col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

* * *

Слушай, Русь! Снеговая Рахиль!
Пал Израиль, блуждая в гордыне.
И, сего изблевав за грехи,
Аз на Север воззрел из пустыни.

Там нашёл Я тебя, там омыл,
Одарил одеянием белым,
Освятил от языческой тьмы
И поставил Последним Уделом.

Много крат сквозь огонь проводил
И споборствовал присно в сраженьях.
Как дитя к материнской груди,
Ты ко Мне припадала в моленьях.

И любил Я тебя как никто.
Всей душою и ты прилепилась.
И назвал тебя Русью Святой,
Дабы ведали — с Кем обручилась.

А теперь? Что глаголешь в ответ?
Оправдайся у края издоха!
Не сама ли отринула Свет
И пошла за звездою Молоха?

Окровавила брачный хитон,
Позабыла о Праведном Гневе.
Слышишь ли обличающий стон
Сонмов душ, убиенных во чреве?

Что за ворог тебя ослепил?
Что за тати влачили в Египет?
Обрастая Крестами могил,
Ты себя обрекла на погибель.

Где народ твой? Низвергся с высот.
Разбавляет сике́рой усталость.
Взвесил Святость — и легче пустот
Пред Очами Моими предстала.

Горе, горе поверженной ниц.
Воскури золотое кадило.
Злые поросли богоубийц
На века отжени от Кормила!

Слушай, Русь! Преисполнен фиал!
Я навел на тебя поношенье.
И уже б до конца покарал
За великие грехопаденья.

Но взошел до Меня фимиам
От угодников руского рода.
И помедлю ещё. Не воздам.
Да узрю́ покаянье народа.

Иеромонах Роман
27 – 28 декабря 1998
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Нижний Новгород

    Часто вспоминаю эти слова из прекрасного песнопения, относя поющего соловья к самому отцу Роману:
    Где ж вы, судьи мои? Я пред вами стою
    И готов головой заручиться,
    Что, покуда у нас так пред Богом поют,
    Ничего на Руси не случится!

    Слава Богу, ещё есть на Руси молитвенники! Многая лета батюшке, Вы нам нужны!

  • МО

    Слушай, Русь! Снеговая Рахиль!

    О, зацепило. Как в своё время задело это: О Русь, взмахни крылами…
    Но время Есенина осталось в далёком и безумном прошлом.

  • Петр (пожилой подвижник-труженик душеполезности).:

    «И назвал тебя Русью Святой,
    Дабы ведали — с Кем обручилась» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина) («Слушай, Русь! Снеговая Рахиль!..»: 27 – 28 декабря 1998. Скит Ветрово). … «Христиан будут умерщвлять или ссылать в пустынные места. Но Господь будет помогать и питать Своих последователей. Евреев также будут сгонять в одно место. Некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея, не примут печать антихриста. Они будут выжидать, присматриваться к его действиям. Они знают, что их предки не признали Христа за Мессию, но и здесь так Бог даст, что глаза их откроются, и они не примут печати сатаны, и признают Христа и будут царствовать со Христом» ( преподобный Лаврентий Черниговский о христианах и о Израиле и его жителях времен воцарения антихриста).

  • Тюменская область

    Плач Рахили по всей России

    «У нас всю молодежь забирают. Пока я только намекнула родным на проводы, — рассказала директор местного дома культуры Раиса Страшкова. — Люди в шоке, пока не могут в себя прийти. Наш поселок останется без молодёжи. https://www.e1.ru/text/politics/2022/09/29/71691608/

  • Екатерина, Тюменская область: “Плач Рахили по всей России. У нас всю молодежь забирают…” Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2: 18). Если где-то мобилизовали ребят и отправили в зону боевых действий, если они не попрятались по кустам, а пошли, это доказывает, что они – ЕСТЬ. Лучше плакать, провожая мужчину на бой, чем плакать от того, что он оказался трусом или предателем.

  • Пенза

    ++Плач Рахили по всей России++ Опять брехня. Это не плачь Рахили. Молодежь это не дети. Детей не мобилизуют. Это защитники родины, воины, мужчины. И так у вас, брехунов, во всем. Помалкивайте лучше и не позорьтесь. Или в Киргизию вам скатертью дорога

  • Пенза

    Более того. Аргумент Рахили предполагает аргумент Ирода… уже звучавший с этой стороны. То есть, это, по сути, клевета, именно та провокация и ложь, в которой это Братство стоящих в Истине обвиняет оппонентов. Не пора ли, уважаемый модератор, уже начинать банить клеветников? Для их же блага. А то это ведь статья УК…

  • Тюменская область

    Происходящее по технологии и смыслу напоминает не 41-й год, а 30-е. В наших местах с началом коллективизации так же централизованно крестьянам раздавали предписания в максимально краткий срок собраться и выехать в неизвестные места (обычно на Север, там их просто выбрасывали семьями, где большинство гибло). Потом в 37-38-м пошли и ночные забирания, как сегодня ночные вручения повесток. По этой причине многие теперь отрицают репрессии и геноцид, якобы они жили и ничего не видели — потому что людей просто выдергивали то тут, то там, и общая масса как бы ничего не ведала. А обречённые смиренно садились в обозы и уезжали в никуда. В итоге наш крестьянский народ под звуки фанфар от побед индустриализации истекал кровью от ран в жизненно важные органы. А потом война и вовсе перебила хребет, и до сих пор народонаселение у нас только убывает. Сейчас всё это пойдёт намного быстрее. Под те же самые звуки фанфар.

  • Тюменская область

    Александр, я не оставляю надежды, что ваши аккаунты похитили, и это всё не вы тут брызжетесь на разных интернет-платформах, а от вашего добропорядочного имени нагнетают и жестят.

  • Трудно найти черту, Александр Вячеславович, когда нужно «банить». Людям нужно давать возможность высказаться. Спасибо за предостережение.

  • Тюменская область

    Ольга Сергеевна, конечно, не пускайте на обозрение комментарии, если они попадают под запрет кодексов. Я, в свою очередь, всегда об этом думаю и стараюсь не ставить вас под удар, но вдруг где да проскользнет рискованная мысль. Режьте без обид.

  • Екатерина, Тюменская область: «Александр, я не оставляю надежды, что ваши аккаунты похитили, и это всё не вы тут брызжетесь на разных интернет-платформах, а от вашего добропорядочного имени нагнетают и жестят». Мне далеко до решительности и жёсткости Александра Вячеславовича, не всегда согласна с его радикальными мыслями, но уважаю его за мужество, чёткость, ясность мысли. Отец Роман часто говорит о том, что в Церкви нет «мужчин» и «женщин» (поскольку это предполагает разделение), есть братья и сестры. Но, когда Александр Вячеславович начинает наносить удары, чувствую мужскую руку и перевожу дух. Это — редкость для нашего времени.

  • Пенза

    ++Александр, я не оставляю надежды, что ваши аккаунты похитили, и это всё не вы тут++ Есть другой вариант решения этого ребуса, Екатерина: я остался прежним, но у вас что-то помутилось в разуме… Такое бывает. Отчего бы вам не подумать об этом, начать с начала, так сказать? Перечтите статью еще раз без пристрастий… Глядишь, и все недоумения разрешатся

  • Тюменская область

    Александр, у меня прадеда забрали и заморили в заключении по доносу — он разрешил в голодном году своим обозникам взять по фуражке зерна. Ведь свои наделы они до этого все передали в колхоз. Но кто-то донёс. Поэтому я и вашим угрозам не удивляюсь. Раз не было покаяния за советские годы, они продолжатся, продолжатся и доносы, и всё остальное. Пока не достигнут своей кульминации и Бог не вынесет Суда.

  • Тюменская область

    Ольга Сергеевна, я всё прочла, поняла, буду учитывать.

  • Тюменская область

    Если позволите, напишу здесь последний комментарий, постараюсь никого лично и никакую статью УК конкретно не задеть. Слава Богу, события этого года показали мне, что интернет всё же — от лукавого. Патриотические сайты, духовные спикеры, консервативные блогеры — не истинного Духа явления. Теперь хоть кто-то может понять, что это — лишь морок, отрывающий нас и наши сердца, умы, наше время жизни от мира Божьего. Слава вразумляющему Богу, всё показующему, разрывающему путы интернет — сетей. После первого же комментария на здешнем ресурсе меня обругали, что если я не за текущий курс политики — то я не русская. Пусть, главное, кем меня сделал и видит Бог. Да, советский дух и его носители некогда украли у нас родину, уничтожили наших родных и теперь пихают нас в спину, отправляют в Казахстан и тп, забирают у матерей детей (разного возраста), чёрное называют белым и советское, лживое — святым русским. Не думаю, что в этом мире нам родину нашу вернут, что нас оставят спокойно жить и растить детей. Просто молю Бога дать силы всё пережить и умереть достойно. Святая Русь, снеговая Рахиль, видимо, уже окончательно переселяется на небеса. Не надо только верить тем, кто мусолит и пользуется в своих целях её святое имя.

  • Москва

    Екатерина, спаси Господи Вас за Ваши слова. Низкий Вам поклон.
    Вы правы , словесные битвы в интернете — бой на чужом поле. Укрепи нас Господь!

  • Пенза

    ++Святая Русь, видимо, уже окончательно переселяется на небеса++ Летите, голуби, летите (хоть на небеса, хоть в Киргизию). А русская армия, слава Богу, еще повоюет с сатаноидами.

  • Поддерживаю Александра Вячеславовича. «Русская армия, слава Богу, еще повоюет с сатаноидами». Сейчас они об’явили войну женщинам, старикам немощным да деткам малым. И это не только на войне, но и в мирной жизни. И если мы как на поле Куликовом, давайте попробуем по- честному — один на один. Пересвет есть. Где же Челубей?

  • Тюменская область

    Когда пророки пророчествуют ложь…
    (хотела распечатать себе стих и впервые его внимательно прочитала)
    Почему в этом стихотворении Бог, от имени которого говорит поэт, взвесил святость и легче пустот пред очами Его она предстала?
    Почему этот бог из стиха проводил кого-то сквозь огонь? Ведь это в Библии мерзость, обряд языческих идолослужителей. И, главное, почему детоубийцу-героиню олицетворили с праведницей Рахилью? Ведь плачет Рахиль от того, что её детей убивают, а не она убивает своих чад! Какая подмена высоких смыслов! А та, кто упивается кровью, называется в Библии по-другому. Она ещё сидит на некоем существе красно-коричневого цвета. Будьте внимательны, люди последнего времени.

  • Петр (пожилой подвижник-труженик душеполезности).:

    А говорить правду — право сильного и неподкупного. И суровые русские готовы высказать правду для себя и для всех! Суровые времена требуют суровых решений. И на виду наша Россия — Святая Русь, а вот враг, который вновь напрасно заглядывает (зариться) на нашу землю.

  • Санкт-Петербург

    Екатерина 29.09.2022 в 17:41Тюменская область: «Почему этот бог из стиха проводил кого-то сквозь огонь? Ведь это в Библии мерзость, обряд языческих идолослужителей.»

    Первое, что пришло на ум — это знакомство и первое испытание будущего святого Симеона Нового Богослова его наставником — святым Симеоном Благоговейным:
    Старец развел огонь, встал в середине пламени и пригласил ученика присоединиться к нему.

    Второе — это обращение язычников в православие святым Стефаном Пермским:
    «После долгого словесного диспута с языческим жрецом разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спуститься через одну прорубь, а подняться через другую). Пам, несмотря на принуждение Стефана пройти испытание, отказался.»

    «А та, кто упивается кровью, называется в Библии по-другому. Она ещё сидит на некоем существе красно-коричневого цвета.» ( Екатерина 29.09.2022 в 17:41Тюменская область )

    Сравнение Руси с блудницей, сидящей на звере, ( из «Откровения» Иоанна Богослова ) — это, вообще, перебор, после которого общение с Вами теряет всякий смысл.

    Противники СВО постоянно муссируют тему абортов, забывая сказать, что количество абортов в современной России в сравнении с РСФСР снизилось в 10 раз, хотя Россия до сих пор занимает первое место в мире по этому показателю. От последствий советской заразы избавиться по щелчку пальцев не удастся. Одного запрета мало. Кроме, не рожденных детей после введения такого законодательного запрета будут умирать и их матери. Хотя, конечно, власти в этом вопросе, можно сказать, почти бездействуют.

  • Санкт-Петербург

    Говоря об абортах, священники часто ругают светскую власть. В России 75% населения — православные. У мусульман аборты — редкость, у буддистов тоже рождаемость высокая, особенно в Тыве, а власть у них у всех одна. Вот и делайте выводы о вине власти в этом вопросе. Не только одна светская власть в этой беде виновата.

  • Нижний Новгород

    «В России 75% населения — православные.»
    Если считать человека православным только по факту Крещения, то, наверное, эта цифра верна.

  • «Почему этот бог из стиха проводил кого-то сквозь огонь? Ведь это в Библии мерзость, обряд языческих идолослужителей. И, главное, почему детоубийцу-героиню олицетворили с праведницей Рахилью?»
    Мне кажется, здесь всё просто. В стихотворении:
    Много крат сквозь огонь проводил
    И споборствовал присно в сраженьях…
    Пройти сквозь огонь – то же, что выстоять в сраженьях (пройти сквозь огонь и воду).
    Рахилью Русь названа потому, что Рахиль была любимой женой патриарха Иакова, а Россия возлюблена Богом – конечно, несоизмеримо больше, но нужно же находить земные образы, чтобы сказать о Небесном (как в притчах). Детоубийство, конечно, касается уже только России, не Рахили, более того – здесь невольно возникает их противопоставление. Русь сама отвергает своё избранничество, уходит от Бога, потому и «кровавит брачный хитон».

  • Тюменская область

    Редактору

    Там написано именно про проводить, а не проходить.
    В Библии об обряде «проведения через огонь» обычно написано, например, следующее: «…и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» (4Цар 17:17). (См., также: Втор 18:9-11; 3Цар. 11:5,7; 4Цар 16:3; 17:17; 21:2-7; 23:10; 2Пар 28:3; 33:6; Иер 7:30-34; 32:35; 49:1; Иез 16:21; 20:24,26,31; 23:37; Деян. 7:42-43 и др.).
    Вот как это действие толкуется на портале Экзегет. ру:
    Прохождение через огонь — это символ сожжения. Действительно, демоны требовали от своих (поклонников) сжигать своих собственных детей, и иногда их приносили в жертву, а иногда они просто проходили через символический ритуал, упомянутый выше1, будто бы их действительно клали в огонь и сжигали — так удовлетворялись ожидания демонов. Иногда огонь проносили над человеком, и это означало, что он побывал в огне. Затем бросали соль согласно обычаям тех, кто поклонялись дьяволу.
    Примечания
    *1 То есть проведение через огонь.

    Более подробно ритуал «проведения через огонь» описывается в «Краткой еврейской энциклопедии», в частности, следующим образом: «Как происходило поклонение Молоху? Разжигали два костра и проводили между ними детей. Согласно Рамбаму и Раши, ребенка просто проводили через огонь и затем возвращали родителям живым. Тора говорит о «проведении ребенка между огнями» и запрещает это действие даже в том случае, если ребенку не наносится никакого вреда». «Согласно раввинистической интерпретации, запрещается проводить детей через огонь, ибо это понимается как передача их в руки языческих жрецов. В книге Юбилеев (30:7) женитьба еврея на язычнице связывается с грехом Молоха. Общее во всех этих традициях — понимание греха Молоха как обращения еврейских детей в язычество. Цитаты с сайта Ответ. Мэйл. Ру.

    И почему святость, да ещё с большой буквы, взвешена и найдена легче пустот?

    Очень всё это странно, не понятно. Если не знать, что стихи принадлежат уважаемому иеромонах, можно подумать, что рукой поэта водил именно тот бог, кто требует проведения чрез огонь и от имени которого и пишется.

  • Санкт-Петербург

    Людмила Николаевна30.09.2022 в 00:04Нижний Новгород; «Если считать человека православным только по факту Крещения, то, наверное, эта цифра верна.»

    Да. Именно таинство Крещения я и имел в виду. 9-10% крещеных ( в детстве ) верующими так и не становятся, называют себя атеистами, из оставшихся около 60% в храм регулярно не ходят и в таинствах Церкви участия не принимают.

  • Санкт-Петербург

    Писать что-либо от лица Бога,конечно, — большая опасность.

    «Пал Израиль, блуждая в гордыне».

    Согласно словам преподобного Лаврентия Черниговского, Израиль полностью еще не пал.
    Русь в 1917 году тоже пала, но не до конца. И святость ее приросла подвигом новомучеников.

    «Взвесил Святость — и легче пустот»

    На весах Бога так, возможно, было всегда и со всеми народами. Рядом с отцом Романом были старцы Псково-Печерского монастыря, старец Николай Гурьянов. Возможно, в глазах Бога их святость — ничто, но в глазах читающих это стихотворение она весьма весома.

  • МО

    //Почему этот бог из стиха проводил кого-то сквозь огонь? Ведь это в Библии мерзость, обряд языческих идолослужителей.//

    //Прохождение через огонь — это символ сожжения. Действительно, демоны требовали от своих (поклонников) сжигать своих собственных детей, и иногда их приносили в жертву, а иногда они просто проходили через символический ритуал…//

    Уверен, что вовсе не это «прохождение через огонь» имеется в виду в стихах отца Романа:

    Много крат сквозь огонь проводил
    И споборствовал присно в сраженьях…

    ПРОИДОХОМ СКВОЗЕ ОГНЬ И ВОДУ, И ИЗВЕЛ ЕСИ НЫ В ПОКОЙ (Пс. 65:12)
    Этот стих Псалтыри взят в качестве прокимена для праздничного богослужения 40-ка Севастийским мученикам, а также новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
    Очевидно, что о таком именно прохождении сквозь огонь говорит отец Роман в стихотворении «Слушай, Русь! Снеговая Рахиль!»

  • МО

    «Пал Израиль, блуждая в гордыне» (Отец Роман)

    «Согласно словам преподобного Лаврентия Черниговского, Израиль полностью еще не пал». (Геннадий 30.09.2022 в 12:21 Санкт-Петербург)

    Какие слова преподобного Лаврентия говорят о том, что «Израиль полностью еще не пал»? Может, эти: «Некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея, не примут печать антихриста. Они будут выжидать, присматриваться к его действиям. Они знают, что их предки не признали Христа за Мессию, но и здесь так Бог даст, что глаза их откроются, и они не примут печати сатаны, и признают Христа и будут царствовать со Христом»?
    https://clck.ru/32EVbC

    «Некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея…» (прп. Лаврентий). Таковых евреев не осталось ни одного после разрушения Иерусалимского храма, п.ч. суть закона Моисея, его сердцевина, его нерв и пульс это ― богослужение в Иерусалимском храме. Вот что об этом говорит Златоуст: «Что у них нет ни опресноков, ни пасхи (многие, как слышу я, говорят и то, что пасха (христианская) должна быть с опресноками), – что у них нет опресноков, выслушай об этом слова законодателя (Моисея): не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту (Втор. 16: 5, 6), разумея здесь Иерусалим. Видишь, как Бог, привязав этот праздник к одному городу, впоследствии разрушил и самый город, чтобы и поневоле отклонить их от прежнего порядка жизни? Всякому известно, что Бог предвидел будущее. Для чего же Он собрал их туда со всей вселенной, если предвидел, что этот город погибнет? Не ясно ли, что Он хотел отменить и самый праздник?» (Святитель Иоанн Златоуст. Слово 3-е против иудеев).

    Златоуст: «Поэтому Стефан говорил к ним: вы присно Святому Духу противитеся (Деян. 7:15). Вы, говорит, о том только и старались, как бы сделать противное тому, что Бог заповедал. Так поступают они и теперь. Откуда это видно? Из самого закона, ибо в отношении к праздникам иудейским закон повелел наблюдать не только время, но и место (празднования). Так, заповедуя им и об этой пасхе, он говорит вот что: не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе (Втор. 16:5). Напротив, постановив совершать пасху в 14-й день первого месяца, закон также повелел праздновать её только в Иерусалиме. /…/ Но посмотрим, что из этих двух более необходимо – время или место: то есть, если когда нельзя наблюсти то и другое вместе, должно ли пренебречь местом и наблюсти время, или, пренебрегши временем, наблюсти место? Я хочу сказать вот что: Господь повелел совершать пасху в первый месяц, в Иерусалиме, т. е. в определенное время и в определенном месте. Теперь предложим, что совершают пасху двое: один пусть нарушает место, а соблюдает время; другой пусть наблюдает место, а нарушает время, притом, наблюдающий время, но нарушающий место, пусть совершает пасху в первый месяц и вне Иерусалима, где-нибудь вдали, а наблюдающий место, но преступающий время, совершает пасху в Иерусалиме, не в первый месяц, а во второй. Затем посмотрим, кто из двух этих достоин осуждения, и кто одобрения, преступивший ли время и совершившей пасху в определенном месте, или оставивший место и наблюдавший время? Если приступивший время с тем, чтобы совершить пасху в городе, окажется достойным одобрения, а наблюдавший время, но пренебрегший местом – осуждения и обвинения, как нечестивец; то очевидно, что и иудеи поступают нечестиво, когда не совершают пасхи в своем месте, хотя бы и тысячу раз говорили о себе, что наблюдают время. Откуда же видно это? От самого Моисея. Когда (евреи) совершили пасху вне (Иерусалима), то пришли они к Моисею, говоря: мы нечисти есмы о души человечи: егда лишимся принести дар Господу во время свое посреде сынов Израилевых, и рече Моисей к ним: станите ту, и услышу, что повелит Господь о вас. И рече Господь к Моисею, глаголя: рцы сыном Израилевым, глаголя: человек иже аще будет нечист о души человечи, иже на пути далече, или в вас, в родех ваших, да сотворит пасху в месяц вторый (Числ. 9:7–11). Это значит: кто в первый месяц будет на пути, тот пусть не совершает (пасхи) вне города, но пусть совершит во второй месяц, когда придет в Иерусалим; пусть преступит время, только бы не быть вне города. Это показывает, что соблюдение места более необходимо, чем соблюдение времени. Что же могут сказать на это совершающие (пасху) вне Иерусалима? Ведь, когда они опускают более необходимое, их не может оправдать соблюдение менее необходимаго. Значит, они, хотя бы тысячу раз уверяли себя, что не нарушают времени, поступают крайне беззаконно.

    И это видно не только отсюда, но и из примера пророков. Известно, что пророки и не приносили жертв, и не воспевали песней, и не соблюдали ни одного такого поста на чужой земле: какое же эти (нынешние иудеи) могут иметь извинение? Те, хотя и ожидали возвращения прежняго устройства, однако оставались в повиновении закону, и исполняли предписания его, как закон того требовал; а эти, не имея никакой надежды на возвращение прежняго устройства (ибо каким местом из пророков могут доказать это?), не хотят успокоиться. Между тем, если бы они даже ожидали, что порядок тот возвратится, и в таком случае им следовало бы подражать святым тем, и не поститься и не делать что-либо другое, тому подобное. /…/ так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмысленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в средине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связию (иудейскаго) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения». (Святитель Иоанн Златоуст. Слово 4-е против иудеев). https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/protiv_iudej/#0_4

    Что же? Преподобный Лаврентий был не прав, говоря, что есть «некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея…»? Выходит, ошибался.

  • МО

    По прочтении слов Златоуста о предпочтительности места перед временем принесения жертв пришла в голову такая мысль. Не по этой ли причине, что место принесения жертв (словесных или вещественных) для Бога важнее времени их принесения в данных о выходе книге, которые так и называются ― выходные данные, сперва указывается место издания книги, а потом уже год?
    Однако в паспортах и других документах чаще указывается сперва год рождения человека, а потом уже место рождения. Вообще, интересная тема для порассуждать.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 15:52 МО: » Вообще, интересная тема для порассуждать.»

    В христианстве, по-моему, время важнее места, иначе бы споров о церковных календарях не было.
    Не хотите ли порассуждать на тему определения точного дня празднования православной Пасхи?

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 15:35 МО: «Что же? Преподобный Лаврентий был не прав, говоря, что есть «некоторые евреи, которые истинно жили по закону Моисея…»? Выходит, ошибался.»

    Преподобный Лаврентий Черниговский писал о евреях, которые будут «истинно жить по закону Моисея» во времена антихристовы. До того, как антихрист откроет себя миру, Иерусалимский храм будет полностью восстановлен. Так что Ваш довод работает против Вас.
    Я не могу вдаваться в буквоедские тонкости закона Моисея, потому что я не знаю его во всех подробностях. Мои знания ограничиваются только прочтением Ветхого Завета, но думаю, что, рассмотренная Вами, зависимость «жизни по закону Моисея» от наличия или отсутствия Иерусалимского храма несколько преувеличена. Разрушение этого храма, на мой взгляд, есть символ того, что иудаизм основную свою роль — подготовки человечества к приходу Мессии — выполнил. Приношение жертвы Богу, теперь бескровной, совершаться теперь будет в христианских храмах. Символом того, что иудаизм еще может быть кому-то полезен, на мой взгляд, является Стена Плача. Возможно, ее наличие все же позволяет евреям точно исполнять закон Моисея.

    Отец Георгий, если Вы так щепетильны в вопросах точного исполнения законов и обрядов, строго связанных с местом и временем, то ответьте мне на такой вопрос: «почему православная Церковь днем празднования иудейской Пасхи ( «день опресночный» (Мф.25.17)) в год распятия Иисуса Христа считает четверг, а не субботу, ведь согласно Евангелия от Иоанна иудейская Пасха в тот год праздновалась в субботу? «. Почему, согласно текстам синоптических книг Евангелия, иудейская Пасха праздновалась до распятия Иисуса Христа, а по тексту Евангелия от Иоанна — после?

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 15:35 МО, согласно Вашим рассуждениям, получается, что в период от дней жизни Моисея и до переноса Ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом, а затем до возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, евреи не могли «истинно жить по закону Моисея».

  • МО

    //Преподобный Лаврентий Черниговский писал о евреях, которые будут «истинно жить по закону Моисея» во времена антихристовы. До того, как антихрист откроет себя миру, Иерусалимский храм будет полностью восстановлен. Так что Ваш довод работает против Вас.//

    Этот храм будет построен для антихриста, значит, построившие его «евреи» жили и будут жить для антихриста, а не по закону Моисееву, ведшего и приведшего древних евреев ко Христу.

    Прп. Лаврентий: «Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном восстановленном храме с участием российского духовенства и Патриарха. Будет свободный въезд и выезд из Иерусалима для всякого человека, но тогда уж старайтесь и не ездить, потому что все будет сделано, чтобы «прельстить» (Мф. 24;24)!»

    //Я не могу вдаваться в буквоедские тонкости закона Моисея, потому что я не знаю его во всех подробностях. Мои знания ограничиваются только прочтением Ветхого Завета, но думаю, что, рассмотренная Вами, зависимость «жизни по закону Моисея» от наличия или отсутствия Иерусалимского храма несколько преувеличена.//

    Ну какие «буквоедские тонкости закона Моисея». Всё предельно просто, как и всё у Златоуста. Он говорит, что если Бог велел приносить жертвы только в Иерусалимском храме, а потом этот храм разрушил, то не очевидно ли, что тем самым Он отменил Ветхий завет? Храмом для Бога вместо Иерусалимского храма стала Богородица, как об этом говорится в тропаре Введения: ПРЕЧИСТЫЙ ХРАМ СПАСОВ, МНОГОЦЕННЫЙ ЧЕРТОГ И ДЕВА, ДНЕСЬ ВВОДИТСЯ В ХРАМ ГОСПОДЕНЬ, БЛАГОДАТЬ СОВВОДЯЩИ…

    //Символом того, что иудаизм еще может быть кому-то полезен, на мой взгляд, является Стена Плача. Возможно, ее наличие все же позволяет евреям точно исполнять закон Моисея.//
    Вы о чём? Пожалуйста, почитайте Златоуста, а не свои домыслы. Вот содержание его первого Слова против иудеев.

    Содержание
    Слово первое. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. – Христианам не должно принимать участия в постах и праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие все несвоевременно. – Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому-то они и отвергнуты и на их место явились христиане. – 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как Церковь есть дом Божий. – Обладание Священным Писанием не делает синагогу досточтимой и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют Священное Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; З) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. – Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. – Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой-нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить свою душу ради исцеления тела. – Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что, не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию.

  • Санкт-Петербург

    «Ну какие «буквоедские тонкости закона Моисея». Всё предельно просто, как и всё у Златоуста. Он говорит, что если Бог велел приносить жертвы только в Иерусалимском храме, а потом этот храм разрушил, то не очевидно ли, что тем самым Он отменил Ветхий завет?»

    Бог не «велел приносить жертвы только в Иерусалимском храме», во всяком случае, в законе Моисея этого повеления нет.

    «Этот храм будет построен для антихриста, значит, построившие его «евреи» жили и будут жить для антихриста, а не по закону Моисееву, ведшего и приведшего древних евреев ко Христу.»

    В законе Моисея и об этом тоже говорится? В одном случае, там, где Вам это выгодно, Вы пишете одно, в другом случае — другое ( добавляете свои суждения ).

    «Вы о чём? Пожалуйста, почитайте Златоуста, а не свои домыслы»

    Я читаю и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Лаврентия Черниговского. И у меня они совмещаются. У Вас — нет, потому что Вы слова Златоуста истолковываете по-своему.

  • МО

    //Бог не «велел приносить жертвы только в Иерусалимском храме», во всяком случае, в законе Моисея этого повеления нет.//

    Златоуст: «Что у них нет ни опресноков, ни пасхи (многие, как слышу я, говорят и то, что пасха (христианская) должна быть с опресноками), – что у них нет опресноков, выслушай об этом слова законодателя (Моисея): не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту (Втор. 16: 5, 6), РАЗУМЕЯ ЗДЕСЬ ИЕРУСАЛИМ».

    Простите, Вы смотрите в книгу и видите непонятно что, а я в этом оказываюсь виноват. )

    //Я читаю и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Лаврентия Черниговского. И у меня они совмещаются. У Вас — нет, потому что Вы слова Златоуста истолковываете по-своему.//

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 20:33МО:»не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту (Втор. 16: 5, 6), РАЗУМЕЯ ЗДЕСЬ ИЕРУСАЛИМ».»

    Во Второзаконии нет слов «РАЗУМЕЯ ЗДЕСЬ ИЕРУСАЛИМ», на что я Вам и указал, написав следующее:
    «Бог не «велел приносить жертвы только в Иерусалимском храме», во всяком случае, в законе Моисея этого повеления нет.»

    Вы так и не прокомментировали мои вот эти слова:

    «Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 15:35 МО, согласно Вашим рассуждениям, получается, что в период от дней жизни Моисея и до переноса Ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом, а затем до возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, евреи не могли «истинно жить по закону Моисея»».

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 20:33 МО: «РАЗУМЕЯ ЗДЕСЬ ИЕРУСАЛИМ»

    В 16-й главе Второзакония нет упоминания Иерусалима, и не могло быть, потому что на момент его составления Иерусалим был языческим местом и никакого иудейского храма там не было. Однако, и вне Иерусалима евреи тогда имели возможность «истинно жить по закону Моисея».

  • МО

    О каком месте по-Вашему говорится здесь: «не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» (Втор. 16: 5, 6), если не о Иерусалиме?

  • МО

    //Вы так и не прокомментировали мои вот эти слова:
    «Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 15:35 МО, согласно Вашим рассуждениям, получается, что в период от дней жизни Моисея и до переноса Ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом, а затем до возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, евреи не могли «истинно жить по закону Моисея»».//

    «В период от дней жизни Моисея и до переноса Ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом, а затем до возведения Иерусалимского храма царем Соломоном» евреи служили Богу выполнением тех повелений Моисея, которые ему заповедал Бог, как то: заколением пасхального агнца, созданием скинии свидения, подготовкой к принятию Закона на Синае и т.д.

    Богослужение, жертвоприношения Ему ― сердцевина религиозной жизни. Или по-Вашему главное, «чтобы Бог был в душе», а служба Ему дело второе?

    Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюбиши ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37-40). Это Закон Христов. Сказано ли в нём об обязательности принесения бескровной жертвы? Не сказано. Однако без этой жертвы нет ни христианина, ни христианства.

  • МО

    О каком месте по-Вашему говорится здесь: «не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» (Втор. 16: 5, 6), если не о Иерусалиме?

    Может, о Биробиджане? А может, о Крыме? )
    «Земля обетованная от Иосифа Сталина». Забавный фильм. Посмотрел 15-ть минут
    https://www.youtube.com/watch?v=00dO7aiSaVQ

    Аннотация: «С началом Великой Отечественной войны Сталин особое внимание стал уделять еврейским зарубежным организациям, имеющим серьезное влияние на финансовые и промышленные круги, на СМИ и политиков за рубежом. С их помощью он надеялся ускорить открытие второго фронта и получить финансовую помощь от Запада. Фильм рассказывает, о том, как советское руководство разыгрывало еврейскую карту».

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 03.10.2022 в 23:15 МО: «О каком месте по-Вашему говорится здесь: «не возможеши жрети пасхи ни в едином от градов твоих, яже Господь Бог твой даст тебе: но токмо на месте, еже изберет Господь Бог твой, призывати имя Его ту» (Втор. 16: 5, 6), если не о Иерусалиме?»

    Конечно же, здесь речь идет не о Иерусалиме, т.к. в Иерусалиме тех лет и столетий ни евреев, ни еврейского храма не было, а свою Пасху евреи праздновали каждый год в том месте, на которое указывал им Господь Бог.

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 04.10.2022 в 06:34 МО: ««В период от дней жизни Моисея и до переноса Ковчега Завета в Иерусалим царем Давидом, а затем до возведения Иерусалимского храма царем Соломоном» евреи служили Богу выполнением тех повелений Моисея, которые ему заповедал Бог, как то: заколением пасхального агнца, созданием скинии свидения, подготовкой к принятию Закона на Синае и т.д.»

    Вы же утверждали, что вне Иерусалимского храма все эти действия не имеют никакого значения, а теперь Вы называете их «выполнением тех повелений Моисея, которые ему заповедал Бог» ( «подготовкой к принятию Закона на Синае» после получения Закона они не занимаются ). Эти Ваши слова чем отличаются от слов «истинно жили по закону Моисея», произнесенных преподобным Лаврентием Черниговским. Скиния ( «шатер свидетельства») заменяла евреям храм до возведения Иерусалимского храма. Почему Вы считаете, что после его разрушения «евреи закончились»?

  • Санкт-Петербург

    Георгий Селин, иерей 04.10.2022 в 06:35 МО, Сталин когда-то учился в семинарии, но из этого факта не следует делать вывод о том, что все учившиеся в семинариях — сволочи. Вы же именно такой вывод делаете, рассуждая о евреях.

  • Санкт-Петербург

    К вопросу о храме:

    С разрушением главного еврейского храма и множества православных храмов религиозная жизнь верующих людей не заканчивается, т.к. истинным храмом, в котором будет совершаться вечная Евхаристия, является тело человека. И что самое главное – тело человека должно стать храмом Божьим еще до всеобщего воскресения, поэтому Бог попустит православным свершиться тому, чего и евреи еще не испытали.

    — Незадолго до воцарения антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, то наступит время воцарения антихриста. Молитесь, чтобы Господь продлил нам это время для укрепления: страшное ожидает нас время. Ремонты храмов будут продолжаться до самого коронования антихриста, и у нас благолепие будет небывалое, — говорил старец Лаврентий Черниговский.
    — И видите, как все это коварно готовится? — продолжал со слезами батюшка. — Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа. Поймите: церкви-то будут, но православному христианину нельзя будет их посещать, так как там будет все “сатанинское сборище” (Апок. 2;9)! Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет: благодати в них не будет!
    Святой Украинской Православной Церкви МП Кукша Одесский о том же говорил. И не факт, что эти святые имели в виду только православные храмы Украины. Возможно, что это коснется и многих православных храмов России.

  • МО

    //Конечно же, здесь речь идет не о Иерусалиме, т.к. в Иерусалиме тех лет и столетий ни евреев, ни еврейского храма не было, а свою Пасху евреи праздновали каждый год в том месте, на которое указывал им Господь Бог.//

    Отчасти согласен с Вами, уважаемый Геннадий. Поскольку Иерусалим не был назван во Второзаконии в качестве места принесения жертв Богу, то древние евреи ошиблись, выбрав его таковым. Более подходящим местом для этого был бы Биробиджан. )

  • МО

    //Конечно же, здесь речь идет не о Иерусалиме, т.к. в Иерусалиме тех лет и столетий ни евреев, ни еврейского храма не было, а свою Пасху евреи праздновали каждый год в том месте, на которое указывал им Господь Бог.//

    В годы Великой Отечественной войны таким местом для «евреев» стал Ташкент. «Воевать на Ташкентском фронте». Слышали такое выражение?

  • МО

    //Конечно же, здесь речь идет не о Иерусалиме, т.к. в Иерусалиме тех лет и столетий ни евреев, ни еврейского храма не было, а свою Пасху евреи праздновали каждый год в том месте, на которое указывал им Господь Бог.// (Геннадий 04.10.2022 в 09:36 Санкт-Петербург)

    Такое понимание Священного Писания, которое демонстрирует в этих словах уважаемый Геннадий, расходится с православным, в частности с мнением Иоанна Златоуста, и вполне годится для талмудизма.

    «Постовой сионизма». Хорошее выражение. К таковым, помимо протоиерея А. Меня, я бы отнёс поэта В. А. Жуковского. Он тоже, как и уважаемый Геннадий, весьма своеобразно понимал так называемый еврейский вопрос, потому что сам был заражён жидовством.

    «Почему Жуковский назвал жида странствующим, хотя известно, что он ― вечный? Я думаю, что слово «странствующий» в отличие от слова «вечный» предполагает прекращение странствий и было выбрано Жуковским, потому что более подходит для поэмы, изображающей эволюцию Агасфера, который в начале поэмы отвергает Христа, а по ходу поэмы всё более склоняется к Его приятию. Однако для такой художественной концепции уместнее было бы название «Эволюционирующий жид», или, допустим, «Развивающийся жид», потому что название «Странствующий жид» ― масло масляное.

    Существо жида ― странствие, и если странствие жида прекращается, он перестаёт быть жидом. Поэтому называть странствующим того, кто без странствования не существует, значит не понимать сути жидовства. Странствующий странник ― тавтология. Подобную тавтологию заключает в себе выражение «странствующий жид». Очевидно, Жуковский не понимал, что́ есть жидовство, если дал такое название своей поэме.

    «Поэма В. А. Жуковского «Странствующий жид» как провозвестница российской толерантности»
    https://vetrovo.ru/inoi/o-georgij-selin-poema-zhukovskogo/

  • МО

    //Конечно же, здесь речь идет не о Иерусалиме, т.к. в Иерусалиме тех лет и столетий ни евреев, ни еврейского храма не было, а свою Пасху евреи праздновали каждый год в том месте, на которое указывал им Господь Бог.// (Геннадий 04.10.2022 в 09:36 Санкт-Петербург)

    После 1917 года местом, на которое указал «евреям» Б-г праздновать Пейсах, стали главные города России: Питер, Москва и другие.

    Вадим Валерьянович Кожинов (1930-2001), к сожалению, так и не дошёл до Церкви. Но его книгу «Россия век XX-й. 1901-1939» (2001) советую почитать.

    В.В. Кожинов: «В его [М. С. Агурского] уже не раз цитированной книге есть специальное «приложение» под заглавием «Демографические сдвиги после революции», где прежде всего, как он сам сформулировал, «идет речь о массовом перемещении евреев из бывшей черты оседлости в центральную Россию», и особенно интенсивно — в Москву: «В 1920 г., — констатирует М. С. Агурский, — здесь насчитывалось 28 тыс. евреев, то есть 2,2 % населения, в 1923 г. — 5,5 %, а в 1926 г. — 6,5 % населения. К 1926 г. в Москву приехало около 100 000 евреев» (c. 265).

    Имеет смысл сослаться и на сочинение другого, гораздо более значительного, еврейского идеолога — В. Е. Жаботинского. На рубеже 1920–1930-х годов он привел в своей статье «Антисемитизм в Сов. России» следующие сведения: «В Москве до 200 000 евреев, все пришлый элемент. А возьмите… телефонную книжку и посмотрите, сколько в ней Певзнеров, Левиных, Рабиновичей… Телефон — это свидетельство: или достатка, или хорошего служебного положения».

    Из обстоятельного справочника «Население Москвы», составленного демографом Морицем Яковлевичем Выдро, можно узнать, что если в 1912 году в Москве проживали 6,4 тысячи евреев, то всего через два десятилетия, в 1933 году, — 241,7 тысячи, то есть почти в сорок раз больше!.. Причем население Москвы в целом выросло за эти двадцать лет всего только в два с небольшим раза (с 1 млн 618 тыс. до 3 млн 663 тыс.).
    https://royallib.com/book/koginov_vadim/rossiya_vek_XX_y_1901_1939.html

    Я в очередной раз позволил себе прокомментировать слова уважаемого Геннадия этой цитатой из Кожинова, поскольку хочу поговорить о некоторых высказываниях профессора А. Б. Зубова, связанных с темой «еврейских» странствований. Но уместнее этот разговор перенести в ветку под названием «Об отце Александре Мене», что, надеюсь, мне будет позволено уважаемым Редактором.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.