col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Ћкw є4сть блaго боsщымсz БGа

По Праздникам народ стремится к Чаше,
И кто уж только к Чаше не идёт.
Да пропадёт любвеобильность наша:
Она почти всегда за Божий счёт.

Ты только страж! Не своего — Христова!
Отдай своё, безмездным прослыви…
Священник, в Церкви рушащий основы,
Безнравственней безнравственной любви!

Держащий Чашу! Дьявол веселится,
Когда Она доступнее блудницы!

Но если старец, то иная стать —
Она как всепрощающая Мать!

Иеромонах Роман
12 февраля 2023
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    Спаси Господи!
    Всегда было сложно понять и увидеть ту грань, за которой следует уже разрешить себе причащаться. Не только по благословению священника, который не полностью знает твоё душевное устроение, но и самой себе тоже разрешить.
    Из воскресной проповеди запомнила одну интересную мысль, высказанную батюшкой: «Мне говорят, что я сегодня не готов причащаться. А кто готов?! Кто-нибудь может о себе сказать, что он готов причащаться?! Святые праведники считали себя недостойными сего Таинства!»
    С другой стороны, многое сказано и написано о недостойном причащении в осуждение себе…
    И если не остановиться на той мысли, что у каждого христианина своя мера готовности, то можно так и остаться на распутье. Здесь не обойтись без руководства духовного отца.

  • Иркутская обл.

    «…В последнее время принято говорить только о необходимости и благотворности причастия Святых Христовых Тайн и забывается и не упоминается об ответственности за недостойное причастие. При однобокости понимания — нет возможности правильно приготовить себя к принятию Христа, но, наоборот, рождается дерзкое желание «любой ценой» добиться причастия. Поэтому хотелось бы восполнить этот пробел для понимания ответственности за недостойное причащение Тела и Крови Господа.

    В творениях святых отцов можно найти раскрытие всех сторон этого вопроса. Внимательно читая их творения, можно узнать о том, кому отцы запрещали причащаться. Каждый, кому не безразлична своя вечная участь, может проверить себя: не подпадает ли и он под этот запрет. Если препятствия не устранить, то причастие будет в осуждение, в смерть вечную. Последствия этого – скорби, беды и болезни во временной жизни, а если не исправимся, то – вечная мука в аду. Страшно, братья и сестры, нам – православным, имея возле себя источник Вечной Жизни, угодить в вечную смерть!

    Но, к сожалению, это происходит нынче повсеместно. Сегодня наши пастыри допускают к причастию практически всех подряд. Согласно современной церковной практике, для того, чтобы принять Тело и Кровь Господа, достаточно соблюсти несколько дней поста, присутствовать на вечерней службе, вычитать положенное правило и быть на исповеди. Причем под исповедью понимается название хотя бы нескольких грехов, из которых невозможно определить действительное духовное состояние человека и, следовательно, невозможно оценить пригодность его для причастия. А как же человеку исправиться, если душа его остаётся без глубокого исследования?

    Большинство наших пастырей вполне удовлетворяет исполнение прихожанами этих формальных требований, и они благословляют их причащаться. Некоторые иногда зададут несколько дополнительных вопросов, если видят на исповеди новенького, может быть, дадут какие-то советы. Но о настоящей проверке духовного состояния человека на предмет его готовности к причащению никто даже не задумывается.

    Увы, многие наши пастыри, к сожалению (как я увидел из своего опыта общения с некоторыми из них), подчас и не хотят знать того, что причастие с нераскаянными и непрекращёнными смертными грехами, с любимыми грехами и страстями, оставленными без борьбы, с ересями и суевериями и без правильных понятий о Вере – влечёт человеку осуждение в смерть вечную. Святые отцы называют недостойное причастие самым страшным грехом, сравнивают его с убийством Богочеловека.

    Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека…».
    ..Любой мало-мальски духовно просвещённый пастырь не может не видеть печального состояния его паствы – глубокой тьмы неведения и греховности. И если он имеет страх Божий, если понимает, что за каждую овцу, вверенную его попечению, ему придётся давать страшный ответ Пастыреначальнику, то он обязательно озаботится проверкой духовного состояния своих прихожан и научением их Вере и покаянию.

    Пастырь – духовный врач. И если он оставляет своих прихожан без проверки их духовного состояния, то неминуемо обрекает их на духовную смерть…».
    https://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/o_sovremennyh_iskazheniyah_cerkovnogo_predaniya

    1.Неверие
    2.Зловерее -ересь
    3.Смертные грехи
    4.Намеренно и произвольно греховная жизнь.

  • Москва

    Игорь К., если вырасти в той атмосфере, в которой растят современную молодежь и потом почитать, что пишет Игнатий Брянчанинов, то сразу возникает сильное отторжение:

    1. Неужели, вы думаете, что Бог-Любовь возьмет в Рай только малую горстку избранных? > Профессор Осипов.
    2. Язычники, магометане и прочие лица, принадлежащие ложным религиям, составляют отселе достояние ада и лишены всякой надежды спасения, будучи лишены Христа > Игнатий Брянчанинов

    Страшная и ложная мысль, в которой растет и живет все современное человечество, включая христиан, — в том, что можно расслабиться и жить как придется, быть просто хорошим человеком, и Бог-то уж точно возьмет тебя в Рай. Он же добрый. А реальное положение вещей куда более сурово. И от этой расслабляющей мысли (которую Игнатий Брянчанинов называет грехом — ложное надеяние на милосердие Божие) происходит все губительное современное настроение общества. Если раньше считалось, что человек, просто исповедавший смертный грех и тут же умерший, не попадает в Рай, то теперь со смертным грехом даже не отлучают от Причастия и не налагают никаких епитимий (но это не точно). А как их наложить, если современный человек только сам ищет поводов отлучиться от Церкви, и эта епитимия просто дает ему такой повод?

    Вся наша жизнь — это срок, отмеренный Богом, достаточный для того, чтобы, не спеша, прийти в Рай. Если только не прожигать это время. То есть, размеренно, спокойно, понимая свои силы и осознавая свои слабости. Но сегодня у каждого в голове своя религия, свое понимание спасения, и нет сил на то, чтобы принять истинное учение святых. И какое-то всеобщее уныние, заставляющее в недоумении развести руками и просто стоять на месте, никуда не двигаясь. В самом деле, неужто, Бог меня-то выгонит из Рая? Не убиваю, мужу / жене не изменяю, не ворую. Если уж меня-то выгонит, то кого тогда возьмет? А если для входа в Рай нужно надевать вериги, уходить в пустыню, и там по 40 дней ничего не есть, — есть ли смысл стремиться к такой недостижимой цели?

    И среди всех этих Осиповых и Островских нет никого доверительного, кто вот просто так бы взял и сказал: если Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же, да вот мы уже не те, — кто, действительно, сегодня может спастись и как? А без этого даже чтение Священного предания повергает человека в глубочайшее уныние.

  • Тверь

    Павел, Вы коснулись очень важной и болезненной темы, и я тоже всегда думаю об этом, о том как спасаться. И для многих эти вопросы кажутся неразрешимыми. Ответ из Евангелия такой: что невозможно человеку, то возможно Богу. Но ничего не уточняется. Может и к лучшему… так больше надежды.
    Святые старцы говорили, что люди последних времён будут спасаться не столько добродетелями, сколько скорбями…

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    «Держащий Чашу! Дьявол (злорадствует, ложно) веселится,
    Когда Она доступнее блудницы!» (творч. о. Романа (Матюшина) (Причащение: 12 февраля 2023. Скит Ветрово). Нет слов! … И рад пред Богом за эти необходимые высказывания: «… у каждого христианина своя мера готовности…»; «… определить действительное духовное состояние человека…»; «… с нераскаянными и непрекращёнными смертными грехами…». … «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека…» (святитель Игнатий (Брянчанинов).

  • г.Симбирск

    Благодарим Дорогого Батюшку за СВЕТ и СТРАХ БОЖИЙ. И Вам огромное Благодарение братия и сестры за ТРЕЗВЕНИЕ. Поклоны.

  • Москва

    Наталья, если добродетели — это добровольные скорби, то блаженнее тот, кто терпит добровольные, чем тот, кто терпит вынужденные. У первого точно есть силы, а у второго чаще от бессилия начинается ропот. Тема болезненная и для меня в том числе, поэтому ее и коснулся. Я пока сложил для себя такое мнение: если делаешь, что можешь, даже пусть и мало в сравнении с другими, то Бог спасет. То есть, не останавливаешься, не свыкаешься с грехами, а борешься, пусть и не побеждая.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в уединении при тяжести, в преодолении болезни:

    «Священник (в не совершенстве), в Церкви рушащий основы,
    Безнравственней безнравственной любви!» (творч. о, Романа (Матюшина) (Причащение: 12 февраля 2023. Скит Ветрово). Разумеем. И строжайшее предупреждение для священства (при вступлении на службу) во временной жизни земного пребывания.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.