col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Е#гдa бо рекyтъ: ми1ръ и3 ўтверждeніе,
тогдA внезaпу нападeтъ на ни1хъ всегуби1телство

Нет, мы не льём в наполненные чаши:
Всё собранное вами только ваше.

Не в наших правилах поить насильно,
Но что же сами по́ите обильно?

Зачем кричать о мире из кустов?
Что сто́ит мир, когда он не Христов?

Ужели о грехах своих забыли?
Мы получаем то, что заслужили.

Под мирным небом почивала Ева,
Поля сражений делая из чрева.

Без мин, без артиллерий, без герани
Убито больше, чем на поле брани.

Настал конец Его Долготерпенью,
Быть может, хоть кому-то во Спасенье.

Идёт война, да умолчат кликуши!
Извечная война за наши души.

Когда услышим мир и утвержденье,
Тогда настанет время погубленья.

Мы все за мир, но как его сберечь,
Когда Всевышний попускает меч?

Иеромонах Роман
23 октября 2022
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 27.10.2022 в 11:26 Нижний Новгород: «Геннадий, но если бы в Таинстве Крещения смывались только личные грехи, не было бы смысла крестить новорожденных младенцев.»

    Есть смысл крестить новорожденных младенцев.
    В период от момента рождения и до двух лет с ребенком происходит то, что произошло с Адамом и Евой, вкусившими плода с дерева познания добра и зла, — у него и у них появляется новое восприятие себя, связанное с отождествлением человека со своим телом, а старое ( райское ) восприятие себя «душою живою» утрачивается и начисто забывается, поэтому мы не можем вспомнить себя и то, что с нами происходило в самом раннем детстве до того самого момента, как мы стали отождествлять себя с телом. Новое ( падшее ) восприятие себя характеризуется появлением удобопреклонности воли человека ко греху, т.е. новое «я» падшего человека склонно грешить. Если словом и делом младенец грешить еще не может, то эгоистическим помышлением он грешит. Эти его грехи «омываются» в таинстве Крещения. К тому же, оно ( таинство крещения ) открывает перед ним врата Церкви. Личные грехи, появляющиеся у маленького человека после Крещения, будут «смываться» в таинстве Евхаристии.
    Правда, в первые века христианства людей крестили в зрелом возрасте, после принятия ими личного осознанного решения стать христианином или христианкой.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 27.10.2022 в 11:26 Нижний Новгород: «Сам первородный грех смывается, а его последствия — нет.»

    Людмила Николаевна, объясните, пожалуйста, что Вы понимает под словосочетанием «сам первородный грех»? Первородный грех совершили Адам и Ева, ослушавшись Бога и вкусив плода с дерева познания добра и зла. Каким образом человек, помышляющий о Крещении, совершал или совершил первородный грех?

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 27.10.2022 в 12:02 МО: «Именно так. Святые, бессмертные, рождённые для вечной жизни.»

    Почему же тогда они ( крещеные ) умирают. Некоторое умирают сразу после крещения, не успев согрешить? Почему у крещеных родителей рождаются дети, не освобожденные от первородного греха и его последствий? Кто им их передает? И как это происходит?

    «Святые отцы в число безукоризненных страстей половую страсть не включают.» (Г.С.)

    Греховную половую страсть в число безукоризненных страстей святые отцы не включают, а половое влечение включают. Соответствующую ему страсть они называли естественной, неукоризненной страстью, такой же, как и голод. Эти две страсти, если они возникают естественным образом, греховными не являются. Здоровый организм обычного падшего человека должен испытывать половой и гастрономический голод. Ничего греховного в этом нет.

    Про молитву «жене́ роди́льнице, по четы́редесяти дне́х» не рискну рассуждать. Я так понимаю, что она и есть Ваш «сухарик», предназначенный для духовных. ( Тогда Вам надо расширить список «греховных» людей, включив в него всех кровоточащих ).

  • Нижний Новгород

    Геннадий, первородный грех мы сами не совершали, мы унаследовали его от прародителей — Адама и Евы. А о том, что он прощается в Таинстве Крещения говорят и другие священники (кроме отца Георгия), ссылаясь на учение Церкви.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна, я Вас попросил: «объясните, пожалуйста, что Вы понимаете под словосочетанием «сам первородный грех»?
    Как освобожденные от первородного греха крещеные родители передают его своим детям?

  • Нижний Новгород

    «Если словом и делом младенец грешить еще не может, то эгоистическим помышлением он грешит. Эти его грехи «омываются» в таинстве Крещения». Какие эгоистические помышления могут быть у трехмесячных младенцев, Геннадий? У них еще нет никаких помышлений, а только естественные инстинкты, которые греховными не являются.
    «…поэтому мы не можем вспомнить себя и то, что с нами происходило в самом раннем детстве до того самого момента, как мы стали отождествлять себя с телом.» Думаю, что мы не можем этого вспомнить по причине неразвитости нашего мозга на тот момент.

  • Санкт-Петербург

    «Одна родила без греха ― Дева Мария. Все другие рождения ― греховны. Для того и установил Господь таинство Крещения, чтобы омыть этот грех Духом Святым и водой.» ( о. Георгий )

    «Вы же писали о «грехе» рожениц. Рожениц, по-вашему, после каждых родов нужно перекрещивать?» ( Геннадий ).

    «Не перекрещивать, но просить Бога о прощении ея грехов в молитве, которая называется «Моли́твы жене́ роди́льнице, по четы́редесяти дне́х»» ( о. Георгий )

    Так Крещением или молитвой «этот «грех» омывается»?

  • Санкт-Петербург

    «Думаю, что мы не можем этого вспомнить по причине неразвитости нашего мозга на тот момент.» (Л.Н.)

    «Душа живая» без развитого мозга — пустое место, по-вашему?

    » Какие эгоистические помышления могут быть у трехмесячных младенцев, Геннадий? У них еще нет никаких помышлений, а только естественные инстинкты, которые греховными не являются.» (Л.Н.)

    Священное Писание указывает на период от рождения до двух лет, а не трех месяцев, как у Вас. В какой момент у ребенка появляются «эгоистические помышления» указать точно сложно. У всех по-разному. У особо «развитых» они, думаю, могут появиться и раньше трех месяцев. У святых ( от рождения ) они и после двух лет не появляются.

  • МО

    «Одна родила без греха ― Дева Мария. Все другие рождения ― греховны. Для того и установил Господь таинство Крещения, чтобы омыть этот грех Духом Святым и водой.» ( о. Георгий )
    «Вы же писали о «грехе» рожениц. Рожениц, по-вашему, после каждых родов нужно перекрещивать?» ( Геннадий ).
    «Не перекрещивать, но просить Бога о прощении ея грехов в молитве, которая называется «Моли́твы жене́ роди́льнице, по четы́редесяти дне́х»» ( о. Георгий )
    Геннадий: Так Крещением или молитвой «этот «грех» омывается»?
    Г.С.: Вы что всерьёз полагаете, что, если я написал: «Для того и установил Господь таинство Крещения, чтобы омыть этот грех Духом Святым и водой», то имел в виду рожениц!?!?!? Разумеется, я имел в виду Крещение младенцев. Зачем придираться к словам и создавать проблему на ровном месте?

  • Санкт-Петербург

    Что Вы написали, то я и прочел.

  • Жуковский

    Сомнения может разрешить : «Поэтика Псалтири» Нина П. Саблина Пс. 50.

  • Нижний Новгород

    «Священное Писание указывает на период от рождения до двух лет, а не трех месяцев, как у Вас.»

    Геннадий, говоря о трех месяцах, я имела ввиду средний возраст Крещения младенцев. В этом и еще более раннем возрасте у них не может быть никаких эгоистических помышлений. Во всяком случае — у большинства из них, то есть личных грехов они еще не имеют.

    «…я Вас попросил: «объясните, пожалуйста, что Вы понимаете под словосочетанием «сам первородный грех»?
    Как освобожденные от первородного греха крещеные родители передают его своим детям?»

    Честно говоря, не знаю, Геннадий. Если отождествить понятия «первородный грех» и «последствия первородного греха», то становится понятнее. Но последствия первородного греха после Крещения не исчезают, тем не менее представление о том, что мы освобождаемся в Таинстве Крещения от первородного греха, существуют и озвучиваются православными священниками. Как Вы это объясните?

  • МО

    Вообще говоря, меня удивляет отношение читательниц сайта к вопросу рождения детей. Как будто они никогда не слышали, что рождение это связано со грехом. При том, что многие из них каждодневно читают стих 50-го псалма: Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. И это церковные. Что же тогда говорить о нецерковных? Те, наверное, после рождения не пятого, но первого и единственного считают себя героинями, заслуживающими памятник при жизни.

  • Нижний Новгород

    Каноническое определение Карфагенского собора (Правило 121 (110)):

    Угодно было: всякому, кто отрицает нужду в крещении малых и недавно родившихся из чрева матери младенцев или говорит, что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от греха прародителя Адама не заимствовали ничего, что должно очистить баней возрождения (а из этого следует, что образ крещения во оставление грехов в таком случае считается не истинным, а мнимым), да будет анафема. Ведь слова апостола: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь, распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они восприняли по происхождению.

    Толкование прп. Никодима Святогорца:

    И эта безумная еретическая мысль была порождением пелагиан. Они говорили, что новорожденные младенцы не крещаются во оставление грехов, как считает Православная Церковь. А если кто-то и скажет, будто они крещаются во оставление грехов, то тем не менее они нисколько не причастны скверне прародительского Адамова греха, которая для своего очищения нуждается в крещении[300] (поскольку, как мы сказали, пелагиане считали, что этот прародительский грех не рождается вместе с человеком, потому что он был погрешностью не природы, а произволения). Итак, еретиков, которые говорят это, Собор настоящим правилом предает анафеме из-за того, что, во-первых, по их мнению, образ крещения во оставление грехов, которое совершается над младенцами, не истинный, но ложный и мнимый, поскольку, считают они, у младенцев нет грехов, чтобы их прощать. Во-вторых, слова апостола «одним человеком, т. е. Адамом, грех вошел в мир и грехом смерть, и так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили, как Адам»301 невозможно понимать иначе, чем понимает их Кафолическая Православная Церковь. Она верит, что даже новорожденные младенцы, хотя и не согрешили произволением, однако заимствовали от Адама прародительский грех, почему и нуждаются в том, чтобы он был обязательно очищен крещением, так что они действительно, а не мнимо крестятся во отпущение грехов.

    https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion-pravila-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami-tom-3-pravila-pomestnyh-soborov/12_121

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 27.10.2022 в 14:25 Нижний Новгород: «Геннадий, говоря о трех месяцах, я имела ввиду средний возраст Крещения младенцев. В этом и еще более раннем возрасте у них не может быть никаких эгоистических помышлений. Во всяком случае — у большинства из них, то есть личных грехов они еще не имеют.»

    » В этом и еще более раннем возрасте у них не может быть никаких эгоистических помышлений.» (Л.Н.)

    Вы в этом абсолютно уверены? Раздражение, плач, крики и т.д. у них не могут сопровождаться помыслами? Многие, рассуждая о животных, говорят почти то же самое: они уверены, что животные не способны мыслить. Животные мыслят, но примитивно и однообразно. Что происходит в душе младенца, никто не знает, кроме его самого ( в настоящем моменте ). Если таинство Крещения избавляет младенца от того, что отделяет его от Бога ( человека грехи отделяют от Бога ), то затягивать с крещением младенца нельзя.

    «….представление о том, что мы освобождаемся в Таинстве Крещения от первородного греха, существуют и озвучиваются православными священниками. Как Вы это объясните?» (Л.Н.)

    Четкого представления и описания того, что такое первородный грех, передаваемый от родителей детям, ни у кого из святых отцов я не нашел. В самом обобщенном виде наследуемый п.г. — это то, что обрывает связь Бога с человеком, при этом, это не личный грех. В таинстве Крещения эта связь восстанавливается, поэтому можно сказать, что этим таинством условный первородный грех смывается, но удобопреклонность человеческой воли ко греху не устраняется, а значит, в любой момент связь Бога с человеком может быть оборвана его греховными действиями и помыслами, неукоризненные страсти тоже не исчезают у крещеного, значит, смертность постоянно будет напоминать о себе, приближая смерть человека.

  • Нижний Новгород

    «Вообще говоря, меня удивляет отношение читательниц сайта к вопросу рождения детей. Как будто они никогда не слышали, что рождение это связано со грехом.»
    Если я правильно понимаю, то личный грех — это нарушение заповедей Божьих. Какая заповедь нарушается при зачатии и рождении детей в церковном браке?

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 27.10.2022 в 15:23 Нижний Новгород, Каноническое определение Карфагенского собора (Правило 121 (110)) помогло Вам понять, что такое наследуемый первородный грех?
    Пелагиан, думаю, среди посетителей этого сайта нет.

  • Тверь

    Людмила Николаевна, присоединяюсь к Вашему вопросу.

  • Нижний Новгород

    «Каноническое определение Карфагенского собора (Правило 121 (110)) помогло Вам понять, что такое наследуемый первородный грех?»
    Оно помогло мне уяснить, что по учению святых отцов и первородный грех смывается Крещением, а не только личные грехи, а еще — что у новорожденных личных грехов нет.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна, а идею о том, что человек будет ВЕЧНО страдать за то, чего он не совершал, Вы тоже принимаете. Такой вывод следует, если в механизме передачи «первородного греха» личное произволение человека не задействовано. ( Личный грех производится личным произволением человека ).

  • Иркутская обл.

    +Или Вы считаете, что первородный грех и его последствия, передаваемые по наследству, смываются в таинстве Крещения? +

    А Вы так не считаете,Геннадий? Не смываются,по Вашему?

    +Первородный грех совершили Адам и Ева, ослушавшись Бога и вкусив плода с дерева познания добра и зла. Каким образом человек, помышляющий о Крещении, совершал или совершил первородный грех?+
    Т.е. этот человек,по Вашему, никак не причастен первородному греху прародителей?

  • МО

    //Если я правильно понимаю, то личный грех — это нарушение заповедей Божьих. Какая заповедь нарушается при зачатии и рождении детей в церковном браке?//

    Грехопадение кто разумеет? И от тайных моих очисти мя.

    Что я, убогий, могу сказать о грехе, Людмила Николаевна, если пророк Давид взывал: Грехопадения кто разумеет?

    Ну во-1-х, грех «при зачатии и рождении детей в церковном браке», несомненно, есть, иначе Церковь не установила бы чтение молитв жене-родильнице в 40-й день. Грех, несомненно, есть, иначе Господь не повелел бы древним евреям перед Своим явлением им на горе Синайской: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ; НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЖЕНАМ (Исх. 19:15).

    В чём же грех, если греха как такового нет? Грех в пелагианском устроении души и в восприятии мира, которое приблизительно можно выразить так: человек достигает спасения своими усилиями. Возьмём, к примеру, нашего любимого писателя Достоевского. Митрополит Иларион Алфеев называет его пророком и апостолом, а наш учёный собрат А.В. Буздалов честит еретиком. И участие в ереси, как Вы, наверное, знаете, пострашнее всяких личных грехов будет. В чём же ересь писателя Достоевского? В пелагианском устроении души, которое он в себе культивировал, нисколько не сверяясь и не смиряясь с учением Церкви.

    Название статьи Буздалова «Пелагианство Достоевского и нравственный монизм»
    https://antimodern.ru/dostoevsky-pelagianism/

    Если всю статью одолеть сложно, то вот несколько кратких и показательных вопросо-ответов в обсуждении ея.

    Александр Буздалов:
    2019-08-26
    ++И всюду главная проповедь: человек… самоспаситель++ Да, это суть “христианства” Достоевского. Он прямо так и говорит: “Страшная сила самоспасения” (в русском человеке).

    Светлана:
    2019-08-26
    У Д так много про разное страдание человека,что в связи с этим возникает вопрос:уж не хотел ли он сказать,что человек как бы самораспинается для себя?Верил ли Д-й в Искупительную Жертву Христа Бога?

    Александр Буздалов:
    2019-08-26
    Верил, но (как и во все остальное в его “христианстве”) в гностическом смысле. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только сделать при самом сильном развитии личности”. То есть, Крест у него примерно то же, что “категорический императив” нравственности у Канта. Это радикальное пелагианство, или гностицизм. Сам Пелагий в сравнении с Достоевский – ортодокс. Пелагий только недооценивал роль благодати в спасении. Достоевский же вообще не знает, что это такое. Спасение здесь – это “нравственное самосовершенствование” от начала и до конца.

  • МО

    Господь Бог потому помогает многодетной матери родить и пятого, и седьмого, и десятого…, что та знает, что она грешна. И чем более рожает, тем более грешна. Это, как святой жизни человек, чем более он приближается к Богу, тем отчётливее видит свои грехи. И Бог при таком её духовном устроении тем более даёт ей помощи. Жертва Богу не многодетность и связанные с ним скорби, болезни, испытания, искушения… Жертва Богу дух сокрушен. Это и есть православная вера, а не то горделивое самовозношение, которым наполнен нынешний мiр, в том числе и церковный. А та, которая такой веры не имеет, и рожать-то более 1-2-х не станет, хотя бы имела все житейские блага и здоровье, как у Валентины Терешковой.

  • Санкт-Петербург

    Игорь К. 27.10.2022 в 18:25 Иркутская обл.: «А Вы так не считаете,Геннадий? Не смываются,по Вашему?»

    Я здесь уже не раз писал, что личные грехи «смываются» в таинстве Крещения, а последствия первородного греха — удобопреклонность человеческой воли ко греху и различные проявления смертности в виде неукоризненных, естественных страстей — остаются. Отец Георгий, похоже, считает, что последствия п.г. «смываются» таинством Крещения.

    Что такое наследуемый первородный грех, как он связан с личным произволением и греховным помыслом человека и как он передается по наследству, я бы с удовольствием узнал от Вас. Свою версию и ответы на эти вопросы я изложил в своем комментарии от 27.10.2022 в 12:10. Говорить о «смывании» того, что тебе неизвестно, большого смысла не имеет. Таинство Крещения, по-моему, не смывает нечто неизвестное, а восстанавливает связь Бога с человеком.

    «Т.е. этот человек,по Вашему, никак не причастен первородному греху прародителей?»

    Показателями причастности человека к первородному греху являются: 1) удобопреклонность человеческой воли ко греху, 2) различные проявления смертности в виде неукоризненных, естественных страстей. Первое человек обретает в младенчестве, но не рождается с ним, а второе получает по наследству от родителей в момент зачатия и последующего развития.

    С удовольствие ознакомлюсь с Вашим видением решения этих вопросов. Не стесняйтесь, излагайте со ссылками на святых отцов. Начните с вопроса «Что такое наследуемый первородный грех и как он передается от крещеных родителей их детям, если таинством крещения родители уже были избавлены от первородного греха до момента зачатия ребенка?»

  • Иркутская обл.

    +идею о том, что человек будет ВЕЧНО страдать за то, чего он не совершал, Вы тоже принимаете. Такой вывод следует, если в механизме передачи «первородного греха» личное произволение человека не задействовано+
    Вы же прочитали,Геннадий.
    + Кафолическая Православная Церковь…верит, что ДАЖЕ новорожденные младенцы, ХОТЯ И НЕ СОГРЕШИЛИ ПРОИЗВОЛЕНИЕМ, однако ЗАИМСТВОВАЛИ от Адама прародительский грех, почему и нуждаются в том, чтобы он был обязательно очищен крещением.
    Как ОДНИМ человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во ВСЕХ человеков, потому что в нем ВСЕ согрешили (Рим.5:12) следует понимать не иначе, как их всегда понимала Кафолическая Церковь, распространившаяся повсюду и наполнившая все. Согласно этому правилу веры, и младенцев, которые сами не могут еще совершить никакого греха, крестят истинно во оставление грехов, чтобы возрождением очистить в них то, что они ВОСПРИНЯЛИ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ+
    Согласны?

  • Иркутская обл.

    +Что такое наследуемый первородный грех, как он связан с личным произволением и греховным помыслом человека и как он передается по наследству?Что такое наследуемый первородный грех и как он передается от крещеных родителей их детям?Cо ссылками на святых отцов+
    Геннадий,
    https://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidze/greh-adamov/
    Если не ошибаюсь,Вы ведь писали уже здесь,на Ветрово,по этой теме? В смысле — они согрешили,а мы то при чем,почему их грех вменяется нам всем с самого зачатия и рождения,не причастным своим произволением,волей и делом к их греху?

  • Нижний Новгород

    «…а идею о том, что человек будет ВЕЧНО страдать за то, чего он не совершал, Вы тоже принимаете.»

    Скажу Вам по секрету, что мне пока трудно принять даже идею о том, что человек будет ВЕЧНО страдать за то, чего он совершил. Так что не смущайте меня подобными вопросами, Геннадий.

  • Санкт-Петербург

    Игорь К.27.10.2022 в 19:35 Иркутская обл., про причастность ( заимствование ) первородному греху и про то, как «смерть перешла во ВСЕХ человеков», я писал Вам в своем предыдущем комментарии, адресованном Вам. С этим все понятно. Я попросил Вас ответить хотя бы на один мой вопрос своими словами или словами святых отцов. Вы этого не сделали.

  • Санкт-Петербург

    Игорь К. 27.10.2022 в 19:52 Иркутская обл.; «Если не ошибаюсь,Вы ведь писали уже здесь,на Ветрово,по этой теме? В смысле — они согрешили,а мы то при чем,почему их грех вменяется нам всем с самого зачатия и рождения,не причастным своим произволением,волей и делом к их греху?»

    Ошибаетесь. Ничего подобного я не писал и в обсуждении «этой темы» участия не принимал. Если на этом сайте данную тему уже обсуждали, то дайте, пожалуйста, ссылку на то обсуждение.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 27.10.2022 в 19:10 МО, если рассуждать так, как Вы это сделали в этом своем комментарии, то получится, что и умеренное употребление пиши является грехом т.к. перед Причастием верные постятся.
    По-моему, Вы просто ушли от ответа на простой и четко сформулированный вопрос «Если я правильно понимаю, то личный грех — это нарушение заповедей Божьих. Какая заповедь нарушается при зачатии и рождении детей в церковном браке?»

  • МО

    //Какая заповедь нарушается при зачатии и рождении детей в церковном браке?//

    Помимо греха пелагианства, зайдём в рассмотрении этого вопроса с другой стороны. Какую заповедь нарушает человек не стремящийся к святости? Никакую. Но есть ли такая заповедь: будь святым? Нет такой заповеди. И всё же она есть. Например, слова Христа: БУДИТЕ БО ВЫ СОВЕРШЕНИ, ЯКОЖЕ ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ СОВЕРШЕН ЕСТЬ (Мф. 5:48). Эти слова Христа необходимо исполнять или нет?

    Святые считали эти слова необходимой к исполнению заповедью и старались их исполнить. Ну потому они и святые, скажете вы. А мы грешные, что с нас взять. Поэтому Господь с нас ничего и не берёт кроме анализов (шутка). Кстати сказать, католики на различии заповеди и пожелания развили учение о сверхдолжных заслугах святых, которыми (заслугами) святые могут делиться с простыми смертными.

    Евангелие: Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк.1:6). Заповеди и уставы это одно и тоже? Или это разные слова?

    Толковая Библия Лопухина: «Поступая по всем заповедям и уставам…» Между «заповедями» (ἐντολή) и «уставами» (δικαίωμα) различие заключается в том, что первые обозначают собой отдельные постановления закона Моисеева, а последние – лежащие в основе всего законодательства правовые нормы.
    https://bible.optina.ru/new:lk:01:06

    «Уставы» это синодальный перевод, а в церковно-славянском тексте слово δικαίωμα переведено как «оправдания», что гораздо точнее и ближе к оригиналу: Беста же оба праведна пред богом ходяща во всех ЗАПОВЕДЯХ И ОПРАВДАНИЯХ Господних беспорочна.
    Заповеди и оправдания это синонимы или разные понятия? Очевидно, разные, п.ч. Священное Писание не имеет лишних слов.
    Возьмём всё тот же 50-й Псалом. В нём есть слова «грех» и «беззаконие».
    Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти БЕЗЗАКОНИЕ мое. Наипаче омый мя от БЕЗЗАКОНИЯ моего, и от ГРЕХА моего очисти мя. Яко БЕЗЗАКОНИЕ мое аз знаю и ГРЕХ мой предо мной есть выну.
    Беззаконие и грех это об одном и том же или это разные слова? Разные. Всё по той же причине: в Писании нет лишнего.

    Апостол Павел: А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор.7:1).

    Слова апостола не заповедь, но пожелание, потому что далее он так объясняет их: Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным (1 Кор.7:25).

    И далее он пишет: Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор.7:27, 28).

    А мне вас жаль…

    32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
    33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
    34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
    35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения (1Кор.7:32-35).

    По сути, апостол своими словами «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения» повторяет слова Господа, но в иной форме.

    10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
    11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
    12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:10-12).

    Так что, кто может вместить, да вместит. Духовный лётчик улетел? Жаль, мог бы остаться.

  • МО

    Геннадий 27.10.2022 в 12:44 Санкт-Петербург
    Георгий Селин, иерей 27.10.2022 в 12:02 МО: «Именно так. Святые, бессмертные, рождённые для вечной жизни.»

    Геннадий: Почему же тогда они ( крещеные ) умирают. Некоторое умирают сразу после крещения, не успев согрешить? Почему у крещеных родителей рождаются дети, не освобожденные от первородного греха и его последствий? Кто им их передает? И как это происходит?

    //Почему же тогда они ( крещеные ) умирают.//

    Чтобы после смерти воскреснуть и жить со Христом вечно.

    //Некоторое умирают сразу после крещения, не успев согрешить?//

    Ну и что из этого следует? Что Таинство не действует?

    //Почему у крещеных родителей рождаются дети, не освобожденные от первородного греха и его последствий?//

    Потому что очищение родителей от первородного греха в таинстве Крещении не их личная заслуга. Они не могут передать её детям, как например, нажитое непосильным трудом имущество. Получается так, что очищенные от первородного греха родители передают первородный грех детям? Получается так.

    //Кто им их передает?//

    Кто передаёт первородный грех детям? Самый факт рождения.

    //И как это происходит?//

    Так и происходит, что все рождённые в Адаме несут на себе первородный грех.
    КАК В АДАМЕ ВСЕ УМИРАЮТ, ТАК ВО ХРИСТЕ ВСЕ ОЖИВУТ (1 Кор.15:22).

  • Тюменская область

    Согласна, отец Георгий, и как мама нескольких ребяток подтверждаю ваши слова о том, что с каждым новым родившихся ребёнком — как ещё больше любви, так и ещё больше грехов, даже перед теми же детьми. Очень мы, родители, согрешаем каждый день. Только совсем уж гордый этого не чувствует и не признаёт хотя бы перед собой.

  • МО

    Геннадий 27.10.2022 в 12:44 Санкт-Петербург
    «Святые отцы в число безукоризненных страстей половую страсть не включают.» (Г.С.)

    Геннадий: Греховную половую страсть в число безукоризненных страстей святые отцы не включают, а половое влечение включают. Соответствующую ему страсть они называли естественной, неукоризненной страстью, такой же, как и голод. Эти две страсти, если они возникают естественным образом, греховными не являются. Здоровый организм обычного падшего человека должен испытывать половой и гастрономический голод. Ничего греховного в этом нет.

    //Соответствующую ему страсть они называли естественной, неукоризненной страстью, такой же, как и голод.//

    Г.С.: Если бы половое влечение было бы равно таким, например, влечениям, как голод или жажда, то Господь не сказал бы Своих слов: Кто может вместить, да вместит (Мф. 19:12), разумея под вмещением безбрачную жизнь. И апостол Павел не сказал бы: хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор.7:1), в церковнославянском переводе: ДОБРО человеку жене не прикасатися, если бы это было невозможно, как с теми же голодом, холодом, жаждой. Но это возможно, потому что, если от голода и жажды можно умереть, то от неудовлетворения плотского желания никто, насколько я знаю, не умирал.

  • Иркутская обл.

    +Ошибаетесь. Ничего подобного я не писал и в обсуждении «этой темы» участия не принимал.+
    Ошибся,перепутал,прошу прощения,Геннадий.

    +Показателями причастности человека к первородному греху являются: 1) удобопреклонность человеческой воли ко греху. Первое человек обретает в младенчестве, но не рождается с ним +

    Геннадий,именно что рождается и зачинается!
    Все,кроме Господа.Наследуется первородный грех и его последствия не от крещеных или некрещеных родителей,а от Адама,прародителя нашего и его греха,от его семени,по падшей природе,как гнев,проклятие,смерть,рабство греху,страстность.Человек рождается уже смертельно больным,уже поврежденным,испорченным и осужденным за грех прародителев на смерть,сделавшись причастником его греха,хотя и невольным.Крещение родителей не избавляет его от первородного греха и его последствий,а только родителей.(А по наследству от родителей получает еще и страсти и грехи,мало или сильно развитые в них).
    Крещение освобождает человека от этого рабства,человек духовно рождается,избавляется от смерти и уже может бороться с грехом,проявить свою волю,уже неповрежденную,может не грешить,по благодати.
    Не освожденный от власти первородного греха не сможет этого сделать,можно,наверное,сказать,не может не грешить,п.ч. поврежден,мертв.
    ——
    А книга о.Лазаря и правда очень хорошая,не пожалеете.Св.отцов более чем-что наши словеса?

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 04:17 МО: «Помимо греха пелагианства, зайдём в рассмотрении этого вопроса с другой стороны. Какую заповедь нарушает человек не стремящийся к святости? Никакую. Но есть ли такая заповедь: будь святым? Нет такой заповеди. И всё же она есть. Например, слова Христа: БУДИТЕ БО ВЫ СОВЕРШЕНИ, ЯКОЖЕ ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ СОВЕРШЕН ЕСТЬ (Мф. 5:48). Эти слова Христа необходимо исполнять или нет?»

    «Пелагианство» здесь никто не исповедует и не проповедует. Святой – это тот, кто исполняет Божие заповеди, прежде всего, заповеди любви. Преподобного Макария Египетского учиться святости Бог направил к мирянам – к двум семейным парам. Семейная жизнь святость не исключает.

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 07:16 МО: «Чтобы после смерти воскреснуть и жить со Христом вечно.»
    Вы, похоже, не поняли моего вопроса. Я Вас спросил: «почему крещеные умирает?». Если Крещение смывает с человека первородный грех и его последствия, то крещеный человек должен стать бессмертным, как Адам в раю, т.к. главное последствие п.г. – это смертность человеческой природы.

    «Потому что очищение родителей от первородного греха в таинстве Крещении не их личная заслуга. Они не могут передать её детям, как например, нажитое непосильным трудом имущество. Получается так, что очищенные от первородного греха родители передают первородный грех детям? Получается так.» (о.Г.С.)

    Но и передать то, чего у тебя уже нет, тоже невозможно. Ведь первородный грех передается от родителей детям, и никак иначе.

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 07:18 МО: «Но это возможно, потому что, если от голода и жажды можно умереть, то от неудовлетворения плотского желания никто, насколько я знаю, не умирал.»

    Умирает следующее нерожденное поколение. Без еды, кстати, можно обходиться. На Земле есть люди, которые вообще не едят и живут дольше обычных людей.

  • Иркутская обл.

    +Что такое наследуемый первородный грех и как он передается от крещеных родителей их детям+

    От Адама передается,Геннадий.
    “У всех отцов и учителей Церкви, занимавшихся вопросом всеобщей греховности людей, мы находим ясное и определенное учение о наследственной греховности, которую они делают зависимой от первородного греха Адама. «Все мы согрешили в первом человеке, – пишет святой Амвросий, – и через наследие естества распростерлось от одного на всех наследие и во грехе… Адам, следовательно, в каждом из нас: в нем согрешило человеческое естество, ибо через одного грех перешел на всех». Поскольку все люди являются наследниками растленной грехом природы Адамовой, то все зачинаются и рождаются во грехе, ибо по естественному закону рождаемое тождественно рождающему; от поврежденного страстями рождается страстный, от грешника – грешник. Все потомки Адама приобретают первородный грех наследственным путем через рождение от Адама по телу…
    Сам способ перенесения первородного греха с предков на потомков заключен, в сущности своей, в непроницаемую тайну. «Нет ничего известнее учения Церкви о первородном грехе, – говорит блаженный Августин, – но и ничего таинственнее для понимания».
    По церковному учению, несомненно одно: наследственная греховность от Адама передается всем людям путем зачатия и рождения.”
    https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/pervorodnyj_greh/

  • Санкт-Петербург

    Обмениваться репликами, отстаивая свою позицию, можно до бесконечности, при этом, упуская нечто очень важное: есть вопросы, ответы на которые невозможно получить, оставаясь в рамках привычного образа мышления и мировосприятия. Обсуждаемая здесь тема подталкивает и подводит человека к таким вопросам. Удовлетворительные ответы на них никто не сможет дать. Даже у святых отцов эти ответы не удастся найти. Их может дать только прозрение, даруемое человеку Богом. Но Бог всем подряд прозрения раздавать не будет. Его удостоится только тот, для кого получение ответа на его неразрешимый вопрос есть дело жизни и смерти, т.е. желание получить ответ на свой вопрос должно поглотить все остальные желания и заботы его жизни.

  • МО

    //Семейная жизнь святость не исключает.//

    Кто ж с этим спорит, уважаемый Геннадий? Благодаря семейной жизни и исключительно ей мы имеем Богородицу, Иоанна Предтечу, всех святых…

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 07:16 МО: «Чтобы после смерти воскреснуть и жить со Христом вечно.»

    Вы, похоже, не поняли моего вопроса. Я Вас спросил: «почему крещеные умирает?». Если Крещение смывает с человека первородный грех и его последствия, то крещеный человек должен стать бессмертным, как Адам в раю, т.к. главное последствие п.г. – это смертность человеческой природы.

    //Если Крещение смывает с человека первородный грех и его последствия, то крещеный человек должен стать бессмертным, как Адам в раю…//

    Г.С. Раз крещённый человек должен стать бессмертным, как Адам в раю, значит станет, только надо дождаться этого.

    «Потому что очищение родителей от первородного греха в таинстве Крещении не их личная заслуга. Они не могут передать её детям, как например, нажитое непосильным трудом имущество. Получается так, что очищенные от первородного греха родители передают первородный грех детям? Получается так.» (о.Г.С.)

    Геннадий: Но и передать то, чего у тебя уже нет, тоже невозможно. Ведь первородный грех передается от родителей детям, и никак иначе.

    Г.С.: По-моему, я ответил на Ваш вопрос: «Получается так, что очищенные от первородного греха родители передают первородный грех детям? Получается так». Если мой ответ не понятен ― извините. Ничего более я сказать не могу.

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 07:18 МО: «Но это возможно, потому что, если от голода и жажды можно умереть, то от неудовлетворения плотского желания никто, насколько я знаю, не умирал.»

    Геннадий: Умирает следующее нерожденное поколение.

    Г.С.: Вы о чём? О том, что все уйдут в монахи? Не переживайте, не уйдут. Монашество это призвание Божие.

    Геннадий: Без еды, кстати, можно обходиться. На Земле есть люди, которые вообще не едят и живут дольше обычных людей.

    Г.С.: Это, наверное, буддисты? Так что же Вы ищете на православном сайте?

  • МО

    //…если от голода и жажды можно умереть, то от неудовлетворения плотского желания никто, насколько я знаю, не умирал.//

    Один, однако, умер. Правда, не реальное лицо, но литературный персонаж. Но, как утверждают создатели фильма «Ловцы человеков», простите, «Ловцы душ» (прежде всплыло в сознании Евангельское выражение), вымышленные лица оказывают на умы людей не менее мощное воздействие, чем реальность.

    Так кто же умер от плотской похоти? Квазимодо, обнимая труп своей возлюбленной. А мы знаем, что это единственный положительный персонаж романа, и знаем, насколько безобразен был внешний вид Квазимодо, настолько благородной и чуткой была его душа.

    В начале фильма «Ловцы душ» говорится о романе Гете «Страдания юного Вертера» (признаюсь, не читал, слава Богу), и о том, что он был запрещён в некоторых странах.
    https://vetrovo.ru/art/lovtsy-dush/

    Эти сведения, похоже, взяты из Википедии. Википедия: «Распространение романа вызвало в Европе волну подражающих самоубийств, что впоследствии было названо «эффектом Вертера». Этот эффект был так силен, что в ряде государств власти запретили распространение книги».
    https://clck.ru/32Vz7F

    Так вот, подобное запрещение испытал в России роман «Собор Парижской Богоматери». До 1861 года царская цензура не допускала публикацию полного перевода романа. Достоевский проложил ему дорогу. Разумеется, царская цензура была глупа и невежественна, поскольку не пускала к широкому читателю такой замечательный роман, научающий беззаветной любви до гроба. И мы, прогрессивные и просвещённые, точно знаем это. В уродливом внешнем может быть прекрасное внутреннее.

    Википедия: В борьбе против эффекта Вертера хорошие результаты дают ирония, сарказм. В России после выхода в 1792 г. в свет книги Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» тоже наблюдалась волна самоутоплений среди молодых девушек. Она прекратилась после того, как возле прудов и озёр стали ставить столбы[источник не указан 316 дней] со следующей надписью[2]:
    Здесь в воду кинулась Эрастова невеста,
    Топитесь, девушки, в пруду довольно места.
    https://clck.ru/dYsAH

    Н.Д. Иванчин-Писарев писал о восприятии повести Карамзина: «ни один Писатель, если исключить Руссо, не производил такого сильного действия в Публике. В часы досуга написав сказочку, он всю Столицу обратил к окрестностям Симонова Монастыря. Все тог-дашние светские люди пошли искать Лизиной могилы» [6]. В описании они узнали пруд у дороги. Так Сергиев пруд стал Лизиным, а о его святости стали помнить лишь монахи, богомольцы да жители окрест¬ных сел.

    Автор [Н.С. Селивановский] утверждал, что и ныне окрестные поселяне указывают на целительную силу вод пруда и мож¬но часто встретить на берегу больную, пришедшую искупаться. «Не забыть мне суеверного рассказа старухи, — писал он, — о чистоте вод его и о горестном ужасе ея, что святыню осквернили злодеи ка¬медианщики баснею о душегубице. Так вымыслы поэта отражаются в народе драматически!»

    Только не говорите, что эта повесть Карамзина этому посодействовала. Такое произведение ― это простая «мыльная опера» для домохозяек тех времён.

    А что говорил сам писатель?
    Карамзин: «Близ Симонова есть пруд, осененный деревьями и заросший. Двадцать пять лет пред сим сочинил я там Бедную Лизу — сказку весьма незамысловатую, но столь щастливую для молодого автора, что тысяча любопытных ездили и ходили туда искать следов Лизиных» [27].
    http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/2-1-0-79

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 28.10.2022 в 14:16 МО; «Это, наверное, буддисты? Так что же Вы ищете на православном сайте?»

    Буддистов Вы очень даже к месту упомянули. Они, кстати, над вопросом — «Почему человек рождается грешным?» — голову не ломают. У них в этом вопросе полная ясность и нет никаких противоречий.

  • Нижний Новгород

    «Господь Бог потому помогает многодетной матери родить и пятого, и седьмого, и десятого…, что та знает, что она грешна. И чем более рожает, тем более грешна. Это, как святой жизни человек, чем более он приближается к Богу, тем отчётливее видит свои грехи.»

    Сравнивать многодетную мать с человеком святой жизни в таком случае неуместно, отец Георгий, если чем больше она рожает, тем более грешной становится. Святой человек ведь не становится более грешным по мере приближения к Богу, разве что — в собственных глазах.
    По всей вероятности, Вы хотели сказать: и чем более рожает, тем более осознаёт, что грешна. Тогда становятся понятными слова Апостола о спасении через чадородие: если оно помогает отчётливее увидеть грехи и покаяться, то действительно оно спасительно. Но тогда как оно может быть одновременно и грехом? Грех ведь не может быть спасительным, иначе мы придём к умопомрачительному выводу: чтобы спастись, нужно грешить.

  • МО

    Людмила Николаевна 28.10.2022 в 21:42 Нижний Новгород

    «Господь Бог потому помогает многодетной матери родить и пятого, и седьмого, и десятого…, что та знает, что она грешна. И чем более рожает, тем более грешна. Это, как святой жизни человек, чем более он приближается к Богу, тем отчётливее видит свои грехи.»

    //Сравнивать многодетную мать с человеком святой жизни в таком случае неуместно, отец Георгий, если чем больше она рожает, тем более грешной становится. Святой человек ведь не становится более грешным по мере приближения к Богу, разве что — в собственных глазах.//

    Я не могу знать, что переживает многодетная мама, рожая девятого ребёнка. Также не могу знать, что думает святой, приближаясь к Богу. Почему же такая смелость в речах? Потому что я, НАУЧЕННЫЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ, знаю, чтО они должны думать и переживать, чтобы угодить Богу.

    //По всей вероятности, Вы хотели сказать: и чем более рожает, тем более осознаёт, что грешна. //

    Да. И только такое восприятие себя и окружающих будет правильным.

    //Тогда становятся понятными слова Апостола о спасении через чадородие: если оно помогает отчётливее увидеть грехи и покаяться, то действительно оно спасительно.

    Да, только в этом смысле оно спасительно. А не в том, что героически рождён девятый ребёнок.

    //Но тогда как оно может быть одновременно и грехом? Грех ведь не может быть спасительным, иначе мы придём к умопомрачительному выводу: чтобы спастись, нужно грешить.//

    Грешить не нужно, потому что самое благое и героическое человеческое дело так или иначе будет грехом перед Богом. «Что Мя глаголеши блага? Никто же благ токмо един Бог», ― сказал Бог, ставший человеком.

    Вообще, с чего начался этот обмен репликами, которыми, как говорит уважаемый Геннадий 28.10.2022 в 12:51 Санкт-Петербург, можно обмениваться до бесконечности?

    //Согрешила, будь добра (укр. будь ласка), ― рожай. Согрешил ― иди воюй.//

    //Отец Георгий, бывает героизм и у рожениц.//

  • Тотьма

    Очень интересная история о заблуждениях и вразумлении. Спасибо всем, кто участвовал. Спасибо батюшке отцу Георгию. Слава Богу за все.

  • Санкт-Петербург

    Вчера я пропустил очень важный комментарий. Пока я писал свой ответ отцу Георгию, его, видимо, напечатали и я его не заметил. Вот часть этого комментария:

    // Игорь К.
    28.10.2022 в 12:31
    Иркутская обл.
    Геннадий,именно что рождается и зачинается!
    Все,кроме Господа.Наследуется первородный грех и его последствия не от крещеных или некрещеных родителей,а от Адама,прародителя нашего и его греха,от его семени,по падшей природе,как гнев,проклятие,смерть,рабство греху,страстность.Человек рождается уже смертельно больным,уже поврежденным,испорченным и осужденным за грех прародителев на смерть,сделавшись причастником его греха,хотя и невольным.Крещение родителей не избавляет его от первородного греха и его последствий,а только родителей.(А по наследству от родителей получает еще и страсти и грехи,мало или сильно развитые в них).
    Крещение освобождает человека от этого рабства,человек духовно рождается,избавляется от смерти и уже может бороться с грехом,проявить свою волю,уже неповрежденную,может не грешить,по благодати.
    Не освожденный от власти первородного греха не сможет этого сделать,можно,наверное,сказать,не может не грешить,п.ч. поврежден,мертв.
    ——
    А книга о.Лазаря и правда очень хорошая,не пожалеете.Св.отцов более чем-что наши словеса?//

    Как я понял, Игорь К здесь процитировал высказывания о. Лазаря. В частности такое: «…. от Адама,прародителя нашего и его греха,от его семени,по падшей природе,как гнев,проклятие,смерть,рабство греху,страстность.»

    Это ошибочное высказывание. Грехи ( личные ) и рабство греху человек не наследует. Это высказывание противоречит догматам Церкви. В Точном Изложении Православной Веры преподобного Иоанна Дамаскина читаем:

    » Глава 20 (64). Об естественных и беспорочных страстях

    Далее, исповедуем, что Христос восприял все естественные и беспорочные страсти человека. Ибо Он восприял всего человека и все, что принадлежит человеку, кроме греха. Ибо этот – не естественен и не всеян в нас Творцом, но произвольно происходит в нашей свободной воле вследствие диавольского посева и не владычествует над нами насильно. Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям.»

    Обратите особое внимание на слова: » Ибо этот ( грех ) – не естественен и не всеян в нас Творцом, но произвольно происходит в нашей свободной воле вследствие диавольского посева и не владычествует над нами насильно.»

    То есть, пока наша свободная воля не даст согласие на диавольский посев, грех не может войти в наше естество и не владычествует над нами. Свободная воля, т.е. личное произволение, начинает действовать в младенце в период от рождения до двух лет, и только дав согласие на «дьявольский посев» младенец оказывается под властью греха. У Вас, Игорь К, с момента зачатия человек — раб греха.
    С момента зачатия будущий человек обретает только семена будущих неукоризненных страстей, но никак не грехов. Никакого рабства греху ( личному ) не существует. Первородный грех — это не личный грех, это то, что создает почву для будущих личных грехов, но произрастание личных грехов зависит от выбора человека.
    От Адама нам передаются только неукоризненные, непорочные страсти. Передаются они через родителей.
    «Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям.» (ТИПВ)

    «осуждение, происшедшее из-за преступления» — это и есть наследуемый первородный грех. Его последствия в виде непорочных страстей преподобный Иоанн Дамаскин далее перечисляет. Их человек и наследует от Адама через своих родителей. Личных грехов в этом списке нет, а значит, нет и рабства греху.

  • Санкт-Петербург

    Ольга 29.10.2022 в 10:38 Тотьма: «Очень интересная история о заблуждениях и вразумлении. Спасибо всем, кто участвовал. Спасибо батюшке отцу Георгию. Слава Богу за все.»

    Ольга, а не могли бы Вы уточнить, кто, по-вашему, в этом обсуждении заблуждается, а кто вразумляет Вас.

  • Тотьма

    Геннадию. Заблуждаюсь я, вразумляюсь тоже я. Кто-то писал здесь, что православного священника надо почитать как Ангела. Очень уважительно. Конечно же, это батюшка отец Роман и батюшка отец Георгий.

  • Санкт-Петербург

    Игорь К. 28.10.2022 в 12:31Иркутская обл.: «Крещение освобождает человека от этого рабства,человек духовно рождается,избавляется от смерти и уже может бороться с грехом,проявить свою волю,уже неповрежденную,может не грешить,по благодати.
    Не освожденный от власти первородного греха не сможет этого сделать,можно,наверное,сказать,не может не грешить,п.ч. поврежден,мертв.»

    Игорь К, это цитата или это Ваши собственные мысли?
    Крещение не избавляет человека от смерти. Бороться с грехом, проявлять свою волю человек может и без Крещения, а «поврежденной», точнее, удобопреклонной ко греху воля человека остается и после Крещения.
    Согласно Ваше трактовке, получается, что человек обретает свободу воли и право выбора только в таинстве Крещения. Это ошибка. Некрещеный человек ими обладает так же, как и крещеный. Просто некрещеному человеку, совершающему правильный выбор и направляющему свою волю к добру, чтобы добраться до состояния, находясь в котором он сможет взаимодействовать с Богом, не хватит и жизни, даже очень продолжительной, а крещеный человек такую возможность обретает сразу — в таинстве Крещения.

  • Санкт-Петербург

    Ольга29.10.2022 в 15:00 Тотьма: «Заблуждаюсь я, вразумляюсь тоже я.»

    А результат Вашего вразумления каков? Чью сторону Вы приняли? Сторону тех, кто считает, что человек — раб греха с момента его зачатия или сторону тех, что считает, что рабом греха человек становится по собственной воле?

  • Нижний Новгород

    Геннадий, мне рассуждения батюшки понятны и привычны. Ваши рассуждения интересны, но я только что поняла, что Вы придерживаетесь тз, что рабом греха человек становится по собственной воле.
    Становится , когда человек просвещён Крещением и учением. Но и в этом случае даже Апостол говорит , что доброе, которое хочу не делаю, а злое, которое не хочу — делаю.
    Что уж говорить о непросвещённых . При этом грехи усиливаются , когда человек становится » православным» , как бы обостряются. «Была сплетница , стала клеветница..»(о.Д Смирнов) итп. Если покаяние формальное. Или грехи кажутся мелкими, не важными.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.