col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Нaше бо житіE на нб7сёхъ є4сть

Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая,
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая

А ведь это моленье, искание рая без Бога
И замена Творца проходящим, невечным, земным.
Он земную любовь приукрасил Евангельским слогом,
Но угасла она и развеялась тихо, как дым.

Он с вечерней зарёй навсегда попрощался у гроба
И в любовь негасимую бросил сырою землёй.
Были речи друзей, но они не касались особо,
Только злая тоска грызла сердце незримой змеёй.

Возвращаться домой? Для чего и к кому возвращаться?
Месяц так же светился, черёмуха так же цвела…
Как же страшно, душа, как же страшно с любовью прощаться,
Если Божью любовь не искала и не обрела!

Иеромонах Роман
14 июня 2022
Сретенский монастырь
Москва
Из песни на слова М. Исаковского.

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 31.08.2022 в 09:54 Нижний Новгород: «Непонятно, как можно обожить тело, не обожив прежде душу, причем — все её части, а не только неразумную.»

    Невозможно обожить тело, не обожив прежде душу. Я писал о смещениях акцентов в христианском делании, а не об оставлении дела по обожению души и переходу к обожению плоти. Мало кто, продвигаясь по годовому богослужебному кругу, достигает успеха в деле избавления от грехов к празднику Рождества в течении даже всей своей жизни, поэтому при переходе к избавлению человеческой природы от смертности человек проходит через три подготовительные недели и пять покаянных седмиц Великого поста. Когда акцент в христианском делании сместился на обожение тела, в богослужебной практике христианской Церкви произошли существенные изменения. Например, христиане стали реже причащаться, но чаще исповедоваться. В РПЦ, которая теперь как раз и специализируется на «обожении тела», нельзя приступать к причастию без исповеди. Человек, принявший участие в таинстве исповеди, до некоторой степени, походит на безгрешного человека, т.е. походит на человека, преуспевшего в деле избавления от укоризненных страстей — родившегося в Боге на праздник Рождества. Переходя от годового богослужебного круга к многовековому периоду христианской Руси, можно сказать следующее: Русь свой путь по избавлению от укоризненных страстей прошла к началу 17-го века. Это событие ознаменовалось появлением на Руси трех разновидностей знаменного распева: путевого, демественного и большого знаменного распева. Это праздничные, восторженные распевы. Успокаивая свое сознание, избавляясь от укоризненных страстей, обретая в себе внутреннее безмолвие, человек создает необходимые условия для встречи с Богом. Бог христиан — Святая Троица. Путь первой части годового богослужебного круга заканчивается тремя двунадесятыми праздниками: Рождество, Крещение и Сретение. Они символизируют три Лица Святой Троицы — Бога Отца, в Котором рождается преуспевший христианин на праздник Рождества, Святой Дух, Который нисходит на воду во время праздника Крещения и Бог Сын, тело Которого видят ветхозаветные святые на праздник Сретения. Три вышеназванных праздничных распева, которые полностью оформились к началу 17-го века, символизируют встречу христианина с тремя Лицами Святой Троицы. То есть с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей. Однако не все русские люди к концу 17-го века стали безгрешными, поэтому, переходя к следующему этапу христианского пути — к обожению тела, на пути Божественной благодати встают три препятствия, связанные с необоженными тремя частями человека: необоженный, гордый дух ( фарисея из зачала о фарисеи и мытаре первой подготовительной недели перед Великим постом ), необоженная, ненасытная душа ( блудного сына из зачала второй подготовительной недели ) и деятельное, заботящееся только о себе тело ( человека из зачала третьей подготовительной недели ). Три новых распева — киевский, болгарский и греческий — помогают не безгрешному христианину преодолеть эти три препятствия его падшей человеческой природы и вступить в богослужебный цикл Великого поста, который посвящен делу избавления человеческой природы от смертности. Трудясь на этом поприще, человек имеет дело теперь не только со своими личными грехами, а он имеет дело с общим массивом неукоризненных страстей всей человеческой природы. Преобразуя состояние своего тела, он воздействует на весь «массив», поэтому на этом этапе христианского пути спасения одноголосье предыдущих распевов преобразуется в многоголосное партесное пение. В.И. Мартынов этот завершающий этап посчитал этапом деградации богослужебного пения и превращением его в музыку.

  • Санкт-Петербург

    «Три вышеназванных праздничных распева, которые полностью оформились к началу 17-го века, символизируют встречу христианина с тремя Лицами Святой Троицы. То есть с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.» (с)

    Встреча русского христианина со Святой Троицей произошла приблизительно в 1505 году ( по другим сведениям в 1508-м году ), когда Александр Свирский имел видение и беседу со Святой Троицей, явившейся ему в виде трех ангелов. Александр Свирский — единственный святой Русской Православной Церкви, который удостоился видения Святой Троицы. Между праздником Рождества и Крещения — 12 дней, а между Рождеством и Сретением — 40 дней, поэтому «празднование» этого события в РПЦ затянулось почти на век.

  • Нижний Новгород

    «Перенося этот подход с богослужебного годового круга на христианский период Руси, можно сказать, что русские » повернули вектор своего делания на обожение тела» в конце 17-го века, а период с конца 10-го века до середины 17-го века был посвящен избавлению человека от укоризненных страстей, т.е. личных грехов.»

    То есть с конца 17-го века учение об аскетизме, возникшее на основании монашеского опыта очищения от укоризненных страстей и связанных с ними личных грехов, перестаёт быть актуальным? Но разве люди избавились от всего этого? И почему святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине 19 века печалился об утрате современным ему монашеством своего назначения — быть идеалом христианства для остальной части Церкви? Он считал такое положение вещей признаком отступления от веры, падением христианства, а Вы говорите, что Дух Святой помогает этому падению. Или я опять неправильно поняла Ваши слова?

    «…с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.»

    Вы имеете ввиду виртуального христианина? Из реальных людей, мне кажется, таких мало.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 01.09.2022 в 00:22 Нижний Новгород: «То есть с конца 17-го века учение об аскетизме, возникшее на основании монашеского опыта очищения от укоризненных страстей и связанных с ними личных грехов, перестаёт быть актуальным? Но разве люди избавились от всего этого?»

    Ответ на эти вопросы я Вам дал вначале своего комментария. Его второе предложение: «Я писал о смещениях акцентов в христианском делании, а не об оставлении дела по обожению души и переходу к обожению плоти.»
    После 17-го века христиане же не выкинули первую часть годового богослужебного круга, которая посвящена избавлению человека от его личных грехов. Какой она была такой и осталась. Изменилось таинство исповеди — раньше священник, проводящий это таинство, был свидетелем перед Богом раскаяния кающегося, а в конце 17-го века он стал тем, кто прощает грехи кающегося. Изменился обряд, изменились соотношения между частотой исповеди и причастия, изменилась иконография и изменились принципы богослужебного пения. Послабления в аскетике произошли в 7-м веке. Эти облегченные дисциплинарные правила русская Церковь восприняла от Византии и сохраняла. Новых послаблений официально не вводила.
    Людмила Николаевна, если Вас смущают исторические параллели, то обратитесь к тому, что Вы имеете сейчас под рукой. Взгляните на свою религиозную жизнь: сравните службы первой части годового богослужебного круга со службами второй части этого круга. Они резко различаются. Если временная дистанция величиной в год Вас смущает, то обратите внимание на то, что происходит во время совершения Литургии. Первая часть — литургия оглашенных — существенно отличается от второй части — литургии верных. Во время служения литургии оглашенных «смысловой элемент» явно доминирует над «звуковым элементом»: апостол и евангельское зачало ( основную пища для ума, получаемую на Литургии ) читает дьякон или священник без особого звукового ( музыкального ) сопровождения ( читает один ), Символ Веры на литургии верных все молящиеся поют вместе ( партесно ), основные песнопения «едиными устами и единым сердцем» исполняются на литургии верных и т.д.. Если Вас эти изменения не смущают, то почему же те же самые изменения, происходящие на протяжении больших исторических периодов, вызывают у Вас неприятие?

    «И почему святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине 19 века печалился об утрате современным ему монашеством своего назначения — быть идеалом христианства для остальной части Церкви? Он считал такое положение вещей признаком отступления от веры, падением христианства, а Вы говорите, что Дух Святой помогает этому падению.» (с)

    Хулу на Духа Святого Вы возводите, а не я. Ничего подобного я не писал. А появления изменений в богослужебном строе Церкви я не считаю падением. Я считаю, что эти изменения были инициированы Святым Духом, а не происками «серых кардиналов», как о том писал Алексей из Уфы в первой части данного обсуждения, посвященной изменениям «смыслового элемента» богослужений.

    Статья «Валерий Смирнов. Чтобы жить знаменно — нужно петь знаменно»
    https://vetrovo.ru/art/smirnov-zhit-znamenno/comment-page-2/?unapproved=93277&moderation-hash=32d30bfcca4c23c17e7bcc58846b7c87#comment-93277

    «Печалиться об утрате монашеством своего назначения» не нужно, нужно быть достойным монахом, если ты избрал этот путь. Тенденция к обмирщению в христианстве существовала с самого начало. Я приводил здесь цитату из Откровения апостола Иоанна Богослова о песне Моисея и о песне Агнца. Возможно, песня Моисея в христианском изводе лучше звучит из устах монаха, но песня Агнца, на мой взгляд, будет хорошо звучать и в исполнении монаха, живущего в миру.
    И последнее замечание по поводу «печальников-всепропальщиков»: …….
    Впрочем, Вы сами можете заполнить пробел, вспомнив евреев, отвергших Христа, старообрядцев, отвергших Церковь, духовных писателей, поступающих не по своему слову, и т.д.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна 01.09.2022 в 00:22 Нижний Новгород: ««…с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.»
    Вы имеете ввиду виртуального христианина? Из реальных людей, мне кажется, таких мало.»

    Конечно, я имел в виду гипотетического русского христианина. Реальные в течении семи веков не живут. Но в качестве примера я привел реального русского христианина — преподобного Александра Свирского. Он, кстати, по национальности был вепсом.

  • Нижний Новгород

    Геннадий, я беру тайм-аут в обсуждении, но, надеюсь, что мы ещё эту тему продолжим: слишком уж интересные (для меня) вещи Вы говорите.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.