Услышь меня, хорошая,
Услышь меня, красивая,
Заря моя вечерняя,
Любовь неугасимая†…
А ведь это моленье, искание рая без Бога
И замена Творца проходящим, невечным, земным.
Он земную любовь приукрасил Евангельским слогом,
Но угасла она и развеялась тихо, как дым.
Он с вечерней зарёй навсегда попрощался у гроба
И в любовь негасимую бросил сырою землёй.
Были речи друзей, но они не касались особо,
Только злая тоска грызла сердце незримой змеёй.
Возвращаться домой? Для чего и к кому возвращаться?
Месяц так же светился, черёмуха так же цвела…
Как же страшно, душа, как же страшно с любовью прощаться,
Если Божью любовь не искала и не обрела!
Иеромонах Роман
14 июня 2022
Сретенский монастырь
Москва
† Из песни на слова М. Исаковского.
Людмила Николаевна 31.08.2022 в 09:54 Нижний Новгород: «Непонятно, как можно обожить тело, не обожив прежде душу, причем — все её части, а не только неразумную.»
Невозможно обожить тело, не обожив прежде душу. Я писал о смещениях акцентов в христианском делании, а не об оставлении дела по обожению души и переходу к обожению плоти. Мало кто, продвигаясь по годовому богослужебному кругу, достигает успеха в деле избавления от грехов к празднику Рождества в течении даже всей своей жизни, поэтому при переходе к избавлению человеческой природы от смертности человек проходит через три подготовительные недели и пять покаянных седмиц Великого поста. Когда акцент в христианском делании сместился на обожение тела, в богослужебной практике христианской Церкви произошли существенные изменения. Например, христиане стали реже причащаться, но чаще исповедоваться. В РПЦ, которая теперь как раз и специализируется на «обожении тела», нельзя приступать к причастию без исповеди. Человек, принявший участие в таинстве исповеди, до некоторой степени, походит на безгрешного человека, т.е. походит на человека, преуспевшего в деле избавления от укоризненных страстей — родившегося в Боге на праздник Рождества. Переходя от годового богослужебного круга к многовековому периоду христианской Руси, можно сказать следующее: Русь свой путь по избавлению от укоризненных страстей прошла к началу 17-го века. Это событие ознаменовалось появлением на Руси трех разновидностей знаменного распева: путевого, демественного и большого знаменного распева. Это праздничные, восторженные распевы. Успокаивая свое сознание, избавляясь от укоризненных страстей, обретая в себе внутреннее безмолвие, человек создает необходимые условия для встречи с Богом. Бог христиан — Святая Троица. Путь первой части годового богослужебного круга заканчивается тремя двунадесятыми праздниками: Рождество, Крещение и Сретение. Они символизируют три Лица Святой Троицы — Бога Отца, в Котором рождается преуспевший христианин на праздник Рождества, Святой Дух, Который нисходит на воду во время праздника Крещения и Бог Сын, тело Которого видят ветхозаветные святые на праздник Сретения. Три вышеназванных праздничных распева, которые полностью оформились к началу 17-го века, символизируют встречу христианина с тремя Лицами Святой Троицы. То есть с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей. Однако не все русские люди к концу 17-го века стали безгрешными, поэтому, переходя к следующему этапу христианского пути — к обожению тела, на пути Божественной благодати встают три препятствия, связанные с необоженными тремя частями человека: необоженный, гордый дух ( фарисея из зачала о фарисеи и мытаре первой подготовительной недели перед Великим постом ), необоженная, ненасытная душа ( блудного сына из зачала второй подготовительной недели ) и деятельное, заботящееся только о себе тело ( человека из зачала третьей подготовительной недели ). Три новых распева — киевский, болгарский и греческий — помогают не безгрешному христианину преодолеть эти три препятствия его падшей человеческой природы и вступить в богослужебный цикл Великого поста, который посвящен делу избавления человеческой природы от смертности. Трудясь на этом поприще, человек имеет дело теперь не только со своими личными грехами, а он имеет дело с общим массивом неукоризненных страстей всей человеческой природы. Преобразуя состояние своего тела, он воздействует на весь «массив», поэтому на этом этапе христианского пути спасения одноголосье предыдущих распевов преобразуется в многоголосное партесное пение. В.И. Мартынов этот завершающий этап посчитал этапом деградации богослужебного пения и превращением его в музыку.
«Три вышеназванных праздничных распева, которые полностью оформились к началу 17-го века, символизируют встречу христианина с тремя Лицами Святой Троицы. То есть с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.» (с)
Встреча русского христианина со Святой Троицей произошла приблизительно в 1505 году ( по другим сведениям в 1508-м году ), когда Александр Свирский имел видение и беседу со Святой Троицей, явившейся ему в виде трех ангелов. Александр Свирский — единственный святой Русской Православной Церкви, который удостоился видения Святой Троицы. Между праздником Рождества и Крещения — 12 дней, а между Рождеством и Сретением — 40 дней, поэтому «празднование» этого события в РПЦ затянулось почти на век.
«Перенося этот подход с богослужебного годового круга на христианский период Руси, можно сказать, что русские » повернули вектор своего делания на обожение тела» в конце 17-го века, а период с конца 10-го века до середины 17-го века был посвящен избавлению человека от укоризненных страстей, т.е. личных грехов.»
То есть с конца 17-го века учение об аскетизме, возникшее на основании монашеского опыта очищения от укоризненных страстей и связанных с ними личных грехов, перестаёт быть актуальным? Но разве люди избавились от всего этого? И почему святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине 19 века печалился об утрате современным ему монашеством своего назначения — быть идеалом христианства для остальной части Церкви? Он считал такое положение вещей признаком отступления от веры, падением христианства, а Вы говорите, что Дух Святой помогает этому падению. Или я опять неправильно поняла Ваши слова?
«…с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.»
Вы имеете ввиду виртуального христианина? Из реальных людей, мне кажется, таких мало.
Людмила Николаевна 01.09.2022 в 00:22 Нижний Новгород: «То есть с конца 17-го века учение об аскетизме, возникшее на основании монашеского опыта очищения от укоризненных страстей и связанных с ними личных грехов, перестаёт быть актуальным? Но разве люди избавились от всего этого?»
Ответ на эти вопросы я Вам дал вначале своего комментария. Его второе предложение: «Я писал о смещениях акцентов в христианском делании, а не об оставлении дела по обожению души и переходу к обожению плоти.»
После 17-го века христиане же не выкинули первую часть годового богослужебного круга, которая посвящена избавлению человека от его личных грехов. Какой она была такой и осталась. Изменилось таинство исповеди — раньше священник, проводящий это таинство, был свидетелем перед Богом раскаяния кающегося, а в конце 17-го века он стал тем, кто прощает грехи кающегося. Изменился обряд, изменились соотношения между частотой исповеди и причастия, изменилась иконография и изменились принципы богослужебного пения. Послабления в аскетике произошли в 7-м веке. Эти облегченные дисциплинарные правила русская Церковь восприняла от Византии и сохраняла. Новых послаблений официально не вводила.
Людмила Николаевна, если Вас смущают исторические параллели, то обратитесь к тому, что Вы имеете сейчас под рукой. Взгляните на свою религиозную жизнь: сравните службы первой части годового богослужебного круга со службами второй части этого круга. Они резко различаются. Если временная дистанция величиной в год Вас смущает, то обратите внимание на то, что происходит во время совершения Литургии. Первая часть — литургия оглашенных — существенно отличается от второй части — литургии верных. Во время служения литургии оглашенных «смысловой элемент» явно доминирует над «звуковым элементом»: апостол и евангельское зачало ( основную пища для ума, получаемую на Литургии ) читает дьякон или священник без особого звукового ( музыкального ) сопровождения ( читает один ), Символ Веры на литургии верных все молящиеся поют вместе ( партесно ), основные песнопения «едиными устами и единым сердцем» исполняются на литургии верных и т.д.. Если Вас эти изменения не смущают, то почему же те же самые изменения, происходящие на протяжении больших исторических периодов, вызывают у Вас неприятие?
«И почему святитель Игнатий (Брянчанинов) в середине 19 века печалился об утрате современным ему монашеством своего назначения — быть идеалом христианства для остальной части Церкви? Он считал такое положение вещей признаком отступления от веры, падением христианства, а Вы говорите, что Дух Святой помогает этому падению.» (с)
Хулу на Духа Святого Вы возводите, а не я. Ничего подобного я не писал. А появления изменений в богослужебном строе Церкви я не считаю падением. Я считаю, что эти изменения были инициированы Святым Духом, а не происками «серых кардиналов», как о том писал Алексей из Уфы в первой части данного обсуждения, посвященной изменениям «смыслового элемента» богослужений.
Статья «Валерий Смирнов. Чтобы жить знаменно — нужно петь знаменно»
https://vetrovo.ru/art/smirnov-zhit-znamenno/comment-page-2/?unapproved=93277&moderation-hash=32d30bfcca4c23c17e7bcc58846b7c87#comment-93277
«Печалиться об утрате монашеством своего назначения» не нужно, нужно быть достойным монахом, если ты избрал этот путь. Тенденция к обмирщению в христианстве существовала с самого начало. Я приводил здесь цитату из Откровения апостола Иоанна Богослова о песне Моисея и о песне Агнца. Возможно, песня Моисея в христианском изводе лучше звучит из устах монаха, но песня Агнца, на мой взгляд, будет хорошо звучать и в исполнении монаха, живущего в миру.
И последнее замечание по поводу «печальников-всепропальщиков»: …….
Впрочем, Вы сами можете заполнить пробел, вспомнив евреев, отвергших Христа, старообрядцев, отвергших Церковь, духовных писателей, поступающих не по своему слову, и т.д.
Людмила Николаевна 01.09.2022 в 00:22 Нижний Новгород: ««…с помощью знаменного распева русский христианин избавлялся от укоризненных страстей на протяжении семи веков и к началу 17-го века отпраздновал встречу со Святой Троицей.»
Вы имеете ввиду виртуального христианина? Из реальных людей, мне кажется, таких мало.»
Конечно, я имел в виду гипотетического русского христианина. Реальные в течении семи веков не живут. Но в качестве примера я привел реального русского христианина — преподобного Александра Свирского. Он, кстати, по национальности был вепсом.
Геннадий, я беру тайм-аут в обсуждении, но, надеюсь, что мы ещё эту тему продолжим: слишком уж интересные (для меня) вещи Вы говорите.