col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Взhщутъ менE ѕлjи и3 не њбрsщутъ

Жизнь перемелет всё, войну и смуту,
Но чести первородной не вернуть:
Отрекшийся от братства стал иудой,
Избрав себе самоубийства путь.

И нужно ли с наивностью младенца
Заискивать пред тем, кто точит нож?
Кто дорожит любовью отреченца,
Тот честь свою не ставит ни во грош.

Иеромонах Роман
4 января 2023
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    «Тверской князь Михаил Ярославич, бывший одновременно великим князем Владимирским, хотел объединить Русь и подняться на борьбу с ордынским игом. В 1317 году он разбил своего соперника московского князя Юрия Даниловича и сопровождавшее его татарское войско. За это в следующем, 1318 году Михаил был казнен в Орде по приказу хана Узбека. Юрий Московский, в отличие от Михаила Тверского, был верным слугой Орды. Михаил был высоконравственным человеком, а Юрий — вероломным злодеем. Он явился виновником гибели Михаила, признанного позже святым.»

    Князь Юрий в этой исторической параллели, как мне кажется, олицетворяет Украину, Орда — это «западные партнёры», а св. блг. князь Михаил — Россию.
    Всё повторяется, но в более крупных масштабах: как святость и благородство, так и подлость, продажность и заигрывание с сильными мiра сего.

    Кондак 4
    Бурею властолюбия обуреваем, князь Георгий ласканием и дары испроси себе у хана великокняжение Владимирское; ты же, смиренномудро, отдав тому законное твое владение, во отеческий град Тверь отшел еси. Не хотя бо пролития крове христианския, дело твое Богу, судящему праведно, предал еси, воспевая Ему: Аллилуйя.

    Икос 4
    Слышав, яко сродник твой, неудовлився отъятием у тебе великокняжения, в пределы Тверския со многою ратию татарскою вниде, разоряя обители и храмы, веси огнем и мечем истребляя, и Богом врученное ти стадо распужая и расхищая, яко Авраам, домочадцы твоя собрал еси, и совещався с ними, душу твою за святыню Господню и за люди твоя положити восхотел еси.»
    « Радуйся, яко Авелю, завистию братнею погубленному, уподобился еси;
    Радуйся, яко венец твой княжеский кровными каплями, яко камением чудным, украсил еси.»

    В 4 кондаке параллель на имевшее место разделение Святой Руси, а в 4 икосе — то, что произошло бы, не начнись СВО.

  • МО

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Слово
    в защиту
    изучения истории
    не только по акафистам, но и по авторитетным историческим источникам.

    Вы пишете : «Михаил был высоконравственным человеком, а Юрий — вероломным злодеем». Сказать, что эта Ваша фраза — шедевр, ничего не сказать.

    Давайте немного пристальнее присмотримся к Михаилу Тверскому:

    Во-первых, давайте не будем всё упрощать до чёрно-белого состояния, мы же не в американских комиксах живём, верно?
    «Вероломный злодей Юрий», между прочим, сын СВЯТОГО Даниила и внук СВЯТОГО же Александра Невского. Как же так вышло, что в семье фактически святых людей вырос «вероломный злодей»? Юрий Данилович, кстати, изображался в русской живописной культуре иконографии С НИМБОМ!

    Небольшая выдержка из «еврейской» Вики Педии о Михаиле Тверском и его участии в победной для него Бортеневской битве:

    «В результате битвы тверское войско захватило в плен ЖЕНУ и БРАТА московского князя. Кавгадый сам на следующий день сдался Михаилу. Кавгадый и его люди говорили Михаилу: «Мы ныне твои есть; а приходили мы на тебя с князем Юрием без повеления ханова, и в том мы виноваты, и боимся от государя опалы, что таково дело сотворили и много крови пролили».

    В Орде не простили тверскому князю своего позора, сыграло роль и то, что ЖЕНА Юрия (СЕСТРА ХАНА Узбека) УМЕРЛА в тверском плену. В следующем 1318 году Михаил Ярославич был вызван в Орду. Состоялся ханский суд, после которого князя заключили в колодки. Через месяц Михаил Тверской был убит людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя. Князь знал, что в Орде его ждёт смерть, и всё-таки предпочёл добровольно пойти на казнь, сохранив тем самым жизни тысячам своих подданных в Тверской земле.»
    Михаил Тверской также
    …. организовывал продовольственную блокаду в Торжке в 1312…
    ….. предпринял безрезультатный поход на сам Новгород в 1314 году….
    …… дважды ходил на Москву (1305 и 1308), но не смог её взять. ……

    Итак, ЖЕНА Юрия (СЕСТРА ХАНА Узбека) УМЕРЛА в тверском плену.. Было бы странно, если бы в Орде спокойно восприняли этот факт и позволили Михаилу дальше спокойно править Тверью и воевать с Москвой.
    По-моему, политика Михаила Тверского является ярким примером того, как НЕ НУЖНО ПРОТИВОСТОЯТЬ БОЛЕЕ СИЛЬНОМУ ПРОТИВНИКУ, под таковым я подразумеваю ордынцев. Выглядит вполне закономерным, что после всего вышесказанного, «Состоялся ханский суд, после которого князя заключили в колодки. Через месяц, после долгих мучений и пыток, Михаил Тверской был убит людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя»

    Также хочется в сотый раз сакцентировать внимание на тот крайне важный факт, что 1549 — 1550 годах , когда среди многих других святых были канонизированы и Михаил Тверской и Александр Невский, среди главных причин канонизации в первую очередь было ХРАНЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, а не те или иные политические действия князей. Думать, что вместе с самим святым канонизируются ВСЕ ЕГО ДЕЙСТВИЯ при жизни, является широко распространённым и крайне живучим ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.

    Другая Ваша фраза:
    «В 4 кондаке параллель на имевшее место разделение Святой Руси, а в 4 икосе — то, что произошло бы, не начнись СВО.»

    Хотел тоже прокомментировать. Подумал. Решил — не буду, вместо возможного комментария с такой же тональностью приведу ещё один любопытный пример, раскрывающий мою мысль.

    Как Вы думаете, братья и сестры, стоит ли изучать историю раскола русской церкви по тоже кстати, 4-му кондаку Акафиста СВЯТОМУ Димитрию Ростовскому:

    «Буря ересей, от преисподних чрез Ария в Греции возродившаяся, в последняя лета козньми Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников [1] во Отечество наше принесенная, тишину Единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкве хотяше разрушити. Ты же, пастырю добрый, душу твою за овцы полагая, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси Триипостасному Богу взывати: Аллилуия.»
    (Акафист Димитрию Ростовскому. Кондак 4)

    Что скажете? Ответ прошу аргументировать. На этом, всех спаси Господи, и Аминь.

    P.S.

    «Всё повторяется, но в более крупных масштабах: как святость и благородство, так и подлость, продажность и заигрывание с сильными мiра сего.»

    Да. И каждый увидит все эти явления там, где сам захочет. Но это останется личным мнения этого самого каждого, если…….если этот человек не занимается, по долгу службы….. составлением православных акафистов.

  • МО

    Православные!

    Старый вариант 4 кондака акафиста Димитрию Ростовскому, звучавший до сих пор так:

    «Буря ересей, от преисподних чрез Ария в Греции возродившаяся, в последняя лета козньми Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников [1] во Отечество наше принесенная, тишину Единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкве хотяше разрушити. Ты же, пастырю добрый, душу твою за овцы полагая, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси Триипостасному Богу взывати: Аллилуия.»

    Заменили на новый:

    «Буря ересей, от преисподних чрез Ариа во Греции возродившаяся, а в последняя лета происками суемудрствующих возникшая в стране нашей, готова была ниспровергнути тишину Единыя, Святыя, Соборныя и Апостольския Церкве; ты же, пастырю добрый, положивый душу твою за овцы, прогнав оных душепагубных волков, бурю суемудрия укротил еси, верныя же научил еси Триипостасному Богу взывати: Аллилуиа.»

    Ушёл в анналы истории зловредный еретик Мартин Арменин с его кознями, брынских скитоначальников тоже опустили.

  • Тверь

    Слово в защиту изучения жития святых не только по историческим, порой искажённым фактам, домыслам, предположениям и измерению мiрской меркой, а по доверию Русской Православной Церкви, причислившей князя Михаила Тверского к лику святых при тщательном изучении его жизнеописания.

    Не слишком интересуюсь историей, как предметом, но даже моих знаний достаточно, чтобы не считать, «что вместе со святыми канонизируются все его действия при жизни».
    Цитаты из акафиста привела не как историческое доказательство, а как субъективное мнение о видимой параллели событий, являющихся не прямой проекцией, а больше алгоритмом, касающемся духовной стороны вопроса.
    Также по малограмотности своей и скудоумию склонна опираться на мнение церковных иерархов, таких как митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, до 2019 года Ваш ректор (МДА), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, а также ректор Сретенской духовной семинарии:
    «Святой благоверный князь Михаил Тверской был милостив к нищим, убогим, к людям нуждающимся. Но самым главным подвигом его земной жизни считается его приношение себя за народ Тверской земли, за людей своего княжества. Он умер, был обезглавлен, был казнен в Орде, не пожелав принять уговоры остаться на своей земле, понимая, что на эту землю придет враг, будет уничтожено множество людей, его людей.»

  • Тверь

    В «тверском плену» можно умереть не только потому, что ты попал в плен. Человеческое коварство, дворцовые интриги, «ход конём»… не слышали ничего о таком, изучая историю?

    «С пленниками обращались хорошо, но в 1318 году внезапно Кончака-Агафья
    (Агафья, потому, что приняла Православие для того, чтобы стать супругой князя Юрия) умерла. В те времена говорили, что она была отравлена своей служанкой по прямому указанию Кавгадыя. Есть мнение, что Узбек узнал о роли Кавгадыя, вельможу просто убрали годом позже. Ведь открыто признать, что Тверской князь был казнен безвинно, хан не мог.»

    Не думаю, что кому-то из Орды, а тем более самому хану Узбеку понравилось, что его соплеменница приняла Православие, зная мусульманские обычаи.

  • МО

    Многие ханы в Золотой Орде симпатизировали несторианству и сами были несторианами, а к исламу относились прохладно.

    Мой комментарий был о том, что не нужно путать политику и религию

  • Иркутская обл.

    Слово
    в защиту
    изучения истории
    не только по акафистам, но и по авторитетным историческим источникам.
    ——
    Олег, а с чем вы здесь не согласны?:
    Кондак 4
    Бурею властолюбия обуреваем, князь Георгий ласканием и дары испроси себе у хана великокняжение Владимирское; ты же, смиренномудро, отдав тому законное твое владение, во отеческий град Тверь отшел еси. Не хотя бо пролития крове христианския, дело твое Богу, судящему праведно, предал еси, воспевая Ему: Аллилуйя.

    Икос 4
    Слышав, яко сродник твой, неудовлився отъятием у тебе великокняжения, в пределы Тверския со многою ратию татарскою вниде, разоряя обители и храмы, веси огнем и мечем истребляя, и Богом врученное ти стадо распужая и расхищая, яко Авраам, домочадцы твоя собрал еси, и совещався с ними, душу твою за святыню Господню и за люди твоя положити восхотел еси.»

    Разве князь Юрий Данилыч,не имевший права на великокняжеский стол, не был обуреваем властолюбием? Узбеку он не угождал,власть себе выпрашивая в Орде? А когда выпросил,князь Михаил не уступил ему великий стол добровольно,без брани и крови? И что Юрий сделал в ответ — поперся самовольно ещё и Тверь воевать и зорить с Кавгадыем.

    По другому,не так все было?

  • МО

    Отец Георгий, нужна Ваша поддержка! Тут все на меня напали опять(

  • Тверь

    «Мой комментарий был о том, что не нужно путать политику и религию.»

    Воссоединение Святой Руси — только ли политика для святого благоверного великого князя Михаила, его народа и народа современной России?! Разве будущий пастырь не знает, что государи и князи вольно или невольно влияют и на политику, и на религию?
    Об этом был мой комментарий. В происходящих ныне событиях видимым образом отразились невидимые на первый взгляд человеческие страсти одних, также и высокие добродетели других. Или принять смерть за други своя — это уже не добродетель?
    Во все времена были предатели и отреченцы. Но когда-то всё равно наступает момент истины. События настоящего времени прекрасно высвечивают наше духовное состояние.

  • МО

    Вы вообще не захотели понять, о чём я говорю. Говорите сами с собой..

  • Тверь

    «Тут все на меня напали опять( » — сказал уважаемый Олег, напавший первым))

  • МО

    Батюшка Георгий всем вам задаст! Он прозревший, как и я. Отец Георгий, как там поживает третья часть Вашей статьи? очень ждём!

  • Луки

    это стихотворение о реальном современном политическом руководителе некоей страны?

  • Белгород

    Последний Ваш комментарий, Наталья, и впрямь напоминает дидактику СВО. Так что «параллели» — всегда присутствуют. А вот точки пересечения открывают наши человеческие сущности). И уж тем более, то, что духовно, — чуждо каких-либо алгоритмов. О чём все мы и читаем тут в поэзии о Романа.

  • Тверь

    Маргарита, такой вариант решения назревавшего конфликта был бы предпочтительней? — « в пределы … со многою ратию татарскою вниде, разоряя обители и храмы, веси огнем и мечем истребляя, и Богом врученное ти стадо распужая и расхищая…»

    По поводу духовных алгоритмов, то разве не поэзия позволяет в краткости слов обрести глубокий смысл, расширение мысленного кругозора? Не знаю, кто как, это воспринимает, но я часто замечаю для себя в стихотворениях отца Романа последовательность духовных задач, растущих в геометрической прогрессии по мере их выполнения, ёмкость толкований.
    Однажды один священник рассказывал на собрании родителей в школе, что к нему пришла устраиваться на работу пожилая, но не воцерковленная учительница. Ей на первое время дали испытательный срок и книгу о том, как подготовиться к исповеди и Причастию. Через некоторое время она приходит к этому священнику и говорит, что не сможет здесь работать: «Я всю жизнь считала себя порядочным человеком, а после чтения Вашей книги, я поняла какая я, оказывается, дрянь!» Те грехи, что описаны в книге, для многих норма на протяжении всей жизни. Я тоже, например, раньше не понимала, почему злопомнение или мшелоимство это грех.
    И есть другой, противоположный пример, когда святые, не совершая никаких видимых грехов, считали себя первыми грешниками, потому, что видели в глубине своей души зёрна, зачатки греха, которые при «благоприятных» обстоятельствах могли дать свои всходы и плоды. Именно по этому вели аскетический образ жизни.
    В каждом стихотворении заложено зёрнышко добра, совет, команда для выполнения духовной задачи. А Вы говорите, что духовное чуждо каких-либо алгоритмов.

  • г.Симбирск

    Как круто Вы завернули Наталья и Олег,сие многого не знал,лишь малую часть. Спаси Господи. Не ссорьтесь пожалуйста,а то подумал ссоритесь. Мира Вам на Вашем пути. Поблагодарим Дорогого Батюшку за простое и со смыслом СтихоТворение. Благодарю Дорогой Батюшка поклоны Вам в ножки. ХРАНИ ВАС БОГ.

  • Тверь

    Уважаемый Олег (из Симбирска), спасибо Вам большое за добрые слова и пожелания! Мы не ссоримся, посмотрите, там знак добра, символ улыбки )).

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.