col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Ми1ръ м0й даю2 вaмъ:
не ћкоже мjръ даeтъ, ѓзъ даю2 вaмъ

Считая отступленье наступленьем,
Мы приближаем наше пораженье.

Братанье с мiром князю мiра в радость,
Всё наше возрожденье на словах:
Не изменяя мiр, теряем святость,
Как воды гладь при яростных ветрах.

Что вера, что безверье — Дух утерян!
Широкий путь идущих посрамит:
Двум господам служащий лицемерен
И никому из них не угодит.

В полузабвеньи Истина Святая!
Доколе чужеродное роднить
И, ветхому Адаму угождая,
Адама обновлённого казнить?

Не знает добродетель страстных чувств!
Не страшно ли услышать: дом ваш пуст††?

Иеромонах Роман
3-4 августа 2020
Скит Ветрово

Мф. 6:24.
†† Лк. 13:35.

Примечание. «На юго-западе Москвы началось строительство
главного храма российских олимпийцев». Из новостей.

Заметки на полях

  • Тверь

    Если бы только эти замечательные стихи прочитали те, кто увлекается так называемым «розовым» православием — сколько могло бы измениться… Новизна, обновленчество в церковной жизни так напоминают измену древним традициям. Спортивный интерес — почти всегда граничит с тщеславием. Всякий раз , замечая что-то подобное, приходят на ум слова батюшки Романа о заигрывании с миром.
    Каждая строка, как отдельная ценная мысль, которую, по совету святителя Феофана, нужно записывать, хоть на стене.

  • Санкт-Петербург

    Но ведь это СМИ так называет. Они все извращают.

  • Тверь

    Анна , может быть и СМИ так называют , но здесь уже говорится не о названии .

  • Анна, Вы совершенно правы, это СМИ так называют: они не только всё извращают, но и многого не понимают. Но ведь не случайно они назвали строящийся Храм «Храмом российских олимпийцев», у них есть повод: «На территории будущего комплекса уже есть временная часовня, большая воскресная школа, установлены временные спортивные сооружения для детей, помещения для кружков, трапезная. Со временем, когда будет воздвигнуто главное здание храма, комплекс прирастет бассейном, паломническим центром, медицинским кабинетом, балетными классами и многими другими социальными объектами… Храм сам по себе займет всего лишь десятую часть всей территории, остальное — общественные помещения для занятий, место, где идет формирование личности человека во всех направлениях — от духовной до эстетической и спортивной».

  • Считаю, что это стихотворение нужно рассматривать не только в связи со строительством Храма. Возможно, эта новость стала толчком к написанию стихотворения, но тема гораздо шире.

  • Лагань

    «…Доколе чужеродное роднить?..». Вот уж воистину.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, спасибо. Но разве это плохо, что при храме есть просветительский центр? Были же раньше домовые Церкви, при университетах есть Храмы, которые возраждаются, богодельнях, трудовых домах. Ведь это место, где люди будут занимать спортом, трудиться. Почему там не может быть Храма, где люди могут и помолиться между занятиями?

  • Коломна

    Согласна с Ольгой Сергеевной — тема действительно гораздо шире: «… Не изменяя мiр, теряем святость, / Как воды гладь при яростных ветрах»…

  • Анна, даже из Вашего комментария не совсем ясно, о чем речь: о культурно- спортивно-просветительском центре, где люди могут ещё и помолиться между занятиями, или о Храме, при котором есть просветительский центр? (Правда, в данном случае его, видимо, правильнее назвать спортивным.)

  • Санкт-Петербург

    Редактор, наверное, поэтому лучше ждать официальной информации из православных СМИ. А какая разница между первым и вторым вариантом? Не знаю, насколько наша Церковь должна участвовать в общественной жизни. Наверное, вопрос в том, может ли христианин заниматься профессиональным спортом? Хотя в той же статье ничего не сказано об этом, а просто о том, что там будут присутствовать спортивные площадки. А назвали так в память о «Храме вооруженных сил», чтобы высмеить заранее дело, не разобравшись. Даже Храм Воскресения Христова, если не ошибаюсь — нигде не пишется, что он построен в память о победе. Ведь строили Казанский собор в память о победе над Наполеоном. И была такая традиция в благодарность возводить храмы. Но теперь в народ ушло «Храм вооруженных сил»…все, смысл утерян полностью

  • Анне — от отца Романа.

    «Такие названия придумывают СМИ. Написано же, что это Храм в честь Дмитрия Донского».
    И какое отношение святой Димитрий Донской имеет к балетным классам? Видимо, такое же, какое имеет Воскресение Христово к советским символам в Главном храме Вооруженных Сил России?

  • Уважаемый редактор, как Вы себе представляете мир в одночасье оставшимся без культурно-спортивных-просветительских центров? Чем будет заниматься эта масса людей? А так маленькими шажками, потихоньку будут узнавать дорогу к Богу. Беда в том, что пишущая братия, желая громко о себе заявить, пишут громко и ярко. Их энергию, да на заросшие поля Псковщины.

  • Vantaa

    Да…. вот такой в будущем (православный) социализм. Про благодать забудем. На Руси Храм в селении строили на возвышенном месте, что-бы видно было. Люди шли празднично под колокольный звон… А бани… Они строились во дворе, который прилегал к дому. Рядом сдержалась скотина. Рожали детей тоже в бане. Сейчас грани стирают во всем. Прибежали…позанимались,искупались,забежали помолились.. вот какие мы ловкие… спортивно-духовные. Больно все это видеть.

  • Лично я думаю, что между Храмом в больнице и обсуждаемым проектом большая разница. Храм, священник необходимы там, где болеют и умирают люди. Если же люди хотят жить на полную катушку и при этом ещё быть «чуть-чуть православными», молясь между занятиями, то это совсем другая картина. Странно, например, построить театр с рестораном, разбить вокруг сад, а в нём ещё и Храм православный устроить. Понятно, что для большинства посетителей этого места он будет иметь исключительно декоративное значение. Всё это шаги к тому, что происходит на Западе, где в Храме уже и аттракционы устривают: а может, вися кверх ногами, кто-то случайно уткнётся носом в священное изображение и поневоле задумается. Но знаете, кого-то и бутылка заставляет думать о Вечном.
    Анна и Светлана, вы правы в том, что нельзя доверять тому, как подают это событие СМИ. И всё же даже по тем цитатам, которые приводятся в новости, есть ощущение, что и в данном случае нет дыма без огня.

  • Рыбинск

    «Храм есть великое дело, кем бы и где бы он ни был устроен. В нём проповедуется слово Божие, совершаются таинства и возгревается дух молитвенный… Что пользы строить Храм, чтоб в нём проповедывалось слово Божие, а между тем позволять свободно распространяться учениям, противным слову Божию; здесь слышать изложение святых правил жизни, а вне охотно вводить и принимать обычаи, оскорбительные для христианского сердца» ( Святитель Феофан Затворник). А нужен ли олимпийцам Храм?! Скорее всего это дань моде!

  • Нижний Новгород

    Мне кажется, что дух состязательности, который присущ спорту, стремление одержать победу над соперником не сочетаются с духом любви и смирения. Поэтому тоже сомневаюсь, что в этой среде много найдется по-настоящему верующих людей. Скорее всего храм в этом комплексе строится в качестве одного из объектов социальной инфраструктуры, где ему отводится не больше места, чем балетным классам, бассейну, кружкам и секциям. Согласна с Ниной, что это дань моде.

  • «Не знает добродетель страстных чувств…»

  • г. Москва

    Я согласна с редактором, Ольгой Сергеевной, что смысл стихотворения гораздо шире. Но и Храм должен быть Храмом, а не приложением к комплексу или Храмом при спортивном комплексе, чтобы быть «ближе к народу», мол, если вы не идете в Храм, то Храм придет к вам….повысил свой спортивный уровень, как хорошо, теперь можно и в Храм зайти, прямо в спортивном костюме! А почему нет? УДОБНО, все рядом, все в комплексе!
    Как-то всё неправильно это. Но этого бы ничего не было, если бы не был «Дух утерян».

  • Рыбинск

    Бог нужен всем, и здоровым тоже, только если они сами к Нему придут!

  • Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2:17). Конечно, речь в первую очередь о болезни души, но ведь и физически здоровому человеку бывает трудно обратиться к Богу, и тогда Господь может посетить его болезнью.
    Ощутив свою внутреннюю болезнь (грех), мне кажется, трудно по доброй воле идти на стадион или в балетный класс. Поэтому Храм, спортплощадка, танцкласс — сомнительное сочетание. По-моему, всему своё место. Не стоит Церкви брать под свой омофор футбольное поле, потому что люди приходят к ней за другим. Если священники станут говорить с нами о спорте и танцах, то где же искать того, кто будет говорить о Боге? В жизни есть телесное начало, есть душевное, есть духовное, и наибольшая редкость и ценность — именно духовная жизнь. По-моему, изо всех сил нужно делать всё для того, чтобы хоть где-то в России била чистая, святая струя, а не превращать её в лимонад, чтобы спрос был побольше.
    Кто же против того, чтобы при Храмах были просветительские центры? Но хорошо бы для начала оговорить, что такое просвещение.

  • Москва

    Здравствуйте братья и сестры!!! Я вот на днях вернулась из Печёр…. Грустно и больно…. Территория монастыря открыта, лавка и магазин работают, но закрыты все Храмы на территории монастыря…. При этом экскурсовод показывает фотографии иконы Успения Божьей матери и рассказывает как люди спасались молитвами к Ней даже в чуму…. Может мы запутались? Помоги нам Господь!!!!!

  • Москва

    Простите ошиблась в названии Печоры!!!!

  • Донбасс (Луганская обл.)

    Спаси Господи, отец Роман! ?
    Как говорил в одной очень хорошей проповеди батюшка Иоанн из Самары… Сейчас у людей идёт раздвоение сознания. Вроде и Богу Истинному покланяются люди, но и ваала не против чтить. И в этом раздвоении теряют Истину.
    https://youtu.be/kBpvcU-Oz6o
    (Ссылка на проповедь, о которой говорю).

  • Нижний Новгород

    О Георгиосе Карагунисе (из статьи о православных спортсменах): «Карагунис закончил карьеру шесть лет назад, но уж больно врезался в мою память момент с матча Евро-2012 года против сборной России, когда он сделал рекорд по количеству крестных знамений в минуту. Так он пытался доказать судье, что тот ошибается, показывая ему желтую карточку.» Оригинальный способ оспаривания судейских решений. Знаю многих людей, которые тоже часто осеняют себя крестным знамением (правда рекордов не ставят), но во Христа не верят. Разве разговоры о Боге (а кто сейчас не говорит о Нем?), татуировки, посвящённые Богу, и осенение себя крестным знамением являются свидетельствами истинной православности? Говорю это не с целью подвергнуть сомнению чью то веру, так как не являюсь сердцеведом. Но перечисленные в статье признаки явно недостаточны для того, чтобы судить о православности этих людей.

  • Нижний Новгород

    Яромир Ягр, чешский хоккеист: «Если вы хотите играть долго в хоккей — идите в церковь». А мы то думаем, что в церковь за спасением идут. Больше на язычество похоже, чем на Православие.

  • Отменное здоровье не помешало Семёну Ивановичу стать Силуаном Афонским. — «Отличался здоровьем и физической силой: голыми руками мог брать горячий чугунок со щами и перенести его с плиты на стол, за которым работала их артель. Ударом кулака мог перебить довольно толстую доску. Он поднимал большие тяжести и обладал большой выносливостью и в жару и в холод, он мог есть очень помногу и много работать.»

  • Рыбинск

    Конечно, права Ольга Сергеевна, Храм и спортплощадка- сомнительное сочетание. Тщеславие, гордыня, стремление любой ценой быть первым- все эти качества, присущие спортсменам, ну никак не сочетаются с христианским смирением. А татуировки, посвященные Богу, мне кажется, говорят об обратном- полном неверии и даже глумлением над Ним. И непонятно выражение чешского хоккеиста: «если хочешь долго играть в хоккей- иди в Церковь» . Всё в кучу смешали!

  • Изначально Олимпийские игры были частью религиозного культа, посвященного верховному богу Зевсу, то есть языческому культу. Сейчас Олимпийские игры — это фабрика зарабатывания денег, полностью коммерциализированное мероприятие — по сути, языческое поклонение Маммоне. Сам по себе большой спорт построен на страсти победы, не это ли гордыня, так далеко это от смирения и борьбы со страстями. Как можно все мешать в одну кучу? Храм олимпийцев — как его неофициально назвали журналисты — это 10% территории, предназначенной для развлечений. Вот, видимо, какое место в душе современного человека должна занимать вера — не больше 10% , да и то между заплывами и забегами, чтобы было удобно заскочить между делом. Спасибо отцу Роману за это стихотворение! Полностью согласна и с редактором!

  • Брянск

    Уважаемая Светлана!
    Современный мiр действительно трудно представить без культурно-спортивно-просветительских центров (ну куда ж без них). Но какое отношение это имеет к Православной Вере и Православной Церкви? Всяк волен заниматься чем угодно, но, как говорится, кесарево кесарю, а Божие Богу. Нет, сейчас мода каждому иметь «свою карманную церковь», потакающую страстям. Политики на Украине продвигают свою, спортсменам, оказывается, нужна своя…

    На вашу ссылку о «современных православных», вполне совмещающих ежедневные молитвы, походы в церковь, исповедь, причастие, добрые дела с непременным атрибутом любого человека — грехами, остается только развести руками. Статья написана человеком не понимающим сути Православной веры. Состояние греха — это состояние падения. И православный человек молясь, ходя в Храм, исповедуясь и Причащаясь призван совлечься ветхого человека с его страстными греховными делами.
    https://azbyka.ru/biblia/?Col.3&r~c

    Очень точно дух такого «современного мирского православия» отражен в стихотворении отца Романа
    «У старца»
    … Чада мiра, чада мрака
    В Православие играют.

  • Брянск

    Поддерживаю комментарий Анны о языческой сути олимпийских игр. Языческая суть их осталась и поныне. Ни для кого не секрет, что возродивший олимпийские игры Пьер де Кубертен был масоном. Масонскими каббалистическими символами пронизаны все олимпиады последних лет. Кому интересно может найти и почитать.
    Более того, наводит на определенные размышления сама церемония зажжения олимпийского огня:
    женщина, выступающая в роли верховной жрицы, читает символическую молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой «подарить мир всем народам земли и увенчать победителей священных состязаний», и зажигает факел от солнечных лучей с помощью зеркала.
    А ведь надо понимать, что в духовном мире один из тех, к кому действительно обращена «молитва», в Откровении Иоанна Богослова назван «ангелом бездны» с именем Апполион.
    Значит наши олимпийцы вначале порадуются «символической молитве» ангелу бездны, пронесут языческий огонь, а потом, ничтоже сумняшеся, пойдут в Православный Храм и получат благословение на участие в языческом (по своей сути) мероприятии.
    Худшего размытия границ и сочетания несочетаемого и придумать нельзя.

  • Санкт-Петербург

    Отец Роман, спасибо, про советские символы не знала… Возможно, это связано с тем, что Красная армия имела эти символы…Если честно мне внешне этот Храм не нравится (не знаю, можно ли так говорить), но возможно я поддалась отрицательной подаче темы от СМИ.

  • Санкт-Петербург

    Почему с пренебрежением пишут «между занятиями». Если люди целыми днями проводят за учебой, что плохого, что есть Храм? Я была бы очень рада, если бы во время учебы в университете я могла бы прийти и на раннюю перед лекциями и помолиться перед экзаменами, не опаздывая ни туда ни сюда. Храм при больницы — ок. Больница по площади занимает линию, храм — в размере ворот и КПП, меньше 10%. И что — это означает, что вера занимает 10% у болящих? Между процедурами? Это лукавство.

  • Санкт-Петербург

    Думаю, что любом случае советская в символика в храме не допустима…это не укладывается в моей голове

  • Листая тетрадь сына с планом тренировок на день, я начинаю понимать, почему невозможно быть результативным спортсменом и одновременно отличником. После трёх тренировок в день, можно ли говорить о книгах? Разве можно совместить несовместимое, да и зачем? Всему своё место и время.

  • Рыбинск

    Ни для кого не секрет языческая суть олимпийских игр. Кто поклоняется маммоне, вряд ли с чистым сердцем пойдет в Храм. Большой спорт уродует и тела, и души. Сколько их ещё в достаточно молодом возрасте остаётся изломанных и телесно и духовно, ничего не умеющих. У нас в Ярославле в 2011году разбился самолёт с командой «Локомотив». Молодые, сильные, красивые парни. Один из них- сын моей соседки, 21 год мальчику был. Памятник красивый поставили, а помолиться за него некому, даже бабушка в Храм не ходила. Всё на меня удивлялась — и зачем так часто ходить?! И где теперь души этих ребят?!

  • Псков

    Спортсменам под нос? А что они не могут сами ножками доковылять до тихого Храма, от суеты своей отойти, или инвалидами уже стали, засоревновались совсем? Если скорбь скрутит, сколько таких случаев, на луну в Храм полетишь, а тут под нос…толку не будет. Удовлетворить религиозное чувство для галки, это не начать менять свою жизнь в сторону Бога…перестанешь быть спортсменом тогда…вообще спортсменам и артистам не верю, очень ненадежные люди…Нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить, даже строительство Храма…Нет добродетели без рассуждения. Конечно, дай Бог, чтоб властям было виднее, им пред Богом отвечать.

  • Псков

    Попросили написать комментарий: «До кучи построек «Храмового направления» можно при публичном доме возвести, при козино и мега-маркетах», в театрах нет смысла, он самодостаточный «Храм», горе нам неведующих Божее…

  • Анна, и у меня была такая мысль: придёшь к Богу, и балет, и спорт бросишь — но не стала высказывать её, чтобы не раздувать пламя. Некоторые, конечно, совмещают одно с другим, но, если они искренни, это мучительно (об этом Екатерина Васильевна хорошо сказала — её монолог вызывает сострадание, часто вспоминаю о нём). Не буду об этом судить (пусть говорят об этом те, кто оказался в таком положении), хотя знаю профессионального футболиста, отказавшегося от большого спорта именно из-за того, что «начал менять свою жизнь в сторону Бога».

  • Санкт-Петербург

    Семак — тренер «Зенита», директор благотворительного фонда «Иоанновская семья» (в честь Иоанна Кронштадского), многодетный отец. Мне кажется, что спортсмены бывают разные, большинство все-таки любят свой вид спорта, и все остальное для них второстепенное. Хотя я лично отрицательно отношусь к сегодняшнему футболу. Жалко, что все только судить умеют, а сами ничего не делают

  • Санкт-Петербург

    Стала приходить к мысли, что нельзя всех под одну гребенку мести. У каждого свой путь. И каждый сам будет нести свой ответ перед Богом.

  • Конечно, Анна из Петербурга, в душу никому не заглянешь. То, что снаружи кажется одинаковым, внутри может выглядеть совершенно по-разному. Но ведь и постройка Храмов со спортивными комплексами — своего рода «метение под одну гребёнку». Если такие комплексы строит Церковь, то для верующего человека естественно согласиться: значит, так надо. Значит, я не должен зацикливаться на внутренней жизни, а должен и мяч уметь погонять, и у станка балетного стоять. Конечно, кто-то может уйти в монастырь, но тут тоже важно не ошибиться дверью: и в некоторые обители проникает дух мiра.

  • Псков

    Судить- значит ставить крест на человеке, что эта личность никогда не исправится, а изобличать поступки- мы, как христиане, соль- призваны, да поправит меня о.Роман, если ошибаюсь… Иначе превратимся в толстовщину «несопративление злу-силой», ну или как у католиков, во зле не разбираться.

  • Спб

    «На юго-западе Москвы началось строительство
    главного храма российских олимпийцев» («Интерфакс-религия»).
    По моему СМИчетко сформулировали суть.
    Храм для олимписких «богов» под видом православного.

  • Санкт-Петербург

    Редактор, «а должен и мяч уметь погонять, и у станка балетного стоять. » Дело не в этом, а в том, что мы живем в миру, у и каждого из насть есть профессия, интересы, семья..Вопрос только в том, действительно ли мы придя к Богу, должны оставить наш род деятельности (давайте только не утрировать здесь и не писать о ворах, проституции и тому подобное)? У каждого свои таланты, которые человек может реализовать. Почему он не может это делать? в чем тут грех? Можно, конечно, всем в монастырь уйти, или свечницами, в лавках при храме устроиться, а мужчинам там охранниками стать, но, наверное, это утопия…Балет — это плохо? Я понимаю, что касается театра, но что касается многих видов спорта и балета, в частности, я не понимаю. А грешить можно везде и всюду, при любой профессии.

  • Санкт-Петербург

    Почему бы не посмотреть на это так — спортивный комплекс, при котором есть храм, а не наоборот? Это попытка привлечь молодежь к здоровому образу жизни, а не пьянству, к активной деятельности, и связано с тем, что наш народ спивается и деградирует. Насколько это духовное решение вопроса, не мне судить… Я вижу в этом скорее это позицию гражданина и патриота своей страны, а не духовного лица. Плохо ли это или хорошо, я не знаю. Видимо, раз отец Роман написал такое стихотворение, то это плохо с его точки зрения…

  • Санкт-Петербург

    Анна, Псков, у нас все христиане только и занимаются тем, что «изобличают» всех поголовно. Духовное лицо имеет право изобличать чужие дела, а вот мирское не уверена

  • Анна (Петербург), а чем для христианина балет лучше драматического театра? По-моему, танец из всех видов искусства — самый «телесный». В драматическом театре, по крайней мере, присутствует слово.
    Когда-то в одной статье довелось прочитать о том, как одна женщина (кажется, учёный) оставила свою основную работу и стала делать веревочные закладки для православных книг. Не думаю, что это правильно. Учёный, да ещё и занимающийся преподавательской деятельностью, обратившись к Богу, может и себя не потерять, и Церкви принести большую пользу. Но как именно он должен себя вести, от чего отказаться, на что обратить внимание — не нам решать. То же и с балетом, и со спортом. Думаю, христианину, увидевшему себя самого во всей красе, мало радости прыгать по сцене в лосинах, и «проповедовать» таким образом можно всё что угодно, но только не покаяние. Здоровый образ жизни — это прекрасно, но ведь священник может просто сказать: «Тебе бы хорошо побольше двигаться, спортом заняться», и совсем не обязательно для этого окружать Храм спортивным комплексом. Не могу представить себе, чтобы священник отправил кого-то в балет, но если балетые классы создаются на территории Храма, то, получается, это и есть благословение.

  • псков

    Одна профессия благословлена человеку: «возделывать землю в поте лица»- и прибывать в покаянии и внимании к себе, к своей семье, это для мужчины, для женщины рождать детей, терпеть боль от родов (не кесарево поголовное, без страдания и труда) и подчиняться мужу, а общее для них — это смиряться перед последующим от них продолжением рода, от детей, внуков, правнуков. Четыре поколения за собой увидеть и как твои грехи передались и оплакивать их. Вот угождение Богу на правильном мирском пути. О монашестве говорить не буду, как о единственном исключении для человека, к которому способны немногие.Возделывает ли землю спортсмены…ни что так не смиряет человека, как в прямом смысле возделывание своего праха, откуда произошел. A профессии, которые развелись, как ни странно от ухода с земли — это олимпы своим страстям, что они там возделывают? До революции 95% было крестьян и любой медик тоже землю пахал. Земля очень связывает наши страсти,потому нет никого…псковщина вся в борщевике, отправить бы спортсменов на поля, был бы толк.

  • Санкт-Петербург

    Анна, про кесарево…Видимо — это то самое «обличение зла». Не знаю, что сподвигло Вас так написать, наверное, богатый жизненный опыт. Просто слов нет, простите… Вы, видимо, много рожали, как положено и другим желаете.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.