Опасность в чести и в безчестьи,
Когда служа́щий не на месте…
Епископ возглавляет Литургию,
Всё чин по чину, только дело в том —
Повыше саном рядом, а другие
Стоят пред Горним местом, пред Крестом.
Традиции получены от греков,
А тем и святость нынче не свята́…
Где больше чести? Стать пред человеком
Иль рядом с Ликом Кроткого Христа?
Ужель отцы не думают, кто весть —
Всегда ли честь людская Божья честь?
Иеромонах Роман
27 января 2025
Москва
«ВСЕГДА ЛИ ЧЕСТЬ ЛЮДСКАЯ БОЖЬЯ ЧЕСТЬ?»
Вопрос задел не только тех, кто в Сане.
Людская — груз, который трудно несть.
А Божья — Свет и Жизнь в широком плане.
Как нам разобраться, если два человека затевают и делают что-то прямо противоположное, противоборствуя один другому, но при этом утверждают, что поступают “по совести” или, что ещё хуже – “по собственному убеждению”, то есть по заключению своего ума? Мы только и можем им сказать: “Вашу совесть должно оценивать и измерять Евангелием. Совесть спорна, Евангелие бесспорно. Если ваша совесть противится Евангелию, то она слепой поводырь и советчик [как носящий ее, особенно сановный], влекущий в преисподнюю. Если же соглашается она с Евангелием, то все обстоит благополучно. Значит, Евангелие вошло в вашу душу и воссоздало те зарубки и письмена на совести, которые нанёс и начертал Создатель в начале творения и которые под гнетом времени стёрились и изгладились».
Игнатий Брянчанинов:
Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия
Михаил, но прелесть-то всё окутала. Глаза видя не видят, уши слыша не слышат и с этим, что поделаешь?…
Борьба нужна, но прежде,
Своих грехов нам скинуть бы одежды,
А наградились ими мы с полна, Давно уж над Россией гордыни пелена.
Что делать с этим? Каюсь, я не знаю, Свой ум который год уже пытаю,
Не нахожу ответа, только фразу: Борюсь за чистоту и развожу заразу.
Aнне
Гордыня в нас, отнюдь не над Россией.
Святая Русь всегда была Святой.
И будет так, пока ещё не в тине
стремленье жить по совести благой.
Всё остальное мне у Анны понравилось.
Спаси Господи!
«Где больше чести? Стать пред человеком
Иль рядом с Ликом Кроткого Христа?»
Так редко теперь получается читать православные газеты, так как большая часть информация в них по типу «какой митрополит куда поехал и с какой целью-миссией, где открылась очередная воскресная школа, кружок, православный клуб, кто возглавляет», дни рождений и хиротоний священников, длинные речи с открытых семинаров и съездов игуменов и игумений всероссийских (и не только) монастырей. А где о Боге?! В Евангелии и святоотеческих писаниях. Да ещё в интернете. Почему-то православная газета со временем стала похожа на светскую газету, где основная цель рассказать о текущих событиях, а духовные вопросы занимают в ней самую малую часть. А раньше, при отсутствии интернета, для тех, кто не был знаком со святоотеческой литературой, эти газеты становились своего рода маяком на пути к Церкви, а также и для церковных людей всегда было много чего почитать полезного: толкования на Евангелие, жития святых, святоотеческие наставления, стихи и подлинные истории из жизни, которые, как правило запоминаются и надолго остаются с нами.
Отчего же сейчас ходим вокруг да около, погружаемся в обряды и события, вместо того, чтобы встать возле Христа?
Думаю, Вы правы, Наталья. А иногда и обилие информации (пусть даже ценной) превращается в её отсутствие. Поэтому очень важно найти своё собственное место в Церкви и всё ненужное стараться отсекать. Конечно, самое лучшее, когда это место помогает найти священник и сам становится опорой для человека. И ещё, хоть и далеко не сразу, научилась ценить единомышленников, которые, как мы уже обсуждали где-то, бывают ближе родных людей.
Конечно, «со стороны никак не разобраться», но мне часто кажется, что, если бы сейчас была молода и снова впервые пришла в Церковь, было бы трудно вписаться в приходскую жизнь (молодёжные клубы, фестивали и тому подобное). Когда пришла в Храм в 90-е годы, во многом была предоставлена самой себе. У этого были минусы — моя жизнь вне Храма была по большей части совсем не христианской, зато всё происходящее в Храме было для меня действительно Царствием Божием, пришедшим в силе. И действительно, тогда была очень хорошая газета «Православный Санкт-Петербург». И в ней, кстати говоря, стихи отца Романа и многочисленные публикации Людмилы Ильюниной.
//Гордыня в нас, отнюдь не над Россией.
Святая Русь всегда была Святой.//
Позволю себе заметить, что у слов «Россия» и «Святая Русь» разные смыслы. Чтобы логика не страдала, не нужно смешивать Россию с Русью.
Наталье
«Встать возле Христа?» А Христос-то захочет
так запросто рядом с любым постоять?
Но чтобы своё положенье упрочить,
от Церкви обряды не след отвергать.
Иерею Георгию
Святая Русь как стержень всей России,
она и честь, и весь дальнейший путь.
Даруй, Господь, cтране Россия силы,
что не стереть её святую суть.
Татьяне
Хотя б повернуться, приблизиться только!
Обряды вторичны и знаем насколько…
«… Стою и стучу» — нас Господь призывает.
Душе вечерять вместе с Ним обещает.
Обрядов церковных никто не отвергнет.
Событий церковных никто не избегнет!
//Даруй, Господь, cтране Россия силы,
что не стереть её святую суть.//
Если всё же к разнице Руси и России вернуться, то как Вам такой вариант, уважаемая Татьяна?
Даруй, Господь, cтране Россия силы,
чтоб не стереть в себе святую Русь.
Наталья, умница — в самый корень смотрите… с помощью замечательного Вашего Ангела!
Ольга Сергеевна, Вы правы — в 90 годы многие ощущали себя в Храмах не на земле, а действительно, там был кусочек Неба… людей множество шло в Церковь, души того требовали… а потом пошло по описанной в Евангелии притче «о Сеятеле»… Что касается священников — тоже их было много — кого только наскоро не рукополагали (!), отсюда и паству учили соответственно… В результате имеем, что имеем… Но как говаривал батюшка Серафим Саровский: » Нам нет дороги унывать!» Храни всех Бог!
Наталье
!!!!!!!!!!!!
/большая часть информация в них по типу «какой митрополит куда поехал и с какой целью-миссией, где открылась очередная воскресная школа, кружок, православный клуб, кто возглавляет… А где о Боге?!/
—
На епархиальных сайтах кроме 1)новостей: вчера правящий архиерей служил там-то,сегодня здесь,завтра…и т.п. ещё и 2)»добрые дела»,с обязательной их фото и видеофиксацией: о.Иоанн выступил в…о.Алексей посетил…о.Петр подарил…и т.п. Всё на этом,в общем.
Согласна, отец Георгий, спасибо.
Недавно Александр Васильевич Шадурин написал:
«»О чести»… Прочитал комментарии — радость и чистота коснулись и моей души. Какие замечательные слова и мысли! Благодарю!»
А почему …,,Грекам нынче святость не свята́?»
«Традиции получены от греков,
А тем и святость нынче не свята́…»
Это интересная тема для обсуждения. Мы восприняли «формы» или «традиции» от греков? Ведь греческие епископы не воспринимали поначалу святость Бориса и Глеба, а ведь, по-существу, их подвиг преклонил «нас» ко Христу. Об этом есть интересное рассуждение Вл. Соловьева, что первые наши святые — «подражатели Христу» (сцена из «Рублева» Тарковского).
АЛЕКСЕЮ
Наша Церковь разорвала связь с православной церковью Греции, так как их церковь официально признала раскольническую вновь созданную церковь Украины бендеровской.
Татьяне, а это когда произошло? Не слышал об этом.
Алексей, пробейте в ноутбуке-Патриарх Кирилл о греческой церкви- там всё подробно сказано.