col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Песнопение иеромонаха Романа «Радость моя…» в исполнении архимандрита Гермогена (Еремеева)

К сожалению, исполнитель (в мiру — профессиональный певец) внёс значительные изменения в текст песнопения: дал ему своё название, сократил почти вдвое, переставил местами строки и строфы – иногда в ущерб рифме, а иногда и смыслу. Заключительная строфа стихотворения отца Романа в первоисточнике звучит так:

Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в Храме молитвенный час!
Радость моя, мы с тобой не заметили:
Осень уже за порогом у нас.

«Подправив» всего два слова в последней строчке, исполнитель изменил смысл всего песнопения:

… Радость моя, мы с тобой не заметили:
Осень уже на пороге у нас.

Автор хотел выразить мысль о том, что Церковь надвременна, и, входя в Неё, мы оставляем осень за порогом. Строчка «Осень уже на пороге у нас» по-своему красива, но лишена глубокого смысла, который и должен утешить слушателя или читателя.

Вот полный текст песнопения иеромонаха Романа без изменений:

* * *

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.
Нет ничего на земле постоянного,
Радость моя, мой единственный друг.

Жёлтое, красное – все разноцветное,
Золотом, золотом устланы рвы.
Прямо в лицо роднику безответному
Ветер повыбросил мелочь листвы.

Затосковали деревья безправные,
В ризах растерзанных гибели ждут.
Лишь золотые Кресты православные,
Радость моя, нас в безсмертье зовут.

Радость моя, эта суетность грешная
Даже на паперть швыряет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые Церкви, святые Кресты.

Их не прельщают купюры фальшивые,
Не привлекает поток золотой.
Нужно ли вам это золото лживое,
Вам, лобызающим вечный покой?

Белые Церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином.
Живы еще проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чем.

Белые Церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту?
Белым Церквам нынче тысяча лет.

Выжили вы, безсловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые Церкви, осколки Руси?

Белые Церкви плывут в безконечности,
О, кладенцы неземной Чистоты!
Непокорённые граждане вечности,
Белые Церкви, святые Кресты.

Вас не касаются запахи тленные,
Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые Церкви – твердыни Вселенныя,
Не устоите – развалится мiр.

Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в Храме молитвенный час!
Радость моя, мы с тобой не заметили:
Осень уже за порогом у нас.

Иеромонах Роман
Сентябрь 1987
с. Родовое
http://vetrovo.ru/radost-moya/

Сайт «Ветрово»
21 января 2020

Заметки на полях

  • Тверь

    После авторского исполнения этого песнопения , такое не воспринимается… Ни голос, ни манера, ни излишняя эмоциональность.
    А искажение особенно огорчило.
    » Радость моя » — одно из самых лучших произведений отца Романа.
    И его не следовало бы искажать, так же и все остальные.

  • Санкт-Петербург

    А я всегда понимала эту строку, что мы не заметили, как прошла жизнь и пришла старость…

  • Нижний Новгород

    Вот и архимандрит вышел на сцену. Или не уходил с нее. Оригинально.

  • Волгоградская обл.

    Честно говоря даже не прослушала Гермогена, а стихи песнопения кажутся родными. Мне очень нравится смотреть и слушать видео батюшки, где он поёт песню «Родина», кажется на какой-то встрече.

  • Тверь

    Интересная ссылка, отец Георгий.
    Только думала, что монахи не едят мясное (желудочки, сердечки -от этих слов даже не по себе стало).
    Может быть я чего-то не понимаю …

  • Рыбинск

    Попыталась прослушать песнопение в исполнении архимандрита Гермогена. Прослушала буквально две строчки — больше не смогла. После исполнения отца Романа не воспринимается. И вообще не понимаю, зачем люди берутся исполнять песнопения отца Романа, наверное ведь и архимандрит слышал, как отец Роман поёт.
    И ещё меня поразило: архимандрит, монах, а готовит мясную пищу.
    В Рождество Христово мы посетили Толгский монастырь. В трапезной вся пища постная, но какая вкусная! Наверное, так вкусно только в монастырях готовят.
    В первый раз в жизни попробовала борщ с рыбой. Очень вкусно! Попробую сама такой приготовить.

  • Санкт-Петербург

    Наталья, он не ест, он готовит, видимо. Не смортю эту передачу, если честно
    У меня все время ощущение, что я постоянно осуждаю архиереев и священников, а это ведь страшный грех. Господь за них.

  • Нижний Новгород

    «Если сейчас почти не слышно русской песни о родной земле, а священник умеет петь, он должен петь песни своего народа. Ведь хорошая песня — это тоже проповедь любви и добра.» (Из высказываний архимандрита Гермогена (Еремеева))

    Может чего-то не понимаю, но священники вроде все умеют петь. ДОЛЖНЫ же они воспевать только Бога, но никак не родную землю и не подвиг народа в Великой отечественной войне. Да и добро спасительно только то, которое ради Христа делается, поэтому и проповедовать нужно Христа, а не само добро. Так что такое пение вряд ли может считаться частью священнического и, тем более, — монашеского служения. Может быть, это просто оправдание своего нежелания расставаться с прежней профессией, возгревающей страсти? Но причем тогда монашество?

  • Рыбинск

    «Так что такое пение вряд ли может считаться частью священнического и, тем более, — монашеского служения»
    Людмила Николаевна, а как же отец Роман? Он тоже священник, монах, и тоже поёт. Его песнопения — молитвы, проповеди. И он проповедует в своих песнопениях именно то добро, которое во имя Христа делается.
    Конечно, священники все хорошо поют, но мало кто из них поёт мирские песни.
    Не нам, грешным, судить священников.
    Но как поёт архимандрит Гермоген, мне не понравилось.

  • Нижний Новгород

    Нина, судить священников (как и вообще осуждать кого-либо) мы, конечно, не вправе, но оценивать их поступки с точки зрения Православного вероучения разве мы не можем? Ведь если мы будем считать всё, что делают священники, правильным на том лишь основании, что это священники, не задаваясь вопросом, как должно быть, то и сами можем впасть в соблазн.
    А на свой вопрос про пение отца Романа, мне кажется, Вы сами ответили, говоря, что его песни — это молитвы и проповеди. Только, на мой взгляд, это проповеди не добра ради Христа, а самого Христа, то есть веры в Него и жизни в Нём. Ещё это плачь кающегося грешника, преклонение перед Божией Премудростью и благодарение Богу. Песни отца Романа трудно назвать мирскими. А вот что поёт архимандрит Гермоген:

    https://youtu.be/7IaBq6C_w9g

    Хорошо поёт, артистично. Мне нравится. И голос замечательный (правда, Людмила Зыкина душевнее пела эту песню). Но разве священномонаху подобает петь такое? А главное — петь на сцене. Это проповедь чего? Разве можно представить отца Романа стоящим под софитами и поющим мирские песни, принимающим аплодисменты публики и любующимся собой? Или гастролирующим с концертами по стране? Конечно — нет. Потому что отец Роман прежде всего — монах и священник, и его песнопения — это средство привести хотя бы кого-то к покаянию и к Церкви, а не возродить русскую народную песню. В этом только и разница, но она огромна.

  • Людмиле Николаевне — от отца Романа:
    Пока человек жив, нельзя ни ему, ни за него зарекаться, потому что на все века сказано:
    Блюди1те u5бо, кaкw њпaснw х0дите
    Блюдите, како опасно ходите! (Ефес. 5:15).

  • Трясина

    ♱♱♱

  • Рыбинск

    Не имея веры и любви к Господу невозможно творить добро во имя Христа.

  • Рыбинск

    Судить никого нельзя, тем более священников! Со своими бы грехами разобраться!

    Знаменитый русский адвокат Фёдор Плевако участвовал в очередном судебном деле. Судили священника. Вина была доказана. Сам подсудимый во всём сознался. Поднялся Плевако и сказа:
    — Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всём совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них сознался. О чём тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши.
    Те священника оправдали. Вот так!

  • Нижний Новгород

    Судьи оправдали преступника. Это хорошо?

  • Санкт-Петербург

    Людмила, «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»
    Если Господь через покаяние оправдывает, почему люди не могут это сделать? Здесь речь о прощении, как мне кажется.

  • Санкт-Петербург

    «Оправдание сие состоит в прощении всех прежних неправд и в уготовлении или снаряжении человека на всякую правду…» Феофан Затворник

  • Санкт-Петербург

    Ну и о том, что все мы не без греха.

  • Нижний Новгород

    Анна, с последним Вашим утверждением (о том, что все мы не без греха) я более, чем согласна. Истории со священником, совершившим преступления, я не знаю, поэтому не могу судить, было это прощение или оправдание. Но если суд оправдал преступника, как пишет Нина, значит он признал его правым, то есть невиновным. Признать же неаиновным человека, вина которого доказана и в которой он сам сознался, это значит назвать черное белым, согласиться, что никакого преступления не было. Что касается возможности прощения преступника, то я не знаю, предусмотрено ли это уголовным правом. Но, думаю, что если прощение и возможно, то не потому, что подсудимый — священник. Закон для всех един. И ещё думаю, что по неписанным законам (законам совести) простить может только тот, кому есть, что прощать, то есть сам пострадавший, но никак не судья по своему усмотрению.

  • Санкт-Петербург

    Людмила, я думаю, что это притча. Ну тогда, как говорил Антоний Сурожский, если на Страшном суде, мы встретим того, кого обидели и он нас не простил, мы не сможем войти в рай (своими словами передаю). Нужно, чтобы и нас простили и мы простили. Тогда Божиего прощения, Судьи недостаточно?

  • Санкт-Петербург

    По-моему Феофан Затворник достаточно хорошо сказал, что значит оправдание, а не в том, что Вы пишите.

  • Нижний Новгород

    Анна, не думаю, что это притча, поскольку в ней названы реальные люди. Это реальный пример того, как человек с помощью манипуляции ввел других людей во грех, побудив их, покривя душой, признать неправого правым. Сделал ли он это намеренно (чтобы выиграть процесс) или не намеренно (из благих побуждений) нам не известно (по крайней мере — мне). Приведенная Вами цитата свт. Феофана Затворника взята из контекста, поэтому трудно сказать, что имел ввиду святитель, но вряд ли он говорил о том, что суды должны (или могут) в обход закона оправдывать преступников. Иначе зачем нужны такие суды и такие законы, которые можно нарушать? А отпускать грехи судьи не уполномочены ни Божьим, ни человеческим законом. Они могут лишь формально простить, но опять-таки в рамках закона, а не по своему произволению. Истинное же прощение (не формальное), это, наверное, самое трудное, это дар Божий. Мы можем только постараться простить, если нам есть что прощать, остальное — дело Бога.

  • Нижний Новгород

    Не знаю, будем ли мы прощены, если кто-то не простит нас, но если мы сами не попытаемся простить, то об этом сказано: «…какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лк. 6:38). В любом случае последнее слово, конечно, — за Судией.

  • Санкт-Петербург

    Людмила, это цитата взята из толкования Феофана Затворника на ту строку из Апостола, которую я привела. Она не вырвана из контекста. Вы куда-то не в те дебри по-моему ушли. Простите. Вы даже не знаете, что человек совершил, но уже определили ему что-то безусловно тяжкое. Судьи на то и судьи, чтобы выносить либо оправдательный или обвинительный приговор, а не сторонние лица. Так рядом сидящие и становятся Судьями друг другу. Я пыталась донести до Вас суть этой притчи ( а это притча по форме, даже если основана на реальных событиях), но как-то не получилось. Лично я бы не хотела, чтобы Вы с таким мнением были в числе присяжных. Страшно становится. Извините

  • Санкт-Петербург

    Как хорошо, что Бог нам всем судья, а не мы сами!

  • Нижний Новгород

    Анна, в присяжные не собираюсь, поэтому Вам бояться нечего. Скажите, а на основании каких моих слов об этом священнике Вы заключили, что я «определила ему что-то безусловно тяжкое»? Мне представляется, что оправдание в библейском понимании и в терминологии судебной системы — разные вещи. Мы с Вами говорим о разном, поэтому не понимаем друг друга. Хочется Вас спросить: а если бы на скамье подсудимых был не священник, а обычный мирянин, то за аналогичное преступление его следовало бы оправдать суду? А если бы священник совершил » что-то безусловно тяжкое», ну, например, — убийство ребёнка, то как в этом случае следовало по отношению к нему поступить? Тоже оправдать? Ведь причина оправдания была именно в том, что это священник. Можно было бы понять, если бы из всех возможных наказаний за данное преступление судьи избрали самое лёгкое, но опять же — при глубоком, искреннем и деятельном раскаянии. А если преступник не раскаялся, а его простили или (что того хуже) — признали невиновным, думаете это пойдёт кому-то (в том числе — ему) на пользу? Если родители вместо того, чтобы наказать провинившегося ребёнка, будут гладить его по голове и говорить: «Мы тебя любим, поэтому считаем, что ты ни в чем не виноват», то каким вырастет этот ребёнок? «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.» (Притчи 13:25). Жестоко звучит, не правда ли?

  • Нижний Новгород

    «Судьи на то и судьи, чтобы выносить либо оправдательный или обвинительный приговор, а не сторонние лица.»
    Правильно, но выносить тот или иной приговор они обязаны в соответствии с законом, а не со своими личными желаниями.

  • г.Москва

    Извините, но никто и никогда не сможет исполнить песнопения лучше, чем сам автор! Для меня это высокое искусство в чистоте веры!

  • г.Москва

    Спасибо отцу Роману! Благодарение Господу за то, что есть такие достойные люди среди нас.

  • Нижний Новгород

    Из комментариев под статьей в интернете о суде присяжных:
    «Эх, присяжные. Помню, дело я направил в суд, парень сестру изнасиловал и убил, а потом маму убил и изнасиловал (именно в таком порядке), он запросил присяжных. В итоге виновен, но снисхождение. Почему? Потому что «раскаялся, и больше так не будет». В присяжных больше половины были дамочки лет по 50, он «так их растрогал, такой хороший мальчик, не надо ломать ему жизнь». Судья сам дал по максимуму, что мог, но потом мне признался, что вообще искал повод, любой, чтобы присяжных распустить, и начать заново. Ну и конечно, прокуратура лоханулась. Хотя бы тенденциозность бы запросила. Но нет. Вот так. Закон у нас по максимуму защищает преступника, а не потерпевших.»
    Только думаю, что это не закон, а сами люди склонны защищать больше преступников, а не их жертв из ложного понятия о любви. Ведь надо же всех прощать. В самом деле: зачем ломать жизнь тому, кто изнасиловал и убил мать и сестру?

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Мир вам!

Новая книга иеромонаха Романа