col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
И#бо БGъ нaшъ џгнь поzдazй (є4сть)

Нельзя, желая услажденья,
Не потерять благоговенья!

При мiролюбной жизни нашей
Ввергает в прелесть дерзновенье.
Не учащай подходы к Чаше:
Без обновленья нет Спасенья!

Святая Чаша вам не чашка,
И Тело Господа не кашка!

Иеромонах Роман
21 октября 2023
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Иркутская обл.

    «Чем чаще, тем лучше! — с амвона кричат…
    …Но измененья в душах — ноль».
    Спаси Вас Господь,отче Роман!

  • г. Гусев Калининградская область

    Благодарю о.Роман. Протоиерей Василий Ермаков говорил что за такое формальное отношение к Причастию, как сейчас происходит у нас, Бог с нас спросит и мы подвергнемся наказанию. Как было и перед революций причащались для галочки раз в год, так и сейчас другая крайность- частое формальное причащение, без покаяния и изменения жизни.
    » Мелитона держись тона
    Возьмёшь высоко, будет нелегко
    Возьмёшь низко, будет склизко
    А ты, Мелитона, держись среднего тона»
    поговорка св.Амвросия Оптинского

  • Нижний Новгород

    А как правильно — приходить на Литургию и не причащаться или не приходить на Литургию?

  • Екатерина, конечно, приходить и молиться, но к Причастию приступать не каждый раз.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    Благодарю батюшку о. Романа (Матюшина-Правдина) вслед за апостолом Павлом напомнить нам (нынешним людям) вновь о Святых Тайнах и расследовании своей жизни.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    «Нельзя, желая (душевредно в себе) услажденья,
    Не потерять благоговенья!» (творч. о. Романа (Матюшина) (Не учащай!: 21 октября 2023. Скит Ветрово).

  • Псков

    Игумен Никон Воробьёв говорил так:»ни часто, ни редко, а по потребности души».

  • г. Гусев Калининградская область

    Причастие сейчас стало для многих целью, а не средством в борьбе со страстями и помощью Божией в изменении своей жизни. Очень много пришедших в храм людей воспринимают это таинство магически. Причащаться нужно не когда мне рассудится, а с благословения своего духовника, лучше опытного (а не младосвята), который знает обстоятельства вашей жизни, исповедует вас и ваших домочадцев не первый год. Читается при выносе Чаши- «Со страхом Божиим, и верою приступите». Как говорил нам батюшка смотрю на вас, а у вас ни страха Божия, ни веры. Цель духовной жизни не в частом причащении, тогда бы Серафим Саровский об этом поведал нам через Мотовилова, а в стяжании Духа Святаго, а уж какими способами почитайте в Его беседе. Причем, как Он считал, больше » духовной прибыли» даёт молитва. И сёстрам дивеевской общины Он дал благословение причащаться каждый двунадесятый праздник. Отнюдь не каждую литургию. Это есть в воспоминаниях о.Василия, окормлявшего сестёр.
    Большинство известных духовников, прошедших гонения, ссылки и лагеря, доказавших своей жизнью веру и верность Богу, стяжавших не на словах, а на деле даров Святаго Духа не благословляли ежелитургийное, даже еженедельно причащение. ( за некоторыми исключениями). А сейчас пришло поколение молодых св/ служителей, уже другой ориентации, не той традиционной., не захотевших или поленившихся поехать к более опытным духовникам и перенять их опыт. Но что я мгогословлю. В стихе о.Романа все кратко и понятно. Там есть ответы на все вопросы. ( в последних двух стихах о Причастии).

  • Москва

    Сергей, целые поколения воспитаны в обход чистого общения с Богом на одной только установке: «Так надо» — потому и причащаются многие машинально, не думая о других сторонах духовной жизни. Правильное Христианство учит взаимодействию с Богом, исследованию и познанию Его, изучению и очищению себя, а не тому, что «надо, потому что надо». Бога нужно понять. Понять, почему с Ним лучше, чем без Него, и именно на собственном опыте, а не на механическом поглощении писаний святых отцов или причащении по расписанию.

  • Нижний Новгород

    А как быть с 9 апостольским правилом? «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного.»
    Ни в коем случае не хочу спорить, а просто прошу помощи разобраться с этим противоречием.

  • Москва

    Да! Это чума какая-то! «Если постишься въ среду и пятницу, — причащайся каждое воскресеньѣ, только въ субботу послѣ обѣда мяса не ѣшь!» — становится почти правиломъ. Не такъ давно появилось ещё «пгавославное гадіо «Вега»», гдѣ почётныя знаменитости уминскія, островскія и прочія сіе внѣдряютъ въ модернизированное благочестіе доверчивыхъ мудрецовъ-неофитовъ. Лучше не причащаться вовсе (это страшно!), чѣмъ причащаться во осужденіе (это неизмѣримо страшнѣе!). Попы-обнагленцы — явленіе гадкое.

  • Дмитров

    Отец Павел — вопрос к Вам, но как же тогда быть с советом Иоанна Кронштадтского — причащаться как можно чаще?

  • Иркутская обл.

    Здесь о верных,Екатерина — т.е. о имеющих исправленный ум, правильные и твердые понятия о вере правой,живущих по ним в страхе Божием,с сокрушенным сердцем,в покаянии и реальной,трудной,настоящей, борьбе со страстями. (А не с их имитацией,как у нас, у большинства)
    Много сейчас среди нас,прихожан,таких вот — Верных? Настоящих православных христиан не по имени только,а по жизни,всегда,везде и во всем.
    В правиле еще,и это главное в нем,по моему,о — не пребывающих на молитве и святом причащении ДО КОНЦА, яко бесчиние в церкви производящих.
    Не прибывающие до конца,до отпуста уходящие — безчинствуют,показывают свое небрежение.
    И ещё — такие же правила Церкви св.Василия Великого,которые строго воспрещают причащаться и накладывают епетимьи за смертные грехи.
    Т.е. нет обязательного причащения для всех подряд,без исключения,бывших на литургии.

  • Москва

    Марина! Свъ. прав. Іоаннъ Кронштадтскій говорилъ не о механическомъ причащеніи.
    Жить надо такъ, чтобы быть достойнымъ. «Несмь доволенъ, Владыко ГДИ, да внидеши подъ кровъ души моея» (свт. Іоаннъ Златоустъ) — вѣдь есть надъ чемъ задуматься!
    Мой духовный отецъ говорилъ, что причащаться надо почаще, — хорошо бы разъ въ мѣсяцъ.

  • Дмитров

    «хорошо бы разъ въ мѣсяцъ» — так и поступаю. Спаси Господи, батюшка.

  • Иркутская обл.

    Немного Св.Отцов:
    +Ты и царя не осмелишься облобызать, когда изо рта у тебя дурной запах: как же ты со зловонною душою дерзаешь лобызать Царя Небесного?
    +Не в том состоит дерзость, что часто приступают, но в том, что недостойно, хотя бы даже кто-либо один раз во всю жизнь сделал это.
    +На тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол, как и тогда в Иуду.
    +Скорее душу свою положу, чем дозволю причаститься Крови Владычней недостойно, и скорее пролью собственную свою кровь, чем допущу до причастия столь страшной Крови недолжным образом.
    Свт.Иоанн Златоуст
    +Духовная немощь и духовная смерть происходят от недостойного Причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощными верой, слабыми духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха и от этого смертоносного усыпления никак не пробуждаются для спасительных дел.
    Прп.Иоанн Кассиан Римлянин
    +Как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и Пречистому Телу Христову, и мерзости греха.
    +Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Тайн, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от дел злых и слов срамных, от смехов бесчинных, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутри движения, — и таким образом принимает Царя славы; напротив, в тех, которые недостойно причащаются Пречистых Тайн, стремительно врывается диавол и входит в сердце их, как случилось с Иудою, когда он причастился Вечери Господней.
    +Следовало бы некоторым христианам послушаться того, кто возбраняет им недостойное причастие, и благодарить его, потому что он избавляет их от величайшей беды, больше которой нет и никогда не было, так как недостойно причащающиеся повинны бывают Крови Христа Господа, т. е. будут осуждены вместе с Иудою и распинателями Господа. А что может быть хуже и тяжелее, как подвергнуться такому же осуждению, какому подвергнутся распявшие Господа?
    +Как некогда Иуда-предатель, приняв хлеб от Христа недостойно, съел его, как часть обыкновенного хлеба, и потому сатана вошел в него тотчас и бесстыдным предателем Христа— Учителя своего соделал, воспользовавшись им, как слугою и рабом, и исполнителем своей воли; так случается в неведении и с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к Христовым Божественным Тайнам.
    Прп.Симеон Новый Богослов
    +Кто с недостойною душою приступает к Божественным Тайнам, тот сам себя осуждает, не очистив себя к принятию Царя в Брачный Чертог свой.
    Прп.Ефрем Сирин
    +Неверию в воздаяние подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым Тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия Тайн, не видя над собою немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания.
    Свт.Игнатий Брянчанинов
    +Как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовой? Апостол говорит: «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба этого и пьет из чаши этой. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28–29). Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не принимает Бог. Страшно приступать не очистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то и другое страшно.
    Свт.Тихон Задонский

  • Нижний Новгород

    А я думала, что верные-это крещённые. Но кто может сказать так про себя: «имею исправленный ум, правильные и твердые понятия о вере правой,живу по ним в страхе Божием,с сокрушенным сердцем,в покаянии и реальной,трудной,настоящей, борьбе со страстями»?
    Это значит, вообще к Чаше не подходить. А нам священник (совсем не «обновленческий») говорил, что причащаться нужно только с чувством своего глубокого недостоинства. И что мы, современные христиане, настолько слабые, что без частого причащения не выживем.
    И как можно договориться со своей совестью, когда Господь уготовил для нас Трапезу, зовет: придите, вкусите, а мы не откликаемся? Потому что поленились попоститься, помолиться, к исповеди подготовиться. Это не предательство? Готовясь к Причастию, подтягиваешься, лучше следишь за собой. А когда знаешь, что в воскресенье причащаться не будешь, то всю неделю живёшь спустя рукава.
    Но, раз отец Роман уже не первый раз об этом говорит, значит с моей совестью что-то не то. Буду с ней разбираться с Божией помощью.

  • ЧАСТЫЙ ДОЖДЬ

    И аще умножите моление, не услышу вас (Ис. 1: 15 ).

    Дождь шумит… Старики говорят,
    Что дожди без прополки вредят.

    Помню, дождь зарядил на неделю,
    Был какой-то нерадостный год.
    Мы тогда урожай проглядели —
    Сорняками зарос огород…

    Не желая устои нарушить,
    Наблюдаю, кто к Чаше идёт…
    Благодать на ленивую душу —
    Словно дождик на тот огород.

    Не спасёт и Всесильный Господь,
    Если душу не будем полоть!

    Иеромонах Роман
    3-4 июня 2022
    Сретенский монастырь
    Москва
    https://vetrovo.ru/chastyj-dozhd/

  • Дмитров

    Уважаемые отец Роман, Ольга Сергеевна и читатели сайта «Ветрово»! У меня такой вопрос — можно ли при крещении девочки дать ей имя Эсфирь? Насколько я понимаю, такое имя есть в святцах. Спаси Господи.

  • Санкт-петербург

    о. Павел, а почему Вы думаете, что люди приходящие каждое вс причащаться, делают это формально?

  • Санкт-петербург

    В нашей Церкви документ о причащении верных. Там написано, что если человек не причащается более 3 недель подряд, то он отлучается . Все остальное регламентируется духовником.

  • Петр, Божьим усмотрением старчик-священник в болезни страждущий:

    «Себе не внимая, в прелестном уме,
    Душой привыкаем к Святыне» (творч. о. Романа (Матюшина) (Привыкание: 20 октября 2023. Скит Ветрово). … «Всегда ль, причащаясь, живём со Христом» (творч. строка из этого творческого произведения).

  • Москва

    Анна! Нѣтъ никакихъ такихъ «документовъ». Нужно стремиться стяжать Страхъ Божій. Кто часто подходитъ, тотъ напрочь лишаетъ себя этой возможности.
    Это просто древній поповскій опытъ.

  • Астрахань

    Очень своевременное предостережение! Слава Богу за все!

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.