Растленный дух тиранствует над телом,
Подлунный путь изменчив дозела,
И если детство в Небеса глядело,
То юность нас по лужам повела,
Забрызгала одежды, наследила
И отошла, губительница душ,
Чтоб молодость распутицей водила
И научила пить из этих луж.
А зрелость не особенно трезвилась,
Не приучила к роднику ходить…
И только старость под конец взмолилась,
Слезой пытаясь прошлое омыть.
Иеромонах Роман
11 февраля 2021
Cкит Ветрово
«…Когда бы не отвергли Путь,
Не гибли бы по бездорожьям».
http://vetrovo.ru/vsyo-ty/
Спасибо Вам, отец Роман, за новое стихотворение !
И за ссылку на одно из самых лучших стихотворений « Всё Ты! » Много раз его перечитываю. Всё так! И в который раз убеждаюсь, что Вы всё знаете лучше.
Спаси Господи за истину и вразумление.
Всё так. Рада слышать новые стихотворения батюшки, низкий поклон.
Спаси Вас Господь, отец Роман! Как же верно Вы всё подмечаете! Это же про наше поколение. В детстве душа стремилась к Богу, нам запрещали даже думать об этом… Юность завертелась, уже привыкли без Бога жить. И только на склоне лет поняли, что невозможно без Бога.
Как написано глубоко. Премудростью полны слова. Все временно не вечно и скоротечно. Хотел бы я быть ребенком тем,не падая в те кривые лужи. Глубокие поклоны в землю Дорогому Батюшке. Многая и Благая Лета.Благодарим За Свет♱♱♱
Все про нас. Помилуй Господи!
Спаси Вас Бог, отец Роман!
Да, не приучились к роднику ходить ни в детстве, ни в отрочестве, ни в зрелости. Жили без смысла, ровно и не жили вовсе.
ДУША МОЯ
Обрати́ся, душе́ моя́, въ поко́й тво́й, я́ко Госпо́дь благодѣ́йствова тя́ (Пс. 114:7)
Насуетилась вдоволь, наскиталась,
А за окном не осень, а зима.
И что, душе, тебе самой осталось?
Что в житнице? Пуста твоя сума!
И сколько там, в почти допитой чаше?
Добро, хоть отрезвилась от всего,
И, кроме Иисусовой Сладчайшей,
Тебе уже не нужно ничего.
Иеромонах Роман
29 декабря 2020
Скит Ветрово
Слова Ольги «жили без смысла, ровно и не жили вовсе» также созвучны и моим мыслям.
Не привыкшая ходить к роднику, лукавая душа моя, теперь боится Божьих посещений (как говорят иногда о скорбях: Господь посетил). «Пред Богом оправдаться нечем».
«Растленный дух тиранствует над телом»…
Созвучно Тютчевским словам: «не плоть, а дух растлился в наши дни», написанным в 1851г.
Прошло более полутора веков, а тема, и по сей день,актуальна! Увы!
И совершенно не созвучно Тютчевским действиям.
«Об увлечении поэта [столоверчением] мы знаем из разных печатных источников, и более подробно из дневника А. Ф. Тютчевой-Аксаковой». «Отец провел у меня вчерашний день, — записывает она 14 ноября 1853 года. — Он с головой увлечен столами, не только вертящимися, но и пророчествующими. Его медиум находится в общении с душой Константина Черкасского Теперь эта душа, став православной и патриотичной, проповедует крестовый поход и предвещает торжество славянской идеи. Странно то, что дух этого стола как две капли воды похож на дух моего отца: та же политическая точка зрения, та же игра воображения, тот же слог. Этот стол очень остроумный, очень вдохновенный, но его правдивость и искренность возбуждают во мне некоторые сомнения» (При дворе-1. С. 128). А в другом месте, 6/18 апреля 1854 г.: «Мой отец находится в состоянии крайнего возбуждения, он весь погружен в предсказания своего стола, который по поводу восточного вопроса и возникающей войны делает множество откровений, как две капли воды похожих на собственные мысли моего отца. Стол говорит, что восточный вопрос будет тянуться 43 года, что он разрешится только в 1897 г., когда потомок теперешнего императора вступит на константинопольский престол…» (там же. С. 135–136) и т. д.
http://ftutchev.ru/stihi0211.html
Рады приветствовать Вас, Светлана! Простите, что приветствие вышло задиристым.
И Вам доброго времени суток, батюшка!
Приветствие Ваше показалось мне не просто задиристым, как Вы это называете, а неожиданным и, даже, дерзким.
Удивительно, что мой столь краткий отклик на стихотворение о. Романа вызвал у Вас такую реакцию. Вступать в дискуссию с Вами, да, и вообще с кем-либо, на сайте Ветрово я не предполагала. Но, отвечу Вам. Тем более, что говорим мы с Вами, похоже, о разном. Я исключительно о поэзии, о выбранной о. Романом теме, о созвучности строк двух поэтов. Вы со ссылкой на дневниковые записи дочери Ф.Тютчева, рассказали о далеком от христианских ценностей его интересе и образе действий.
Вероятно, Вы, будучи человеком очевидно образованным, в курсе, что А.С. Пушкин все годы обучения в лицее был, что называется, «троечником». Однако, это не отменяет его всемирно признанной гениальности. Вот и Ф.Тютчев, давно почивший, в свое время даст (или уже дал) отчет о своей прожитой жизни Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, которому Бог Отец отдал суд. И потом, нам не ведомо, возможно, Ф.Тютчев успел покаяться и примириться с Богом до своего ухода из жизни земной. В любом случае, и этот наш с Вами соотечественник, суть, гениальный поэт:
» Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.»
Кому из нас не знакомы эти его строки? Кому из нас, живущих в России уже в 21 веке, не близки эти строки, написанные полтора века назад?
И, безусловно, только гениальный поэт мог о своих современниках, а, может быть, и о себе самом, написать:
«Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит».
И довольно об этом! Надеюсь, что поэтический дар Ф.Тютчева Вы не отрицаете.
Отцу Роману мой респект! Его поэзия лично для меня — живительная влага. Большой поэтический талант у батюшки, и поэзия его глубокая, выстраданная, и при этом, необыкновенно светлая! Всегда восхищаюсь людьми, способными облечь в словесную форму свои чувства, тем более, облечь их в форму поэтическую. Счастлива, что он наш с Вами современник!
Многая лета отцу Роману!
Я весьма сожалею, что Ваша такая, некоторым образом, отповедь на мой короткий отклик на стихотворение о. Романа, лишила меня желания публично делиться своими мыслями и мнением о творчестве отца Романа. Буду это делать, что называется, «про себя». Простите, батюшка, что ненароком раздражила Вас!
Светлана, на сайте «Ветрово» Вы (как и отец Георгий) можете свободно делиться мыслями о творчестве отца Романа и других поэтов. Нет ничего удивительного в том, что Вы увидели созвучие его строк строкам Тютчева — они бывают созвучны строкам и других русских поэтов, например, Есенина. Но лично мне дороже то, что они созвучны словам Священного Писания и святых отцов. Думаю, отец Георгий не отрицает поэтического дара Тютчева — он просто попытался сопоставить слова и дела поэта.
О как мне тяжко осознать душою
порывы грешной юности моей.
О сколько грязных луж там ,за спиною
Там. где смеясь. кричала юность». пей».
А зрелость еще больше отчудила,
во чреве чадо загубив свое.
О Господи. все не со мною было.
скажи ведь правда -это не мое.
Твое-мне старость отвечает тихо.
скорби и плачь и пожинай плоды.
И страшно мне и жутко и уныло.
О. Господи. скажи. что делать мне?
Многая лета. отцу Роману! Спасибо за удивительные стихи и простите мой скромный стихотворный порыв. он родился сразу. прямо вырвался из души.
Елена, мне очень понравился отзыв Натальи под стихотворением «Врачеванье»: «Возможно, возлюбить поздно — не так страшно, как возлюбить мало. Как Мария Магдалина возлюбила много и простились грехи её многие»:
http://vetrovo.ru/vrachevane/
Так что не надо унывать. Может быть, вместо слёз уныния Господь даст слёзы покаяния.
«… И потому внимай, глаголю ти:
Простится много возлюбившей много.
Восстани, же́но, Бог тебя простил.
Изыди в мире, любящая Бога…»
…Целую пожелтелые листы,
Святые покаянные страницы.
Душе́ моя, блудница – это ты.
Да даст тебе Господь любовь блудницы!
http://vetrovo.ru/songs/evangelist/
«Приветствие Ваше показалось мне не просто задиристым, как Вы это называете, а неожиданным и, даже, дерзким».
Воспоминания дочери поэта о его увлечении столоверчением и об откровениях, внушённых бесами, Вы находите дерзким? Или, может, моё замечание о том, что отец Роман в отличие от Тютчева столов не вертел, дерзкое? В чём моя дерзость, чтобы я мог извиниться, а то я ничего не понимаю.
Александр Пушкин, конечно, герой, то есть всемирно признанный гений, несмотря на то что был «троечником», но я-то в чём виноват?
Светлане. Я хотела бы несколько слов, может быть, станет понятнее. Преклоняясь перед Пушкиным, Достоевским, Тютчевым, Есениным, мы преклоняемся перед грехом. Господи, помилуй.
Отцу Георгию
Батюшка, я никому ничего в вину не ставлю. Что до моего видения некоторой дерзости Вашего ответа, я вижу, что Вы достаточно умны, чтобы не понять смысла сказанного. Вижу поле для дискуссий, но вступать в неё более не вижу смысла.
Еще раз простите, если ненароком вызвала в Вас раздражение.
Ольге.
Возможно, вам станет понятнее, если скажу, что не преклоняюсь ни перед Пушкиным, ни неред остальными авторами, перечисленными и не перечисленными Вами. Ни тем более не преклоняюсь перед грехами оных. Впрочем, кто без греха? Святыми на земле никто не рождаются, кроме Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святыми уже на земле становятся. Причем, далеко не все, кто подвизаются, достигают святости ценой великих страданий. Но это тоже тема слишком обширная и глубокая, чтобы долго останавливаться на ней в данном письме. Я признаю большой поэтический дар тех авторов, о которых говорила выше — не более того. Ольга, мы с Вами, извините, как слепой с глухим… И я, как мне казалось, так просто и доступно изложила свое суждение, а вот как странно вы трактуете мои слова. Видимо, имеет место быть отсутствие взаимопонимания. Что ж, грустно, но бывает всякое! Помощи Вам Божьей во всех добрых делах!
«Батюшка, я никому ничего в вину не ставлю».
Ну и хорошо. Не сомневаюсь, что сравнением стихов отца Романа со стихами Тютчева Вы хотели похвалить первые, но что-то пошло не так. Что именно? Вы пишете:
«И, безусловно, только гениальный поэт мог о своих современниках, а, может быть, и о себе самом, написать:
«Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит».
Зная увлечение поэта столоверчением, могу ли поверить в искренность этих стихов? Зная, что столоверчение это с бесом общение, я не могу им верить. И эту строчку Тютчева, которую он, может, о себе самом написал: «И жаждет веры — но о ней не просит» ― воспринимаю как игру словами, театральную позу.
Светлане.
«Со временем исчезнет суета,
Жизнь промелькнет безудержным
мгновеньем,
Останутся Любовь и Чистота,
Смиренье, Состраданье,
Всепрощенье». (Иеромонах Роман). Простите, если невольно обидела вас своим косноязычием.
Ольге.
Оля, что нам делить, о чем спорить? Будем по совету апостола Перта единомысленны.
«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры…»
1 Петра 3:8.
Только не ищите пожалуйста подтекст в моих словах. Пишу просто, от чистого сердца.
Помогай Вам Господь!
Светлане Добрыниной.
«что нам делить, о чем спорить?»
Я с вами ничего не делю. И спорить мне с вами не о чем. Просто люблю стихотворения отца Романа, и предлагаю вам прочесть вот это:
http://vetrovo.ru/prelshhenie/.
Ольге.
Зашла по Вашей ссылке. В начале текущей недели увидела и отметила для себя это замечательное стихотворение отца Романа и оставила отклик на него.
Те немногие фразы из романа « Братья Карамазовы», которые процитировал отец Георгий, вновь напомнили то тягостное впечатление от прочитанного когда-то романа. Ощущение безысходности и неприятия данного вымысла. Хотя уже тогда понимала, что это сильное произведение. Но ведь и сила бывает разного происхождения.
Читала у некоторых критиков о способности Достоевского открывать в своих произведениях самые тёмные и глубинные уголки человеческой души. Не понимала , правда, зачем. Господь Сердцеведец ! И только Он может просветить душу Своей Истиной и привести её к покаянию через тех, кто всей своей жизнью и творчеством служит Ему.
Всегда задавалась вопросом: какие задачи ставят такие писатели в своих произведениях? Сомневаюсь, что — привести к вере и возлюбить Возлюбившего нас.
Ключевыми словами на эту тему стали для меня слова отца Романа из статьи « Ответ преподавательнице литературы » :« Признавая высокохудожественность многих произведений, мало кого из авторов хотел бы видеть поводырём юности и молодости ( дабы дать возможность юности и молодости дожить до старости и не оказаться в конце жизни в полном тупике )».
Хотелось бы уточнить, что упомянутые цитаты из « Братьев Карамазовых» , были прочитаны не в данных отзывах, а после статьи « Одухотворение плоти».
В чём сила, уважаемая Наталья? В правде. А правды в романах Достоевского столько же, сколько на первом канале Российского телевидения. Неужели от того, что телевизор притягивает взоры и умы, назовём его сильным? Нет, он – лживый. Романы Достоевского это телевизор 19-го века, потому что действуют читателя точно так, как действует телевизор – сбить с толку, ошеломить пестротой, раздавить массой сведений, вылить яркий поток информации, ни дав при этом ни понимания, ни света.
Вполне согласна с Вами, отец Георгий, потому и сказала выше, что сила бывает разного происхождения. Нельзя же отрицать, что романы Достоевского влияют на умы людей. Есть, на мой взгляд, схожесть и с телевизором, но не совсем так. От телевизора обычно не сходят с ума, чего не скажешь о произведениях Достоевского . Были ведь и такие случаи…
Прочтём на предмет логики речь «Ивана Карамазова»: Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулаченком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слёзками своими к «Боженьке»! Не стоит, потому что слезки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены. И какая же гармония, если ад: я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше. И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены.
«Слёзки его остались неискупленными», ― причитает Ф.М. Достоевский в маске Ивана Карамазова, как будто не знает того, что все невинные слёзы будут искуплены мучением грешников в аду.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4). 16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: 17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
(Откр.7:16,17)
«Но зачем мне их отмщение?» ― продолжает причитать «Карамазов».
Как зачем? Только что сокрушался, что слёзы неискупленны, а теперь зачем ад?
«Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены».
Опять противоречие. Ад ― вечен, а здешние мучения временны. Ад исправит всё.
«Я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше».
Ну так, прости и обними. Зачем эти завывания?
Златоуст: О, скотское и ослиное рассуждение! О, грехолюбивая и преданная пороку душа! Ведь все эти суждения происходят от любви к удовольствиям, а если бы рассуждающие таким образом захотели прилепиться к добродетели, то они скоро убедились бы в геенне и не стали бы более сомневаться. /…/ На том основании, что Бог не всех наказывает здесь, ты не должен не верить будущим наказаниям; ведь Он человеколюбив и долготерпелив, потому угрожает и не тотчас ввергает в геенну. Не хощу смерти грешника (Иезек.18:32), говорит Он. А если нет смерти для грешника, то это напрасно сказано. Знаю, что для вас всего неприятнее речь о геенне, но для меня нет ничего приятнее этого. О, если бы вы и за обедом, и за ужином, и в бане — везде беседовали о геенне! Тогда мы не сетовали бы на настоящие бедствия и не услаждались бы земными благами. Да и что ты назовёшь несчастьем: нищету, болезнь, плен, лишение членов тела? Всё это достойно смеха в сравнении с будущим наказанием. Хотя бы указал мне на томящихся всегда от голода, на лишённых зрения с младенчества, на живущих нищенством, — и это ничего не значит в сравнении с будущим мучением. Поэтому будем непрестанно говорить о геенне, память о которой не допустит нас впасть в неё. /…/ Для чего же Христос сказал: земли Содомстей отраднее будет в день судный (Мф. 11:24)? Итак, зачем ты шутишь тем, чем шутить не должно? Зачем ты обманываешь самого себя и вводишь в заблуждение душу свою? Зачем борешься против Божия человеколюбия? Бог уготовал геенну и угрожает ею для того именно, чтобы мы, сделавшись от страха лучше, не впали в неё. Таким образом, кто не позволяет говорить о геенне, тот незаметно делает не что иное, как этим обманом толкает и ввергает другого в геенну (т.9, с. 885-886).
«И какая же гармония, если ад».
Читаем у Златоуста: Там не так, как здесь: для облегчения бедствия твоего не принесут тебе – один серебра, другой пищи, иной утешительного и отрадного слова; там все будут чужие. Даже и Ной, Иов и Даниил, хотя бы увидели кого из своих родных страдающими, не согласятся тогда ходатайствовать за несчастных. Тогда отнимется у нас всякое сострадание, свойственное теперь природе нашей. Так как благочестивые родители порой имеют нечестивых детей, и благочестивые дети нечестивых родителей, то, чтобы радость праведников всегда была чистая и чтобы наслаждающие благами не возмущались состраданием, ― для этого, повторяю, и само сострадание отнимется, и они вместе с Владыкой воспылают гневом даже против единокровных своих (т.10, с.589).
Подтверждение этим словам Златоуста можно найти в притче Господа о мудрых и юродивых девах.
Удивительным образом переплетаются невидимые духовные нити. Всякий раз убеждаюсь, что всё не случайно. После чтения « Братьев Карамазовых » всегда стремилась услышать ответ священника именно на этот отрывок, на эти вопросы Ивана Карамазова, но было как-то не ловко спрашивать у батюшки (вроде как малодушничаю, хотя ни в чём не согласна с вопросами и утверждениями героя). Маловерие и малодушие в его словах, приземлённость и отчаяние, которые автор пытается передать и читателю. Как Вы и сказали в предыдущем комментарии «ни дав при этом ни понимания, ни света».
Конечно, по мере воцерковления и взросления, такие вопросы уже не возникают.
Очень убедительно говорит о геене Иоанн Златоуст. Ещё также читала: « Держи ум свой во аде и вовек не согрешишь».
Спасибо , отец Георгий, за приведённые тексты, а также за назидание.