Потерявшему память родство ни к чему,
На закат понесли думы грешные.
Что́ родительский дом — только злоба к нему:
Юн умом, и душа незалежная.
Доли нет пановать, побежал в батраки,
Душу й тіло меняя на милости.
Подносил-относил и чаи, и горшки.
— Тяжела ты, стезя самостийности!
Ще не вмерла страна, но такий запашок
От костров, от речей укро-ариев!
Где ты, Малая Русь, освящённый исток?
На обломках твоих — Янычария.
Иеромонах Роман
6-9 апреля 2014
Скит Ветрово
А. В. Стороженко об украинцах:
https://stihi.ru/pics/2018/05/31/176.jpg
«Потерявшему память родство ни к чему» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) (6-9 апреля 2014; скит Ветрово). Благодарю пред Богом батюшку о. Романа (Матюшина-Правдина) за нестерпимо горькое, но оправданное напоминание!
«Не зовите Русь к топору,
Это нет, не поведёт к добру.
Не от этого ль топора
Умирать вам придёт пора?» (творч. зарисовка).
…»Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8:17).
«На Украине ложно-власть пришла с Майданом.
И началась тяжелая гражданская война.
Вот только все закончилось горем и обманом.
А значит горя нахлебаемся сполна» (творч. зарисовка). Да «на чужой, навязанной нам извне Гражданской войне — навязанной США и их евросателлитами, ястребами войны. Не станут погибшие за фашистскую Украину героями, не войдут они в историю победителями. Убивать собственный народ нельзя!»
«Вы, злодейству которых не видно конца,
В Судный день не надейтесь на милость Творца!
Бог, простивший (при людно) не сделавших доброго дела,
Не простит сотворившего зло подлеца!» (творч. зарисовка).
Батюшка Роман, простите, дерзнул поправить….
Где ты, Малая Русь, освящённый исток?
На обломках твоих — Хазария.
Читающий, да разумеет!
Господь попускает их планам осуществлятся в силу того, что мы только по имени христиане. В большинстве своём. Критично большинстве.
Слава Богу за все!
Прошу молитв святому праведному Петру Калнышевскому о мне, грешном Александре. Особенно, чтоб понять, как правильно реагировать на это стихотворение.
Простите меня грешного.
Уважаемый Александр, как, по-Вашему, следует воспринимать эту информацию о святом праведном Петре Многострадальном (Калнышевском) из Википедии?
В январе 1767 года полковой старшина Войска Запорожского низового Павел Савицкий донёс в столицу о делах кошевого атамана Петра Калнышевского, что тот, приехав из Петербурга на Сечь, имел разговор с войсковым писарем Павлом Головатым, в ходе которого было решено, что если в ближайшее время приграничные споры между Запорожьем и Новороссийской губернией правительство не разрешит в пользу Сечи, то они выберут в Войске двадцать «добрых молодцев» и пошлют их к турецкому султану с прошением, чтобы он принял Войско Запорожское низовое под свою протекцию, а казачье сообщество оповестят, чтобы все были готовы к походу, не впускали в свои границы российские регулярные команды, а с турками и татарами жили «смирно и дружно». Далее Павел Савицкий писал, что войсковой есаул после этого разговора отсутствовал в Сечи более двух недель (вероятно, объезжая Запорожье для обсуждения ситуации с паланковой старшиной).
В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве, в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь, где провёл около 28 лет.
Благословите, отче.
Думаю сейчас уместнее каяться, учитывая пост и военные действия.
А историей заниматься в другое время…
Но, раз уж затронули эту тему выскажу две мысли:
Что касается доноса на Калнышевского — так и на вас завтра могут донести, что Вы изменник родины. Что касается правдоподобности этой информации:
1) Сохранились документы переписки праведного Петра с преподобным Паисием Величковским. Они были в очень хороших отношениях. Казаки много жертвовали на братство святого Паисия, а он в свою очередь много их поучал. В том числе о том, что их долг — защищать православную веру и бороться с сарацинами.
2) Вам что-нибудь известно о случаях, чтобы казаки жили под протекцией турок? Мне такая информация не попадалась.
3) стоит учесть, что в 1768 — 1774 запорожцы участвовали в Русско-турецкой войне.
А также хочу заметить, что в любых событиях два грешных человека всегда могут найти ту информацию, которая подпитывает именно их страсти и оправдывает их грехи.
Например жители РФ найдут для себя подтверждение версии, что это военная операция, борьба со злом, помощь страдающим жителям Донбасса. Жители Украины — подтверждение версии, что это война, в которой разрушаются храмы и дома верующих канонической Церкви, страдают и умирают православные. Также они могут обратить внимание на то, что во всех событиях этой позорной 8-милетней войны есть вина и России. Например когда Алексей Мозговой решил провести международный антифашистский форум на Донбассе — ему запрещали. А когда все же провел — убрали. (Многие считают, что свои же).
Кто-то еще может найти подтверждение версии, что это — геноцид населения России и Украины, в котором правительства РФ и Украины — всего лишь марионетки. Как и во время преступлений под предлогом борьбы с кв-19.
Например украинский мобильный оператор Киевстар принадлежит трем миллиардерам с Российским гражданством (два живут в Лондоне, один в РФ). С обеих сторон могли бы использовать Киевстар как ощутимый рычаг в этой операции/войне. (Например если его отключить 26 млн абонентов без связи. Среди которых — силовики, военные, чиновники. Или наоборот — отобрать активы у их владельцев в пользу Украины). Но этого не происходит. Киевстар спокойно себе работает. И, кстати, политика блокировки русских сайтов у него жестче даже чем у турецкого Лайфа. Заблокированы даже православные сайты, которые прямо не относятся к РФ. При этом многие другие русскоязычные сайты работают. Может этому причина в том, что вышеуказанные миллиардеры связаны с Израилем…
Также и в истории со святым Петром, если посмотреть версию с украинского сайта, все не так красиво уже смотрится. Цитирую:
«Чрезмерная» политическая и экономическая самостоятельность атамана и казаков, собственно, и стала основной причиной расправы над Сечью. Не скрывала этого и сама Екатерина – в более позднем манифесте в оправдание разрушения Сечи: «Внедряя собственное земледелие, разрушали они тем саму основу зависимости их от престола Нашего – и мыслили, конечно, образовать из себя посреди отчизны область, полностью независимую, под собственным своим неистовым управлением».
А до того, как был издан этот манифест, напряжённость в отношениях казаков и России нарастала «по восходящей».
Калнышевский приказывал основывать зимовники на границах – с целью защиты территорий Сечи. Руководствуясь негласными распоряжениями Коша и лично Калнышевского, а иногда и открытыми решениями сечевой рады, в места наибольшей напряженности отправлялись казацкие залоги, отдельные запорожцы – и вступали в стычки с гарнизонами российских крепостей.
Русско-турецкая война 1768-74 гг. несколько изменила ситуацию. В походе на турков приняли участие 11 тысяч запорожских казаков, которые с первого и до последнего дня участвовали в войне и на суше, и на море. Правительство вручило 17 золотых Медалей на Андреевской ленте Калнышевскому и старшинам.
***
Что примечательно для нас, одесситов, одна из медалей была вручена Калнышевскому за успешные военные действия во главе 5-тысячного отряда запорожцев летом 1770 года вблизи турецкой крепости Хаджибей (где сегодня расположена Одесса).
Пройдя Тилигул и Куяльник, казаки захватили несколько сёл и сожгли посёлок Аджидер (Овидиополь), заставив турецкий флот отойти от Аджидера к Аккерману. Через несколько дней запорожцы захватили предместье и форштадт Хаджибея, облегчив Второй российской армии дальнейший штурм крепости…
В ходе той операции казаки Калнышевского освободили из турецкой неволи более 5 тысяч христиан.
***
Но война закончилась – и военная поддержка украинцев была Екатерине ни к чему. Россия укрепилась на Чёрном море, а опасность от турков и крымских татар была сведена до минимума. Запорожцы вновь стали мешать.
В июне 1775 года 100-тысячная имперская армия подошла к запорожским укреплениям. Большинство казаков в то время разошлись на промыслы или отправились проведать родных. Принимать бой не было смысла – это грозило лишь бессмысленными и многочисленными жертвами – и 85-летний Калнышевский со старшинами отправился на переговоры.
…С тех переговоров он уже не вернулся. 25 в лет в каземате на Соловках стали последним этапом его жизни.
http://reporter.com.ua/articles/165/
Ранее в двух других источниках я видел другие версии.
При нападении на Сечь:
1) Казаки решили не затевать братоубийственную войну, поэтому не стали оказывать вооруженное сопротивление;
2) Казачье войско не успело полностью вернуться с Русско-Турецкой войны, поэтому не было сил для сопротивления. (Украинская вики о нем).
Бог благословит Вас, Александр! Спасибо за развёрнутый ответ. Даже не ожидал такого. Скажу более, ничего не знал о святом Петре Калнышевском, и только благодаря Вам просветился. Хотя видел на Соловках его могильный камень, что-то где-то читал и, разумеется, забыл. Теперь он прославлен в лике праведных. В Церковном календаре нет его имени, поскольку он был причислен к лику местночтимых святых Запорожской епархии.
http://www.patriarchia.ru/db/text/4271101.html
Касательно Википедии. Как ловко она группирует факты. Вот ведь и в случае Петра Калнышевского, донос о нём был в 1767 году, а арестован он был уже после русско-турецкой войны, в 1775, но при чтении Википедии возникает мысль, что арест Калнышевского связан с его «стремлением» уйти к туркам. А между тем, в 1770 году за участие в войне с турками возглавляемой им Сечи он был награждён высшим орденом империи Андрея Первозванного и званием генерал-лейтенанта. Об этом в Википедии ни слова.
https://www.youtube.com/watch?v=SMjEWZK5_GI
О причинах ареста вот здесь подробнее.
Народное предание, записанное историком Яковом Новицким, гласит, что Петр Кальнышевский, узнав о приближении российских войск, как истинный христианин, пошел молиться в церковь. Народная молва указывает и на причину, почему истинно православный кошевой атаман не позволил запорожцам оказать вооруженное сопротивление – из-за боязни греха перед Богом в пролитии христианской крови. «Козак Васюра осідлав коня і подався до кошового. Прибіг, вскочив на порог і співа: „Дозволь, батьку отамане,/Нам на башті стати:/ Москаль стане із мечами,/ А ми с палашами,/ Не вибьємо палашами,/ Вибьєм кулаками,/ Нехай слава не поляже/ Проміж козаками!..“ Калниш йому і отспівує: «Не дозволю, милі братці,/ Вам на башті стати,/ Бо єдна кров, хрістіянська,/ Гріх нам проливати…»».
Когда кошевой Петр Калнышевский вышел вместе со старшиной навстречу российским войскам, то был тут же арестован вместе с войсковым писарем Иваном Глобой и войсковым судьей Павлом Головатым.
Дальнейшие обстоятельства складывались более чем загадочно. В манифесте Екатерины II о ликвидации Запорожской Сечи о вине Калнышевского говорилось лишь намёками. Ни предшествующая деятельность Калнышевского в Запорожье, ни поведение его при уничтожении Сечи, не дают основания заподозрить его в антиправительственных действиях, или хотя бы замыслах. Ни в каком преступлении он и не был действительно обвинен; тем удивительнее суровое наказание, которому он был подвергнут. В последующих документах значилась формулировка «за вероломное буйство и разграбление подданных». В чём заключалось это «буйство», оставим на совести её автора, Григория Потёмкина. Что же касается «разграбления подданных», то здесь ясно просматривается контекст борьбы запорожцев с помещиками за землю, а также то, что царское правительство считало последнего запорожского кошевого главным препятствием в освоении южных пределов империи. На данный момент нет документов, свидетельствующих об антиправительственных настроениях кошевого атамана.
Тем самым с полной уверенность можно утверждать, что Петр Калнышевский пострадал за Запорожье, казацкие принципы жизни. Будучи кошевым атаманом, он прилагал все силы, чтобы с одной стороны сохранить все прежние привилегии вверенного ему Богом Войска Запорожского, а с другой – приспособить жизнь и уклад казаков к реалиям нового времени и к новым условиям существования в пределах Российской империи. Здесь следует отметить, что вопреки мнению многих современных украинских публицистов, Петр Калнышевский не был выразителем украинской национальной идеи и не страдал за попытку отстоять остаток украинской государственности, которая якобы сохранялась в правах автономии Войска Запорожского Низового. Последний запорожский кошевой атаман никогда ни то, что не выступал, но даже не сомневался в том, что земли Юга Украины являются составной частью Российской империи. Всячески он доказывал верность государству, в котором жил: и во время войны с Турцией и во время мира, когда искоренял антиправительственную крамолу среди казачьей «сиромы». Но при этом кошевой твердой рукой отстаивал права широкой автономии Запорожского казачества в Российской империи, используя для этой цели и личные знакомства с российскими вельможами, и мудрость дипломата, и даже применения силы в отстаивании целостности границ Запорожских Вольностей. Одним словом, Петр Калнышевский был оклеветан и пострадал за вверенный ему Богом казачий народ люд Запорожья.
Но вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского кошевого проявилась не в войне и не в политике, а в смиренном и безропотном принятии от Господа своего креста в период Соловецкого заточения, который ввел его в Царство Небесное (Мф. 16,24).
Арестованный кошевой атаман Пётр Калнышевский вместе с Иваном Глобой и Павлом Головатым почти год находился в московской конторе Военной коллегии, под присмотром её вице-президента Григория Потёмкина. Всевластный екатерининский фаворит в то время вынашивал планы дальнейшего расширения возглавляемой им Новороссийской губернии за счёт запорожских земель и турецких владений в Причерноморье. Калнышевский ему мешал, прежде всего, тем, что был законным руководителем автономного образования, находящегося в составе Российской империи – Войска Запорожского Низового. Потому Потёмкин и форсировал вопрос об уничтожении Сечи.
Сперва Калнышевского предполагалось казнить, но, по ходатайству Потемкина, повелено было смертную казнь заменить вечным заточением в монастыре. По сообщению от 8 июня 1776 года, Потемкин подал на рассмотрение Екатерины предложение о пожизненном заключении запорожского кошевого атамана в Соловецком монастыре, а арестованной старшины в находящихся в Сибири монастырях, что и было утверждено императрицей. Святейший Синод получил предписание дать распоряжения соответствующим монастырям[12]. 10 июня на основе конфирмованного доклада был издан указ Екатерины II[13], и в тот же день Синод, руководствуясь решением Сената, постановил «Калнишевскаго в Соловецкой монастырь принять… и в содержании оных узников безъвыпускно из монастырей, и о удалении их не только от переписок но и всякаго с посторонними людьми обращения и о имении в том настоятелям прилежнаго надсмотрения, и о доставлении им к пропитанию получаемаго из Новороссийской губернии жалованья и о поступании с ними во всем том, как в ведении Правительствующаго Сената предписано». Отдельно оговаривалось, чтобы «в Соловецком монастыре посылаемаго туда узника содержать за неослабным караулом обретающимся в том монастыре солдат»[14].
https://www.sestroretsk.com/main/105440/
Согласен с Ваши мудрыми словами, Александр, что каждый ищет в информационном поле те сообщения, которые ближе всего его страстной душе. Вот и мне Дневник Алексея Мозгового, что называется, лёг на душу, и оказал на неё, страстную и грешную, самое страстное воздействие.
А. Мозговой (из Дневника 2014-15 гг.): А пока мы убиваем друг друга, а наши палачи почти открыто подталкивают нас к убийству. Они глумятся над нами на российском и украинском телевидении, то оскорбляя украинский народ и называя его фашистом, то оскорбляя русский народ, называя его оккупантом. Из «объективных российских СМИ» не услышишь слов сочувствия к попавшим в беду украинцам. Там не скажут, кто вверг целый народ в духовную катастрофу. Да и сами русские уже не слышат своих братьев. Их, как и украинцев, усыпили «патриотической» ложью о собственном величии, разожгли мелкую национальную гордыню и спесь. Главное чем заняты СМИ — не пробудить добрых чувств между нашими народами. До чего же мы унизились, братья, оскорбляя друг друга! Разве мы настолько ослепли, что не видим настоящих врагов?
И ТОЛЬКО ФАКТЫ:
«…Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…»
Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917—1922 годах»
*
«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)
«Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144)
*
«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас». (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190).
А «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:11).
А вот еще по теме стихотворения:
Сохранились письма преподобного Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому. Они являются ценным источником, существенно дополняющим сведения как о самом Паисии, так и о последнем предводителе Запорожской Сечи. Но кроме того, они открывают малоизвестные факты взаимоотношений между этими двумя праведниками.
По сути, эти письма – свидетельство общения двух подвижников и святых.
https://telegra.ph/pPVi-10-04
Кстати, в 2023 году 31 октября / (13 ноября) исполняется 220 лет со дня переселения праведного Петра в райские обители.
Еще небольшая деталь недавно попалась:
«На протяжении более 20 лет Петра Калнышевского выпускали из тёмной камеры на свет лишь три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения, чтобы он мог посетить богослужение и причаститься. Когда кошевого перевели из Прядильной камеры Соловецкого монастыря в другое помещение, то от него осталось в камере более, чем на два аршина нечистот, которые не убирались там все годы заточения.»
Источник:
https://afonit.info/biblioteka/podvizhniki-afona/svyatoj-ataman-pomogavshij-prp-paisiyu-velichkovskomu-stroit-obiteli-na-afone-i-v-rumynii