Размышления над словами акафиста
Когда началась война на Донбассе (в 2014 году), многие православные христиане стали молиться за победу Русского Сопротивления. Думаю, что многие из нас в молитве использовали (и используют сейчас) акафист Божией Матери пред иконою «Донская». Например, в нашем городе Камышине, в одном из храмов (храме Ильи Пророка) каждую среду читается и поется этот акафист за наших воинов. Чем же замечательна эта икона? Дело в том, что это именно воинская икона Божией Матери. По преданию, она была дарована святому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году:
«Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами».
Правда, многие исследователи сомневаются в том, что обстоятельства появления этой иконы были именно таковы, и полагают, что икона была написана чуть позже знаменитым Феофаном Греком или кем-то из его учеников. Кроме того, многие сомневаются в том, что в то время были донские казаки. Судить об этом я не берусь, поскольку не принадлежу к числу ученых. Однако в любом случае эта икона напрямую связана с русским воинством. Следующий факт из описания иконы уже вроде бы никем не оспаривается:
«Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери» (см. здесь).
Так вот, об акафисте. Есть у меня сборник – «Акафисты Пресвятой Богородице в различных нуждах» (изд. «САТИСЪ», Санкт-Петербург, 2002). Сборник издан по благословлению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима. Среди акафистов есть и акафист пред Донской иконой. И в этом самом акафисте есть замечательные слова, на мой взгляд, весьма актуальные в свете последних событий:
Кондак 7. Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.
Само собой, есть этот акафист и в интернете. Но вот что странно, эти слова обретаются не везде. Везде, где перед началом акафиста есть приписка «Текст акафиста утвержден решением Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163)», выделенных мною в тексте 7-го кондака акафиста слов нет. В остальном текст почти полностью совпадает, а этих слов нет (есть, правда, еще небольшие, не столь существенные разночтения, кроме того, конечная строка в первом кондаке и икосах другая).
О решении Священного Синода читаем в журнале «Фома»: «На заседании 26 декабря 2019 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты ряда богослужений и акафистов. С рапортами об утверждении новых текстов к Синоду обратились глава Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин и председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, сообщает сайт «Патриархия.ru»».
Среди утвержденных акафистов – акафист пред иконой Божией Матери «Донская». Поневоле у меня возникла мысль, что решением Священного Синода, по сути, были вычеркнуты слова из акафиста. Хотя, возможно, что существовали два разных варианта акафиста, небольшие разночтения, и совершенно случайно на утверждении Синода попался именно этот вариант, может быть, более ранний, изначальный. Но вот что странно – там, где этой приписки нет, выделенные мною слова о соединении Великой и Малой Руси имеются (читатель ради интереса может погуглить, проверить). Совпадение?
Все же не исключено, что слова из акафиста убрали специально. Зачем? – Возможно, для того, чтобы не подставлять наших православных братьев на Украине. Для последователей Мазепы, Петлюры и Бандеры, эти слова – прямой вызов. Однако если был именно этот мотив, то я думаю, что это напрасно. Ведь никто не неволит украинских православных в храмах читать и петь именно этот акафист. Есть много других акафистов Божией Матери, и к тому же акафист – это, скажем так, «неуставной жанр». В годовом круге богослужения у нас только один раз году он поется – в Субботу Акафиста (во время Великого поста) на всенощном бдении поется акафист Божией Матери. Другие акафисты нередко тоже поются и читаются, но чаще всего отдельно от уставного богослужения, по желанию настоятеля и прихожан.
Но может быть, кто-то просто решил, что ничего такого о помощи Богородицы в соединении Великой и Малой Руси именно через эту икону в истории этой иконы нет? – Да, вроде бы в описании иконы это не попадается. Но вот интересная статья – «Донская Богоматерь, защитница России», автор – Сергей Викторов. Там читаем следующее: «Взошедшие на русский престол после Смутного времени цари из новой династии Кошкиных-Романовых перед тем, как отправлять войско в очередной поход, по приказу царя-батюшки перед строем всегда выносили знаменитую Донскую икону. Простые ратники преклоняли перед ней колени, а воеводам позволялось приложиться к святому образу. «Ратная» история Донской иконы Богоматери закончилась в начале XVIII века, когда царь Петр I подарил чудотворный образ своей младшей сестре царевне Наталье Алексеевне…».
Что из этого следует? А то, что соединение Великой и Малой Руси, когда Московское Царство пришло на помощь восставшим против польского ига малороссам во главе с Богданом Хмельницким, произошло именно в этот период, т.е. между Смутным временем и правлением Петра Великого. В 1654 году русский Царь принял в свое подданство запорожских казаков во главе с Богданом Хмельницким, и как следствие – русско-польская война за освобождение Малой и Белой Руси.
И наши воины, отправляющиеся в поход против ляхов, по традиции, молились перед этой иконой, как и описано в процитированном отрывке. И поскольку результаты этих походов оказались не безуспешны, тогда что это, как не благословение Божией Матери?
Кому-то, возможно, эта моя статья покажется мелочной придиркой. Кто-то может резонно заметить, что и без слов о воссоединении Великой и Малой России в тексте акафиста сильна патриотическая и воинская тональность, и молиться за наших воинов и за победу нашего Отечества можно и без них. Все так, а все же с этими словами было бы еще лучше. Лично для меня, как церковного певца и чтеца (и вообще просто православного христианина), тексты богослужений очень важны. Хотелось бы надеяться, что со временем эти слова окажутся в одобренном Священном Синодом тексте. Хотя бы после победы в СВО.
Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист
По материалам «Русской народной линии»
29 января 2025