесь еще опасней — волчьи ямы вырыты на этом пути.

Когда человек любит душевно и страстно, то он любит не реального человека, а плод своего воображения, он как бы рисует картину того, кого он любит, и старается заслонить его этой картиной, а потом оказывается, что перед ним другое существо. И как часто человек, добровольно обманывающий себя, потом считает, что другой обманул его; на самом деле его обманула собственная же страсть. Поэтому все поэмы и романы описывают любовь только до свадьбы, а затем просто не о чем писать. И эта супружеская жизнь не дает полноты счастья, здесь душа говорит: это не то, чего я ожидала. Супружеское счастье — это более или менее терпимая жизнь, это какое-то общее дело, но не общее счастье. Поэты нашли удачное слово для душевно-плотской любви, это слово — «очарование», что означает — чары, волшебство, колдовство, приворожение. Проходят годы, и человек с улыбкой вспоминает о своих прошлых увлечениях, он как бы сам не понимает, что с ним происходило, где были его ум и глаза. Он вспоминает об этих увлечениях, как о приступах лихорадки, которая оставила его. И в этой романтической чистой любви нет счастья.

Люди стремятся к богатству, но богатство обычно делает сердце человека жестким и твердым, как камень. Он перестает чувствовать нужду и боль другого, он замуровывает душу свою как бы в склепе, куда не проникает свет. Молитва богатого редко бывает искренна и глубока, так как он в глубине сердца положил надежду не на Бога, а на деньги. Наиболее искренно и от души он молится о том, чтобы Господь сохранил его имущество от воров и грабителей, а о вечной участи молиться забывает. Богатство приковывает человека к земле, отнимает у него память смерти. Рай и ад кажутся ему только картинками, нарисованными на бумаге. Богатство дает не радость, а заботу, это не хранитель и помощник человека, а его господин. Можно сказать, что богатство — это змея, которая пьет кровь из сердца человека и иссушает его. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Я предпочитал бы иметь дело с тысячью одержимыми демоном, чем с одним сребролюбцем, ибо никто из несчастных бесноватых не дерзнул на то, что совершил Иуда». Люди, далекие от Бога, видят счастье в высоких чинах, они рвутся к славе и власти, а если добиваются этого, то чувствуют не мир и спокойствие, а соперничество и зависть вокруг себя, как будто под их ногами раскинуты сети. Чем выше человек по своему положению в мiре, тем больше напряжения и сил требуется от него, как для акробата, который стоит на конце щита и раскачивается из стороны в сторону, чтобы сохранить равновесие. Чем выше человек, тем больше вокруг него лжи и лицемерия, тем больше вокруг него людей, ненавидящих его без всякой причины, только за то, что он сумел перегнать их. Такого человека даже во сне мучают заботы и тревоги. Может ли быть счастлив и спокоен человек, который идет по минному полю?

Некоторые ищут счастья в оккультизме и магии, они не только надеются на помощь демона в своих делах, но считают, что демонические ритуалы или, проще говоря, бесовские оргии дадут им возможность пережить какие-то необыкновенные ощущения, какие-то обольстительные тайны греха. Это люди, которых живыми поглотил ад. Падение они считают полетом, а гибель собственной души — свободой. По временам они испытывают какую-то темную безумную радость, которая тотчас же сменяется адской скорбью и отчаянием. Эти люди видят смерть своей собственной души раньше смерти тела. Магия и оккультизм, даже в таких скрытых формах, как астрология или экстрасенсорика, — это область тьмы и отчаяния. Близко к магии стоят наркомания и пьянство. Многие склонны считать, что посредством алкоголя и наркотиков растормаживается человеческая фантазия, и картины наркоманов представляют собою материал его памяти, хранящийся в подсознании, но на самом деле наркотик является одним из средств выхода в демонический мiр, и человек в состоянии особой медиумичности воспринимает картины этого мiра; очень часто в предсмертной агонии наркоман и алкоголик видят явление темных духов, которые пришли за их душой. В некоторых оккультных сектах употребляется курение гашиша и других одурманивающих сознание веществ, чтобы скорее привести человека в состояние демонического транса. Демон может дать человеку только то, что имеет сам — это дух ненависти и отчаяния; поэтому общение с демоном, непосредственное — через магию и оккультизм и посредственное — через наши страсти и грехи, наполняет душу человека мраком и тоской. Приближение демона к душе — это дыхание смерти. Человек ищет радости в шутках и смехе, но это радость клоуна, который корчит гримасы; после продолжительного смеха на душе у человека становится пусто, а шутки лишают человека внутреннего целомудрия и открывают дверь страстям. Уже царь Соломон сказал, что у человека лучше сердце, когда он плачет, чем когда он смеется. Если мы взглянем на свое сердце во время смеха, то увидим там вовсе не добродушие, а бесстыдство и жестокость. Это мы можем проверить, встав на молитву сразу после шуток и смеха. Сердце будет сопротивляться молитве, как бесноватый, которого насильно тащат в храм.

Наша душа — частица неба, поэтому она не может найти счастья на земле, поэтому все земное чуждо ее природе, поэтому на земле нет счастливых людей, кроме тех, кто отверг этот мiр. Если бы счастье зависело только от внешних условий, то слезы не падали бы на золото и алмазы, то морщины скорби, как печать тайных дум, не оставляли бы своего следа на лицах правителей и князей. На земле есть только одно счастье, истинное счастье, которое не погаснет, как светильник при дуновении ветра; не разобьется, как хрустальный бокал, сброшенный нечаянным движением со стола; не исчезнет, как сон, который тает с пробуждением в ночи; это единственное счастье — крест, который дан каждому человеку, если тот распнет на этом кресте свои страсти, свою волю, свою самость и пойдет за Христом по пути, указанному Им. Этот путь — Евангелие. Мера счастья — это мера благодати, которую стяжал человек; эту радость не может отнять у него никто и ничто — ни болезнь, ни изгнание, ни человеческая злоба, ни насилие демонов, ни сама смерть. Благодать — это невидимая река, орошающая мiр, а люди, не желая знать об этом, мучаются и умирают от жажды на берегу реки. Каждый это может проверить опытом на себе. Если мы победим скупость — поделимся с нуждающимися, если простим от сердца обидящих нас еще до того, как они попросят прощения, если победим искушение, влекущее нас ко греху, то Господь нам даст, как награду, мир и особую радость в сердце, не похожую на мiрскую радость, как будто перст ангела невидимо дотронулся до сердца человека. Благодать — это свет, струящийся из вечности на землю; тот, кто несет свой крест с любовью, видит в своей душе отблески этого света; поэтому святые жаждали страданий как божественного дара. Если человек ради Господа будет терпеть скорби, то они превратятся в песнь о небе, которая будет звучать в его сердце и наполнять его душу покоем и утешением. Кто несет безропотно в этой жизни крест, тот будет стоять в Царствии Небесном вместе с мучениками за Христа. Земные скорби превратятся в вечную радость, а земная скоротечная радость уже здесь на земле превращается в скорбь, как сорванный цветок превращается в прах.

Архимандрит Рафаил (Карелин)
Из книги «Ей, Гряди, Господи Иисусе!». Сост. Клыков О. М. М., 2018

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Очень хорошо и понятно написано. Человек должен нести свой крест. И нести достойно и безропотно.
    Святые во все века с радостью принимали смерть за Христа, терпели мучения, о которых и подумать страшно. Читаешь Житие святых, и поражаешься человеческой жестокости. Их мучителей и людьми не назовешь! Звери — и то слишком мягко! Звери убивают только для пропитания. Не смотрели — ребенок, старик перед ними. Им мало было просто убить, надо было поиздеваться вдоволь.
    А в советское безбожное время. Разве мало издевались над священниками, монахами, да и просто мирянами?
    Сейчас нет гонения на Христианство. Люди потянулись в Храмы. И это хорошо! Не надо скрывать, что ты верующий! И нужно с благодарностью принимать всё, что пошлёт Господь!
    Только вот вряд ли нужно вымаливать у Господа скорби. Он и Сам пошлёт, кому это необходимо.
    Старец Паисий Святогорец вымолил рак у Господа… А нужно ли это было? Вся его жизнь- подвиг, вся посвящена Христу. В любом случае он стал бы святым!
    А нам, грешным, понести бы, что имеем!

  • Днепр

    Предлагаю всем «протестующим» и «не очень» прочитать замечательные слова архимандрита Рафаила (Карелина) о Кресте. Давайте думать о том, что Божие, и тогда Бог устроит наше человеческое.

  • Сыктывкар

    Добрый вечер!
    Читала статью, а в душе звучало стихотворение о. Романа «Сеянье» http://vetrovo.ru/seyane/.
    5 октября 2015 отошел ко Господу Александр Мелехов

  • Рыбинск

    «В конце жизни царь Иоанн Грозный прислал в Кирилло-Белозерский монастырь помянник, читать который без внутреннего содрогания мог лишь самый чёрствый человек. В нём перечислялись 3200 замученных в царствование Иоанна Грозного людей — «избиенных, истопленных и сожжённых с жёнами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками». К кровавому синодику прилагалось 10 000 рублей — «на помин души». ( Из истории Кирилло-Белозерского монастыря)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

О слово!

Новая книга иеромонаха Романа

Просьба

Помогите справиться с мошенником!