col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

«Уже не я живу, но живёт во мне Христос»

Беседа с игуменьей Теодорой (Васич)

Игуменья Теодора (Васич), в миру Елена, родилась в Белграде в 1967 году. Во время учебы на Православном богословском факультете Белграда она ушла в Свято-Введенскую обитель (Белград, Сеняк). В 2000 году её постриг в монахини приснопамятный Святейший Патриарх Сербский Павел, а 19 марта 2020 года она стала игуменьей Свято-Введенской обители в Сеняке.

По благословению митрополита Амфилохия (Радовича) мать Теодора, еще будучи послушницей, написала два труда: «Первая сербская игуменья Мелания Кривокучин» и «Вклад в церковную педагогику игуменьи врачевшницкой Анны Аджич». Кроме того, мать Теодора выступала на собрании с докладами «О возрождении сербского монашества» и «Христианка в миру».

Людям, знакомым с матушкой, будет понятно, почему студенческий портал беседует именно с ней, почему некоторые вопросы касаются не только Церкви Христовой, но и молодежи, и жизни в быту. Тех, кто с ней не знаком, настоящей беседой хотим ознакомить с восприятием мира в монашестве в настоящее время, а также со стараниями матушки разбудить в нас сознание того, что такое Жизнь.

– В первую очередь, матушка, Бог в помощь! Спасибо Вам за то, что согласились побеседовать с нами. Для нас, сотрудников студенческого портала и журнала, который старается рассказывать о подлинных ценностях, эта беседа очень важна!

– Бог в помощь! Благодарю вас за приглашение на беседу для вашего студенческого журнала.

– Меня очень впечатлила фраза, которую я услышала от Вас: «Когда я пою или читаю на клиросе, я говорю себе: читай и пой, как будто в первый и последний раз». Вы можете рассказать нам более подробно о «первом и последнем разе»?

– Если человек смотрел в лицо смерти, он отлично понимает мои слова о том, что я стараюсь читать и петь как в первый и в последний раз. Если вы понимаете, что Бог предоставил вам возможность и время, продлил жизнь, по Ему ведомым причинам, то вы не можете жить, работать и действовать на тридцать или семьдесят процентов силы и воли. В служение и благодарность Богу вы вкладываете сто или двести процентов себя. Молодые люди часто думают и мечтают «долгосрочно», и это характеристика молодости. Но верующий человек, как и любой другой, должен быть реалистичным и осознавать мимолетность настоящей жизни, он должен быть трезв и мужествен. Человек должен любить Бога, так как Бог горячо любит каждого человека. Эта любовь побеждает всю нашу гордость, высокомерие, престиж, мечтания и эгоизм. Любовь тесно взаимосвязана с жертвой, то есть она переплетается с ней. Человек должен жертвовать собой, таким способом он проявляет свою любовь и ставит печать на нее.

Без жертвы нет никакой любви. Это самообман и разорение, которые уничтожают человека и ведут его к отчаянию. Я же говорю о жертвенной любви, в центре и сути которой Христос. Когда человек Ему служит, особенно в монашеском, Ангельском чине, он только возвращает малую толику за Его бесконечную и непрекращающуюся любовь. Молодость не является гарантом здоровья и долгой жизни. Человек может быть приглашен в Вечность в любой момент. Исходя из этой позиции, я становлюсь на клирос, начинаю любое служение и послушание. Это сознание должно быть освященным, сухим законом (как говорят русские) для моей жизни. Это нетрудно, это по свободе, по любви, и это потребность моей души. Такой подход, конечно, затем можно применить и в отношениях с другими, с ближними, незнакомыми, нуждающимися, или с людьми, которые нас оскорбляют, обижают, которые на нас клевещут или ненавидят нас.

Мы никогда не знаем, делаем ли мы что-либо в последний раз, и вкладываем в это столько сил, как будто действуем в первый раз. Сильно, верно, преданно, утонченно, наилучшим, по возможности, способом, и как будто это впервые. Не жалея «маленького себя», не щадя своих сил, потому что мы питаемся Христом.

— В беседах с молодыми Вы всегда напоминаете о том, как важно мужество. Как важно хранить достоинство, хранить образ Божий, который нам дан. Как Вы смотрите на путь, который молодежь сегодня чаще выбирает, много ли молодых людей в Церкви?

— Наше время — это время апостасии (греч. αποστασία — термин в религии, который обозначает вероотступление, а тем самим и отступление от Церкви; в православии он обозначает отвержение Господа Иисуса Христа), страшного безбожия, ужасной безнравственности и извращенности, обмана и фантазии. Молодежь во всем мире, в том числе и молодежь нашего рода, предпочитает жизнь без Бога и без обязанностей. Они выбирают жизнь слишком большой и опасной свободы, жизнь нереальных целей и без смыла. У них нет фундамента и стержня в жизни, поэтому они легко поддаются соблазнам, погибели и блуждают. Они очень молодыми оскверняют свою душу и жизнь, даже свое будущее, и первая серьезная жизненная проблема или смерть делают их нестабильными. Они считают, что им все позволено, что они могут все, что никто не имеет права на них и их жизнь. Даже оспаривают право родителей давать им советы, и самих родителей забывают. И такая жизнь, часто под воздействием наркотиков, алкоголя и разврата, приводит их к убийствам, самоубийствам, психическим расстройствам и заболеваниям.

Молодые люди, да и все мы, должны знать, что в первую очередь мы принадлежим Богу, затем родителям, потом Православной Церкви и Отечеству. У нас нет права растрачивать свою жизнь, так как мы должны отвечать за нее на каждом уровне. Несмотря на то, хотим мы признать это или нет, так оно и есть. Все остальное — бегство от ответственности и здравого смысла (истинного пути). Многих детей дома не воспитывают, не учат быть хорошими, благородными, нравственными, добросовестными, верующими людьми, уважать своих родителей, любить свою Церковь, жить церковной жизнью, любить и защищать свое Отечество (не только с оружием в руках в случае войны, но всегда — своей нравственностью, своей чистой жизнью и преданностью Отечеству и Богу).

Мало тех, кто учит своих детей быть достойными людьми.

Не гордыми, не высокомерными и надменными, но достойными.

Не наивными, не простыми, но достойными.

Мудрыми, как змии, и простыми, как голуби (Мф. 10: 16).

Вы видите вокруг себя множество молодых людей, которые ведут пустую и очень порочную жизнь, видите, как они проводят её и чем все это заканчивается. А матери остаются в трауре. Сколько молодых жизней погублено по невероятно глупым и ничтожными причинам. Это потому, что не работали с этими маленькими людьми, пока это было возможно, потому что они вошли в какие-то уголовные или развращенные круги общества. И где надменность жизни, где гордость, нечестно приобретенная роскошь, где деньги, за которыми гнались и страдали, куда сейчас попали эти души?..

Бог любит мужественных.

Не мужественных в глупости или сумасшествии, но мужественные души, благородных и крепких людей, ответственных, нравственных, с освященным умом и очищенной душой.

— Что Вы говорите людям, которые спрашивают Вас о поступлении в послушники? Какие советы даете тем, кого интересует монашеский путь?

— Если человек спрашивает о поступлении в послушники, я спрашиваю его, готов ли он к беспредельной жертве. Она не страшна и не кажется большой, если приносится по любви. Если решение непрочное, если оно принято на скорую руку или по каким-нибудь другим причинам (в момент восторга), человеку лучше не перешагивать монастырского порога. Главный совет кандидату — это быть ИСКРЕННИМ. Без этого не может быть и речи о жизни в обществе, тем более о духовной жизни.

Человек, у которого есть призвание, имеет большую любовь к Богу и монашеству. Он отдает себя Христу и принимает, в свою очередь, бесценные дары – безвозмездную благодать. Но человек должен быть не только призван — он должен иметь выдержку, непрестанную ревность, силу, волю и любовь. Монашеская жизнь — это бескровное мученичество.

Якорь жизни как тайны глубже всего покоится в центре Креста.

Уже не я живу, но живет во мне Христос (святой апостол Павел, Гал. 2: 20).

— Кроме пения духовных произведений, Вы занимаетесь каллиграфией, ведете школу церковнославянского языка и церковного пения, а также пишете стихи. Что вдохновляет Вас для их написания, для создания и на какие темы Вы чаще всего пишете?

— Один из моих духовных отцов (русский иеромонах в возрасте), который с ранней молодости пишет духовную поэзию, говорит, что человек должен остерегаться музы и быть открытым для благодатного вдохновения, творчества после богослужения или молитвы. Я не могу точно ответить на вопрос, что меня вдохновляет, просто какая-то глубокая связь между мной и текстом кристаллизируется в молитвенном общении и в размышлениях о Боге, жизни, людях…

— «Монашество — это украшение и цвет христианства. Оно своей святостью привлекает внимание ревнителей благочестия и множество их, почерпая вдохновение в монашестве и воспламеняясь любовью к нему, захотели стать участниками этого ангельского чина на земле». Старец Савва Псково-Печерский (из книги «Господи, Ты моя Жизнь»). Это цитата, которой начинается Ваш текст под названием «Жизнь и Подвиги игуменьи Анны Аджич». Однажды Вы сказали: «Я учусь быть монахиней». Возникает вопрос: кто такой монах?

— Монах — это человек не от мира сего. Он сделал шаг за его пределы и живет в другом измерении, потому что у него есть призвание, а другим он кажется странным, сумасшедшим, отверженным. Он покинул этот мир для того, чтобы мог лучше послужить ему – молитвой о всем мире и о всех людях. День и ночь, каждый час, секунду и миг. Время на земле покрыто молитвами монашествующих и священников.

Монах — это душа, которая не может без молитвы и богослужения. Он живет над своим естеством и терпит нереальные искушения, принимает чудесные и неизмеримые Божественные утешения и помощь. Монашество и священство — это духовная аристократия православного народа. На протяжении последних двадцати лет монастыри и монашество часто изображаются и воспринимаются как фольклор сербского народа.

НЕТ, монашество это что-то другое, ни в коем случае не это.

— «Совместное проживание мужчины и женщины — это не только близость в пространстве, а полное двухличностное единение в одно существо: „И станут двое одной плотью“. Это мистическое единение мужчины и женщины, тайна, превышающая наш разум. В браке всегда есть муж, жена и Бог, Который соединяет их. Брак, как и девственность, является харизмой, благодатным даром. Брак установлен при самом создании женщины. Брак не должно отождествлять с размножением – рождением. Евангелие даровало женщине много, оно ее служение сделало духовным и обладающим таким высоким смыслом, что ни одна жертва не кажется слишком большой в чистом свете Божественной любви“ ». («Христианка в миру» — м. Феодора (Васич).)

Видение брака в настоящее время, на мой взгляд, все меньше является тем, о чем Вы пишете в своем труде «Христианка в миру», а все чаще синонимом для брака становятся: скорбь, обязанность, самоуничижение… Что на самом деле происходит, из-за чего мы забыли существенное значение священного таинства брака?

— Современное видение брака в достаточной мере мрачное и бледное, больное и усталое. Бог дал привлекательность для того, чтобы двое людей, мужчина и женщина, венчались, рожали, любили и уважали друг друга, помогали друг другу и вместе ожидали Вечности. Раньше существовали настоящая любовь, истинное уважение, стыд, жертвенность, терпение, взаимопонимание и поддержка. В настоящее время этого очень мало. Люди потакают новым «навязанным и чокнутым» ценностям, разоряют себя и своих ближних, и опять они не счастливы по-настоящему, если выступают из своего нормального окружения. Раньше у людей было больше детей и намного меньше разводов. Сейчас у них больше партнеров и меньше детей. Никто никого не хочет терпеть. Все сводится к нескольким годам совместной жизни, рождению одного ребенка, и тогда все повторяется по кругу, новая жизнь, новые люди, новые друзья, брак аннулируется и человек гуляет сам по себе, пока не изуродует себя в поисках «счастья». И так называемые «гражданские браки», то есть незарегистрированные союзы и прозябание на несколько лет отнимают у человека благословение, и радость, и жизненные силы, а о достоинстве, мужестве и доблести в браке и говорить нечего… За тяжелое состояние в нашем народе и в наших семьях отвечаем все мы, каждый человек по отдельности.

Если бы Бог находился на первом месте в жизни каждого из нас, все остальное было бы на своем месте. Люди смеются над верующими, они живут как живут, без стыда, без страха от последствий такой жизни, мечтая о «счастье» — это слишком смешно. Мы как народ настолько непросвещенные, неочищенные, мы живем без исповеди, без покаяния, без Причастия. Разные виды зла вселились в народ, а неверие хуже всего. Если нет веры, чистоты жизни и благословения, начинается погибель народа. Прискорбно и грустно то, что народ святого Саввы творит такие вещи.

И дети, которые рождаются, наши дети, видят, что делают родители и общество, а затем и они продолжают так жить, и порочный круг не заканчивается. Люди не чувствуют потребности спасаться, жаждать спасения души. Для них весь смысл заключается здесь, на земле, полной плевел и боли, полной несправедливости.

— Я упомянула Ваш труд под названием «Христианка в миру». Как изменилась сейчас «христианка в миру» сейчас по сравнению с прошлым?

— Женщина своей нравственностью хранит свою нацию. В этом плане христианка в миру изменилась. Матери раньше занимались воспитанием своих детей, и они являлись примером, а сейчас мы стали мягкими, слабыми, искусственными, надменными и пустыми родителями. Ни в одной мусульманской стране вы не найдете «приют для беспризорников». Нигде. А в православных странах их сколько угодно, потому что матери или девушки зачинают и убивают своих детей, кричат на весь мир и Вселенную о том, что ни у кого нет права на их тело. А они сами его оскверняют и обесценивают.

Церковь говорит, предупреждает и просит их хранить себя, однако Новое время, время отступления от Бога и Церкви, учит женщину, что она ничья и только своя. Это не так! И демону, и Новому времени удалось обмануть женщину.

— «Каждый человек должен понимать и задумываться о смысле жизни. Он должен почувствовать и осознать свою ответственность перед Богом и всеми людьми. Затем он должен обратиться, не жить только для себя (потому что он будет одиноким, несчастным и пустым) и жить с другими и для других, исполняя волю Божью. Христианство это не богословская схема, а жизнь на практике. По словам нашего преосвященного епископа Афанасия (Евтича): «Православие это Крестоношение!» Я хотела бы продолжить его слова словами профессора и ректора крагуевацкой семинарии, протоиерея Зорана Крстича, который сказал: «Я не существует(-ю) без ТЫ!» Могли бы Вы рассказать нам об этом более подробно?

— Да, Православие это Крестоношение в настоящем и полном смысле этого слова. У нас нет иного пути, кроме пути до Воскресения через Голгофу. Через многие скорби и страдания нам надлежит войти в Царство Божье. Мы должны очищаться через эти испытания, страдания, скорби и болезни, готовиться и возрастать для Вечной Жизни со Христом и всеми святыми. Конечно, только в обществе других людей мы можем почувствовать любовь и спасаться. Без этого другого нет никого из нас. Литургия — это предвкушение Царствия Божьего здесь, на земле. Господь тоже сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

Современному человеку это сложно понять, потому что он отвергает веру, он стал эгоистом, тесным, беснующимся, жадным, и живущим в грезах. Множество людей убегают от действительности, и это страшно.

— Тексты некоторых песнопений, которые Вы спели и записали, написал иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). Отрывок из стихотворения «Пел слепой…» гласит:

Пел слепой, прося немного хлеба,
Хлеб иной прохожим предложив…
Но прохожий, сытый и безпечный,
Этот хлеб не захотел вкушать.

— Можете ли пояснить нам значение этих стихов?

Это то, о чем я уже говорила, что должно быть: УЖЕ НЕ Я ЖИВУ, НО ЖИВЕТ ВО МНЕ ХРИСТОС.

Если человек понимает смысл жизни, приоритеты сами складываются по очереди. Бодрствование это прекрасная добродетель, которую надо стяжать и которой надо держаться, а еще больше —трезвых и молитвенных духовников. Заповеди Божьи несложные. Человек сам запутывается мысленно, жизнью, беспрестанными словами в массе глупостей и извращений, поэтому он Заповеди воспринимает как бремя и препятствие перед совестью и собственным уродством. Но вместе с покаянием и очищением душа вопит к Богу, тем самим благодать вселяется и помогает такой душе, она её носит и поучает в духовной жизни.

Заповеди на самом деле — предупреждение о том, чего мы не должны делать для того, чтобы не повредить себе, чтобы не погибнуть, а также чтобы других не вести к погибели. Бог хранит нас ими, как родитель хранит маленького ребенка и советует ему, что он должен делать и что не должен. Часто можно услышать, что Православная Церковь должна стать более современной, приспособиться к современному человеку, а это очень наглая глупость. Православие —всевременное, надвременное явление, и оно всегда современно. Люди одни и те же, грехи одни и те же, враг человека и его спасения один и тот же. Церковь и православная вера двадцать столетий указывают человеку на угрозы, показывают истинный путь, утешают, милуют, помогают, исцеляют, освещают, просвещают, вразумляют, восстанавливают и ведут человека в Вечность, в бесконечную жизнь.

Христос — единственное новое под небом с начала мира.

Христос безначальный и вечный, живой Богочеловек.

— В конце беседы я попрошу Вас добавить к разговору то, что я упустила, сказать слово наставления для студентов, которые читают этот текст, и для людей более старшего возраста.

— Сколько бы жизнь ни продолжалась, она всегда короткая.

Нам дано все, время в том числе.

У нас все будет отнято, время в том числе.

Никто не знает, сколько у него времени. Поэтому мы должны мудро пользоваться им во спасение своей души, спасение своих ближних и всех, кто нам встретится на жизненном пути.

Непрестанные развлечения, надменная жизнь, жадность, «статусные символы» (о, как гордо и скорбно это звучит), борьба за власть, мировую славу, богатство и безнравственную жизнь — это пустышки, которые бес дает человеку для того, чтобы его полностью уничтожить. Человек отдается всему этому, потому что он убегает от реальности, от смерти, от Бога, от совести, от жизни. В этой скверне он ищет утешения, «счастья» (о, какое дурацкое слово), удовольствия и мира. На самом деле, ничего в этом нет.

НЕТ – это огромная пустота, которая становится все больше, по мере того как мы все больше и больше закрываем глаза и сердце для Бога, Церкви и Правды. Бог подарил нам жизнь и свободу, драгоценные дары, а мы к Богу, жизни и свободе относимся скверно, высокомерно, низко и дерзко. Мы думаем, что Бог смотрит на нас сверху, а Он смотрит на нас изнутри. У маленького человека большой аппетит и ограниченный выбор.

«Если мы будем жить духовной жизнью, мы будем отличать истину от лжи. Потому что Бог будет извещать нас» — говорит старец Паисий.

Главная епитимия (духовная педагогическая мера) нашего века — ТЕРПЕНИЕ. Все, что с нами происходит, что Бог дает нам, пусть на все будет Воля Божья. Все это надо воспринимать спокойно, без паники и отчаянья, без роптания, без злых помыслов о себе или ближних. Мы страдаем из-за своих грехов.

— Спасибо Вам за возможность с Вами побеседовать!

— Пусть благодать, которая излилась на Иордане во время Крещения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа от руки Иоанна, изливается на все души нашего народа, и пусть Господь, когда наступит время, узнает и признает нас Своими.

Беседа с игуменьей Теодорой опубликована в сербском журнале «Сазнанье» (2021, N 5)
Перевод на русский Марины Тодич
Сайт «Ветрово»
5 марта 2021

Заметки на полях

  • Сегодня скончался епископ Афанасий (Евтич), который упоминается в беседе с матушкой Теодорой, духовный отец Зорицы Кубурович — нашего автора, друга, переводчицы на сербский язык стихотворений отца Романа.
    https://pravoslavie.ru/137793.html
    Упокой, Господи, душу его!

  • Москва

    Необыкновенная духовная беседа!!!! Прямо родник с живой водой!!!! Господь посылает нам таких людей для укрепления в это непростое время!!!! Слава Богу за всё!!!

  • Упокой, Господи, душу раба Твоего, епископа Афанасия!
    Господи, помоги дорогой Зорице в горькой утрате!

  • г.Москва

    Как любо сердцу читать такое: «Православие это Крестоношение в настоящем и полном смысле этого слова. У нас нет иного пути, кроме пути до Воскресения через Голгофу. Через многие скорби и страдания нам надлежит войти в Царство Божье. Мы должны очищаться через эти испытания, страдания, скорби и болезни, готовиться и возрастать для Вечной Жизни со Христом и всеми святыми. Конечно, только в обществе других людей мы можем почувствовать любовь и спасаться. Без этого другого нет никого из нас. Литургия — это предвкушение Царствия Божьего здесь, на земле. Господь тоже сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. »
    Очень поучительно и полезно! Такими правдивыми, правильными и так просто входящими в сердце и душу словами написано! Как жаль, что молодые не читают этого! Не задумываются о чести, о смысле жизни, о Вечности! Живут, беснуются от своей свободы, затем страдают, мучаются, но к истине не приходят.
    Благодарю Вас, матушка Теодора! Божией помощи и милости Вам!
    Спаси Господи!

  • МО

    Плачу 2 дня, невероятно трогательная песня. Спасибо отцу Роману и матушке Теодоре.

  • МО

    Матушка Теодора верно сказала: Человек может быть приглашен в Вечность в любой момент. Я очень люблю петь панихиды с нашим народным хором, в них столько смысла.
    Как светло и радостно звучит- «приглашение в Вечность».

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

Календарь на 2024 год

«Стихотворения иеромонаха Романа»

Сретенские строки

Новый поэтический сборник иеромонаха Романа

Не сообразуйтеся веку сему

Книга прозы иеромонаха Романа

Где найти новые книги отца Романа

Список магазинов и церковных лавок