col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Василий Семенцов. О глаголе «слушать»

В лекции, прозвучавшей в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга», кандидат педагогических наук Василий Семенцов рассказал о значении и происхождении глагола «слушать». Свои рассуждения Василий Васильевич проиллюстрировал стихотворением иеромонаха Романа, написанным в 1994 году, и сделал его краткий разбор. Приведённый ниже отрывок звучит в записи радиопередачи через тридцать шесть с половиной минут после начала.

36:33. … Действительно, поэзия истинная влияет на человеческие сердца, а за сердцами и на умы, часто делает неверующих верующими, ибо вера от слышания (Рим. 10:17). И когда поэт прославляет Бога и является рабом Божиим, тогда его свободная песня обязательно оказывает благотворное влияние на сердца и умы слушателей — не всех, заметьте, а только имеющих уши слышать, с отверстыми ушами. И тогда это благотворное влияние делает неверующих верующими, а неверных — верными. Чтобы убедиться в этом, давайте обратимся к строкам стихов иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), из возлюбленного мною сборника 1995 года «Блажен, кто Истину не продал». Это его наблюдения, то, свидетелем чего он был, когда подвизался в Псково-Печерском монастыре. И вот его свидетельство о жизни монастыря, написанное 12 декабря 1994 года, уже в скиту Ветрово:

Печерский инок (кажется, Мирон)
Перекрестился, глядя на иконы,
И стал молиться на грядущий сон,
Читать неспешно и творить поклоны.
Бесёнка затошнило от старанья,
Суёт под нос грехов рукописанье.
Послушник глянул — помутился свет,
Одна тоска, молитвы больше нет.
— О, этот грех! Да как я только мог!
А этот помысл? Ну, куда годится!
Да как такого только слышит Бог?
Да слышит ли такого проходимца?
Вскочил на ноги, к Старцу припустил,
Чтоб на уход отсель благословил.
С улыбкой молвил Старец: — Отдышись, —
И глянул на послушника с любовью.
— Сначала сам с собою умирись,
И умирятся Небо и Земля с тобою.

Это образец корнесловного влияния на сердца и умы читателей и слушателей, имеющих уши, чтобы слышать (Ср. Мф. 11:15). Смотрите, сначала инок глядит на иконы, затем начинает молиться, произносить слова, творить поклоны. А в это время бесёнок, который хочет смутить сердце этого инока, отвлечь его от молитвы, от Богообщения, суёт под нос ему грехов рукописанье, то есть показывает ему перечень грехов, обращается не к слуху его, а к глазам. «Глядеть» и «глаза» – это глагол и имя существительное, этимологически восходящие к одному и тому же корнесловному образу, ответвления одного языкового корня.

Дальше послушник глянул — то есть обратился их слуха и послушания в глядение и доверился больше своим глазам, чем слуху, – и сразу помутился свет. Скажите, он только в глазах помутился? Да нет, глаза — зеркало души. В душе у него свет померк, в сердце. И тогда уже — тьма:

Одна тоска, молитвы больше нет.
— О, этот грех! Да как я только мог!
А этот помысл? Ну, куда годится!..

Судить стал, рассуждать. Сердце молчит, рассудок смущает его. Ибо «смущать», «мутить» и «мутный» — это однокоренные слова, заметьте. «И как такого может слышать Бог» — он уже вместо Бога начинает судить себя. Вместо того, чтобы обращаться к Богу, он уже Богу выговор делает: да как же Ты меня можешь слушать-то и терпеть. И дальше появляется сомнение после этого неправомерного вопроса и совершенно неблагодатной попытки поставить себя на место Бога: «Да слышит ли такого проходимца?» Уже он в Боге сомневается, в Его всепрощающем милосердии, в Его готовности принять грешника, очистить его сердце, согреть Своей любовью — Бог есть любовь (1 Ин. 4:16) — и спасти: «Как только слышит?..» То есть он отвергает веру от слышания, потому что слышание от слова Божия (Рим. 10:17), помните? Ну и, естественно, что ему тогда остаётся? — Уходить из монастыря, всё! Послушник перестаёт быть послушником. Он

Вскочил на ноги, к Старцу припустил,
Чтоб на уход отсель благословил.

И вот здесь истинный старец с улыбкой молвил: «Отдышись», то есть освободи своё дыхание, свой дух от связи с этим бесёнком, который, будучи духом нечистым, отравил твоё сердце и душу. Очисти своё дыхание от грязи, лжи, сомнений и отрицания слова Божьего, от хулы на Духа Святаго.

— Отдышись, —
И глянул на послушника с любовью.
— Сначала сам с собою умирись,
И умирятся Небо и Земля с тобою.

Православное радио Санкт-Петербурга
Сайт «Ветрово»
29 декабря 2020

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа