У Храма побирушка держит кружку,
Озяб, а подаяния хоть плачь!
Богач не станет плакать о полушке,
А если плачет, значит, не богач.
Загадывать загадки не пристало,
Любовь людская — вешняя вода:
Нас любит Бог! И этого нам мало?
Какие же мы верные тогда?
Иеромонах Роман
31 января 2025
Москва
Эскиз Василия Сурикова
В стихах отца Романа —
не Запад, а Восток.
И мудрый слог, как данность,
и в каждой строчке Бог.
У всех своя дорога.
Мы выбирать вольны,
кого любить нам:Бога
иль холод сатаны.
По размышленьи строгом:
где Бог, там нет тревог.
Как Отче любим Бога.
За верность любит Бог.
«Всех люби и от всех беги»
Св. Амвросий Оптинский.
А плач о Лазаре Христа?
Богаты мы, однако,
Нам немощь в жизни и дана,
Чтобы смирялись всяко.
Нам заповедь Отцом дана,
От Духа голубина,
Имея два любви крыла,
Для ближнего и Сына.
Себе не ждём любви, но от
Себя должны раздати.
Мы верные, нас любит Бог,
Когда друг-другу братья.
Ведь только через ближнего
Любовь мы обретаем,
А если ближнего бежим,
От Бога убегаем.
Амвросий Оптинский сказал,
Нам указуя веру,
И нищий плакать перестал.
Благодаря за меру.
Спаси Господи, Батюшка!
Вспомнилось и такое стихотворение:
https://vetrovo.ru/o-lyubvi/
В отзывах подробный разбор темы.
О любви
Любить монаха? Странный вы народ.
Любите жён, мужей, друзей давни́шних.
Он без мiрской любови проживёт,
Не отрывайте от родных и ближних.
Уж слишком на земле короткий срок,
Зачем родниться, если всяк прохожий?
Достаточно, что всех нас любит Бог,
Надеемся, что и монаха тоже.
Иеромонах Роман
9 декабря 2022
Скит Ветрово
Наталья, подписываюсь перед вашим изречением в комментариях к стихотворению «любить монаха».Вы сказали:
Наталья
17.01.2023 в 01:44
Тверь
Дорогой Батюшка, любим Вас, несмотря ни на что! Любовь нельзя от кого-то оторвать — она не отрывается и пребывает
вовек. Даже если кому-то она совсем не нужна.
Верно,Наталья «даже,если кому-то она не нужна»,потому что любовь,она не ищет своего,она просто желает благо,не для ответа,не для себя.
Стихотворение «Побирушки» не о тех, кто хочет любить вопреки всему, а о тех, кто этой любви просит.
Вспомнился Лермонтов.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«Камень положил в его протянутую руку» — это вопреки словам Спасителя: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? (Мф. 7: 9). Не у той, конечно, просил любви лирический герой Лермонтова. А всё-таки нельзя его не пожалеть.
А вот ещё:
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
(А. Ахматова)
Здесь точно «любовь людская — вешняя вода».
И всё же в стихотворении «Побирушки», как и в стихотворении «Окраденность» https://vetrovo.ru/okradennost/ , отец Роман говорит о чём-то запредельном. Хотела написать, что воплотить в своей жизни такое человеческими силами нельзя, но почему-то вспомнилась преп. Мария Египетская. И ещё юродивые… Впрочем, и они стали такими не своими силами.
Как-то мне сон приснился:
светлая гладь пруда.
То ли искрятся звёзды,
то ли блестит луна.
Падают в пруд дождинки.
Холоден лик воды.
Камешки дна, как льдинки.
Все как один чисты.
Утро мне суть открыло.
Камни всегда тверды.
Если на дне нет ила,
не замутить воды.
Татьяна Басалаева.
Имея Бога и в таком положении,думаю невозможно не плакать,если не о себе,то о жестокосердии и теплохладности людской.Себя жалеть конечно не нужно,ища любви людской,сострадания,но повторюсь,в его положении, думаю трудно не плакать. В стихотворении батюшка хочет возвысить нищему дух,но в его положении очень необходима материальная поддержка прежде и Бог ему сможет открыться через доброту людей.
Если же толковать стихотворение,как нищие с кружкой это священник и ему не нужно плакать,если не кладут,тогда становиться понятно,почему достаточно «нас любит Бог».
А в целом мораль ясна, не жди любви,нас любит Бог,пока живёшь,будь сам не плох и сам любовь Его дари,ответа доброго не жди.
Анне = Умничка, так и надо жить по Вашей последней гениальной ( не змеиной!) фразе.
Анна, а мне очень понравилось Ваше стихотворение со словами св. Амвросия Оптинского «Всех люби и от всех беги». В этом кратком выражении мысль выражена очень ёмко. В нём вся суть.
А само Ваше стихотворение созвучно со словами отзыва Екатерины из Нижнего Новгорода (17.01. 2023 10:59) «Так возможно ли вообще нам, простым людям, ни к кому не привязываться? И нужно ли к этому стремиться, если даже Господь наш Иисус Христос любил Лазаря, Марфу и Марию, апостола Иоанна, и прослезился, когда Лазарь умер?»
***
Всю жизнь стою с протянутой рукой:
«Подайте крошечку… любви»…
Стою перед людьми, не пред Тобой…
Прости мне, Господи, прости…
Не насыщают крохи те
Неутолимый голод мой
Я -нищая у нищих же
Прошу… с дырявою сумой:
«Подайте крошечку любви,
Подайте крошечку любви,
Подайте крошечку любви»…
Прости мне, Господи, прости…
р.Б. Вера
04.03. 2007 г.
Стихотворение написано давно, когда очень занимал этот вопрос.
Простите, решила поделиться своим мнением.
Святые Отцы говорят — главное, чтобы ты любил. Неважно, что тебя не любят, важно, чтобы ты любил.
Если будешь ожидать любви и не получишь её, будешь в смущении, а любить самому, хотя бы сначала принуждая себя, можно получить от Бога этот Великий дар! (своими словами пересказала давно прочитанное).
Самое главное молитва: надо просить у Бога, чтобы помог нам забыть и простить все обиды нанесенные нам, просить, чтобы и нас простил за все обиды, которые мы нанесли другим:»Господи, утеши этих людей, спаси их и помилуй!»
Надо просить у Отца нашего Небесного дара всех любить Его совершенною Любовью! Любить и ближних, и дальних; и тех,кто к нам хорошо относится, и тех, кто плохо… И друзей, и врагов, и обижающих нас…
Это потрясающий Дар , мы недостойны его, но, если очень стараться — Господь Щедрый и Много милостивый — Он всё может… может быть и подаст нам «крошечку». А крошечка Божией Любви перевесит все наши объяснения, объятия, слова, поцелуи…
А мы без Божией помощи и ЛЮБИТЬ будем неправильно , и БЕЖАТЬ будем так, что щепки во всё стороны полетят…
Вере Николаевне
!!!!!!!!!!!!
Татьяна Александровна,благодарю Вас,будем стараться.
Наталья,мне эту фразу часто повторяла Бабушка,но у нее это правда получалось,а у меня наверное,как выразилась Бабушка Вера: «А мы без Божией помощи и ЛЮБИТЬ будем неправильно , и БЕЖАТЬ будем так, что щепки во всё стороны полетят…»
Татьяна Александровна, не поняла к чему относятся эти знаки ? К стихам? К словам из Святых Отцов? Или ещё к чему-то: пожеланиям, выводам?
Кстати забыла сказать: Прп. Амвросий Оптинский написал эти слова конкретному человеку, в конкретной ситуации и , насколько я поняла, не претендовал на авторство… Эти слова Арсений Великий услышал от самого Бога, так что не следует всем примерять их на себя. А то будет так, как я написала, завершая предыдущий комментарий.
Спаси Господи, Вера Николаевна, за стихотворение и назидание! Конечно же в словах святого это и подразумевалось, что с Божией Помощью и любить, и бежать. И никак иначе, не по своему ложному усмотрению.
«Неважно, что тебя не любят, важно, чтобы ты любил.» — И здесь нельзя не согласиться. Именно это и я попыталась передать в обсуждении стихотворения «О любви». Возможно, просто не точно сформулировала (очень боюсь, что вышло по-змеиному).
Из жития прп. Ефрема Сирина видим пример того, как можно и любить, и бежать. От мiра, славы, от людей и даже от любимых:
«Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.
Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне, в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, – то, по повелению Божиему, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума. Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить в епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, – схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить.»
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/95
Вера Николаевна, воскл.знаки за прозу здесь и на прошлых страницах, за иcкренность,за то, что Вы ближе к Богу, чем я, за отзывчивость, за любовь к стихам отца Романа.
Наталья, огромная благодарность за ссылку! Мало того, что интересно, так нашла в нем очень нужные, именно сегодня, мне слова!
Слава Богу за всё!
Татьяна Александровна, долго думала, — решила всё -таки продолжить наш разговор… что касается Вашего ответа на мой вопрос, считаю своим долгом пояснить следующее: — кто ближе к Богу, не нам с Вами определять…
Один Бог знает: кто, и где, и как, и почему находится… Я всегда помню слова моего первого священника, он нам часто их говаривал:» Надо очень аккуратными быть в словах». Решила с Вами поделиться…
Что касается искренности — Вы правы , есть у меня такое качество, которое многие люди во всё времена, а особенно в нынешнее, считают глупостью. А мне так проще — обхожусь без изворотов, кстати это слово часто встречается в письмах прп. Амвросия Оптинского.
И именно из-за этого моего свойства возвращаюсь к нашей беседе под стихотворением «Итог».
Но для полной ясности небольшое отступление…
К Богу я пошла по-настоящему после мощной, во всех смыслах, встряски. Конечно, пошла в Православный храм. Я и раньше туда захаживала иногда поставить свечку моему любимому Николаю Угоднику, а тут пошла, серьёзно, осмысленно — искать выхода из полного тупика… Что мне там встретилось: толстые равнодушные попы и злые старухи в черных халатах… так тогда всё там увидела… Естественно развернулась и ушла, несколько лет искала Бога в разных местах. Искала искренне и, наверное, поэтому Бог мне помог. Долго, да и незачем рассказывать, как я, уже совершенно отчаявшись, пришла в тот храм, стала смотреть, слушать и через пару месяцев сказала священнику, что нуждаюсь в духовной беседе.
Беседа длилась часа три, он выслушал меня и сказал:» Формально я могу Вас исповедовать и Вы можете причащаться… а Вы хотите формально? — Не-е-е-т!!! И он назначил мне эпитимью на 40 дней и сказал, что я могу приходить к нему в эти дни с любыми вопросами. Я ходила почти каждый день: сколько было помощи! тепла ! любви ! сочувствия! Сколько живу буду молить за него Бога!
Одновременно с приходом в этот храм, я купила в церковной лавке книгу стихов иеромонаха Романа, о впечатлении говорить не буду, его голос, его слова, идущие из самого сердца лечили мою измученную душу. Слушала его постоянно, моя маленькая внучка, ей тогда было 2,5 года просила:» Бабушка, поставь ромаха Романа… самая любимая тогда у меня была, да и осталась «Встанем пред Царицею Небесною…»
Эти два священника лечили меня, как Самарянин израненного у Иерехона : архимандрит (тогда иеромонах) Александр прижигал, очищал язвы, а иеромонах Роман возливал на них елей. Так я тогда воспринимала…
По милости Божией мне встретилось очень много хороших священников, но каждый раз, когда я читаю в Евангелии, что Мария Магдалина и другая Мария бежали от гроба и увидев Христа ухватились за его ноги … плачу — мне так понятны их чувства, это чисто женские эмоции, они так благодарны Ему за всё, что иначе чувств своих выразить не могли… Вот и я хочу сказать , что к этим двум батюшкам у меня такое чувство благодарности, что я могла бы припасть к их ногам, за то что они сделали для моей души…
Спаси их Господь!
Поэтому, когда Вы написали, что я некорректно отнеслась к о.Роману, мне было не обидно, а очень больно…
Дорогая Татьяна Александровна, простите, если я сейчас сделала Вам больно, я понимаю , что Вы высказались скоропалительно, но пишу именно потому, что хочу либо откровенных отношений, либо никаких. Я исповедовалась в своём чувстве обиды, в любом случае это больное самолюбие и не понесла напраслину — тоже хороша! Нам надо взвешивать каждое слово, за каждое ответим… И с похвалами надо осторожно… по моему Варсонофий Великий говорил, что нет НИ Одного человека, который без вреда примет похвалу. Представляете, сколько искушений о. Роману приходится преодолевать?!
Простите, если я что не так сказала. Очень надеюсь, что Вы меня правильно поняли!
И всё таки не удержусь — стихотворение о камешках и об иле — мне очень понравилось , Вы его, наверное, давно, написали — отшлифованное… Это я не Вас хвалю , а стихотворение, которое надиктовал Вам Ваш Ангел!
Храни Вас Бог и Царица Небесная Пресвятая Богородица!
Вера Николаевна, простите за тот случай , я уже сто раз в душе раскаялась, не хотела писать тогда, но что-то меня под руку толкнуло. Что касается моего Ангела, то не думаю, что в стихах Он мне помогает,хотя помощь Его или Божью я в жизни ощущала. А этот стих я позавчера ночью написала, не скажу , что мне слова с неба сыпятся. Простите меня, неразумную,ещё раз.
Дорогая о Господе, Татьяна Александровна! Рада, что между нами сохраняется мир!
Не будем радовать тех, кто нас под руку толкает.
Что касается техники создания Ваших стихов, этот вопрос каждый решает сам для себя.
Божией помощи Вам на всё доброе!
Спасибо, Вера Николаевна!
Берёт «ВЕТРОВО» под крыло
всех тех, кто любит Слово.
Царит на сайте мастерство
и Дух добра весомо.
Стихи и проза — мыслей взлёт —
влекут к Лазури властно.
А те, кто их всем сердцем ждёт,-
ОТЦА РОМАНА паства.
Т. Басалаева
Здорово! Татьяна Александровна, у Вас прямо Гимн «Ветрово» сложился, очень понравилось, спасибо!