col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Святитель Тихон Задонский. Тина или грязь на дне ключа

26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского

Святитель Тихон Задонский

Видим, что хотя в ключе и чистая вода имеется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется. Кто бы узнал, что на дне ключа находится тина или грязь, если бы она оттуда, если ударить, не поднималась и себя не показывала? Так откуда бы мы знали, что в глубине сердца человеческого такая кроется мерзость и нечистота, если бы она оттуда не выходила и себя внешними делами не показывала?

Видим, как человек, случается, злится. Кричит, ругает и прочие бесчинства творит. Это действует в нем и к таким бесчинствам побуждает его гнев, в сердце его, как яд, скрытый и в случае искушения и обиды проявляемый. Видим, сколько человек собирает для убогого и смертного тела своего, которое малым куском хлеба и каким-нибудь одеянием довольствуется. Сколько, говорю, собирает, хотя знает, что все при смерти оставит. Это действует в нем сребролюбие и лютая похоть богатства, в сердце гнездящаяся. Видим, как человек возносится; каких способов он не изобретает, чтобы его люди знали, хвалили, славили и почитали. Видим, как подобных себе людей презирает и подножием считает, как судит и пересуживает дела их, хотя и сам такой же; как везде первенствовать и над другими начальствовать старается, и прочее. Это действует в нем гордость, гнездящаяся в сердце его. Блудная нечистота, внутри человека кроющаяся, через такие скаредные, такие мерзкие, такие смрадные и бесстыдные дела проявляет себя, что стыдно и говорить!

Приникни, человек, в глубину сердца твоего, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит! Какое видишь зло в ближнем своем, такое и в сердце твоем имеется, за что судишь и осуждаешь ближнего своего, то и в тебе есть, хотя и не проявляется вовне. Божие же око не только внешнее дело, но и глубину сердца видит. Многие думают о себе, что они смиренные и кроткие, но при искушении другое показывается. Многие называют себя грешными и многогрешными, – без сомнения, «всякий» человек «грешник», по Писанию (1 Ин. 1:8), – но от людей того не терпят. Кто истинно и нелицемерно в сердце своем называет себя грешником, тот всякое ругательное слово спокойно вытерпит и признака гнева не покажет, ибо смирен. Итак, примечай, человек, и рассматривай и испытывай, какое зло в сердце твоем скрыто лежит, какая гордость, славолюбие, самолюбие, гнев, зависть, сребролюбие, нечистота и прочая мерзость.

Как от злого семени добрый плод и как от злого сердца доброе дело может быть? Как злой может добро творить? И как кто может добрым быть, когда его Христова благодать не исправит? Исправляет Христос того, кто свое окаянство и бедность познает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит. Читаем в Евангелии, что Он исцелял тех, которые бедность свою перед Ним признавали и у Него просили исцеления. Так и ныне исцеляет те души, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления. Посматривай, человек, чаще в сердце свое – и познаешь его. От этого зависит начало исправления. Чем чаще будешь в него проникать и рассматривать, тем более его будешь познавать. Чем больше сердце будешь познавать, тем больше будешь познавать зло, в нем кроющееся. Чем больше зло в себе будешь познавать, тем больше будешь познавать бедность свою и окаянство. Познание бедности и окаянства убедит тебя смиряться и искать помощи и избавления у Христа, Который все может, и из злого доброе сделать. «Смиренным Бог дает благодать» (Иак.4:6). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс.50:12–14).

Святитель Тихон Задонский
Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое»
Сайт «Ветрово»

Заметки на полях

  • «Как от злого семени добрый плод и как от злого сердца доброе дело может быть?» Довольно часто встречается у различных авторов. Не согласен с этим утверждением. «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»

  • Детям чего не сделаешь, Александр…

  • Нее,здесь надо шире смотреть.Тут получается,что вообще вся жизнь напрасна,особенно до Христа.А примеры не только о детях,хотя почему добрые дела детям не считать? Был еще и злой судья исполнивший просьбу вдовы.Да и в житиях много примеров найдётся,когда злые правители делали добрые дела,но далее продолжали жить как жили.

  • Александр, но ведь судья помог вдове не от сердца, а по расчету – чтобы она оставила его в покое (хотя думаю, что она этому была очень рада — как радуется нищий куску хлеба, даже если ему подали его из тщеславия). Этот поступок не был плодом его доброго сердца. Плод доброго сердца – две лепты вдовицы (я так думаю). На наш взгляд, очень маленький плод, но в очах Божиих – больше всех остальных.

  • Только с работы. Ольга Сергеевна,наконец то мы поняли друг друга.) И я об этом,человек со злым сердцем сделал доброе дело.Поэтому нельзя категорично утверждать «Как от злого семени добрый плод и как от злого сердца доброе дело может быть?»Злые язычники мучили и убивали своих детей,ставшими великими святыми (от злого семени добрый плод).

  • Можно, потому что в Евангелии говорится: Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити (Мф. 7:18). Видимо, нужно определиться с тем, что такое добрые и злые плоды. Может быть, не всё, что кажется добрым, в действительности добро?

  • Вчера слышала на проповеди в Храме: если вы жертвуете Церкви большие деньги, если даже вы построите Храм, но при этом не будете меняться внутренне, то это не принесёт вам никакой пользы. Бог ждёт от нас другой жертвы: Даждь Ми, сыне, твое сердце (Притч. 23:26).

    У святителя Феофана Затворника: «И благодарение Господу, что Ему угодно было ценность дел наших определять не их широтою и великостию, а внутренним нашим расположением при делании их, окружив между тем нас премножеством случаев к деланию дел по воле Его, так что, если внимаем себе, можем поминутно делать дела богоугодные».

  • И он каждое утро читал молитвы «Боже очистки мя грешного,яко николиже сотворив благое пред Тобою»,»Боже мой,не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя» …

  • «А, кстати,многие ли знают про Тихона Задонского?Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать?Некогда что ли? Поверьте,господа, что вы,к удивлению вашему,узнали бы прекрасные вещи…»
    Ф.М.Достоевский-предисловие к жизнеописанию»Святитель Тихон Задонский»Л.А.Морев.2003г. И далее:
    «…Кстати заметить,что схиархимандрит Иоанн(Маслов),бывший одним из старцев Глинской пустынии и
    достигший впоследствии немалых высот на ниве богословия,является автором наиболее полной и досто-
    верной современной работы (Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.,1993),посввященной
    как житию Задонского Чудотворца,так и анализу его духовных сочинений.»

  • Из письма Достоевского: «…Может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература… Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом»; «…но не все будут мрачные лица; будут и светлые. <...> В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа». (Речь идёт о романе «Бесы».)

  • Александр, сегодня прочитала толкование преп. Исидора Пелусиота на Евангелие от Матфея 10:42 (о чаше холодной воды, поданной во имя ученика): «Ты, кажется, и сам себя обманываешь, и перетолковываешь Божественные Писания. Ибо сказанное: подать чашу студены воды, — относится к тем, у кого это только и есть, а не к изобилующим богатством, которые могут и одеждами снабдить людей, томимых голодом, болезнями и наготою. И не дивись, если подающий воду за дело сие не остается без награды; потому что милостыня ценится не по подаянию, но по произволению, когда и слово удостаивается одобрения».

  • Приятно иметь дело со святыми людьми,всегда поправят. Не подскажете какой колодец более Богу угоден: осиновый сруб,бетонные кольца или пластиковые кольца?

  • Не знаю, ответят ли они, Александр…

  • ) Хорошо,идете по улице подходит бомж,благоухающий мочой и просит денег.Падать на колени и молиться ?

  • Попробуйте преподобного Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

  • В каждом человеке есть добро и зло. Разница в процентном соотношении. И поступки в своей жизни надо пропускать через сито Евангелия.
    Подавая бомжу можно спасти ему жизнь и дать время для покаяния. И подавая бомжу дать возможность ему не встать с колен, и не доползи до Храма.
    Наши поступки – это маленькие капельки в чаше жизни друг друга. Можем добавить капельку, а можем и опрокинуть чашу.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    «Исправляет Христос того, кто свое окаянство и бедность познает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит» (святитель Тихон Задонский).

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    «Видим, что хотя в ключе и чистая вода имеется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Приникни, человек, в глубину сердца твоего, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит!»… «Даждь Ми, сыне, твое сердце» (Притч. 23:26).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок