col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Тимур Давлетшин. Донская икона Божией Матери и воссоединение Великой и Малой России

Размышления над словами акафиста

Когда началась война на Донбассе (в 2014 году), многие православные христиане стали молиться за победу Русского Сопротивления. Думаю, что многие из нас в молитве использовали (и используют сейчас) акафист Божией Матери пред иконою «Донская». Например, в нашем городе Камышине, в одном из храмов (храме Ильи Пророка) каждую среду читается и поется этот акафист за наших воинов. Чем же замечательна эта икона? Дело в том, что это именно воинская икона Божией Матери. По преданию, она была дарована святому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году:

«Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами».

Правда, многие исследователи сомневаются в том, что обстоятельства появления этой иконы были именно таковы, и полагают, что икона была написана чуть позже знаменитым Феофаном Греком или кем-то из его учеников. Кроме того, многие сомневаются в том, что в то время были донские казаки. Судить об этом я не берусь, поскольку не принадлежу к числу ученых. Однако в любом случае эта икона напрямую связана с русским воинством. Следующий факт из описания иконы уже вроде бы никем не оспаривается:

«Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери» (см. здесь).

Так вот, об акафисте. Есть у меня сборник – «Акафисты Пресвятой Богородице в различных нуждах» (изд. «САТИСЪ», Санкт-Петербург, 2002). Сборник издан по благословлению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима. Среди акафистов есть и акафист пред Донской иконой. И в этом самом акафисте есть замечательные слова, на мой взгляд, весьма актуальные в свете последних событий:

Кондак 7. Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.

Само собой, есть этот акафист и в интернете. Но вот что странно, эти слова обретаются не везде. Везде, где перед началом акафиста есть приписка «Текст акафиста утвержден решением Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163)», выделенных мною в тексте 7-го кондака акафиста слов нет. В остальном текст почти полностью совпадает, а этих слов нет (есть, правда, еще небольшие, не столь существенные разночтения, кроме того, конечная строка в первом кондаке и икосах другая).

О решении Священного Синода читаем в журнале «Фома»: «На заседании 26 декабря 2019 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты ряда богослужений и акафистов. С рапортами об утверждении новых текстов к Синоду обратились глава Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин и председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, сообщает сайт «Патриархия.ru»».

Среди утвержденных акафистов – акафист пред иконой Божией Матери «Донская». Поневоле у меня возникла мысль, что решением Священного Синода, по сути, были вычеркнуты слова из акафиста. Хотя, возможно, что существовали два разных варианта акафиста, небольшие разночтения, и совершенно случайно на утверждении Синода попался именно этот вариант, может быть, более ранний, изначальный. Но вот что странно – там, где этой приписки нет, выделенные мною слова о соединении Великой и Малой Руси имеются (читатель ради интереса может погуглить, проверить). Совпадение?

Все же не исключено, что слова из акафиста убрали специально. Зачем? – Возможно, для того, чтобы не подставлять наших православных братьев на Украине. Для последователей Мазепы, Петлюры и Бандеры, эти слова – прямой вызов. Однако если был именно этот мотив, то я думаю, что это напрасно. Ведь никто не неволит украинских православных в храмах читать и петь именно этот акафист. Есть много других акафистов Божией Матери, и к тому же акафист – это, скажем так, «неуставной жанр». В годовом круге богослужения у нас только один раз году он поется – в Субботу Акафиста (во время Великого поста) на всенощном бдении поется акафист Божией Матери. Другие акафисты нередко тоже поются и читаются, но чаще всего отдельно от уставного богослужения, по желанию настоятеля и прихожан.

Но может быть, кто-то просто решил, что ничего такого о помощи Богородицы в соединении Великой и Малой Руси именно через эту икону в истории этой иконы нет? – Да, вроде бы в описании иконы это не попадается. Но вот интересная статья – «Донская Богоматерь, защитница России», автор – Сергей Викторов. Там читаем следующее: «Взошедшие на русский престол после Смутного времени цари из новой династии Кошкиных-Романовых перед тем, как отправлять войско в очередной поход, по приказу царя-батюшки перед строем всегда выносили знаменитую Донскую икону. Простые ратники преклоняли перед ней колени, а воеводам позволялось приложиться к святому образу. «Ратная» история Донской иконы Богоматери закончилась в начале XVIII века, когда царь Петр I подарил чудотворный образ своей младшей сестре царевне Наталье Алексеевне…».

Что из этого следует? А то, что соединение Великой и Малой Руси, когда Московское Царство пришло на помощь восставшим против польского ига малороссам во главе с Богданом Хмельницким, произошло именно в этот период, т.е. между Смутным временем и правлением Петра Великого. В 1654 году русский Царь принял в свое подданство запорожских казаков во главе с Богданом Хмельницким, и как следствие – русско-польская война за освобождение Малой и Белой Руси.

И наши воины, отправляющиеся в поход против ляхов, по традиции, молились перед этой иконой, как и описано в процитированном отрывке. И поскольку результаты этих походов оказались не безуспешны, тогда что это, как не благословение Божией Матери?

Кому-то, возможно, эта моя статья покажется мелочной придиркой. Кто-то может резонно заметить, что и без слов о воссоединении Великой и Малой России в тексте акафиста сильна патриотическая и воинская тональность, и молиться за наших воинов и за победу нашего Отечества можно и без них. Все так, а все же с этими словами было бы еще лучше. Лично для меня, как церковного певца и чтеца (и вообще просто православного христианина), тексты богослужений очень важны. Хотелось бы надеяться, что со временем эти слова окажутся в одобренном Священном Синодом тексте. Хотя бы после победы в СВО.

Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист
По материалам «Русской народной линии»
29 января 2025

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Месяцеслов

Стихотворение о годовом круге, с цветными иллюстрациями

От сердца к сердцу

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок
// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // //