col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
И#зведeши мS t сёти сеS

И жизнь, и смерть — всего лишь два пути,
Не ошибиться бы, куда пойти.

Театр и Храм, бега и Крестный ход —
Князь мiра пересмешник ещё тот!

Карикатурит, забавляя тех,
Кому порок давно уже не грех.

И мажет мёдом, и гордыне льстит,
И совесть убаюкает, и стыд.

Блажен, кто дал совет душе больной
И осознал у входа в мiр иной:

Кто вражьи сети примет за гамак,
Тому из них не выбраться никак.

Иеромонах Роман
5-6 ноября 2022
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Симбирск

    Благодарим БОГА за Вас!

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник, радетель душеполезности).:

    «Свою осознай Родина-мать силу,
    Восстань на рать с врагом коварным,
    Моя в веках ты славная Россия,
    Великая моя любимая страна!» (творч. зарисовка).

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник, радетель душеполезности).:

    Раб БОЖИЙ Олег (06.11.2022 в 22:16). Симбирск. И мне радостно за Ваше доброе пожелание!

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник, радетель душеполезности).:

    «И жизнь, и смерть — всего лишь два пути,
    Не ошибиться бы, куда пойти» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина-Правдина). Нет слов!

  • Санкт-Петербург

    Желая кое-что найти, он сам запутался в сети.
    В интернете, особенно, в википедиях всякую чушь пишут.
    А о том, что не подлежит разглашению, даже знающий не расскажет.

  • Санкт-Петербург

    С сетями все — не все так просто:

    Монахи почти все, кроме Симеона Нового Богослова, считали его наставника — Симеона Студита ( Благоговейного ) — нарушителем монашеской дисциплины и распутником, а Симеон Новый Богослов говорил о нем следующее: «Он имел всего Христа и сам был Христом».
    Высшая добродетель для внешних — для духовно слепых — может выглядеть как вражья сеть.

  • Тверь

    «Симеон Новый Богослов говорил о нем следующее…»
    Геннадий, как они там без буддизма-то разобрались, кто есть кто? И особенно без «великих двух наставников» со сложными именами.

  • Санкт-Петербург

    Наталья 08.11.2022 в 09:23 Тверь, не разобрались, иначе бы не устраивали гонения вначале на Симеона Студита ( Благоговейного ), потом на Симеона Нового Богослова. Уверен, что и Вы не знаете, что означают слова «стать Христом». ( Христос — вторая ипостась Святой Троицы. Учение о Святой Троице — это катафатика, а я писал о проблемах с переходом от катафатики к апофатике ).
    О буддизме мы договорились не писать, а Вы опять меня провоцируете. Зачем Вы это делаете? Чтобы потом написал: «Геннадий, не рассказывайте православным про метафизические сущности непонятного происхождения.» ? ( Я и в прошлый раз только отвечал на вопросы ). Там обсуждение завершилось, надеюсь, что сюда оно не переместится.

  • Тверь

    Геннадий, другими словами, хотела сказать: как буддист может приводить в
    пример Православных святых? Зачем?

    «Уверен, что и Вы не знаете, что означают слова «стать Христом».» — Главное, что Вы знаете! Не всем легко переходить от теории Богопознания, учения о Святой Троице (катафатики) к духовной практике (апофатике). Сначала необходимо приобрести глубокое смирение, а иначе легко обмануться, впасть в «прелесть».

    «О буддизме мы договорились не писать…» — Не нужно принимать желаемое за действительное. Вы посоветовали мне приступить к начальному этапу безмолвия разума, т.е. к безмолвию уст. Но так как Вы продолжаете обсуждение духовных практик в свете буддизма, то и мне пришлось отменить этот начальный этап до лучших времён.

    «Высшая добродетель для внешних — для духовно слепых — может выглядеть как вражья сеть.» — Здесь превозношение, в стиле назидания «я знаю, а вы не знаете». Буддизму это свойственно.

  • Тверь

    Хотелось бы ещё добавить, обращаясь к Геннадию, что величайшие богословские умы не могут до конца постичь Учение в теории, им не хватает для этого всей земной жизни, а Вы стыдите «пылинку» за то, что она не достигла практики.

  • Санкт-Петербург

    Наталья 08.11.2022 в 13:48 Тверь: «Не всем легко переходить от теории Богопознания, учения о Святой Троице (катафатики) к духовной практике (апофатике).»

    Вы опять все перепутали. Духовная практика, обоснованием которой является катафатическое богословие, — это богослужебная жизнь ( практика ) Церкви. Про апофатику сейчас здесь лучше помолчать, потому что апофатика подразумевает практику без практике, т.е. подразумевает практику, в совершении которой воля человеческая участия не принимает.

    Наталья 05.11.2022 в 15:03 Тверь: «Геннадий, говоря о личности, имела ввиду личность вообще, а не обязательно повреждённую грехом».

    «Личность вообще» — это вода, а личность, «поврежденная грехом» — это лед. Лед никогда не узнает, что такое вода. Превращение льда в воду — это исчезновение льда. То же самое происходит и с нашей личностью.

    «Не нужно принимать желаемое за действительное. Вы посоветовали мне приступить к начальному этапу безмолвия разума, т.е. к безмолвию уст. Но так как Вы продолжаете обсуждение духовных практик в свете буддизма, то и мне пришлось отменить этот начальный этап до лучших времён.» ( Наталья )

    Схитрили Вы, Наталья. Ваш комментарий под стихотворением «Безвременье» появился 06.11.2022 в 13:45 без моего участия. К тому же, я не «продолжаю обсуждение духовных практик в свете буддизма». Это Вы упорно меня к этому подталкиваете, ( но я стоик как кремень ).

    «Здесь превозношение, в стиле назидания «я знаю, а вы не знаете». Буддизму это свойственно.» ( Наталья )

    Я и таблицу умножения знаю. Мне теперь и это скрывать надо? Что свойственно буддизму, Вы не знаете, но смеете уверенно утверждать. Вот это и есть превозношение.

  • Санкт-Петербург

    Наталья 08.11.2022 в 14:24 Тверь: «Хотелось бы ещё добавить, обращаясь к Геннадию, что величайшие богословские умы не могут до конца постичь Учение в теории, им не хватает для этого всей земной жизни, а Вы стыдите «пылинку» за то, что она не достигла практики.»

    Практики «безмолвия уст» Вы не достигли? Постичь Учение в теории несложно, сложно его реализовать на практике. Предлагаю Вам сделать попытку номер2. Я ее поддержу.

  • Тверь

    Геннадий, 1) безмолвие касалось только диалога с Вами, а не вообще.
    2) Попытки номер два не будет, даже если Вы её поддержите.
    Ересь и ложь будут и далее разоблачаться.
    3) Спорить по каким-то другим вопросам не вижу смысла, одно многословие получается.

    «Блажен, кто дал совет душе больной
    И осознал у входа в мiр иной:
    Кто вражьи сети примет за гамак,
    Тому из них не выбраться никак.»
    Прекрасные слова!

  • Санкт-Петербург

    Наталья08.11.2022 в 22:42Тверь: Геннадий, 1)….2)….3)

    Понятно. Все как в советской классике:

    — Пилите, Шура, пилите — ( это для меня ) —

    — Таити, Таити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. — ( это для Вас )

    Ну, это то, из чего я извлек слова «был Христом»:

    Симеон Святой, Благоговейный, Студит,
    Он не стыдился членов всякого человека,
    [Не стыдился] ни видеть некоторых обнаженными,
    ни сам быть видимым обнаженным.
    Он имел всего Христа и сам был Христом…
    И оставался недвижимым, невредимым и бесстрастным

    Кто-то, глядя на такого человека, видел запутавшегося во вражьих сетях, а кто-то, например, преподобный Симеон Новый Богослов, видел Христа.

  • Тверь

    Геннадий, поняла о чём Вы говорите в последних двух абзацах.
    Но при этом нужно учитывать, что иноверие и заблуждение (она же ересь), ни с чем другим не спутаешь. Если кто-то не совсем понимает житийные истории святых, не так расценивает их поступки, а точнее измеряет их мiрским взглядом, то это так и останется недопониманием. А когда человек объясняет православным о преимуществах и духовной практике другой религии, то иначе как вражиими сетями это назвать нельзя.
    А чтобы понимать некоторые поступки святых, имевшие место в их жизни, нужно самим стяжать бесстрастие и смиренномудрие. А также не выставлять эти поступки как основные и характеризующие этих людей, до мышления которых нам бесконечно далеко.

  • Санкт-Петербург

    Наталья 09.11.2022 в 12:08 Тверь: «Но при этом нужно учитывать, что иноверие и заблуждение (она же ересь), ни с чем другим не спутаешь.»

    Тот, кто сути не видит, а цепляется за внешние, броские признаки, будет всегда и во всем путаться. Вы многократно путались в том, что касалось только христианства. Я Вас поправлял, но Вы опять совершали те же самые ошибки.

    «А когда человек объясняет православным о преимуществах и духовной практике другой религии, то иначе как вражиими сетями это назвать нельзя.» ( Наталья )

    В своем комментарии, адресованном Редактору, я писал о том, что в Евангелии, и в целом в христианстве, есть все, что необходимо человеку для спасения. Подменять христианство буддизмом или дополнять его заимствованиями из буддизма, я не предлагал. Я вижу большой вред, который кроется за всякими формами синкретизма, тем более, религиозного синкретизма. Я писал о том, что зрелый христианин и зрелый буддист смогут понять друг друга и им для этого не нужно создавать какую-то общую, объединенную религию. Их зрелость и будет той общей основой. Зрелый человек никогда не назовет эту основу вражескими сетями и даже не назовет вражескими сетями те средства вызревания Личности, которые используются в той или другой религии. Все чужеродное и непонятное пугает незрелых в духовном плане людей. ( В этих моих словах Вы, конечно, опять увидите превозношение, но по-другому донести до Вас свое понимание и видение данной проблемы, я не смогу ). Я завел разговор, например, об изменении принципов Причащения в будущем для всех, а в прошлом и настоящем для некоторых, о прикладном характере катафатического богословия, и т.д., и в связи с этим упомянул буддийское учение не для того, чтобы показать якобы превосходство буддизма над христианством. Этого мнимого превосходства нет. В буддизме есть свои сильные и слабые стороны. Апофатичность буддизма – это его сильная сторона. Рассуждая о переходе от катафатики к апофатике в христианстве, не грех будет вспомнить о буддизме с его учением о пустотности всех дхарм. Я этой возможностью воспользовался, тем более, что меня расспрашивали о буддизме. Вы же эти мои упоминания буддизма восприняли как разбрасывание вражеских сетей в христианских водах. Сети из стихотворения отца Романа, на мой взгляд, — это немного другие сети. Это сети безнравственности и то, что может выглядеть как безнравственность ( для постороннего наблюдателя ).

    «А чтобы понимать некоторые поступки святых, имевшие место в их жизни, нужно самим стяжать бесстрастие и смиренномудрие. А также не выставлять эти поступки как основные и характеризующие этих людей, до мышления которых нам бесконечно далеко.»

    Верное замечание. Осталось только им воспользоваться. Я заметил, что другим Вы часто правильные вещи советуете, а сами своим советам и обещаниям не следуете. Например, в прошлый раз Вы обещали быть частичной исихасткой, т.е. обещали практиковать исихию уст и пера в общении со мной, и тут же свое обещание нарушили. До этого нарушали другие свои обещания, например, обещание быть полной ( полноценной ) исихасткой уст своих.
    Я обещал Вас поддержать, но Вы передумали следовать своим обещаниям. Придется мне одному поисихарить.

  • Тверь

    Геннадий, попрактикуйтесь, это полезно, т.к. очень много «букав». У Вас-то точно получится!

    А если серьёзно, то в одном из стихотворений отца Романа хорошо сказано, просто потрясающие строки:

    ПРИ ДВЕ́РЕХ
    Немало вёсен пролетело,
    А только начал понимать:
    Неблагодарнейшее дело
    Будить того, кто хочет спать.

    Слова зовущего напрасны
    И даже могут повредить:
    И неразумно, и опасно
    Мертвецки пьяного будить.

    Не нам вытаскивать из ада
    (Душе б исправиться самой),
    Сказав разслабленному: Чадо,
    Возьми постель, иди домой†.

    Не торопись, будильщик милый,
    Могильный камень отвалить:
    Лишь только Господу под силу
    Четверодневный труп живить††.

    Ты спишь иль пьян, расслаблен, мёртв,
    Великорускiй мой народ?
    Пока Светильник не погас,
    Гряди, Господь, воздвигнуть нас!

    При две́рех Спас, да вот беда:
    Разслабленный не ждёт Христа!

    Иеромонах Роман
    7-8 июля 2018
    Скит Ветрово

    † Мф. 9:6.
    †† Ин.11:43-44.

    Всего Вам доброго, Милости Божией и прозрения!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.