col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Не приближайся, да не отриновенъ будеши,
и не стой отдалече, да не забвенъ будеши

Кто мирен духом, тот и совершен,
Он крайности обходит со смиреньем:
Или забвен, или отриновен —
Забвение честней отриновенья!

Ходи по Правде, Бога не гневи,
Благодари, в поползновеньях каясь,
И с ближними, и с дальними живи,
Не отдаляясь и не приближаясь.

Иеромонах Роман
26-27 мая 2022

Заметки на полях

  • «Блаженна ночь, когда она — Христова.
    Блаженно всё, что тянется к Нему» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (А завтра — Вознесение Христово: 22–26 мая 1996. Скит Ветрово).

  • Тверь

    Стихотворение, как доброе напутствие! Хорошо бы принять эти слова всей душой и точно следовать им.
    Также есть и ещё одно, созвучное этому, стихотворение отца Романа:

    ***
    Как важно знать свои границы,
    Порой невидимую нить,
    И в нужный миг остановиться,
    Не наступить, не преступить.

    Чужое — ничего не значит,
    Родные земли распаши
    И накорми того, кто алчет
    Пшеницей собственной души.

    А коль не так — иную долю
    Самонадеянно пожнёшь:
    Загубишь сорняками поле,
    Да и себя едва ль спасёшь.

    ,
    Скит Ветро́во

  • Какое полезное стихотворение! «Ходи по Правде, Бога не гневи, Благодари в поползновеньях каясь, И с ближними, и с дальними живи, Не отдаляясь и не приближаясь». Спаси, Господи, отца Романа. Слава Богу за всё.

  • Нижний Новгород

    Никак не даётся смысл первого четверостишия. Кто понял, поясните, пожалуйста.

  • Людмила Николаевна, мне кажется, ключ к нему — в эпиграфе.
    Нужно стараться смиряться, довольствоваться сложившимся положением дел. Будешь пытаться приблизиться — можешь быть отвергнутым, будешь держаться слишком далеко — можешь быть забытым. И второе — быть забытым — предпочтительнее (честнее, достойнее) первого.
    Мне это стихотворение кажется выдающимся, хотя в нём есть горечь — может быть, ветхозаветная, которая есть, например, и в Екклесиасте.

  • Нижний Новгород

    Все равно непонятно, Ольга Сергеевна. Если забвение и отриновение — удел того, кто впадает в крайности (пытается излишне приблизиться или отдалиться), и этот удел нежелателен, то почему «или забвен, или отриновен» тот, кто смирен и обходит эти крайности? О нем говорится в первом четверостишии. И почему для него этот удел — честь (перед Богом, как я понимаю), но большая честь — быть забытым, чем отринутым? Почему первое предпочтительнее?

  • Нет, смиренный не впадает в крайности, он как раз обходит их благодаря смирению. Читала у кого-то из святых отцов, что мир достигается тогда, когда человек знает свою меру, довольствуется своим положением и не хочет изменить его (примерно). Речь, конечно, не о положении человека, впавшего в грех.
    Это стихотворение о человеческих отношениях. Лучше, чтобы тебя забыли, чем явно отвергли. В этом больше достоинства, чести.

  • г. Жуковский МО

    Тоже думаю над этим стихотворением. Как всегда у отца Романа: мало слов рождает много мыслей.

  • Нижний Новгород

    Смысл второго четверостишия ясен: чтобы не быть забытым или отринутым, не впадай в крайности. Все логично и согласуется с эпиграфом, а смысл первого все же хочется понять. В моем понимании он противоречит совету не приближаться и не отдаляться, то есть совету не впадать в крайности. Смиренный в крайности не впадает, и, тем не менее, он — «или забвен, или отриновен». Более того, забвение и отриновение для него — честь. БОльшая честь в забвении, наверное, потому, что свидетельствует о большем смирении.

  • Кто мирен духом, тот и совершен,
    Он крайности обходит со смиреньем:
    Или забвен, или отриновен —
    Забвение честней отриновенья!

    Это не смиренный забвен или отриновен. Можете считать, что между второй и третьей строчкой пропущено разъяснение, где говорится, что у нас (а не у смиренных) в некоторых случаях есть выбор: или быть отринутым, или быть забытым, и быть забытым предпочтительнее (и внешне можно достоинство сохранить (тебя не видно), и самому не так больно). Возможно, Вы правы, и в некоторых случаях на расстоянии держится более смиренный (хотя, мне кажется, и гордый может). Поэтому нам предлагается не отдаляться и не приближаться, а смиряться.
    Это стихотворение. В нём мало места, поэтому мысль подаётся сжато (лично мне это очень нравится). Людмила Николаевна, может быть, другая пунктуация в первом четверостишии могла бы Вам помочь? Но не хотелось бы, например, ставить точку после второй строки. Первая строфа, мне кажется, произносится на одном дыхании, несмотря на то, что по смыслу там сказано довольно много.

  • Нижний Новгород

    Ольга Сергеевна, простите мою назойливость и благодарю за ответ.

  • Наоборот, Людмила Николаевна, хотелось, чтобы это стихотворение не было обойдено вниманием. Из того, что отец Роман написал в последнее время, мне оно кажется одним из самых сильных. И ещё — стихотворение «Снега», у которого гораздо меньше откликов, чем, например, у стихотворения «Я».

  • Тверь

    Наверное, лучше понять первое четверостишие помогла бы соответствующая интонация чтеца. Мне кажется, что между второй и третьей строкой должна быть достаточная пауза.
    Действительно, так кратко изложить объёмную мысль — это большой талант!

  • Тверь

    Ольга Сергеевна, когда я прочла стихотворение «Снега», то так переполняли мысли, и одновременно грусть, что так ничего и не удалось выразить в отклике… Это очень трогательное стихотворение о Жизни Будущего Века, где тоже очень кратко описано многое. Там большая сила слова!

  • Да, эта Жизнь — та, перед которой можно только склониться в трепете! Грустно ещё и от того, что она недосягаема.

  • Тверь

    Согласна. Потому-то, прочитав такие стихи, иногда нужно отойти в сторонку и подумать… И нет слов!

  • Нижний Новгород

    «Забвение честней отриновенья» мне кажется потому, что кто прилепляется сердцем к другому человеку, ищет утешения у людей, у того в сердце не живет Господь. Бог ждет все наше сердце, а мы растрачиваем его на людей, оставляя Творцу маленький кусочек. Научиться бы ни к кому не приближаться! Мне очень нравится это стихотворение:

    Всех в детстве на руках носили.
    Пора из детства выходить,
    Но мы хотим, чтоб нас любили,
    И жаждем детство повторить.

    Нас любит Бог! Неистощимый
    Дарует от щедрот Своих.
    Но мы забыли, Кем любимы,
    И ждём чего-то от других.

    По доброй воле стали нищи,
    Хотим земное ухватить,
    И, нищие, у нищих ищем
    То, без чего не можем жить.

    И что же мы находим? Крохи
    Внимания и теплоты.
    И потому повсюду вздохи,
    Что в мире мало доброты.

    Откуда взяться ей, родимой?
    Она в лазурных закромах.
    А мы — сумою побратимы,
    Сума она и есть сума.

    В делах мирских не разобраться,
    Ужели мир совсем ослеп?
    Зачем же крохами питаться,
    Коль подается Чистый Хлеб?

    Да пусть бы все и вся забыли! —
    Нисколько б не был возмущён.
    Что за нужда, чтоб нас любили?
    Нас любит Бог — чего ж ещё!

    30 января 2004
    скит Ветрово

  • Нижний Новгород

    Причина отринутости и забытости может быть разной, конечно. И всё же это состояние, мне кажется, свойственно именно смиренным, как людям не от мiра сего. Смирение — главная христианская добродетель, поскольку без него невозможно исполнить две основные заповеди: о любви к Богу и к ближнему. Поэтому человек, достигший смирения, угодил Богу. Угождающий Богу — чужой для мiра. Мiр принимает и помнит только своих, а чужих отвергает или забывает. Поэтому быть отвергнутым или забытым мiром — честь для христианина. Забвение — это тоже, наверное, отвержение, только в пассивной форме. А почему оно честнее? Вероятно потому, что тот, кого забывают, не искал известности у мiра.

  • Но разве, например, старец Николай Гурьянов был отринутым и забытым? Думаю, скорее он сам мог руководствоваться правилом «не отдаляться и не приближаться». Хотя, конечно, стремился к нему не мiр в его худшем проявлении, а верующие или ищущие Бога.
    Наверное, Вы правы, Людмила Николаевна: в стихотворении можно увидеть и мысль об отвержении мiром.

  • Нижний Новгород

    Отец Николай Гурьянов обладал даром прозорливости, поэтому к нему стремились не только верующие или ищущие Бога. Люди любят прозорливость и чудотворение.

  • Одна знакомая написала об отце Николае — «Все за любовью ездили к нему». Не то чтобы мне очень нравилась эта строчка, но… думаю, это правда. Конечно, не «все»: кто-то ездил за чудесами, но Любовь и есть чудо.

  • Нижний Новгород

    ««Все за любовью ездили к нему». Не то чтобы мне очень нравилась эта строчка, но… думаю, это правда.»
    Почему тогда не очень нравится, если это правда?

  • Потому что это строчка стихотворения. Слишком в лоб. Прошу прощения, наверное, я привередлива, к тому же автор вовсе не претендует на признание.

  • г. Жуковский МО

    Екатерина, тоже люблю приведённое Вами стихотворение отца Романа. Это стихотворение читаю, чтобы вразумиться и одновременно утешиться, головой понимаешь, что жизнь человека в Божьих Руках,как написал отец Роман Тебе мертвить,Тебе и воскрешать, а всё- таки хочется сочувствия и поддержки от людей. Научиться бы ни к кому не приближаться.
    Научиться бы ни к кому не хотеть приближаться.

  • Нижний Новгород

    Любовь (с заглавной буквы) — это, конечно, чудо, потому что Любовь — это Бог. Но, думаю, что к отцу Николаю далеко не все ездили за этим чудом. Если бы все или хотя бы большинство, то Господь не лишил бы нас старцев.

  • Тверь

    Людмила Николаевна, а Господь и не лишил нас старцев.

  • «Нас любит Бог! Неистощимый
    Дарует от щедрот Своих.
    Но мы забыли, Кем любимы,
    И ждём чего-то от других» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) («Всех в детстве»: 30 января 2004
    скит Ветрово). … «И ждём чего-то от других», то в этом случае надеемся, что люди разумно будут исполнять порученное им от Бога заботу о ближнем…

  • Екатерина (08.06.2022 в 23:02). Нижний Новгород. … «мне кажется… кто прилепляется сердцем к другому человеку, ищет утешения у людей, у того в сердце не живет Господь. Бог ждет все наше сердце, а мы растрачиваем его на людей, оставляя Творцу маленький кусочек. Научиться бы ни к кому не приближаться!» … Уважаемая Екатерина! Ваше рассуждение неоправданно по сути, явное заблуждение. Нуждающийся (обездоленный) человек надеется, что люди разумно будут исполнять порученное им от Бога заботу о ближнем…

  • «Да пусть бы все и вся забыли! —
    Нисколько б не был возмущён.
    Что за нужда, чтоб нас любили?
    (И люби сам) Нас (при этом) любит Бог — чего ж ещё!» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) («Всех в детстве»: 30 января 2004; скит Ветрово).

  • Нижний Новгород

    Наталья, от себя лично ничего не могу Вам возразить. Могу только сослаться на мнение людей, которое для меня является авторитетным в данном вопросе. Конечно, официальное свидетельство о присвоении статуса старца не выдают, но думаю, что это мнение не на пустом месте возникло.

  • Тверь

    Мне кажется, в наше время образ старца стал больше собирательным, обобщённым. Но кем ещё, если не старцем, можно назвать истинно живущего по Воле Божией; духовное лицо, направляющее души ко Спасению, где нужно обличающее; того, с чьей помощью Евангелие открывается намного полнее, чем при слабых попытках скудного ума и неочищенного сердца; чьи слова и наставления достигают глубин душевных. Разве не старец, тот кто с Божией Помощью исцеляет и укрепляет?
    Признание верующих тоже не маловажный факт (не мiра, а именно верующих). Когда человек очень доверяет данному старцу, и чувствует неразрывную духовную связь.
    Таинство Исповеди — это покаяние и прощение, то есть это уже результат. А самое сложное, наверное, состоит в подготовке, не столько, как правило к монологу, сколько к искреннему видению своей греховности. Старец — это Дар Божий простому человеку и возможность узнать Его Волю о мiре, жизни и о себе.
    Раньше, я также думала, что старцев уже нет. Теперь знаю, что это не так.

  • И благодать Богообщения: образец монашеской жизни у нас и сегодня остается неизменным: человек, пожелавший иноческого жития, оставляет мiр … А обмирщением монашеской жизни называется состояние человека, который внешне носит в себе образ монаха, но внутренняя жизнь его далека от идеала иночества. И необходимо быть духовными людьми и стараться соответствовать монашескому образу. … Помним, что не одежда делает человека монахом.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.