col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
...юность, неверующий в Бога возраст.

Жизнь прошла в угаре, не совру —
Су́хо древо, у корней секира.
Двадцать пять грешил, живя в мiру,
Сорок пять грешу, уйдя из мiра.

И к чему на грешный мiр пенять?
Сердце чисто всюду созидают,
В сердце сокрушенном благодать
Верные повсюду обретают.

Ничего в себе не изменил!
Юность ли винить, когда и ныне
Ни одной слезинки не пролил,
Прикасаясь в Праздники к Святыне?

Каменеем всё сильней, сильней,
Годы не приносят измененья!
Сколько лет осталось или дней?
Что там дни — вся жизнь одно мгновенье!

Что с собою в этот мiр принёс?
Чем изгладить юное веселье?
…Пёс и должен подыхать, как пёс,
Под забором, а не в братской келье.

Иеромонах Роман
10 марта 2025
Москва
Художник Эндрю Уайет

Заметки на полях

  • УФА

    Спешит немало молодых к служенью,
    но Бог того из многих призовёт,
    кто голосу пернатых в их владеньях
    Иной — Небесный Голос предпочтёт.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Дорогой о Господе, о. Роман!
    Оправдываюсь только моим возрастом, что решаюсь так смело писать священнику…
    До сих пор Ваши стихи мне помогали, как я уже писала раньше — помогали стареть, готовиться к уходу, пребывать в покаянии, благодарить Господа за всё и радоваться, радоваться без конца, что я в Церкви Христовой!!!
    Это первое Ваше стихотворение, с которым я не согласна… или я его не поняла…
    У меня впечатление, что Вы себя засуживаете, от чего можно придти в уныние…
    Нет греха, если в нём покаялся человек, который бы не простил наш Милосердный Отец!
    Все наши грехи, вместе взятые — горсть песка в океане Божией Любви!
    Что касается того, где нам умирать и что будет с нашим телом, то пусть будет, как Богу угодно:
    Нил Сорский заповедовал братии, чтобы выбросили его тело в лес на съедение диким зверям (что они ,конечно, не исполнили… и Слава Богу), но он сказал, только от безразличия к плоти, а главное, это, конечно, Спасение ДУШИ !
    Алексий Зосимовский написал своему духовному чаду: » На гроб и рубля не оставляй»… ( Это я для себя взяла на вооружение, в смысле откладывания «на черный день»)

    А мне видится, дорогой мой батюшка Роман, что тяжело Вам столько времени среди каменных стен каменного города, угарного воздуха вдали от так, воспетой Вами природы, всеми нами любимого Ветрово!
    Не поддавайтесь очередному искушению лукавого, столько искушений Вы с Божией помощью преодолели, преодолеете и это! Ведь стихи Ваши написаны Вашей душой! И скольким душам они помогли спастись! Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!!!

    Простите меня, Христа ради, за мою дерзость!

  • Тверь

    Спаси Господи!
    Дорогой Батюшка, как грустно это читать… Это не о Вас! Или в контексте того изречения священника, читаемого перед Причастием «…от них же первый есмь аз». Разумом это понять очень сложно, сердцем… тоже не получается, почему священник считает себя первым грешником. Читала пояснение в книге, но тоже не могу этого вместить. Вероятно, это слишком духовный вопрос.

  • Наталья, но ведь священник читает эту молитву от лица всех причастников, и иногда даже поясняет: «От нихже первый (первая) есмь аз». Так что каждый из нас первый из грешников. А вообще эти слова взяты из Послания апостола Павла к Тимофею (1:15) — и апостол видел себя так же. Честно говоря, меня не удивило, что отец Роман видит себя так — конечно, не потому, что тоже его так вижу, а потому, что иначе быть просто не может. Вспомните покаянный канон — «Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу». Ведь это не риторический приём, а подлинное видение себя…

    И ещё мне всегда кажется, что Господь не может быть не милостивым к тому, кто искренне осознал себя свиньёй и псом и нашёл в себе мужество сказать об этом. И, конечно, Сам Господь таких людей и утешает — так, как мы никогда не смогли бы.

  • Карелия

    «Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно» (игумен Никон Воробьев).

  • Волгоград.

    какое хорошее стихотворение! В котором батюшка показал пример самоосуждения, после которого можно надеяться, что Бог оправдает. Спаси Господи вас батюшка.

  • Тверь

    Всё так, Ольга Сергеевна. Мне было только не понятно почему «первый»? Почему именно так нужно считать и говорить. Ведь мы же знаем какие страшные бывают грехи. И не получится ли как в стихотворении отца Романа «За что?», когда формально просят прощения у всех и за всё:
    За что? И думаешь подчас:
    Зачем тонуть в словах избитых,
    Гневя Прощающего нас
    Несуществующей обидой?

    Когда в нашем коллективе мы читали молитвенное правило, не все вместе, а каждый в свой день, то наряду с псалмами, каноном, акафистом, Евангелием и помянником, попадались такие молитвы из обычного церковного молитвослова, где покаянно перечисляются редкие и особенно мерзкие грехи: мужеложество, убийство и т.д. Однажды, читая, увидела, что в этой молитве кто-то из наших правдолюбцев (или «правдолюбцев» уже и не знаю как правильнее) зачеркнул эти грехи, чтобы на себя не клеветать, что тоже является грехом. Может ли быть, что чья-то личная молитва из древности стала общепринятой и не была для этого предназначена? Чем-то это напоминает не только формальное восприятие прощёного воскресения, но и всенародное покаяние в убиении царской семьи. Конечно, речь не о стихотворении «Сухо древо», исполненном глубоким и искренним покаянием, а о тех молитвах, которые по непонятным причинам, являются общими для всех.

  • Наталья, все молитвы, которые приводятся в молитвословах, написаны святыми. Значит, они видели себя такими, вслед за апостолом Павлом. А нам эти молитвы даны, наверное, для того, чтобы мы учились видению себя.
    Одно дело — обвинять себя в изощрённых грехах, которые не совершал (мне кажется, таким образом можно ими заразиться, на уровне мыслей), а другое — просто видеть себя первым грешником, не раскрывая подробностей. Именно себя — потому что только себя и можешь видеть, наверное.
    Можно предположить, что священникам особенно тягостно видеть свои грехи, потому что для многих людей они чуть ли не святые. Носители Истины. Образ Божий.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Наталья, согласна с Вами в Ваших размышлениях о формальном отношении в вопросах веры. Ничего нет более губительного для самой веры, как этот формализм.
    Поэтому часто сами православные делаются смешными в глазах неверов, не умея правильно ответить на каверзные вопросы , а порой и простодушно — недоуменные вопросы неверующих, но ищущих веру людей.

  • Москва

    Чѣмъ ближе человѣкъ къ источнику свѣта, тѣмъ лучшѣ видитъ. Потому и великій Златоустъ считалъ златыя своя уста скверншими паче устъ блудницы, — куда ужъ болѣ! Всё правильно, всё искрене!
    Только закрадывается мысль, что отецъ Романъ написалъ это когда меня увидѣлъ, и всё прозрѣлъ. Послѣ приговора долженъ былъ измѣнить жизнь свою, но только — съ звтрашняго дня… А что какъ его — этого завтра — не увижу?
    Спаси ГДЬ! Эти стихи и есть самая вожделѣнная постная пища!

  • г. Можайск

    «Ибо если бы мы судили сами себя, – то не были бы судимы» (1 Кор. 11:31)

  • г. Можайск

    Мне наоборот, это стих понравился больше всего. Помилуй мя Господи, паче всех человек грешнейшую.

    Вспоминаются слова сапожника из жития св. Антония Великого: «Вздыхаю о своих грехах и говорю тихо: «Господи, помилуй!» Я самый грешный человек на свете; знаю, что все спасутся, только я погибну!»

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Сегодняшнее обсуждение мне напоминает тихую беседу единомышленников. Никто не спорит, ничего не доказывает, просто каждый спокойно говорит, как именно он воспринял это стихотворение.
    И нет ни одного, обратите внимание: НИ ОДНОГО! комментария, который противоречил бы высказываниям Св. Отцов!
    Всё мы — разные и это — замечательно! У всех разные обстоятельства, настроения, духовные и физические
    состояния… сегодня мы так воспринимаем, а через некоторое время на то же самое посмотрим иначе. Глубок человек!!! Главное, чтобы сохранять целостность веры, исполнять заповеди Божии, быть в согласии со Св. Отцами и ничего не искажать из их учения.
    Хочется поблагодарить всех за искреннюю и благоговейную беседу… Храни всех Бог!

  • Псков

    Будешь скромным — растопчут,
    Будешь буйным — снесут,
    Будешь умным — прогонят,
    Добрым быть — засмеют,
    Будешь грешным — осудят,
    А цветущим — сомнут,
    Будешь чистым — изгадят,
    Ну, а злым — проклянут.
    Кем же быть? Я не знаю.
    Но, играя с судьбой,
    Вновь и вновь повторяю:
    «Буду только собой».

    Игорь Тальков.

  • Старый Оскол Белгородсая область

    Порадовал о.Роман, порадовал!

  • Санкт-Петербург, Вырица

    С сокрушением жду, Боже мой, Твоего наказанья.
    Понимаю теперь: не могу без Тебя ничего.
    Преступаю черту вопреки всем канонам и знаньям.
    Не грешить не возможно – грешу. А грешить  тяжело.

    От наломанных дров разобрать на душе буреломы
    Мне хотелось бы так, чтоб совсем не испытывать боль,
    Убежать от себя, как от стен дорогого Содома,
    Без оглядки назад… и претензий на стылую соль.

    Прибираясь в душе, невзначай обнаружила доску.
    Полированный верх той доски вместо пола служил.
    И сверкала душа оттого ослепительным лоском.
    А болело на дне. Там где гниль воспалённой души.

    Ты Всемилостив, Бог, так прими эту боль в покаянье.
    Мне не стыдно сказать, что боюсь Тебя больше огня.
    Обессилена я…Но при всём сокровенном желании,
    Ты же знаешь, теперь убежать не смогу от себя.

    В сокрушении жду. Прояви несказанную милость:
    Обретённый покой для души мне превыше всего.
    Я пыталась – сама, посмотри, до чего докатилась.
    Понимаю теперь: не могу без Тебя ничего.
    23.09.2007

  • Слава Богу за то, что имеем и трижды Слава Богу за то , что не имеем. Господи, прости нас грешных и помилуй нас.

  • Баку

    Мне нравится творчество иеромонаха Романа. 30 лет я уже слушаю его песни и стихи. Благодарю что есть такой человек в нашей Православной церкви. Стихотворение очень понравилось. о.Роман Вы мой любимый поэт и духовный отец.

  • УФА

    ОТЦУ РОМАНУ
    Порою нет цены решенью:
    ни в грош не ставить бриллиант.
    Но грех обречь на пораженье
    потребность в творчестве, талант.

    Пока беззвучный пульс молчанья
    с сердечным ритмом не в ладу,
    душа поёт от рифм звучанья,
    есть выход: дань отдать перу.

    Читатель с сердцем согласуясь,
    не склонный искренность терять,
    c надеждой, верой и не всуе
    шедевров новых будет ждать.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //