col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Ревнyй u5бо и3 покaйсz

О, мiр не прост, совсем не прост,
Повсюду искушенья, то́лки…
Тогда Рождественский шёл пост,
И был в гостях я у литовки.

Ядвига, помню и сейчас.
Больница хворых породнила:
Как мама не спускает глаз,
Так и она за мной ходила.

Она звала меня сынком
И на прощанье упросила
Заехать в гости вечерком.
Звоню — она чуть не втащила

К себе в квартиру, и скорей
Сажать за стол, засуетилась:
— Ну что ты мнёшься у дверей?
Сегодня вдоволь накрутилась.

Присел и глянул, о кошмар!
И сыр, и масло, и коврига,
Как будто вильнюсский базар
Скупила щедрая Ядвига.

Увидел хлеб, а в кружке чай,
Хлеб постный, он из магазина.
— Сынок, поешь, не обижай:
Вот яйца, масло, осетрина.

— Так пост идёт! — Кому нужны
В Его Рожденье наши стоны?
— Так мы ж готовиться должны,
Чтоб встретить Рождество достойно.

— Господь не может не простить!
Чуть было не уговорила.
Но побоялся соблазнить,
Чтоб нашу веру не корила.

Каким-то чудом устоял
И выглядел излишне скромно:
Послушник хлеб один жевал
Среди литовских блюд скоромных.

Наверно, нет уже в живых,
Десятки лет промчались мигом…
Была вершиною Литвы
Простая женщина Ядвига.

Иеромонах Роман
29 ноября 2022
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Волгоградская область

    Господи помилуй нас.

  • Тверь

    Спаси Господи! Очень поучительная и трогательная история. Хочется обнять всех, кто с заботой и добротой относился и относится к Батюшке!
    Вот и краткий ответ на продолжительные
    и укоризненные споры о том, что пост это цель или средство. Простой и скромный поступок по велению души. Без угождения, но и без превозношения. Спасибо. А нам учиться и учиться…

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести болезни):

    Благодарю пред Богом батюшку о. Романа (Матюшина-Правдина) за доброе напоминание о жизни в нынешнее время!

  • МО

    «Ядвига», по-моему, название не точное. Точнее ― Ядвига и послушник.

  • г. Жуковский МО

    Большое спасибо, уважаемый отец Роман, за простую историю и глубокое стихотворение. Оно учит не только поститься, следуя учению Церкви и не делая себе поблажек под различными предлогами, но и ответственности нашей за свою веру перед Богом и людьми ( Но побоялся соблазнить,Чтоб нашу веру не корила.) и благодарности другому человеку за любовь, щедрость и широту души. (Была вершиною Литвы Простая женщина Ядвига). А ещё это стихотворение напомнило слова Евангелия о награде за чашу холодной воды во имя ученика, и слова: сказано будет в память ее и о том, что она сделала. И правда, сказано в память её.

  • Отец Роман сожалеет, что забыл отчество Ядвиги, но не хотел придумывать. В действительности он называл её по имени-отчеству: она годилась ему в матери.

  • Надежда, Вы правы: сказано в память её. Потому стихотворение и называется «Ядвига», а не «Ядвига и послушник».

  • г. Жуковский МО

    Это понятно, Ольга Сергеевна. В стихотворении есть слово сынок. И что отец Роман не мог не отблагодарить за заботу Ядвигу своим посещением тоже понятно.

  • г. Жуковский МО

    Отец Георгий, наверное, подразумевал: Ядвига и послушник Бога.

  • Наверное. Но в любом случае со стороны автора было бы странно вынести в название упоминание о себе, если он хотел сказать доброе слово о другом человеке. Хотя, конечно, пример нужно брать не только с Ядвиги, но и с послушника (лично я именно его поведение пытаюсь примерить на себя в первую очередь). Это очень убедительно звучит:
    Но побоялся соблазнить,
    Чтоб нашу веру не корила.

  • г. Жуковский МО

    А мне, Ольга Сергеевна, и до Ядвиги далеко.

  • Надежда, мне ещё дальше, уверена. Скорее могу оказаться в положении человека, которого хотят накормить, чем того, который скупил весь базар, чтобы оказать гостеприимство.

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи.
    Из стихотворения видно как батюшка благодарен Ядвиге за её заботу.

  • г.Москва

    Тогда еще были живы человеческие отношения и связь между народами была все еще крепка. И литовская женщина Ядвига естественно проявила человечность и материнскую заботу. Сегодня все не так. Информационные войны, обманутые, одурманенные души. Господь послал нам скорби и испытания за все наши отступления от Бога, от веры! За наше любование Западом! Сегодня смотрела репортаж с участием Бориса Корчевникова о наших батюшках на передовой и о наших воинах . Плакала и молилась, молилась и плакала. Батюшки такие простые, смиренные, мужественные! И для наших ребят на линии столкновения все происходящее понятно и вера в Бога неоспорима. Как они сами говорят: на войне неверующих нет!
    Простите меня, что написала об этом эпизоде. Мне кажется это важно. И отец Роман тоже очень смиренный и светлый человек, благослови его Господь!
    Стихотворение очень поучительное во всем, в смирении, в верности Богу, в доброте. А для батюшки память и искренняя благодарность!

  • МО

    //Вот и краткий ответ на продолжительные и укоризненные споры о том, что пост это цель или средство.//

    И каков же ответ? Из данного стихотворения выходит, что пост ― средство, а его цель ― «Чтоб нашу веру не корила».

  • Тверь

    Отец Георгий, Вы сами ответили частично на свой вопрос. Только цель «чтоб нашу веру не корила» — не основная. В стихотворении это чувствуется и без определённой конкретики, так не свойственной для поэзии. Чувствуется то, что послушник прежде всего хотел быть честным перед Богом, тем более, что мы знаем о ком идёт речь.
    А основная цель поста — соблюсти Божие установление или заповедь. И пост — это средство по слову преподобного Серафима.

  • Тотьма

    «Кого Я люблю, тех Я обличаю и наказываю» — взято батюшкой отцом Романом эпиграфом к данному стихотворению. А не «чтобы нашу веру не корила». Очень хорошее стихотворение, показывает, как нам надо относиться к еде во время поста. Спасибо большое батюшке отцу Роману за стихотворение. Слава Богу за все.

  • МО

    Как Вы думаете, Наталья, стала бы Ядвига укорять веру послушника, если бы он вдруг угостился её гостеприимством?

  • Минск

    А мне показалось, что отцу Роману и сейчас нелегко от воспоминаний о том выборе: не обидеть отказом женщину, которая как мама за ним ходила или «не соблазнить, чтоб нашу веру не корила». Из стихотворения понятно, что Ядвига поступила тогда в высшей степени милосердно и великодушно.
    Низкий поклон отцу Роману и Царствие Небесное Ядвиге.

    Но, наверное, в жизни всякое бывает. Когда читала стихотворение, вспомнилась глава из книги «Несвятые святые» :
    «О нарушении церковного устава, или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост »

    https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A2/tihon-shevkunov-arhimandrit/nesvyatie-svyatie-i-drugie-rasskazi/46

  • Тверь

    «Как Вы думаете, Наталья, стала бы Ядвига укорять веру послушника, если бы он вдруг угостился её гостеприимством?»
    Думаю, что будучи понимающим и великодушным человеком, не стала бы.
    Но ведь при этом нужно ещё учитывать то, что вера мiрянина чаще всего не равна вере инока и у мiрянина может возникнуть соблазн осуждения.
    Благодаря отзыву Аллы, тоже вспомнила об этом рассказе из книги «Несвятые святые». Очень поучительно!

    Один раз, когда ещё мало что знала о посте, спросила у нашего батюшки в трапезной можно ли есть белый хлеб. Он ответил немного с усмешкой : «Ешьте и не фарисействуйте! Мы не монахи». С тех пор я вообще не фарисействовала и перестала изучать состав на обёртке. Позже оказалось, что это не правильно, точнее, что не правильно его поняла. Крайности это всегда плохо. Не потому ли святые учат идти царским путём, то есть по середине? Не поститься демонстративно, но и не нарушать поста.

  • МО

    «Как Вы думаете, Наталья, стала бы Ядвига укорять веру послушника, если бы он вдруг угостился её гостеприимством?»

    //Думаю, что будучи понимающим и великодушным человеком, не стала бы.//

    Я тоже так думаю. Но тогда, простите за настырность, как воспринимать стихи «Но побоялся соблазнить, чтоб нашу веру не корила»? Выходит, они не соответствуют жизненной правде? Или я чего-то не понимаю, или жизненной правде более соответствовали бы такие строки: «Но побоялся соблазниться, чтобы Бога не оскорбить».

  • МО

    Ольга Сергеевна, с возвращением Вас? Как прошёл вчерашний вечер?

    //О, мiр не прост, совсем не прост,//
    Очевидно, в стихотворении «Ядвига» это цитата из песни «Всё, что есть у меня».
    https://clck.ru/32y7Vw

    Но насколько я знаю, на сайте принято выделять курсивом цитаты из Священного Писания?
    И второй вопрос, вернее третий. К кому, на Ваш взгляд, можно отнести эпиграф стихотворения «Ядвига»? К Ядвиге или к послушнику?

  • Тверь

    «Я тоже так думаю. Но тогда, простите за настырность, как воспринимать стихи «Но побоялся соблазнить, чтоб нашу веру не корила»? Выходит, они не соответствуют жизненной правде?»
    «Но ведь при этом нужно ещё учитывать то, что вера мiрянина чаще всего не равна вере инока и у мiрянина может возникнуть соблазн осуждения.»

  • МО

    Понятно. Выходит примерно так: Ядвига не стала бы укорять, но надо учитывать, что она могла укорить.

  • Благодарю Вас, отец Георгий, вечер с Божией помощью прошёл хорошо. Была на Красной площади, видела актёров в образах Ленина и Сталина, вспомнила о Вас.
    В стихах отца Романа цитаты и прямая речь почти всегда выделяются курсивом, а не кавычками, даже если это не слова Священного Писания.
    Эпиграф может относиться и к послушнику, и к Ядвиге, а главное — к каждому из нас.
    «Как Вы думаете, Наталья, стала бы Ядвига укорять веру послушника, если бы он вдруг угостился её гостеприимством?» Вслух не стала бы, а отношение было бы соответствующим: немного стоит вера, если даже послушник (будущий монах) так легко пренебрегает постом.

  • Тотьма

    Все-таки речь в стихотворении идет о посте. И очень некорректно с моей стороны встревать, но чтобы читателям не изучать обертки, можно в микроволновой печи по программе «картофель в мундире» запечь картофель, сдобрить его чесноком, солью, кусочком черного хлеба и кушать хоть сколько раз в день, да попить чай с куском черного хлеба. Так можно и не в пост питаться. Всем приятного поста и молитвы. Простите.

  • Тверь

    Ольга
    12.12.2022 в 11.01
    Тотьма
    Спасибо Вам большое за рецепт! Но только у меня нет микроволновки, потому что у неё нехорошие излучения.
    Не будет ли искажением рецепта, если просто сварить в воде?))
    Скажу Вам честно, Ольга, обёртки нужно изучать, особенно в Великий пост, если речь идёт о магазинной выпечке. И у каждого своя мера, согласованная со священником.
    Ваш рецепт прекрасен, но он не имеет никакого отношения, например, к сухоядению или к дням принятия холодной пищи, положенным по уставу Церкви, которые мне никогда не удаётся соблюдать. Думаю, лучше нам сказать, что мы постимся не правильно, чем сказать, как фарисей, что всё исполняем.

  • Тотьма

    Наталья, это даже и не рецепт, а обычная еда из моего детства
    Картошка может быть в мундире вареная, или не в мундире. Чеснок можно потолочь с солью и добавить чуть-чуть воды, или просто соль, и обязательно горбушка черного хлеба, которой всегда на всех не хватает. А микроволновка для того только, что запеченную картошку можно приготовить очень быстро, в считанные минуты, что в наше время немаловажно.

  • Тверь

    Спасибо, Ольга! И Вам приятного поста!

  • МО

    //Была на Красной площади, видела актёров в образах Ленина и Сталина… //

    А актёров в образах Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина и т.д. не попадалось на Красной площади?

    //Эпиграф может относиться и к послушнику, и к Ядвиге, а главное — к каждому из нас.//

    Не понятно, как слова Откровения «Ревнуй убо и покайся» относятся к Ядвиге? Как они относятся к послушнику и к каждому из нас — понятно.

  • Санкт-Петербург

    Наверно, нет уже в живых,
    Десятки лет промчались мигом…
    Была вершиною Литвы
    Простая женщина Ядвига.

    Я бы слово «вершина» заменил на слово «сокровище» или «достоинство»

    Была сокровищем Литвы
    Простая женщина Ядвига

  • Геннадий, хорошее предложение, но отец Роман обычно использует именно слово «вершина», это его слово: он говорит, что у каждого поэта, каждого народа есть свои вершины и пропасти. «Сокровище» кажется более эмоциональным (может, потому, что так говорят, например, ребёнку — «Ты моё сокровище»). Хотя по сути слово хорошее, если вспомнить: сокровенный сердца человек (1 Пет. 3: 4), название книги святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мiра собираемое» и т.п.

  • Санкт-Петербург

    Я предложил заменить слово «вершина» на что-то другое, чтобы избежать исключительности ( личности Ядвиги ) и избежать оценки всей нации, производимой на основании отдельного случая и частного опыта. Вершин не может быть много. Я Вам об этом уже писал. К тому же, вершина у каждого своя ( это уже Ваши слова ), а нация одна. Маркировать ее своим личным опытом не стоит. Богатство, сокровища, достоинства складываются из многих маленьких частей. Вот об этих своих личных «маленьких частях» и стоит говорить, иначе, получится превозношение своего личного опыта, т.е. превозношение себя, и унижение нации своей частной и субъективной оценкой.

  • Санкт-Петербург

    Ольга Сергеевна, а вот такой вариант:

    Была высочеством Литвы
    Простая женщина Ядвига.

    очень вычурно выглядит?

    Со словом «простая» перекликается.

  • «»Ваше высочество» — обращение к принцам и принцессам, то есть прямым наследникам (сыновья и дочери короля и королевы и только они)». Да, слишком изысканно и подчёркнуто-учтиво, отец Роман бы так не сказал.

  • Санкт-Петербург

    Спасибо за ответ.

  • МО

    А я остался без ответа.

    //Эпиграф может относиться и к послушнику, и к Ядвиге, а главное — к каждому из нас.//

    Не понятно, как слова Откровения «Ревнуй убо и покайся» относятся к Ядвиге? Как они относятся к послушнику и к каждому из нас — понятно.

  • Нижний Новгород

    «Но побоялся соблазнить,
    Чтоб нашу веру не корила.»

    А мне всё же непонятны эти строки.
    Наталья спрашивает: «…бывает ли у человека даже при самых добрых намерениях, соблазн осуждения, увидев какой-то противоречивый поступок? Или мы все святые?»
    Мне кажется, если человек сам спровоцировал другого человека на противоречивый поступок, а потом осудил его за это, значит, он изначально не был искренен. О каких же дрбрых намерениях можно тут говорить? Сначала ввести человека в грех, а потом осудить его за это? Или одарить человека, а потом осудить его за то, что он принял дар? Но Ядвига, конечно, угощала от от души, а значит корить веру не могла.

  • Нижний Новгород

    Не думаю, что отец Роман мог заподозрить эту женщину в неискренности, поэтому, отвечая на свои недоумения, рискну предположить, что он, будучи тогда ещё молодым послушником, не до конца разобрался в мотивах своего поступка. В действительности, как мне кажется, он просто предпочёл угодить Богу, а не человеку, он знал, что сам себя укорит, если не устоит перед искушением. Тем более укорять веру у этой женщины не было оснований, так как вера не позволяет нарушать Церковное установление — пост, а личные грехи носителей этой веры саму веру никак не порочат.

  • Как хорошо и все понятно. Тут в моем понимании Ядвига возможно думала, что это не важно — пост, очень хотелось накормить, ублажить. Но устоять в искушении — это пример и для нее. Я по молодости тоже думала, лет 30 с лишком назад, что это не так важно, и тоже таким примером, когда вкусили только постное из моих трудов — мне стало уроком. Я очень благодарна, и отношусь по другому с тех пор к угощениям в пост.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.