col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

И вроде бы всё — Божья Милость,
И радостен шёпот весны.
Но что-то в ночи изменилось.
А что? Не понять без луны.

Не слышно собачьего лая,
Как будто повымер народ.
Восходит луна, оживляя
И снег, и светящийся лед.

Снега, что на солнце сгорают,
Морозец повывесил в ряд —
Под старою крышей сарая
Серёжки-сосульки искрят.

Таинственно светозвучанье
В победном остатнем строю —
Играют живым на прощанье
Последнюю песню свою!

Послушай подлунные звуки!
Им только до завтра звенеть.
Весенние свечи-сосульки,
Не вам этот мiр обогреть!

Щемяще недолго искрили,
Огнём неопальным горя.
А всё ж красоту отразили,
И, значит, являлись не зря!

А завтра… а нужно ль об этом?
И время ли горьким речам?
Вы были пронизаны светом,
А в свете какая печаль?

И горечи нет от разлуки:
Под этой же самой луной
Опять замерцают сосульки —
Служа Красоте неземной.

Иеромонах Роман
8 марта 2013
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Мне кажется, это о людях, чей земной срок подходит к концу. О тех, кто сумел отразить свет — и к Свету уходит.

  • .. или не сумел отразить свет …
    Пляшут в шумном хороводе
    Листья ветренно кружась ,
    Обнимаясь пред уходом
    И грустя и веселясь …
    Этот — раньше , этот позже
    Листик с трепетом упал
    И адажио исполнив ,
    Завершая скорый бал ..

  • Человек услышал красоту и она растворилась в пространстве, неся спокойствие и умиротворение людям и земле…

  • Дорогой батюшка, помолитесь, ПОЖАЛУЙСТА, о болящей дочке моей Людмиле! Уже неделю мучают её сильные боли!
    Заранее огромное спасибо и низкий поклон!
    И ещё, я ещё в ноябре спрашивала адрес: я очень хочу прислать отцу Роману мёд и воск( мой папочка — пчеловод) Дайте, пожалуйста, адрес! ?

  • Дорогая Светлана, отец Роман попросил передать Вам, что молится о Людмиле. Напишите, пожалуйста, сколько ей лет, ходит ли она в Храм, причащается ли и чем именно болеет? Божией помощи Вам, не унывайте!

  • Стихотворение «Ночью» перекликается с давним песнопением отца Романа:

    * * *

    Ах, оставьте, не нужно тревожить
    Эту воду у мокрых обочин.
    Лужи спят на раскисшем ложе
    И, конечно, мечтают о большем.

    В их мечтах — одинокий месяц,
    Капли звёзд, придорожные кущи.
    И никто до утра не месит
    Сапогами больные их души.

    О, блаженное время покоя,
    Одиночества и чистоты!
    Холодея в серёжках стекольных,
    У канавы столпились кусты.

    Отстоялись, забылись лужи.
    Осторожно, смотри не задень!
    Ведь и так их усталые души
    Суетой испохабит день.

    И окончится звёздный праздник
    Под ногами зевак и растяп.
    И захаркают лужи грязью,
    За раздавленный месяц мстя.

    …Спите, лужи. Обиды в прошлом.
    Блеск и гладь, хоть неси коньки.
    Спите, спите до первой подошвы,
    Искалеченные родники.

    28 октября 1981
    г. Тракай – Вильнюс

  • Очень люблю это давнее песнопение отца Романа! Но о его созвучности со стихотворением «Ночью» мыслей не было. Сейчас подумала об этом целенаправленно… Возможно, они созвучны упоминанием ночи, но для меня совершенно разные по смыслу. В песнопении я слышу ночь как время суток, когда душа может получить краткий отдых от страстей и мирской суеты. А в стихотворении ночь ассоциируется с быстротечной земной жизнью, лишь слегка отражающей Жизнь Вечную . Но, возможно, я неправильно понимаю, в чем заключается созвучность стихотворений…
    По — настоящему созвучными для меня слышатся стихотворение «Соловей» и песнопение «Пел соловей, ах как он пел… »
    Прошу прощения за легкое возражение. Захотелось поделиться впечатлениями…

  • Алла, я совершенно согласна и с Вашим прочтением, а еще думаю, что есть и другие варианты. Ночь — и время суток, и краткий срок земной жизни, и, может быть, наши, последние времена. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5).

  • Ночь может быть временем размышлений о прошедшей жизни, временем внутренней борьбы («…Что ж вы, думы мои, заполо́нили грудь, В голове разгулялись до одури?…»)

    В эту ночь, в эту ночь не уснуть, не уснуть:
    Старый дом, старый дом ходит хо́дором.
    Что ж вы, думы мои, заполо́нили грудь,
    В голове разгулялись до одури?

    Сегодня мне так весело!
    Метелит, просто страх.
    И в этом мутном месиве
    Сижу один впотьмах.
    Душа моя заходится,
    Хоть впору умирать.
    И впереди, как водится,
    Просвета не видать.

    А в трубе, а в трубе только вой да скулёж.
    Кто-то смотрит в затылок убийственно.
    Всю-то жизнь, всю-то жизнь я служил тебе, ложь,
    Подойдя под конец к этой истине.

    На белом свете, кажется,
    Ни звука, ни души.
    Печаль, как снег, уляжется,
    Кружи, метель, кружи!
    Под вой да причитания
    Гляжу, гляжу во тьму,
    И в целом мироздании
    Не нужен никому.

    Неспроста, неспроста ветер ломится в дверь,
    Сотрясая невидимо келию.
    Что, душе́, что, душе, нам осталось теперь
    Пожинать то, что в юности сеяли.

    Открою дверь скрипящую,
    Хвачу морозца в грудь
    И полночью свистящею
    Пойду куда-нибудь.
    Куда, куда, не ведая,
    Шепча, впадая в раж.
    И ты, и ты, мой преданный,
    И ты меня предашь.

    Вскую, Боже, оставил на радость врагу?
    Без Тебя все дороги к погибели.
    Без Тебя ни идти, ни стоять не могу,
    Точно твердь из-под валенок выбили.

    Печаль – тоска повальная,
    Ни друга, ни врага.
    Готовь мне погребальное,
    Полночная пурга.
    Мети, такая славная,
    Продолжи свой концерт,
    Чтоб снегу, словно савану,
    Не таять на лице.

    Но Тобою, Христе, в поруганье врагу
    Оживает и колос подкошенный.
    Слава, Боже, Тебе и за эту пургу!
    И встаю, до скуфьи запорошенный.

    Вернусь обратно в келию
    С надеждою в груди.
    Кромешное веселие
    Теперь уж позади.
    Лампадку пред Пречистою
    Зажгу, псалмы поя.
    И в эту ночь я выстоял
    По милости Ея.

    иеромонах Роман
    4 мая 1989
    п. Кярово
    https://www.youtube.com/watch?v=Jt30bd8h1gE

    Из Колыбельной:
    …Ты бросил мир и стал духовным,
    Чтоб умолять за свой народ.
    Но знай, духовное с греховным
    По жизни рядышком идет.

    Давай, с пелёнок разбирайся,
    Не то до облак вознесут.
    И белым клобуком украсят,
    И в депутаты изберут.

    Так почивай же до рассвета,
    Греха не знающий малыш.
    Всего достигнешь в жизни этой,
    Но в Правде вряд ли устоишь.

    Всё будет пущено на ветер,
    В душе – мамона и тоска.
    Дитя мое, нет хуже смерти
    От жажды возле родника…
    https://www.youtube.com/watch?v=MvmGnHUwTSc

    И стихотворения, и песнопения отца Романа, и проза, и слова в отзывах благотворно влияют на наши души (искалеченные родники)!

  • Окутывает ночь дороги мраком,
    Хотя недавно было так светло.
    А я уже хочу молчать и плакать,
    Устав от суеты ненужных слов.
    Растаяла во тьме живая зелень
    И превратилась в чёрное пятно.
    Спустилась ночь, спустилась ночь на землю
    И смотрит торжествующе в окно.

    Луну закрыли облачные клочья,
    Плывут, плывут, глядят в свою же тень.
    А я уже хочу молиться ночью,
    Перебирая четки в темноте.
    Зажгу свечу и мантию наброшу,
    Лампаду пред иконой затеплю.
    — Измый меня от беззаконий, Боже,
    И я Тебя вовек благословлю.

    О тишина, о чистота святая,
    Горит свеча и разгоняет тьму.
    В моей утробе сердце воском тает,
    Прильпе язык гортани моему.
    А за окном великое затишье,
    Дрожит из-за клоков созвездий сыпь.
    И эту ночь нам даровал Всевышний
    Как лучшие молебные часы.
    Любую ночь нам дарует Всевышний
    Как лучшие молебные часы.

    Душе моя, не устрашайся ночи,
    Зажги свечу и просто помолчи.
    Язык огня, как и язык пророчий, —
    Чем гуще тьма, тем он светлей в ночи.
    Окутывает ночь дороги мраком,
    Хотя недавно было так светло.
    А я уже хочу молчать и плакать,
    Устав от суеты ненужных слов.

    иеромонах Роман
    15 августа 1987
    с. Родовое

    http://vetrovo.ru/okutyvaet-noch-doro

  • Хочется поделиться размышлениями о молитве игумена Никона (Воробьёва) из его писем:

    …Ты пишешь, что после отъезда твоей учительницы тебе стало труднее. Вполне это понятно, точно так же и то, что утром и вечером на молитве одолевают житейские помыслы, так что приходит на ум и вовсе бросить это занятие, как будто бы бесплодное. Совершенно ясна рука бесовская. Обычно он так делает: под разными предлогами отклоняет от молитвы, если это не удается, то посылает разные помыслы, сначала хорошие, потом суетные, если не отогнал сразу первых, затем вводит незаметно дурные, нечистые, а затем внушает бросить вовсе молитву, нашептывая, что ведь совершенно бесполезно так молиться, один, мол, грех только от такой молитвы.
    Не слушай этих бесовских внушений. Никто сразу молиться чисто не научился. Это дело долгих лет и милости Божией. Надо всегда принуждать себя к молитве, и, приняв некоторое посильное правильце, обязательно (кроме исключительных случаев) выполнять его. Это постоянное выполнение хотя бы малого правила может, по словам преп. Исаака Сирина, оградить от великих падений. Имей это в виду. Именно в период особого нашествия помыслов и нужно принуждать себя к молитве. Это приблизился враг, и не время опускать руки, а с особой горячностью, с сознанием своей немощи взывать к Господу, чтобы Он помог изгнать врага. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (т. е. врагам). Сами мы, только своими силами ничего не можем творить, но если боремся ради Бога, принуждаем себя на делание заповедей с постоянным призыванием имени Господня, то Он и посылает нам помощь Свою, и после бури дает мир и покой душам нашим.
    Слово пророка: Проклят всяк…. – никак не относится к молитве в случае нашествия помыслов. Нужно со всяким благоговением, вниманием, сознанием своего недостоинства предстоять пред Господом в молитве – это верно, а будет ли молитва чистая или будет одолеваться, по попущению Божию, за грехи наши или в наше обучение разными помыслами – это не в наших руках. Мы обязаны бороться, а успех предоставим Господу. За терпеливое пребывание на посту, в борьбе, в сражении Господь венчает Своих подвижников.
    Относительно говения скажу, что если можешь со страхом и благоговением приступать к Св. Тайнам, то чем чаще, чем лучше. Только бы не стала относиться к этому без достаточного страха, без внутренней подготовки.
    Еще скажу: не ищи радостей в молитве или в причащении. Можешь в этом жестоко обмануться. “Рукою смирения отвергай приходящие радости, чтобы вместо пастыря не принять тебе волка”,– говорит преп. Иоанн Лествичник. Ищи покаяния, сокрушения сердечного, а все прочее предоставь Господу. Без покаянного чувства, без сокрушения сердечного (которых Бог не уничижит) – все прочее или уже есть обман, “прелесть”, по терминологии Отцов, или ведет к прелести.
    Признаком правильности духовного делания является все усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, – словом нищета духа. Это первая ступенька лестницы блаженств, ведущей на небо. А за этим идут плачущие, кроткие и т. д. Всему свое время и место. Кто в начале пути ищет высокого, тот никогда ничего не получит, а примет миражи вместо действительности и заблудится.
    Да избавит тебя Господь от всего этого.
    Ищи, родная, Царствия Божия и правды Его, и по слову непреложному Самого Господа, слову более твердому, чем небо и земля, – приложится и все необходимое в материальной жизни. Хотя и испытывает Господь рабов Своих, но и следит за всем, за духовными и за телесными нуждами, и все подает в нужное время тем, кто доверился Господу, а не своей ловкости, силе, умению и проч.
    Спасайся о Господе. Мир тебе. Пиши, когда почувствуешь нужду в этом.
    Твой доброжелатель Н.

    «Не унывай, борясь с врагом бесплотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего тебя за Него терпеть борьбу с коварным змием и за Него уязвляться на всякий час, ибо, если бы ты не стал благочестно жить и усиливаться соединиться с Богом, то враг и не нападал бы на тебя и не мучил бы тебя.»
    Святой праведный Иоанн Кронштадтский

  • Ольга, понял позже, что «перестарался», спасибо Вам!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.