Чем укрепляться в скорбях? Как предотвратить их? Что делать, если одолевают скорби о детях? Оптинские старцы наставляли: «Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные».
Скорби и радости тесно соединены друг с другом
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил радоваться скорбям:
«В скорбях сокровенна есть милость Божия! Если объимут тя скорби – радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царство вечное.
(Если) будет, пожалуй, мало скорбей – тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы!»
Преподобный Варсонофий говорил:
«Много горечи в жизни: неудачи, болезни, бедность и так далее. Но если человек верует в Бога, то Господь и горькую жизнь может усладить».
Старец наставлял:
«Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь и скорбь – радость. День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода – вёдро; так и скорбь и радость сменяют одна другую».
Удерживаться от ропота
Если мы не в силах радоваться в скорбях, то постараемся, следуя наставлению преподобного Варсонофия, не скорбеть паче меры и удерживаться от ропота:
«Если же еще по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры. Если же от слабости нерв не можем побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота».
Преподобный Макарий учил, что малодушие и ропот только умножают и отягчают скорби:
«Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные».
Если же и от ропота не можем удержаться, то, по совету преподобного Амвросия, познаем свою немощь и смиримся:
«Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу и да смирим себя пред Богом и людьми и покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели».
Прощение обид
Преподобный Никон напоминал, что скорбь облегчается прощением обид:
«Помни, что по закону духовному прощение обид (действительное прощение) дает человеку разум истины и великие блага. Смириться надо и терпеть. А Господь тебя не оставит милостию Своею».
Не навлекать на себя скорби самому
Как предотвратить скорби, не навлечь их на себя самому? Не взять на себя напрошенного самовольного креста? Старец Амвросий советовал:
«Не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, восстающим против нас, или людям великим».
Преподобный Никон советовал:
«Моли Бога, чтобы отклонил от тебя всякую напасть, всякое искушение. Не должно дерзостно бросаться в пучину скорбей – в этом самонадеянность гордая. Но когда скорби придут сами собою, не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим».
Молитва в скорбях
В скорбях, притеснениях, обидах, клевете старцы учили молиться. Преподобный Амвросий советовал прибегать к заступничеству Божией Матери и святых:
«Ложь останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут. Прибегай почаще в молитвах к Царице Небесной и угоднику Божию святителю Николаю – они тебя не оставят в скорбях и обстояниях».
«Молись поусердней Царице Небесной, святителю Николаю, Иоанну Воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений».
Старец также советовал для утешения в скорбях чаще читать Евангелие и Псалтирь:
«Выписываю тебе псалмы, которыми молился святый Давид, когда был в гонении от врагов: 3, 53, 58, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь, прочитывай 101-й псалом».
«Заучай псалмы сии и читай их почаще: “Живый в помощи Вышняго”, “Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою”, “Боже, в помощь мою вонми”… Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося».
Преподобный Антоний советовал в любом огорчении и неприятности прибегать к святому имени Иисуса Христа:
«Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при нем все неприятности утихают, беси исчезают – утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его».
Преподобный Иосиф вспоминал святого Василия Великого:
«Святой Василий Великий пишет об одном языческом философе, который говорил: “Прежде я хотел, чтобы всё делалось по-моему, но, видя, что ничего не делается так, как я хочу, я стал желать, чтобы делалось всё так, как делается, и чрез это стало выходить то, что всё стало делаться так, как я хочу».
Преподобный Никон писал:
«В скорби и искушении Господь помогает нам, но не отнимает их от нас, а подает силу переносить их и даже их не замечать».
Старец учил в скорбях читать молитву, которая уврачует душевные раны:
«Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя! Эту молитву советуется произносить одну за другою не спеша, заключая ум в слова молитвы. Лучше всего уединиться и, стоя или сидя, произносить эту молитву. Это – прекрасное врачевство для скорбящей души, оно помогает даже в минуты усиленных душевных и телесных страданий. Сначала, если невозможно сразу проникнуться чувствами благодарности Богу, покорности Ему, смирения перед Ним, произносить молитву всё-таки нужно хотя бы и одними устами. Постепенно придут означенные чувства, и вместе с ними мир низойдет в сердце человека».
Терпение в скорбях
Иногда нужно просто с терпением подождать, и скорбь отойдет сама собой. Об этом старец Амвросий напоминал забавную поговорку:
«Не раз придется вспомнить поговорку: “Спросил бы зимою у гуся, не зябнут ли у него ноги”. А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а всё-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает».
А когда духовное чадо попросила у старца: «Батюшка! Научите меня терпению», – преподобный Амвросий ответил: – «Учись! И начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей».
Все Оптинские старцы говорили о необходимости терпения в скорбях. Преподобный Лев наставлял:
«Помните, что без скорбей спастись невозможно, – терпением и смирением всё побеждается».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал духовному чаду:
«Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог».
Преподобный Иосиф советовал:
«Всё терпи, за всё благодари Бога и будешь всегда духом покойна».
«Не завидуй тем, кто живет спокойно. Терпеть скорби гораздо лучше, нежели жить спокойно».
«Как после сухой погоды непременно жди дождя или бури, так и в сердце человека то же бывает после душевной скорби, и наоборот. Как закваска нужна для теста, чтобы были хлебы вкусны, то же самое и терпение для спасения».
«Без терпения никакая добродетель не исправляется».
Преподобный Варсонофий учил:
«Скорбями испытывается наше терпение и смирение. Молись Богу о помощи и терпи. Чего Господь не попустит, того быть не может».
«Надо терпеть, а за терпение Господь утешит».
Терпение с разумом
Старец Анатолий (Зерцалов) писал, что терпение должно быть не безотрадное, а с разумом:
«Но только и терпение твое не должно быть нерассудное, то есть безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, то есть ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь и поропщешь, но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною».
А преподобный Никон объяснял, что же такое разумное терпение:
«Терпение есть непрерывающееся благодушие».
Друг друга поддерживать в скорбях
Преподобный Иосиф замечал, что очень облегчает скорби сочувствие единомысленных людей, дружеская поддержка:
«При единодушии с близким человеком скорби облегчаются. Ибо, по пословице, рука руку моет, то есть один другого поддерживает».
Не преувеличивать неприятности
Преподобный Амвросий подчеркивал, что нельзя преувеличивать неприятности. Иногда мы видим скорби там, где всего лишь маленькие нестроения, которые разрешатся сами собой. Если же мы начинаем унывать, то эти мелкие неприятности действительно действуют на нашу душу разрушающе. С печалью говорил старец о духовных дочерях, которые жаловались на мелкие неприятности, как на великие скорби:
«Ежедневно толкую от утра до позднего вечера, а плода от этих толков не видно. И приходится часто вспоминать слова покойного отца игумена Антония, который говаривал, что признак учеников Христовых есть тот, аще любовь имут между собою, а признак моих учениц – аще вражду и несогласие имут между собою». И прибавлял: «Вот приезжали ко мне дочки с великими скорбями, а все эти скорби стоят того, чтобы наплевать да ногой растереть».
Малою скорбию избавишься от больших
Преподобный Амвросий замечал, что «нет худа без добра»:
«Господь устрояет нашу душевную пользу часто и чрез неприятные обстоятельства».
Своей духовной дочери, которая жаловалась на скорби, преподобный писал, что, если она самовольно решится бежать от неудобств и неприятностей, посланных Промыслом Божиим, то ее могут постигнуть еще большие скорби – «от волка побежишь – на медведя нападешь»:
«Подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: не живи как хочется, а живи как Бог приведет… Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: побежишь от волка – нападешь на медведя. Остается одно – потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояет о тебе полезное, якоже Им угодно».
О подобном же предупреждал преподобный Лев духовное чадо:
«Это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан».
О подобном наставлении рассказывал житель города Козельска Семен Иванович:
«В 30-х годах (XIX века) я, как и после, занимался приготовлением горшечной посуды. Жили мы с матушкой в своем домике; лошади у нас не было, а была порядочная повозка. Накладу, бывало, горшков в эту повозку, попрошу у кого-нибудь лошадку и свезу горшки-то на базар. Так, бывало, и пробавлялся. В это время стоял у нас в доме солдат, поляк, но потом отошел от нас и сбился с толку. Раз, улучивши удобное время, он залез к нам на двор и стащил колеса с нашей повозки.
Объяснил я батюшке отцу Леониду свое горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. “Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – ответил батюшка. – Это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малою скорбию избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан”. Я последовал совету старца, и как он сказал, так всё и сбылось.
В скором времени тот же поляк опять залез к нам на двор, вытащил из амбара мешок с мукой, взвалил на плечо и хотел пройти с ним чрез огород, а с огорода в это время шла моя матушка и встретила его. “Куда ты, – сказала она, – это несешь?” Тот бросил мешок с мукой и убежал.
Вскоре за этим был и другой случай. У нас была корова, мы решились продать ее. Нашли купца, сторговались и взяли задаток. Но покупатель почему-то несколько дней не брал от нас коровы, наконец взял ее к себе. А в следующую за тем ночь влез к нам вор и разломал закуту, где стаивала наша корова, – без сомнения, чтобы свести ее, но ее уже там не было. Так опять Господь, по молитвам старца, избавил нас от напасти.
После сего чрез много лет был со мною и третий подобный случай, уже после смерти моей матери. Оканчивалась Страстная седмица, и наступал праздник Пасхи. Мне почему-то пришло на мысль перенести все свои нужные вещи из своего домика к сестре, соседке. Так я и сделал. А как наступал первый день праздника, я запер со всех сторон свой дом и пошел к утрени. Всегда, бывало, эту утреню я проводил радостно, а теперь, сам не знаю от чего, в душе было что-то неприятно. Прихожу от утрени, смотрю: окна повыставлены, и дверь отперта. “Ну, – думаю себе, – должно быть, был недобрый человек”. И действительно, был, но так как все нужные вещи перенесены были мною к сестре, то он и ушел почти ни с чем.
Так три раза исполнялось на мне предсказание батюшки отца Леонида, что, если понесу малое наказание Божие, то больше уже Бог не станет наказывать меня».
Скорби о детях
Часто родители скорбят о детях: об их болезнях, ошибках, неудачах, плохом поведении, о неверии. Старец Амвросий советовал матери не предаваться отчаянию и унынию, терзая себя чувством вины за неправильное воспитание сына, и не столько вразумлять его, уже взрослого человека, а, раскаявшись и смирившись, молиться за него:
«Вы сознаёте, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна невольною причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободною волею и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом…
Вообще же вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже веси судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой матери его. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чем вы по неведению согрешили».
Скорбят семейные люди от семейных скорбей, а одинокие скорбят от одиночества. Преподобный Амвросий писал такому одинокому человеку:
«Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен».
Скорби от клеветы и несправедливости
Сильно скорбят люди, перенося несправедливые нападки и клевету. Преподобный Макарий писал о том, что иногда Господь попускает клевету, чтобы очистить ею невидимые грехи наши:
«Скорбишь о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя Славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить те грехи».
О клевете, доносах и напраслине преподобный Иосиф писал так:
«Много бояться клеветы – нечего. Пусть клевещут, что хотят. Хорошо, что нечего в правду сказать. Не надо только обиды держать на обидящих».
«Когда оскорбляют, то считай, что стоишь этого, и не сердись, а Богу молись за обижающих тебя».
«За претерпевание напрасных выговоров от начальства глава твоя невидимо венчается, а потому радуйся, а не смущайся о сем».
Преподобный Варсонофий советовал не скорбеть, терпя клевету, а опасаться самому оклеветать кого-либо словесно или даже в помыслах и молиться, чтобы Господь помог:
«Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Ольга Рожнёва
Православие.ru
Спаси Господи.
Спасибо, Ольга Сергеевна, за эту публикацию, отражающую безценный духовный опыт, за напоминание о самом важном и необходимом для жизни. Многие из приведённых мыслей Оптинских старцев звучат и в стихах отца Романа. Так и должно быть.
Настоящая скорбь- скорбь духовная, житейские тяготы и лишения-естественные спутники в юдоли изгнания, на них учимся терпеть истинную скорбь утраты Божественного. Впереди 10 дней пьянки, мало кто скорбит об этом, народ после пьяного угара, как ни вчем небывало пойдет на Рождественскую службу и об этом мало кто скорбит, недостойное Причащение, вообще не думем и не рассуждаем, просто подходим, потому что «так надо», на наших глазах разрушают Церковь, творят кощунство, притворяемся смиренными, малодушествуем и лицемерно мним себя праведниками, покрываем любовью, а правды нет, готовы миловать, а весы неверные.
Разве только о житейских скорбях,которые ничто, говорили Оптинские старцы?
Надо как-то отучать Христиан от бездумного «мыканья», а то послушаешь некоторых — совсем заунываешь. У меня есть знакомые начинающие Христиане, которые не будут причащаться на Рождество, но и пьянок никаких не планируют. И есть знакомые Христиане, которые причащаться (скорее всего) будут, но пьянок тоже не планируют. И ни одного из своих знакомых я не знаю, кто бы 10 дней перед Рождеством жёстко пьянствовал. Наверно, в другой стране живу.
Представил себе запойных алкашей-христиан, которые на 10 дней погружаются в пьяный угар, а после, чуть протрезвев: «О, Рождество же! Скорее на службу, потом допьём!» — чуть второй раз за неделю со стула не свалился.
Благодарю Вас, Ольга Сергеевна! Вы очень помогли мне этой публикацией. Просто вовремя. Какое богатое духовное наследие-Оптинские старцы! Светлая духовная радость! Именно светлая. А то от некоторых православных людей, которые всё пытаются ответить за весь народ, совсем не светло.
Лариса, а мне больше нравится стихотворение отца Романа «Жертва Богу». Во-первых, оно в несколько десятков раз короче (в этом вообще преимущество поэзии — в стихах очень мало места, туда не втиснуть ничего лишнего!). А во-вторых, мне оно кажется более адресным, я чувствую, как оно попадает в цель, касается меня лично — возможно, в силу того, что отец Роман наш современник и родной нам человек. А в целом согласна: нужно читать святых отцов. Очень жалко, что на это не хватает времени (а не хватает его, скорее всего, потому, что такое чтение вытесняется на задний план как «второстепенное»…).
Именно это стихотворение вдохновило опубликовать статью с высказываниями Оптинских старцах.
Особенно сейчас, Ольга Сергеевна, когда каждый день столько информации, сводок с фронтов. Одна эта голая вечеринка отняла столько времени! А сколько эмоций! Обидно очень… Подумала недавно, как хорошо было без Телеграма(а раньше без инета), но теперь куда от него денешься. Всё, попал в сети. Иногда только усилием воли возвращаешь себя к книгам, которые лежат рядом тихо, и нет в них никакой агрессии, в отличие от интернета. Окунёшься и возблагодаришь Бога! Без святых отцов сейчас можно просто погибнуть.