col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
всегдA ўчaщzсz и3 николи1же
въ рaзумъ и4стины пріити2 могyщыz

Всезнайство живёт на вулканах,
Не чувствуя близкой беды…
Плывут корабли в океанах,
Тщеславясь обильем воды.

В тумане желанная пристань,
Искрит безмятежие вод.
Но коль корабельщик расхристан,
На скалы корабль отнесёт…

Цветут богословские школы,
Но толку от названных школ,
Где учат не жизнью — глаголом?
Что может бездушный глагол?

Оставив забвенью глубины,
Подладили Церковь под всех.
Обители, звоны, крестины,
А всюду господствует грех.

К наукам похвально влеченье,
Когда ко спасенью ведёт:
Учение ради ученья
Душе ослепленье несёт.

Растёт златоустое племя,
Хотящее мiр обогреть.
Но слово без Духа не семя,
А празднозвенящая медь†.

Указы, подобные мухам,
Слетают на скатерть и мрут:
Не буквой спасаются — Духо솆,
Но Дух не за партой дают.

Познанье ничто без призванья,
И мiр всё больней и больней…
Всё у́же река покаянья,
Всё меньше плывущих по ней.

† 1 Кор. 13:1.
†† 2 Кор. 3:6.
 
Иеромонах Роман
25 августа — 25 сентября 2019
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Отец Роман, как всегда, зрит в корень. «Познанье ничто без призванья…». Помоги, Господи, нам грешным.

  • «Оставив забвенью глубины,
    Подладили Церковь под всех.
    Обители, звоны, крестины,
    А всюду господствует грех».

    Одно венчание Собчак чего стоит!

  • «Но Дух не за партой дают».. Наверное, я понимаю, о чём тут очень хорошо. С детства хотела быть ученым. Всю жизнь училась. Потом мне это надоело, училась по инерции, потому что надо. Люблю знания. Никогда не задумывалась, что знания могут быть во вред. Хочется пойти учится на катехизаторские или просветительские курсы, но вот как раз думаю, что жизни по-евангельски меня там не научат. Но мне очень интересно все, как устроено, литургика, история Церкви, догматика. Это грех? Но врядли я думаю о спасении, когда все это хочу изучать… Мне сейчас это все интересно, потому что мне кажется, что так я лучше узнаю Бога, наверное, и, потому что придя в Православие, ты открываешь для себя целый неведомый мир. Читала в житие, что св. Иларион Троицкий даже каялся, что так любит знания и ищет их. Но он ведь все равно спасься, это не помешало его спасению? Или свят. Лука тоже просил прощения, что так любит заниматься медициной, и уделяет на изучение много времени, но Господь ему сказал, что за это не нужно каяться ( это описано в книге «Я полюбил страдания»)
    «Все уже река покаянья» Что значит покаяние? То есть как жить согласно покаянию? Это нужно все время плакать о своих грехах — буквально? Потому что многие священники говорят, что когда в житиях святых речь идёт о том, что они плакали, имеется ввиду не буквально.

  • Анна, мне кажется, в этом стихотворении уже есть ответ на Ваш вопрос:
    К наукам похвально влеченье,
    Когда ко спасенью ведёт…
    Что касается плача о грехах, то однажды мне довелось услышать, что человек не всегда может испытывать покаянное чувство: должно быть и благодарение, и радость. Иногда нужно расправить плечи, вздохнуть с облегчением. На лодке с одним веслом не поплывёшь, на месте будешь крутиться.

  • Редактор, спасибо. Но как я могу знать, ведёт меня это или что-другое ко спасению или нет?

  • Анна, к сожалению, ответов на такие вопросы редакторы не дают! Похоже на вопрос о том, как узнать волю Божию. Понятно, что она открыта в Евангелии (Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…), но как исполнить её — вопрос всей жизни.

  • * * *

    Всезнайства ослепляющие блики!
    Безумен, кто идет по острию
    И льстит себе, цитируя великих,
    Их правду выдавая за свою.

    Всезнайство говорит о мелководьи,
    О скудости несудоходных рек.
    Слывущий мудрецом в простонародьи,
    Что знаешь ты, о гордый человек?

    Бог судит не по знанью – по смиренью.
    Что наше знанье? – тягостный обман…
    Господь взыскует нашего горенья,
    А не потуг холодного ума.

    Не потому ль так тянется прохожий
    На огонек, светящийся в ночи?
    …Огарок, но горящий, мне дороже
    Большой непламенеющей свечи.

    Иеромонах Роман
    1 июня 1996
    Скит Ветрово

    http://vetrovo.ru/vseznaistva-osleplyayushchie-bliki/

  • Нижний Новгород

    Здравствуйте! Не знаю, уместно ли будет здесь задать вопрос, но мне очень нужен совет рассудительных и опытных людей. Очень надеюсь, что кто-нибудь сможет помочь. Может быть, даже отец Роман про это говорил? Куда лучше отдать учиться детей из воцерковленной семьи — в Православную гимназию или в простую школу, может быть, в сельскую? Раньше думала, что только в гимназию, а теперь все чаще стала сомневаться. Не потеряют ли они свою детскую неокрепшую веру на общих обязательных молитвах, причем большая часть детей там из нецерковных семей, родители их туда отдают, потому что там «дети спокойнее». Очень боюсь бездуховности, замаскированной под духовность. Боюсь фальши, которую дети сразу заметят. С другой стороны, там дети действительно намного добрее и лица у них чище и приятнее. Не знаю, как лучше поступить.

  • Беларусь

    Здравствуйте, Екатерина.
    Мои старшие девочки ходят в православную школу. Тоже были сомнения. Многие туда приходят не за православием, а за : маленькие классы (по 10-12 человек), телефоны запрещены, и ребёнок до 18.00 под присмотром. Поэтому можно увидеть и деток без нательных крестиков, мам и бабушек в штанах, пап в рваных джинсах.
    Утром всегда молебен перед уроками. В постные дни— постная пища. Понятно, что детки из невоцерковленных семей не считали нужным посещение молебна, а у родителей были вопросы по поводу питания. Точку в этом вопросе поставил настоятель монастыря ( школа при монастыре), сказав:» Школа у нас православная, поэтому молебен не уберём и пост не нарушим. Кого не устраивает — — есть другие школы. Пусть нас будет мало,но это будут те, кто этого хочет (учиться именно в православной школе).» Как-то так.
    Конечно у деток возникают вопросы, и хорошо, что они их задают, а не додумывают сами.
    В других школах всё иначе. Большие классы ( до 30 человек), детки в телефонах сидят, сквернословят.
    И ещё, у нас в школе девочкам нельзя ходить в штанах. Утром—школьная форма, вторая половина дня— юбка или платье. На улицу можно штаны. Каждую неделю Литургия, собираются ученики школы, родители и преподаватели. Деткам дают послушания: мальчики в алтаре помогают, девочки на клиросе, кто-то за свечечками смотрит.
    И замечаешь, что со временем детки и родители, которые были вне православной жизни, постепенно начинают воцерковляться.
    Поэтому мы довольны школой. Слава Богу за всё!

  • Уважаемая Екатерина, однажды отец Роман, отвечая на схожий вопрос, оговорил, что «от мiра душу не уберечь, рано или поздно ребёнок столкнётся с его соблазнами. Очень важно, чтобы прививку против греха он получил дома, потому что, даже помогая священнику с другими детьми в Алтаре, он может от них набраться вовсе не того, что спасительно». Мне кажется, если есть возможность отдать детей в православную школу, то нужно её использовать, но не стоит думать, что таким образом удастся оградить их от мiра. Всё равно рано или поздно Вам придётся отвечать на неприятные вопросы и смиряться с тем, что дети вырастают не совсем такими, какими Вам хотелось бы их видеть…

  • Нижний Новгород

    Спаси вас Господи за ответы!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.