Глава 1
Знаменитые служительницы Бога живого, любезнейшие во Христе сестры мои! Позвольте, чтобы я в качестве вашего собрата, хотя и считаю себя недостойным сего достохвального имени, представил вам сие краткое поучение, движимый не чувством тщеславия, но одним побуждением любви к делу вашего спасения; дело же сие, о котором все мы равно должны пещись, состоит главнейше в неукоризненных доказательствах вашей чистоты. Как мы все составляем храм Божий чрез освящение нас Духом Святым при крещении: то чистота сия должна быть так сказать привратником и стражем сего храма, дабы не входило в него ничто нечистое, ничто мирское, и дабы Господь, в нем обитающий, видя жилище Свое оскверненным, не удалился из него с негодованием. Но я не имею теперь намерения показать вам необходимость чистоты: божественные заповеди довольно на сей счет положительны. Я ограничусь только объяснением вам одной важной обязанности, относящейся к сей добродетели, обязанности, какую вы должны соблюдать в рассуждении вашей внешности. Многие из вас (позвольте мне сделать вам сей упрек, хотя никто не достоин столько упреков, как я), многие из вас, под видом мнимого неведения или смелого притворства, ведут себя по наружности довольно невоздержно, как будто бы чистота состояла только в том, чтоб удаляться от грубых плотских удовольствий, и как будто бы наружность, то есть, наряды и украшения тела, совершенно ничего не значили.
Особы сии ничего не упускают к поддержанию своей красоты и мнимого своего благоприличия, так что никакого почти различия нет между ними и языческими женами, которым истинное целомудрие по несчастию неизвестно. Я говорю, что сии неверующие не знают истинного целомудрия, потому что кто не знает истинного Бога, виновника и хранителя всякой истины, тот не может следовать иным путем, как путем заблуждения и лжи. Действительно если бы даже и можно было поверить, что между язычницами существует целомудрие: то, однако ж, сия их добродетель столько несовершенна и недостаточна, что, как бы они ни были целомудренны в душе, но роскошь одеяния их обнаруживает в них наклонность к разврату. Суетность их такова, что если нельзя иметь полного удовольствия, то они рады воспользоваться частичкою оного. Сколько между ними таких, которые, притворяясь, что хотят нравиться только мужьям своим, употребляют особенное старание украшать и наряжать тело свое для привлечения взоров чужих мужчин, сколько бы ни казалось по наружности, что они не имеют тут никакого дурного намерения? Скажем еще более. Обыкновенно случается с сими целомудренными язычницами, что если они не смеют сделать преступления, то имеют к тому желание, или если теперь и не желают, то по крайней мере не заботятся искоренить в себе такое желание. Должно ли сему удивляться? Все, что не происходит от Бога, не может не быть безнравственно. Язычницы сии, не имея возможности достигнуть до совершенного добра, портят и малое добро, которым они обладают, примешивая к нему зло.
Глава 2
Вам, любезнейшие сестры, надлежит отличаться от них в одеянии столько же, как вы от них отличаетесь во всем прочем, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5: 48). Сие совершенство, я хочу сказать, христианская чистота, должно не только отнять у вас желание быть любимыми, но заставить вас ненавидеть и отвергать все то, что может воспламенять опасную любовь в других. Во-первых, желание нравиться посредством искусственных прикрас может происходить единственно от испорченного и развращенного сердца. Известно, какою приманкою сии прикрасы служат к вовлечению людей в запрещенные удовольствия. Зачем вам возжигать преступное пламя? Зачем привлекать к такому удовольствию, которое долг ваш велит считать непозволенным? Во-вторых, нам отнюдь не должно пролагать пути искушениям, которые и без того часто торжествуют, непрестанно на нас нападая, или, по крайней мере, сильно нарушают спокойствие души. О, Боже! сохрани нас от сего пагубного камня претыкания. Мы должны иметь наружность такую скромную, степенную, христианскую, чтобы совесть ни в чем не могла нас упрекнуть. Желая пребывать всегда в сем счастливом положении, мы не должны слишком полагаться на себя; ибо полагаясь на собственные силы, мы будем менее остерегаться, сделаемся более отважны.
Страх есть основание спасения: надменность противоположна страху. Гораздо лучше не доверять своей добродетели: недоверие вселит в нас страх, страх сделает нас осторожнее, осторожность поставит нас в состояние избегать опасности. Напротив того, если мы положимся на себя: то не боясь ничего и не уважая довольно опасностей, мы почти не можем не подвергнуться падению. Кто ходит в безопасности и ни от чего не остерегается, тот никогда не станет на твердой ноге. Но кто внимателен ко всему, опасается всего, тот приобретет покой и уверенность в себе. Дал бы Бог, чтобы служители Его удостоены были, во всяком случае, Его покровительства, и могли всегда хвалиться милостями, от Него изливаемыми!
Зачем нам стараться губить наших братьев? Зачем притворными прикрасами возбуждать в сердцах их похоть? Если новый Господний закон равное полагает наказание и за желания и за дела бесчестные: то думаете ли вы, что тот, кто причинил другому гибель, останется без наказания? Знайте же, что вы действительно губите брата своего, когда, представляя глазам его свою красоту, порождаете в нем похотливые желания. Он уже в душе своей совершил то, чего преступнически пожелал, и вы становитесь для него, так сказать, мечем, его убивающим. Тут хотя бы с вашей стороны и не было никакого положительного проступка: но не менее того вы не извинительны. Подобно сему, когда случится убийство в доме: то хозяин дома, хотя бы и не участвовал в преступлении, но за небрежение подвергается строгости правосудия.
Итак украшайте себя, если угодно, убирайте тщательно тело свое, дабы братья ваши, смотря на вас, погибали. Но что тогда последует с божественною заповедью: возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22: 39)? Увы! Если вы мало печетесь о собственном спасении: то, по крайней мере, не разрушайте спасения других. Не думайте, чтобы Дух Святый изъяснился таким образом в отношении только к исполнению некоторых дел милосердия. Нет! Он тут говорит о всех вообще случаях, где только мы можем быть полезны ближнему. А как неоспоримо то, что собственное наше духовное благо, равно как и благо других, подвергается опасности, когда прелести, сами собою уже слишком опасные, тщательно умножаются: то будьте уверены, что долг ваш есть не только отвергать всякого рода украшения, воспламеняющие наши страсти, но даже убавлять или изглаживать блеск природной красоты вашей посредством некоторого рода небрежения, которого источником был бы Бог. Сим способом вы пресечете опасные следствия, обыкновенно производимые глазами. Хотя конечно не должно совершено осуждать красоты, поскольку она составляет преимущество тела, и будучи украшением дела рук Божиих, служит так сказать почетною завесою души нашей; но вред, какой можем мы причинить смотрящим на нас, должен возбуждать в нас те же опасения, каким подвергся Авраам от красоты Сарры (Быт. 12: 15, 20: 2). Сей отец верующих должен был выдать жену свою за сестру, чтоб освободить ее от поругания Египтян и царя Герарского.
Глава 3
Впрочем пускай красота будет не опасна для пользующихся ею и не пагубна для живущих с нами, пускай не подвергает она никого искушению и не подает повода к соблазну и падению; но разве недовольно того, что она не нужна для невест Христовых? Как скоро кто христиански целомудрен, тому нечего делать с временною красотою, потому что, сказать собственно, от нее нельзя ожидать иного употребления и плода, кроме сладострастия. Я не нахожу, чтоб о ней можно было судить иначе. Посему надлежит оставить попечение об умножении тех приятностей, какие мы имеем, или о приобретении таких, каких в нас нет. Предоставим попечение сие безумным женщинам, которые, занимаясь своею красотою, думают, что хлопочут для себя, между тем как они хлопочут для других. – Как! скажет кто-либо. Неужели кто сохраняет красоту свою, тот преступник и тогда, как блюдет целомудрие? Разве не позволено нам пользоваться украшениями тела и наслаждаться удовольствием быть хорошо сложенными? – Обстоятельство сие предаю я на суд тому, кто поставляет все достоинство свое в преимуществах плоти. Мы же должны презирать сию безрассудную выгоду, составляющую качество суетной души; а суетность совсем не приличествует людям, почитающим долгом знания своего сохранять христианское человеколюбие. Если всякая вообще слава суетна и бесполезна: то какого презрения достойна та слава, которая извлекается от слабых нарядов тела? Первые ученицы Христовы! К вам обращаю речь мою. Если позволено хвалиться чем-либо: то надобно хвалиться единственно духовными благами. Прекрасные качества тела не должны нас много занимать, потому что долг наш есть украшать только душу свою. Мы должны только радоваться тому, в чем можем оказать прямые успехи. Слава наша состоит в заслугах добрых дел.
Можно допустить, чтобы христианин хвалился своею плотью, но плотью, изможденною покаянием и как бы отвердевшею от святых подвигов, дабы изможденная таким образом плоть доставляла торжество уму, а не унижала его, привлекла на себя взоры и вздохи какого-нибудь безумного молодого человека. Убедясь доводами, любезнейшие сестры, что красота вам бесполезна, не заботьтесь о том, если нет ее у вас; а если есть, то пренебрегайте ею со смирением. Христианка естественно может хорошо быть сложена; но красота ее не должна быть предметом соблазна. Ей не следует не только привлекать на себя разными прикрасами взоров мужчин, но и быть ими замеченною.
Глава 4
Хотите ли вы, чтоб я говорил с вами так сказать не по христиански, и дал бы вам такой совет, какой мог бы дать и язычницам? Будьте уверены, что вы должны стараться нравиться не иному кому, как своим мужьям; нравиться же им можете вы только по мере того, как перестанете заботиться о том, чтобы нравиться другим. Не бойтесь; жена не может казаться мужу противною. Она ему довольно нравилась, когда качества тела и души заставили его избрать ее себе супругою. Не верьте, чтобы, презирая убранства и украшения, могли вы навлечь на себя ненависть или холодность мужей ваших. Муж, какой бы ни был, требует от жены своей паче всего ненарушимого целомудрия. Христианин не должен обращать внимания на красоту, потому что преимущества, льстящие язычникам, не могут нами дорого цениться. Да и сами неверующие почитают красоту за вещь подозрительную и опасную. Для кого же хотите вы украшать лице свое? Христианин того не требует, неверующий тому не доверяет. К чему хлопотать о нарядах, возбуждающих в одном презрение, а в другом подозрительность? Не напрасно ли тратите вы на то время?
Глава 5
Все то, что мною доселе сказано, не к тому клонится, чтоб обратить вас к образу жизни так сказать мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтоб показать вам, до такой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было не прикосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу свою белою и гладкою, чтобы красить лице и щеки свои румянами, чтобы чернить свои брови сажею. Видно, что простое творение Божие им не нравится когда они находят в нем недостатки. Они осуждают премудрость верховного Творца всех вещей; ибо исправлять или переделывать то, что сотворено Богом, значит именно осуждать Его. Но кто учит их поступать так? Не иной кто, как враг Божий, как диавол. Действительно кто в состоянии научить безобразить тело, как не тот, злоба которого успела изменить и ум человека? Перестанем сомневаться: он, именно он, изобретатель всех сих преступных хитростей, дабы в самих нас некоторым образом вести войну против Бога. Что приемлем мы от рождения, то творение есть рук Божиих; а что к тому прибавляем, то не от кого иного происходит, как от сатаны. Какая же смелость, какая дерзость употреблять в помощь сатану, чтобы претворять дело рук Божиих! Рабы наши не смеют ничего заимствовать от наших врагов. Воины не требуют ничего от вождей противной стороны: они считают за преступление прибегать к неприятелю своего властителя. Неужели же христианам прибегать к злейшему своему врагу, то есть, к злобному духу? Но что я говорю: христианам? Могут ли они после такой неверности именоваться христианами? Они скорее должны называться учениками того, которого учению последуют.
Из сих предначертаний познайте, любезные сестры, как недостоин имени христианина и противно религии, вами исповедуемой, искусственно себя наряжать, тогда как вам предписано соблюдать священную простоту во всем вашем поведении; претворять ваше лице, когда вам запрещено претворять всякие ваши чувства; желать того, чего провидение вам не дало, в то время как вам повелевается ничего того не желать, что принадлежит другому; стараться умножать ваши прелести, когда требуется от вас строгое целомудрие. Скажите, пожалуйте, как соблюдать вам то, что трудно в законе, когда не храните вы и того, что в нем легко и нисколько не тягостно?
Глава 6
Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Они как будто стыдятся своего отечества, и сердятся, что рождены не в Галлии или Германии, Они стараются насильственно передать волосам своим то, чем природа одарила сии народы. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Действительно, не говоря о прочих неудобствах, не правда ли, что чрез употребление сих благовоний теряются нечувствительно волосы? Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову? Можно ли любить прикрасы, производящие столь гибельные следствия? Должно ли называть добром то, что составлено из столь непристойных вещей?
Христианка делает из головы своей как бы жертвенник, на который возливает множество благовоний. Не подобие ли это жертвы, приносимой нечистому духу? Не лучше ли было бы обратить вещества сии на употребление благочестивое, полезное и нужное, на которое они Богом сотворены? С другой стороны, что заповедал Иисус Христос? Не можешь, – говорит Он, – ни одного волоса сделать белым или черным (Мф. 5: 36). И жены смеют прекословить Богу? Посмотрите, говорят они, как искусно из темно-русых или черных волос делаем мы белокурые, и от того бываем пригожее. Но придет время, когда они ничего не упустят, чтобы белые волосы опять обратились, в черные, и когда старость возвестит им, что они слишком долго наслаждались жизнью. Какая несообразность! Люди стыдятся возраста, до которого усердно желали достигнуть; жалуются на потерю, которой давно уже надлежало ожидать; воздыхают о юности, которую провели преступно; хотели бы возобновить случаи к непозволительным удовольствиям. Не дай Бог, чтобы подобное безумие приходило в ум прямому христианину. Чем кто более старается скрывать свою старость, тем более она обнаруживается. Если ты хочешь, никогда не состариться: то сохраняй свою невинность, приобретенную крещением. Сию-то нетленную красоту должны мы стараться соблюсти, пока не переселимся на небеса, где невинность наша получит возмездие. Думаешь ли ты, что приближаешься к небу, и что заботишься как можно скорее оставить несчастный мир сей, когда конец дней своих почитаешь за несносное для себя бремя и безобразие?
Глава 7
Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетаете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта. Какая странность хотеть преступать беспрерывно заповедь Божию! Кто из вас, заботясь, – говорит Спаситель, – может прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6: 27)? А вы хотите непременно прибавить к нему что-либо, накопляя на голове своей пуки волос с кучею украшении, которыми обременяете темя головы, как бы средоточие шлема. Если не стыдно вам носить такое бремя: то постыдитесь по крайней мере недостоинства его. Не кладите на голову, освященную крещением, смертных остатков какого-либо бедняка, умершего от распутства, или какого-нибудь злодея, осужденного умереть на эшафоте. Свободная голова должна устранять себя от рабства всех сих тягостных убранств. Впрочем, напрасно стараетесь вы казаться великолепно одетым; напрасно употребляете искуснейших мастеров для уборки волос: Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А зачем? Вероятно затем, чтобы никто не видал головы жен, ибо всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор. 11: 5).
Дал бы Бог, чтобы в великий день торжества христиан позволено было мне бедному грешнику поднять голову до гордой вашей высоты, дабы быть свидетелем, воскреснете ли вы с вашими румянами и белилами, с вашими благовониями и пышными волосами и представят ли вас Ангелы Иисусу Христу с сими светскими нарядами и украшениями. Думаете ли вы, что если Бог не одобряет роскоши сей здесь, то вы обретете ее может быть в день страшного суда, и тела ваши будут блестеть тогда теми же одеждами, какими вы украшаете их в сем мире? Но, к несчастию вашему, тела и души должны воскреснуть, обнаженные от всякой чуждой примеси. Что не воскреснет с телом и душою, то должно быть отринуто, потому что не происходят от Бога. Отриньте же теперь то, что должны будете тогда отвергнуть, да узрит вас Господь и ныне такими, какими в последний день увидит.
Глава 8
Легко человеку, скажете вы, а особливо такому, который мало снисходителен к женскому полу, осуждать в женщинах все то, что может делать их приятными. – Но, разве одобряю я и в нашем поле известные суетности, не сообразные с важностью религии? Мужчины одержимы бывают такою же страстью нравиться женщинам, как и женщины мужчинам. В тех в других порок сей вселила испорченная природа. У мужчин есть свои снадобья, чтоб особу свою украшать искусственно. Они любят бриться, выдергивать волосы из бороды, завиваться, убирать голову, скрывать знаки старости своей, прятать седые волосы, придавать телу своему вид юности, даже румяниться подобно женщинам, выглаживать кожу свою особым порошком, смотреться беспрерывно в зеркало, не взирая на то, что оно выказывает их слишком верно. Все сие делается, как будто бы познание Бога, воспрещающего нам всякое желание нравиться и всякую нечистоту, недостаточно было к тому, чтобы нам отвергнуть вещи сии, признавши их бесполезными и противными целомудрию. Известно, что где Бог находится, там присутствует и целомудрие вместе с священною степенностью, его сопровождающею. Каким же образом может торжествовать чистота без сих оружий, то есть, без скромности и степенности? Но равным образом как нам употребить и сию степенность в пользу целомудрия, когда лицо, одежда и весь состав наш, не будут обнаруживать приличной строгости нравов?
Глава 9
Итак, в отношении к вашему одеянию и к множеству нарядов и прикрас ваших, вы должны всячески отсекать, отвергать и изгонять сию излишнюю для вас непомерную роскошь. Какая для вас польза, что люди будут замечать на лице вашем признаки христианина благочестивого, смиренного, простого, скромного, сообразующегося с правилами Евангелия, между тем как во всех прочих частях вашей наружности выставлять вы станете суетную пышность и неприличную изнеженность? Легко понять, как роскошь сия противна христианской чистоте, и какой путь пролагает она к величайшим беспорядкам. Как это? Не иначе, как осрамляя, так сказать, приятности красоты посредством неги одеяния. Это так справедливо, что без помощи сей роскоши, хорошо сложенное лицо обыкновенно считается красотою посредственною, неприятною, лишенною прелестей своих, такою красотою, которая как бы в разводе с грациями. Напротив того, при недостатке естественной красоты, люди добавляют ее румянами, белилами и другими пособиями. Заметно, что даже особы, достигшие возраста спокойствия, и вошедшие в пристань скромности, нередко все еще поражаются блеском и великолепием украшений, и обуреваются сильными пожеланиями, возбуждаемыми пышностью одежд, несмотря на холодность их возраста.
Отвергните, верные служительницы Иисуса Христа, отвергните мужественно все сии прикрасы и наряды, подобно как бы отринули тех позорных людей, которые торгуют девственною чистотою. Если же вы обязаны иметь уважение к своему роду, качеству и достоинству: то являйтесь с таким скромным великолепием, которое бы не было предосудительно для истинной мудрости внушенной вам Евангелием. По крайней мере, берегитесь, чтобы под предлогом необходимости, не преступать вам границ, предписываемых религиею. Как можем мы показывать на самом деле смирение, составляющее прямую обязанность нашу, когда не сократим непомерного употребления богатств и убранств, питающих единственно тщеславие, которое нам не приличествует?
Разве нам не позволено, возразите вы, пользоваться своим имуществом? – Но Апостол возвещает вам, чтобы мы были пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. Там же говорит он, чтобы мы были покупающие, как не приобретающие. Если же Апостол потом повелевает, что имеющие жен должны быть, как не имеющие (1 Кор. 7: 29–31) по причине краткости времени: то зачем вам думать после сего о суетных уборах, о которых здесь речь идет? Посему-то самому побуждению многие особы обязываются хранить беспрерывное девство, и для приобретения царствия Божия лишают себя такого удовольствия, которое могло бы им быть позволено. Другие люди воздерживаются от употребления вещей, Самим Богом признанных нужными, как то от мяса и вина, употребление которых не может причинить ни опасности, ни угрызения совести: они предпочитают в сем случае покорять и приносить в жертву Господу душу свою чрез подобное умерщвление плоти.
Доселе вы довольно пользовались богатствами и приятствами своими, довольно наслаждались плодами естественных своих качеств. Пора последовать спасительнейшим правилам. Мы тот возлюбленный народ, который создал Бог при конце веков. Он предназначил нас от вечности на то, чтобы мы здраво судили о ценности времени, дабы, будучи наставлены в сем божественном учении, отметали все излишества века сего. Мы духовно обрезаны от всех вещей по духу и по телу, и должны духовно и телесно переменить правила мира сего.
Глава 10
Думаете ли вы, что Сам Бог научил людей искусству окрашивать шерсть соком известных растений или масляными частями известных рыб? Вероятно, в начале мира Он забыл сотворить овец красных или голубых, и потому в последствии открыл тайну придавать разные цветы тканям, дабы их тонину и легковесность сделать ценнее. Вероятно, Он же произвел сии золотые игрушки, блестящие множеством драгоценных камней, и проткнул вам края ушей для привески к ним великолепных жемчужин. Не Он ли полно признал нужным мучить Свое творение и утомлять детей, недовольных своею участью, до того, что из прорезов на теле, определенном для работы, висят какие-то зерна, которыми Парфяне, народ варварский покрывают все свое тело в виде ожерелья? Между тем то же самое золото, которое приводит вас в восхищение, употребляется иными народами на делание цепей и оков; о чем их же историки повествуют. Видно правда, что вещи сии ценятся не потому, что сами по себе хороши, а потому, что редки.
Но кто открыл их? Не иной кто, как мятежные ангелы или клевреты их: они первоначально указали людям сии земные произведения. Потом труд и промышленность, совокупно с их редкостью, соделали их еще драгоценнее от безумного рвения к удовлетворению роскоши женщин. Надобно полагать, что Бог ввергнет в кромешную тьму сих злых духов, между прочим, и за то, что они указали людям сии опасные вещества, как-то: золото, серебро и делаемые из них вещи, и особливо за то, что научили искусству красить ткани и само лице. Как можем мы угодить Богу, когда любим произведения тех, которых правосудие Его предало вечной казни?
Но положим, что сам Бог даровал все сии вещи, и что Он возводил употреблять их. Положим, что Пророк Исаия (Ис. 3: 16–25) именем Господним не вопиял против женских багряных риз, что он не порочил их златых вплетений, перстней, монист… и запястий, что он ничего не сказал на счет множества других их суетных украшений. Неужели же не должны мы отличаться от язычников, и преимуществовать над ними в том, что для них драгоценно? Вспомнишь, что у вас нет иного Господа и наставника, кроме истинного Бога, и что Он ревнив, когда кто преступает божественное Его учение. Убедимся, как и следует, что сей божественный Строитель с самого начала мира учредил все премудрым образом, и для испытания добродетели верных своих учеников расположил так металлы и минералы, чтобы данная им свобода пользоваться ими могла умножать заслуги их по мере того, как они станут лишать их себя. Не случается ли иногда, что умный отец семейства нарочно выставляет наружу некоторые ценные вещи для испытания верности слуг своих? Счастливы они, если покажут знаки своей честности и воздержания. Но сколь достохвальнее тот слуга, который отказывается и от того, что ему предоставлено, и который даже боится излишней снисходительности своего господина! Таково мнение Апостола: все мне позволительно, – говорит он, – но не все назидает (1 Кор. 10: 23). Во сколько крат более будем мы опасаться употреблять запрещенные вещи, когда приучимся страшиться пользоваться вещами позволенными?
Глава 11
Скажите: какую причину имеете вы являться в великолепном наряде, когда вы разлучены с другими женщинами, имеющими надобность в нем по таким побуждениям которые до нас не касаются? Вы не посещаете языческих храмов, не присутствуете на их зрелищах, не бываете на празднествах богов. Обыкновенные же плоды расточать такую пышность в одежде состоят именно в том, чтобы находиться в собраниях, чтобы видеть других и себя показать, чтобы блеснуть суетным тщеславием, чтобы выставить на продажу целомудрие. Но вам, верные служительницы Господни, вам предлежат иные спасительные побуждения выходить из дому: вы должны или посещать больных, или присутствовать при богослужении, или приходить слушать слово Божие. Все сие суть упражнения благочестивые, воздержные и скромные. Для сего не нужны ни чрезвычайные, ни великолепные с длинными хвостами одеяния. Если благопристойность, дружба или обязанность заставят вас посетить языческих дам: то почему не являться вам к ним со своею простотою, тем более что вы хотите следовать по пути веры? Чрез сие покажете вы существенное различие между служительницами истинного Бога и служительницами диавола. Вы послужите им назидательным примером. Прославьте Бога, – говорит Апостол, – в телах ваших (1 Кор. 6: 20). Если же Бог прославляется сохранением чистоты: то Он прославляется также и пристойною одеждою и приличным поведением.
Мне известны еще другие возражения некоторых женщин. Мы боимся, говорят они, чтоб имя Божие не подверглось хуле, когда мы откажемся от прежних уборов. Руководствуясь сим правилом, мы, стало быть, не должны отказываться и от прежних пороков; мы, стало быть, должны сохранить те же нравы, потому что хотим сохранить ту же наружность; и тогда-то, вероятно, народы не станут хулить имени Божьего. Подлинно великая хула, когда кто скажет о ком-либо из вас: эта женщина стала скромнее, сделавшись христианкою! Как! Неужели вы боитесь прослыть беднее, сделавшись богаче, или показаться небрежнее, ставши почтеннее? Христианин должен ли следовать правилам языческим, или правилам Божьим?
Глава 12
Нам должно опасаться, чтобы не подать справедливейшего предлога к хуле. Действительно может ли что быть соблазнительнее, как видеть христианских жен, которые, нося звание священных хранительниц чистоты, являются публично разодетыми и разрумяненными подобно блудницам? Какое тогда будет различие между вами и сими несчастными жертвами нечистоты? Строгость законов отделяла их прежде от замужних женщин, и запрещала им носить наряды знатных особ; но ныне своевольство века сего, усиливаясь вседневно, равняет сих мерзавец с знаменитейшими дамами, так что нельзя уже и распознать одних от других. Священное Писание вразумляет нас, что наряды и раскрашивание лица знаменуют любодеяние тела. Господь, наименовав великую блудницу, сидящую на… многих… водах, дает ей и одеяние, сообразное с ее именем: и жена, – сказано, – облечена… в порфиру и в багряницу (Откр. 17: 1–4): одеяние подлинно проклятое; без чего не была бы она и названа мерзкою прелюбодейцею. Иуда, сын Иаковлев, увидевши Фамарь сидящую пред вратами Енаима, облеченную в покрывало (Быт. 38: 14), несмотря на то, что лице ее было под покрывалом, тотчас догадался, что она блудница: по качеству одеяния узнал он, какое ее занятие. Опыт вскоре показал ему, что он не ошибся. Все сие нас убеждает в том, что мы всячески должны стараться не подавать своею внешностью повода к дурному заключению о нашей добродетели. К чему послужит непорочность души, подозреваемая другими? Зачем доставлять другим предлоги к преступническому пожеланию того, чем сами мы гнушаемся? Почему одежда наша не должна быть свидетельством наших нравов, дабы отнять у бесстыдства всякой повод к очернению души? Позволено казаться целомудренным, но запрещено казаться бесстыдным.
Глава 13
Иная из вас, может быть, скажет мне: я не имею нужды в одобрении людей, свидетельство их мало меня беспокоит, Бог видит сердце мое, Он один мой судия. – Пусть и так; но вспомним, что говорит на сей счет Апостол: кротость ваша… известна… да будет всем людям (Флп. 4: 5). На какой конец? Не на тот ли, чтобы злоба не могла найти ничего противного в нашем поведении, и чтобы добрый ваш пример служил злым людям как бы укоризною? Какой также смысл заключается в сих словах: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Для чего Иисус Христос называет нас светом мира? Для чего сравнивает он нас с градом, который не может укрыться… наверху горы? (Мф. 5: 14) Не для того ли, чтобы мы просвещали людей, находящихся во тьме, и возвышались над людьми, погруженными в пороки? Да и в самом деле, когда вы будете ставить светильник под спудом: то всякой будет иметь право обвинять вас в преступном небрежении, потому что вы, как бы, гасите сей светильник.
Светильниками мира мы становимся от добрых наших дел, дела же сии, когда они истинно хороши, не любят мрака: они должны быть обнаруженными; и приличие требует, чтобы другие их знали и видели. Посему для христианина не довольно быть целомудренным: надобно ему таким и казаться. Чистота сия, если смею сказать, так должна быть изобильна, чтоб из сердца изливалась на платье, и из внутренности орошала всю особу. Она, таким образом, оградит цитадель внутренности надежными укреплениями внешности, и с большею безопасностью сохранит верность, подобающую Богу. Надлежит совершенно отказаться от всякой неги, обессиливающей строгую добродетель.
Впрочем, я не знаю, в состоянии ли руки, привыкшие к запястьям, поднять тяжесть оков. Сомневаюсь, чтобы ноги, столь часто носившие шелковые подвязки, могли перенести боль от веревочного вязания их. Боюсь, чтобы голова, покрытая изумрудами и бриллиантами, не отступила подло от меча, которым мы ежечасно угрожаемая. А потому, верные служительницы Иисуса Христа, привыкайте к самым труднейшим вещам, и вы не ощутите их при случае. Откажитесь от удовольствий и нарядов, и вы не пожалеете о них никогда. Будьте всегда готовы переносить жесточайшие удары, и не имейте ничего такого, с чем тяжело бы было вам расстаться. Все блага мира сего не иное что суть, как цепи, задерживающие полет нашей надежды. Отвергнем все сии земные украшения, если хотим блистать на небесах. Остерегайтесь любить пагубное золото, которым запечатлено главное преступление Израильтян (Исх. 32: 2–6). Вам должно ненавидеть то, что погубило Иудеев, заставив их оставить Бога для поклонения творению рук своих. Впрочем, время христиан всегда, и особенно ныне, есть век железный, а не золотой. Нам готовятся мантии мученичества: ангелы нас в них как бы уже облекают. Предстаньте же пред них, отличаясь красою и приятствами апостолов. Простота и целомудрие да будут единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности. Привяжите слово Божие к ушам, а иго Христово к шее своей. Покоряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя украсите: то сам Бог будет вашим верным и вечным подружием.
Источник: Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова, 1849. с. 172-192. Перевод: Е. Карнеева
Cайт «Ветрово»
18 января 2024
Несмотря на то, что Тертуллиан жил во II-III веках, этот текст читать не только легко, но и очень интересно. Во-первых, женщины-христианки тоже почему-то не изменились за прошедшие почти 2 тысячи лет. А во-вторых, у самого Тертуллиана удивительная ясность мысли и прекрасное чувство юмора (благодарность переводчику!).
«Все то, что мною доселе сказано, не к тому клонится, чтоб обратить вас к образу жизни так сказать мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтоб показать вам, до такой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было не прикосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу».
Отец Роман тоже часто говорит, что нужно угождать Богу, а не людям.
«Думаете ли вы, что Сам Бог научил людей искусству окрашивать шерсть соком известных растений или масляными частями известных рыб? Вероятно, в начале мира Он забыл сотворить овец красных или голубых, и потому в последствии открыл тайну придавать разные цветы тканям, дабы их тонину и легковесность сделать ценнее».
Это не только для любителей нарядов, но и для художников, искусствоведов, всех ценителей прекрасного. Прекраснее всего то, что сотворено Богом. Даже от светских людей слышала: «Прекрасно то, что естественно».
«Дал бы Бог, чтобы в великий день торжества христиан позволено было мне бедному грешнику поднять голову до гордой вашей высоты, дабы быть свидетелем, воскреснете ли вы с вашими румянами и белилами, с вашими благовониями и пышными волосами и представят ли вас Ангелы Иисусу Христу с сими светскими нарядами и украшениями».
Смешно, и немножко жалко красавиц.
«Впрочем, я не знаю, в состоянии ли руки, привыкшие к запястьям, поднять тяжесть оков. Сомневаюсь, чтобы ноги, столь часто носившие шелковые подвязки, могли перенести боль от веревочного вязания их. Боюсь, чтобы голова, покрытая изумрудами и бриллиантами, не отступила подло от меча, которым мы ежечасно угрожаемая. А потому, верные служительницы Иисуса Христа, привыкайте к самым труднейшим вещам, и вы не ощутите их при случае. Откажитесь от удовольствий и нарядов, и вы не пожалеете о них никогда. Будьте всегда готовы переносить жесточайшие удары, и не имейте ничего такого, с чем тяжело бы было вам расстаться…»
«Не бойтесь; жена не может казаться мужу противною. Она ему довольно нравилась, когда качества тела и души заставили его избрать ее себе супругою. Не верьте, чтобы, презирая убранства и украшения, могли вы навлечь на себя ненависть или холодность мужей ваших.»
‘но ведь это же не так, ещё как уходят и изменяют, если женщина перестает ухаживать за собой
«когда качества тела и души заставили его избрать ее себе супругою»
Здесь автор сам пишет про красоту, которая помогла избрать.
хорошо бы такое слово мужчинам, которые избирают в жёны накрашенные женщин, Христианок. И священникам, которые говорят, что макияж — это не храм. речь ведь не о ярком макияже, а о естественном, что даже встречный не поймет, что это макияж
Вот, что уяснил я твёрдо: семья — это закрытое и очень хрупкое маленькое общество, и ни под каким предлогом в это общество не должны лезть сторонние наставники. Ни знакомые, ни «семейные психологи», ни даже священники и тем более монахи. Сейчас появилось много учителей, каждый тянет в свою сторону, и семьи разрушаются. Поэтому, правильно заметила Анна — если он выбрал её за внешность, а она эту внешность у него отняла, она вполне может теперь показаться ему противной, особенно с современными нравами, когда брак ничего не стоит в глазах людей (и внешность легко можно получить где-нибудь на стороне).
Считаю отрывок, приведённый Анной, в наши дни вредным советом. Часто распадаются именно такие браки — когда «хорошо же сидели», а жена вдруг решила стать «святой» и сама этим начинает вести брак к разводу. Вот хороший пример подобной «святости»:
https://k-istine.ru/questions/questions-515.htm
Но! Важная вещь, которой могли не заметить комментаторы:
> Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу
Начинать, именно начинать. И здесь, как будто, автор сам себе противоречит (а может быть, и нет — я не читал полного текста). Угождать Богу важно, но если с этого человек не начал, то приходится жить с тем, с чем начинал, и только понемногу, терпеливо, менять свою жизнь (опять же, свою жизнь, а не мужа). Полное угождение только Богу чаще всего доступно только при одинокой жизни, а это значит, что красивая и ухоженная некогда женщина, вдруг решившая посвятить себя этому делу, скорее всего, останется одна.
Итак, эта мысль:
> Не бойтесь; жена не может казаться мужу противною. Она ему довольно нравилась, когда качества тела и души заставили его избрать ее себе супругою. Не верьте, чтобы, презирая убранства и украшения, могли вы навлечь на себя ненависть или холодность мужей ваших.
На сегодня, к сожалению, ложь. Бездумное стремление к «высшему совершенству», которым все сегодня увлеклись, только вредит людям.
Павел, мне кажется, семейные отношения, которые Вы описали как правильные, как раз напоминают этот образ:
Когда вода самозамкнётся,
Прервав с источником общенье,
То вырождается в болотце,
Не замечая вырожденья…
https://vetrovo.ru/kogda-voda-samozamknetsa/
Конечно, семья – это очень и очень важно, но есть то, что важнее и глубже, чем отношения мужчины и женщины. Согласна, хорошо «именно начинать» с того, чтобы нравиться Богу – венчаться двум верующим людям и иметь одного духовника. Но как быть, если один уверовал, а другой нет, или дорожки разошлись каким-то другим образом? Конечно, терпеть, но всё же должным образом расставлять приоритеты. Есть же, например, семьи, где муж не даёт жене ходить в Храм. По-моему, жена в таком случае должна Храм выбирать, иначе обречена сидеть с мужем в одном болоте.
А если муж выбрал жену за внешность и хочет, чтобы она всегда оставалась такой же «красивой» (включая косметику и всё остальное), то, по-моему, он не очень умный. Пройдут годы, жена неминуемо подурнеет, и что тогда – новый брак? И за что тогда, спрашивается, выбирала мужа жена?
Конечно, в семью «лезть» никто не имеет права, но семья вправе сама впускать в дом того, кого считает нужным. А что, если бы в дверь постучался Христос?
Тертуллиан, кстати, был женатым, выяснила это сегодня, когда готовила к публикации его работу.
Редактор, как показывает [некоторый] опыт, таких «не очень умных» много, обоих полов. Отсюда и накрашенные бабушки, и разводы под старость. Встречал людей, которые серьёзно надеялись «сохранить страсть до старости», а через год развелись, и особо не переживали.
Я думаю, что если жена решила выбрать Бога, то пусть выбирает — этот вариант всегда безпроигрышный (и беспроигрышный). Но такой путь, начатый без мудрости, может в некоторых ситуациях привести к плачевным последствиям. Но нужно быть готовым к тому, что выбранный Бог достигается намного позже угасания первого духовного запала, на волне которого человек уже может остаться один.
Пускать в семью можно, но очень осторожно, и желательно не со стороны жены. Я не призываю замыкаться, но призываю тщательно охранять свою жизнь и свою семью ото всякого рода вредных советчиков. Убийственная мысль укоренится в душе и без должного внимания разрастётся так, что потом не вырвешь, хотя поначалу казалась вполне безобидной. Благообразный батюшка дал этот совет с улыбкой, но сам вместо тебя не посидит у разбитого корыта. Опять же, всех ситуаций не опишешь — вот по ссылке, которую я публиковал выше, вполне жизненный пример, а для меня это дикость. Я могу сказать: муж должен тщательно следить за тем, кто входит в семью и какие советы даёт, но окажется, что далеко не каждый муж имеет должное разумение (а часто и желание) для этого. А бывает и так, что муж, вроде, и не против был начать церковную жизнь, но внезапно «воцерковившаяся» жена напрочь отбивает у него эту охоту.
Почему я призываю не лезть в семьи с советами (и не пускать советчиков)? Потому что здесь столько тонкостей, что среди всех семей на планете, возможно, каждая будет уникальной. А они обычно советуют сразу всем, массово, чем могут довольно сильно поколебать семейный мир или ранить кого-то, сами того не подозревая. Другие же — надают советов, семья распадётся, а страдать не им. Скажу по опыту: сколько советчиков я ни слушал, и всё мимо. Слушаешь и понимаешь: «не моя ситуация». Но говорят с умными лицами, как будто, разбираются в вопросе.
Вспомнил совет, который мне некоторое время назад давали на этом сайте — бросить игру на пианино (не помню точно, советовали бросить или просто называли её вредной). И тогда я сильно воспротивился этому, и правильно сделал. Человек, возможно, был уверен, что говорит истинное, а я сам о себе знаю, по какому тонкому льду хожу, и для себя вижу этот совет губительным. Не Бог ли дал мне то, что я имею? Пусть Он и заберёт, а если не забирает Бог, кто из людей сделает это за Него? И попадая в Христианское общество, к сожалению, постоянно слышишь эти навязчивые и вредные советы ко всем областям твоей жизни; не можешь от них отбиться. Принимать все или отвергать? Об этом ваш вопрос:
> А что, если бы в дверь постучался Христос?
Вот ответ:
> если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его
Если по доброй причине остерегаешься вредных советов, Бог найдёт способ постучаться так, чтобы ты услышал.
Павел, соглашусь с тем, что каждая ситуация и каждая семья уникальны. Но Вы говорите о тех случаях, когда священник (или другой советчик) разрушает семью. А есть другие ситуации: когда священник созидает то, что уже почти разрушено, и люди благодарны ему всю оставшуюся жизнь.
Что касается ситуации по Вашей ссылке, то мне хватило сил дочитать только до середины. Почему-то женщина публично обсуждает со священником то, о чём нормальные люди даже с самыми близкими не говорят.
Хотелось бы, чтобы в человеческой жизни было то, что выше семейных отношений. Вы любите мультипликацию, хочу поделиться с Вами ссылкой на мультфильм, который мне очень нравится (даже не смотрю его больше из-за слишком сильных впечатлений — таким нельзя разбрасываться): https://www.youtube.com/watch?v=5WnOVVFK-Gw&t=1s Видите, девушка полюбила, вышла замуж, родила детей, которых, несомненно, тоже любила, но приходила к этому озеру и смотрела вдаль до самой смерти — почему? Потому что есть то, что выше и глубже.
Впрочем, думаю, что есть разные люди, и сама знаю верующую женщину, для которой счастье её мужа и детей — самое важное, что есть на белом свете. И есть прекрасные полнокровные семьи (может быть, даже и нецерковные), у которых дом — полная чаша, которые всегда рады приветить и поделиться своим теплом. И, кажется, ни о чём большем не задумываются.
Но ещё есть такое неприличное стихотворение Анны Ахматовой (простите, Вы сами начали разговор на эти темы):
Есть в близости людей заветная черта,
Её не перейти влюблённости и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
И сердце рвётся от любви на части.
И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.
Стремящиеся к ней безумны, а её
Достигшие — поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего моё
Не бьётся сердце под твоей рукою.
Редактор, да, мои примеры именно о семьях, которые ещё не разрушены — когда терять нечего, любой совет может быть спасителен. Я думаю, отчасти мы оба правы, и ещё будет права тысяча человек, зашедших и приоткрывших эту область со своей стороны, настолько она обширна. Есть ли что-то выше семейных отношений или у кого есть семья, выходящая за рамки описанного в этом стихотворении, и выходящая далеко за рамки? Мне бы вот хотелось, чтобы с тем человеком, с которым я здесь, я был бы и на небе в особых отношениях, как и здесь в особых — а некоторые «учителя» берут эту мою мечту и топчут, прикрываясь своим авторитетом в христианских кругах. Правда, они даже не подозревают об этом — они беззаботно учат, а я страдаю. Я лишь желаю, чтобы каждый человек оставался уникальным, не слушался вредных советов и не ровнялся на массы. Каждый в итоге встанет на свою высоту, высшего совершенства для человека нет. Мультфильм мощный.
Христос, все святые и апостолы никогда не ломают и не стремятся сломать нам нашу волю, но предостерегают, заботятся и направляют. Все доброе, не на возделанной почве ничего доброго не принесёт, всему свое время. Семья и любовь в ней взращиваются постепенно, неся немощи друг друга, но обоюдно, хотя зачастую и кто-то один тянет всю семью, «муж освещается женою верующею» и наоборот. Вообщем как святые говорят: «Нет добродетели без рассуждения», а в народе говорят: «сто раз отмерь, один-отрежь». Всё очень индивидуально, главное смирение, снисхождение и разумное увещивание, если требуется,но аккуратно, без фанатизма. Любовь к Богу не должна пройти по голове ближнего, а любовь к ближнему не должна быть выше главы Божьей.
Павел, это здорово, что есть человек, с которым Вы бы хотели и на небе быть в особых отношениях.
Что касается духовных советов, то мне в юности их точно не хватало — впрочем, может быть, и не смогла бы принять их.
Знаю историю о том, как старец благословил девушку пойти в монастырь — и она сейчас монахиня, находится на своём месте. А если бы не совет старца, наверное, вышла бы замуж и, как добрая христианка, старалась бы быть хорошей женой и матерью, а душа всё равно тосковала бы, и человек бы, наверное, себя не нашёл. И знаю человека, который развёлся по благословению того же старца (жена изменила ему). Ходил долго неприкаянный, а потом встретил девушку и создал хорошую православную семью. В обоих случаях люди доверились старцу — а ведь могли бы счесть его дурным советчиком. Но страшно принять за старца какого-то самозванца.
Нельзя всех стричь под одну гребёнку, давать советы вслепую. Потому о даре рассуждения и говорится как о высшем даре. И ещё интересно то, что Бог может разрешить любую ситуацию так, как мы и предположить не могли — как все ситуации индивидуальны, так и способы их разрешения тоже.
Редактор, Анна, соглашусь. Вот мы понаписали мыслей и задали направление размышлений для читателя. А каждый читатель зайдёт, подумает и сам решит, что ему ближе.
> Что касается духовных советов, то мне в юности их точно не хватало — впрочем, может быть, и не смогла бы принять их.
Мне тоже, да и теперь не хватает. 😀 Я же о других писал, которых много, а много ли настоящих старцев? Мне сейчас Бог дал старшего брата, но духовного совета всё равно не хватает.
О.Иоанн Крестьянкин о внешнем виде жены.
https://www.pravoslavie.ru/put/biblio/pisma/pisma21.htm
> Ведь надо терпеливо подождать, чтобы и у супруга появились начатки религиозных понятий. А пока их нет, надо уступать ему. Когда Вы поженились, вы с ним одинаково воспринимали жизнь, не забегайте и теперь далеко вперед от него. Учитесь сохранять семью. Любовью, сочувствием и пониманием верните себе расположение мужа.
> И вид С, не должен пока резко отличаться от того, к которому привык супруг. Внешнее не спешите менять. А вот во внутреннем упор должен быть на молитву. Ведь любит же тебя А., ведь пошел же он в церковь венчаться. А теперь твоя, С., главнейшая задача — сохранить семью. Сердцу твоему будет тяжело делать уступки супругу, но это надо.
Всё это правильно, это не вредные советы. Если ты выбрал семейную жизнь, то «выбирать Бога» (что бы это ни значило) уже поздно — нужно служить Богу на выбранном пути. Положив руку на плуг, не озираются назад. Основная задача супругов — сохранить семью и вместе идти ко спасению, а не ставить ультиматумы типа «с тобой или без тебя, я выбираю Бога». Жена служит Богу только послушанием мужу — через неё никаких изменений в семье происходить не должно. Как где-то в другом месте было сказано (не помню автора): «теперь вы вместе или спасётесь, или погибнете».
Поэтому вчерашнюю свою мысль я дополню:
> Я думаю, что если жена решила выбрать Бога, то пусть выбирает — этот вариант всегда безпроигрышный (и беспроигрышный). Но такой путь, начатый без мудрости, может в некоторых ситуациях привести к плачевным последствиям. Нужно быть готовым к тому, что выбранный Бог достигается намного позже угасания первого духовного запала, на волне которого человек уже может остаться один.
Лучше жене оставаться с мужем, «выбирать Бога» (часто лукаво) в середине семейной жизни — это путь к большим скорбям и испытаниям, которые не каждый выдержит. Вариант безпроигрышный, если человек дойдёт до конца, но вот вопрос, многие ли доходят? Ответ — нет. А безпроигрышность варианта раскроется только в будущей жизни.
Итак, задача семейных людей — не «выбирать Бога», а постепенно включать Бога в свою общую семейную жизнь (что есть истинный выбор Бога). Послушание и нежность к мужу от внезапно уверовавшей жены — приятнее Богу, чем вычитывание кафизм и регулярное хождение в Церковь. Истинное стремление к Богу соединяет людей, а не разделяет; а лукавый «выбор Бога» — может разделить и разрушить построенное.
Это описано в приведённой мною статье. С чего там лукаво начала «святая» жена? Муж запрещает ходить в церковь. Казалось бы, самый верный совет: выбирайте Бога и ходите, несмотря ни на что (видимо, такой совет с кучкой других вредных советов и преподнёс ей «батюшка»). Но вдумчивый разбор ситуации показал, что проблема-то не в муже, а его «ненависть» к церкви — только естественное противодействие такой вот удобной «святости», вдруг открывшейся в жене.
P.S. Не все читайте статью, предупреждаю, что там есть довольно откровенные вещи, которые некоторых могут травмировать. Однако, в статье хорошо раскрывается лукавая мотивация многих таких «святых» жён, «выбирающих Бога» ради некоей своей тёмной выгоды, а также, священников-советчиков, разрушающих семьи.
Не будем обманываться, резкая перемена в сторону святости негативно повлияет на взаимоотношения в семье. Резкий и бесповоротный «выбор Бога» скорее всего разрушит семью. Духоносные старцы закончились, и теперь только лже-старцы, дающие лже-советы, которых в семью лучше не запускать. Храните свои семьи, начинать «монашеский путь», начитавшись высоких книг в середине семейной жизни — плохая примета, и от лукавого.
Редактор, недавно в Псково-Печерском купила книжицу небольшую, выписки из писем о. Иоанна (Крестьянкина) о христианской семье. И о. Иоанн везде пишет, обращаясь к уверовавшим женщинам, что она внешне должна оставаться такой же, как ее выбрал муж. Например, в частности, он пишет, что в ее прическе не будет греха, если в семье будет мир и спокойствие. И что мы сами противопоставляем Бога семье, а это не правильно. И нигде он не писал, что Вы дорлжны выбрать между мужом и Богом. Оставаться в браке, любить, терпеть и снисходить к ближнему, своем мужу — это и есть Божие дело. Не хочу переврать, лучше самому почитать. Одно я поняла, что изменить внешнее — это еще не настоящая христианская жизнь. Настоящая жизнь во Христе с мудростью, рассуждением, любовью к ближнему это намного большее, чем соблюдение каких-то внешних правил. О. Иоанн был прав, мы не умеем жить. Книжек начитались, а сути не поняли
Выше писала про себя, а не про других
Христианство православное — это чистая и беспримесная Божественная Истина, свобода и благодать. А раскраска лица — это маска на человеке, краска волос — убегание от седины и страх правды. Ну никак не совместить Бога и мамону, даже капля лжи портит бочку правды. Ну и что, что кто-то начитался православных книг и решил смыть с себя краску и маску? Лучше поздно начитаться, чем никогда. Странно представить, как можно из угождения мужу верующей жене каждый день малевать себя, хоть и «умеренно, пристойно». Или в «пристойный» цвет волосы красить, или ногти умеренной длины наращивать. Предполагаю, что все мы совестию своею понимаем, что прав древний наш христианский писатель. И современный наш редактор в данном случае ох как прав. Просто ветхая наша природа под влиянием лукавого духа противления корежится это принять.