col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
T плодa бо дрeво познaно бyдетъ

Не всё однозначно в природе подчас,
Познанье приходит с годами.
Нестройные яблони радуют нас
Цветами и чудо-плодами.

В зелёном бору от весны до весны
Деревья в смолистых отметках.
Хоть стройные сосны всегда зелены,
Плоды — только шишки на ветках.

Верхушки касаются облачных льдов…
Что толку тянуться в лазурь без плодов?

Иеромонах Роман
28 октября 2022
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Санкт-Петербург

    Горьки познания плоды
    Их прародители вкушали
    Уж лучше шишки от сосны
    Чем яблоки с грехами.

  • Санкт-Петербург

    Четверостишие, опубликованное чуть выше, — это мысли вслух, появившиеся у меня после участия в обсуждении темы первородного греха и прочтения стихотворения отца Романа «Познанье». Я их совместил и отреагировал своим четверостишием. Само же стихотворение отца Романа такой реакции не заслуживает. Я написал отклик не на стихотворение отца Романа, а на ситуацию, в которой я оказался, точнее, какой я ее увидел.

  • Тверь

    Вечнозелёная вечноглупая сосна, недоброплодна и не всегда благонравна.
    Верхушка в Небесах, а корни крепко держатся за землю…
    Как ей оправдаться?

  • Тотьма

    «Что толку тянуться в лазурь без плодов?» Помоги, Господи, скоро помоги. Спаси, Господи, отца Романа. Слава Богу.

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник, радетель душеполезности).:

    «Познанье (разумности доброй) приходит с годами» (творч. строка о. Романа (Матюшина-Правдина) (Познанье: 28 октября 2022. Скит Ветрово). Нет слов! … «…из крупинок прочитанного составляется знание» (В. Даль).

  • Санкт-Петербург

    Наталья 29.10.2022 в 16:55 Тверь: «Вечнозелёная вечноглупая сосна, недоброплодна и не всегда благонравна.»

    Вы пишете о той же самой сосне, о которой идет речь в стихотворении отца Романа?
    Вы полагаете, что он написал это стихотворение о конкретном человеке? У Вас этот человек глупый, злой, не благонравный, а у отца Романа он — пустоцвет. Я правильно Вас понял?

  • Санкт-Петербург

    Интересно, «сосна» из этого стихотворения и «высокое сердце» из одноименного стихотворения — это один и тот же человек?

    Всё прекрасно, мой друг, если в сердце покой:
    Зло без крыл, под ногами пасется.
    Если сердце парит высоко-высоко,
    Не достать злу высокое сердце.

    Пусть душа безмятежно в лазури парит,
    Если ей на земле не согреться.
    И святая лазурь от беды оградит
    Устремлённое к Вечному сердце.

    Ведь плод христианского делания — это, в том числе, и любовь к лютым врагам. Прочитав стихотворение «Высокое сердца», я подумал о страданиях «бескрылых» и даже четверостишие об этом написал, но не отправил его на публикацию. «Высокое сердце», похоже, равнодушно к бескрылым, подпавшим под влияния зла. Так чем же оно тогда отличается от «сосны»? Достойного христианского плода ни тот, ни другой не принесли.

  • Геннадий, почему Вы думаете, что «зло без крыл» — это лютые враги, конкретные люди? Это зло как таковое, искушающее человека, лишающее его внутреннего мира.

  • МО

    //Уж лучше шишки от сосны
    Чем яблоки с грехами.//

    Нет уж лучше яблочки, а шишки пусть буддисты едят.
    Хотя, действительно, если яблоко разрезать посредине, откроется пентаграмма.

  • Отец Георгий, лучше разрежьте помидор: там часто встречается красивейший византийский (или то, что понимаю под византийским) Крест.

  • Санкт-Петербург

    Редактор 29.10.2022 в 21:21: «Геннадий, почему Вы думаете, что «зло без крыл» — это лютые враги, конкретные люди? Это зло как таковое, искушающее человека, лишающее его внутреннего мира.»

    Потому, что духи злобы поднебесной — это падшие ангелы. Им, вроде бы, положено иметь крылья.

    Ваше прочтение тоже вполне допустимо, но моей первой реакцией была мысли об отсутствии у «высокого сердца» сострадания к тем, кто под ногами пасется. Слова «Пусть душа безмятежно в лазури парит, Если ей на земле не согреться» эту мою реакцию усилили.

  • Ну и пускай духам злобы положено иметь крылья — эти крылья бессильны, когда Бог даёт человеку благодать и не попускает ему быть искушаемым.

  • Тверь

    Геннадий, я полагаю, что краткая суть этого стихотворения содержится в точно подобранном эпиграфе.
    А то, что я имела ввиду… По обыкновению своему, образы многих персонажей, предложенные нам в стихотворениях отца Романа для обличения и вразумления, я примеряю на себя. И, знаете, часто бывают в самый раз!
    (Но если кто-то не всегда благонравен — это не значит злой.
    А то, что пустоцвет — это факт.)

    В этом стихотворении Батюшки вот тоже хорошо сказано:

    ***
    Это знают все наверняка,
    Как во времена поры земной
    Наш Сладчайший Иисус, взалкав,
    Подошёл к смоко́внице одной.

    Не найдя среди листвы плода,
    Таковое слово Он изре́к:
    — Да не вку́сит больше никогда
    От тебя плодов никто вовек.

    Горы, падите на меня!
    Слышишь, приговор, душе моя?!
    Видно, рождено для огня
    Проклятое дерево — я.

    Дерево покрылось желтизной,
    Показало наготу свою.
    О, душе, в смоковнице сухой
    Нашу наготу я узнаю.

    Только с нас гораздо больший спрос,
    Мы с тобой лишь для добра сухи.
    За безплодность осудил Христос,
    Как Он нас осудит за грехи?

    О, душе, оставим прежний нрав,
    Сколько раз сходили мы с Креста?
    Заповеди Божии поправ,
    Оставляли алчущим Христа.

    Для чего забыли смертный час
    И не проливаем горьких слёз?
    Иль насытит оправданьем нас
    Нами не насыщенный Христос?

    Иеромонах Роман

  • МО

    //лучше разрежьте помидор: там часто встречается красивейший византийский (или то, что понимаю под византийским) Крест.//

    Помидо́р. Восходит через французский к итальянскому словосочетанию pomo d’oro буквальное означает «золотое яблоко». Таким образом, первая часть названия этого овоща родственна слову помада.
    Происхождение слова помидор в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

    Помидо́р. В буквальном переводе «золотое яблоко». Связано с тем же латинским «по́мум» — «яблоко», что и «помада», но через итальянское «поми-д-оро» — «яблоки из золота»: «о́ро» (латинское «аурум») — «золото».
    https://clck.ru/32WkLZ

  • Тверь

    Ещё хотелось бы добавить, что стихотворение «Это знают все наверняка» действительно лучше читать применительно к себе. Всегда читала его с некоторым трепетом, потому что не возможно поверить, что эти строки об авторе.

  • Петр (Божьим усмотрением старчик-священник, радетель душеполезности).:

    «Для чего забыли смертный час
    И не проливаем горьких слёз?» (творч. зарисовка о. Романа (Матюшина-Правдина). Нет слов!

  • Братск

    По отношению к сосне у меня возникают только благие мысли. В медицине используют ее почки, пыльцу, опилки, кору, шишки, извлекают деготь, эфирные масла, живицу, скипидар, мазь Вишневского. Нахождение в сосновом бору исцеляет. Сосну используют в строительстве храмов, домов, мебели, предметов быта, шпал, судостроении, целлюлозно- бумажном производстве, мыловарении, как топливо. И зимой сосны радуют своей зеленью, витаминами А, каротином, В, С, и сдерживают ветра. Да и варенье из шишек варят! Она уникальна и не может стать другой. Как минимум ее плоды: Любовь и Милосердие. Яблоня и сосна они разные, хороши по-своему и не превосходят друг друга. Спасибо всем за образы и сравнения.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.