Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент, о номинантах Патриаршей литературной премии
11 мая пройдет церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2017 года. Накануне этого значимого события актуальными будут размышления о творчестве тех современных авторов, которые в этом году вошли в короткий список номинантов.
Писатель и педагог Ирина Богданова имеет богатый опыт работы с дошкольниками, и в этом, пожалуй, заключается главная причина успеха ее книг для детей. Все они интересны, познавательны, полезны. В них нет нарочитых поучений, нет сухого дидактизма. Текст написан так, что ребенок сам все поймет, запомнит, сделает правильные выводы.
Все ее произведения — это по-настоящему увлекательное, интересное чтение. Не только дети, но и родители, и педагоги читают очередную ее книгу до конца, не откладывая в сторону, и, дочитав, сожалеют, что она уже закончилась, хотя детские книги, написанные Ириной Анатольевной, весьма объемные. Мне рассказывали, как юная читательница, ученица начальной школы, мечтала, чтобы в книге «Истории из Котофейска» было не менее тысячи страниц, чтобы можно было читать ее долго-долго.
У этой талантливой писательницы есть несколько книг и для взрослых. Правильнее сказать, они адресованы любому возрасту, начиная с подросткового. Все эти книги заставляют читателя проживать с героями ситуации, в которых они оказываются, плакать, смеяться, радоваться вместе с ними, учат сопереживать, размышлять. Они написаны прекрасным языком, это настоящая художественная литература.
Ирина Анатольевна не устает познавать историю своей семьи, своего рода. Многое сохранили ее предки, немало интересных находок сделала она сама. Ее интерес к истории не ограничивается только судьбой собственной семьи. Писательница стремится узнать, как можно глубже, историю всей нашей страны. Все герои ее взрослых книг живут в определенном историческом периоде. Она не только предлагает читателям увлекательный сюжет и интересных героев, но и ненавязчиво передает множество исторических деталей, помогает глазами персонажей книг увидеть ту или иную историческую ситуацию изнутри.
Из всего творчества Ирины Богдановой мне хотелось бы особо отметить книгу «Мера бытия» о блокадном Ленинграде. На мой взгляд, это произведение стоит рекомендовать подросткам и молодежи как обязательное чтение. Наши современники должны знать, что вынесли люди в годы Великой Отечественной войны, понимать, в каких условиях выстояли.
Думаю, большинству наших читателей знакомо имя Дмитрия Володихина — историка, писателя, ученого. Его книги особенно востребованы читателями, которые серьезно интересуются отечественной историей, не довольствуются рамками школьной программы или распространенными историческими штампами и стереотипами, всегда стремятся узнать новое об известных личностях, оставивших след в истории. Книги Дмитрия Михайловича адресованы не только любознательным, но и вдумчивым людям с критическим мышлением, которым интересно обращение к источникам приводимых цитат, кто готов вместе с автором сопоставлять, размышлять, делать выводы.
Яркий пример нестандартного взгляда на российскую историю и одна из наиболее любимых мною книг этого автора — «Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок». У нас до сих пор принято упрекать в отсталости допетровскую Русь, полагать, что все значимые достижения в области образования, военного дела, реформировании страны связаны с использованием опыта западноевропейских государств, с заимствованиями, начало которым положил Петр Первый. Более того, не все помнят, что Петр стал самодержцем не сразу после смерти своего отца царя Алексея Михайловича, что до него на царском троне побывал старший брат Федор, что соправителями Петра некоторое время были еще один его брат Иван и сестра царевна Софья — фактическая правительница в течение ряда лет.
Это литературное произведение рассказывает о кратком, но очень результативном для страны царствовании Федора Алексеевича. Ученый на конкретных примерах показывает, что интерес к Европе возник уже тогда, что «курс на реформы» назрел и был взят еще при царе Федоре. Но это были изменения более органичные для российского уклада жизни: постепенные, мягкие, не оскорблявшие и не отменявшие, не обесценивавшие русскую культуру. Федор Алексеевич предпринимал только самые необходимые для развития государства и общества заимствования, перенимая действительно нужное, что давало стране возможность сделать шаг вперед, не отрывая ее искусственно от ее собственных корней.
Так, в частности, проходили реформы в сфере образования и науки. Какое высшее учебное заведение, как самое первое в России, известно большинству наших современников? Московский государственный университет? Но на несколько десятилетий раньше, в период правления царевны Софьи Алексеевны, в нашей стране открылась Славяно-греко-латинская академия. А еще раньше — в годы царствования Федора Алексеевича при Московском печатном дворе было учреждено Типографское училище. Это учебное заведение только по отдельным критериям еще не могло быть отнесено к высшим. И это далеко не единственное новшество в общественно-культурной жизни России, которое было введено в годы правления Федора Алексеевича. Читатели этой познавательной книги Дмитрия Володихина могут узнать о многих других начинаниях предшественника Петра Великого.
Автор романов, повестей, рассказов Василий Дворцов — человек разносторонне одаренный. Он многие годы трудится как художник реставратор и в то же время известен как писатель и публицист. Особенно мне запомнился «Нескончаемый патерик»: цикл рассказов о путях обретения веры и принятия монашества. Автор создал уникальные, живые портреты множества людей с их индивидуальными особенностями, эпохой, жизненными ситуациями, характерами. Тем, кто еще не знаком с творчеством Василия Дворцова, я особенно советую прочитать из этого цикла рассказы «Детская молитва», «Петровна», «Грянуло».
Из публицистики Дворцова хочу отметить его точные размышления о взаимосвязи национальной литературы и самосознания народа. Нельзя не согласиться, что в формировании нации ведущая роль принадлежит национальному языку, а «кровь и почва в этом процессе вторичны». Распространение, сплочение, консолидация или, наоборот, разобщение, рассечение и даже истребление народа осуществляется через его язык, буквально: «народ меняется языком». Также актуальна мысль Василия Владимировича о важности словарного запаса для полноты развития личности, причем «не только количественным наполнением, но и качественным». Это обусловлено тем, что «в отличие от всех иных тварей, человек разумный мыслит словами».
Творчество еще одного номинанта — Виктора Лихоносова глубоко охарактеризовал Валентин Распутин, написав: «Виктора Лихоносова считали то «деревенщиком», то городским писателем, то… писателем казачьего быта. А он никогда ни в какую группу не вмещался, ни на какой «литературной улице» не проживал, его всегда тянуло на простор, в древнерусскую степь с далекими горизонтами, к холмам былой славы и к местам, возвышающимся в поле русской жизни духовными святынями».
Проза Виктора Ивановича лирична. На мой взгляд, некоторые авторские отступления иногда важнее, чем само повествование. Один из ярких примеров — размышление из повести «Осень в Тамани»: выйдя к обрыву и став «почти там, где была ранняя на Руси Церковь», писатель ощущает присутствие на этом месте многих ушедших поколений русских людей, своих предков и видит себя среди них. «Кем бы я сам был тогда: дружинником, монахом, отроком? Кто бы любил меня, в какой сечи участвовал я, что за песни слышал бы, какую сторону держал в лихую пору?» — эти размышления ставят автора, а вместе с ним и читателя, в неразрывную цепь поколений, которая продолжится и после нас. И уже смотришь на собственную жизнь из вечности, и по-особому убедительно, правдиво отзываются в сердце самые близкие автору «мономаховские слова»: «Посмотри, брат, на отцов наших: много ли взяли с собою, кроме того, что сделали для своей души?»
Сопричастность родной истории, из которой невозможно исключить ничего: ни горестного, ни радостного, ни великого, ни малого — характерная особенность всего творчества Виктора Лихоносова. Это относится к его произведениям и о Тамани, и о Пскове, и об усадьбах, в которых жили или бывали наши классики. Виктор Иванович не устает напоминать читателю, что наш народ за многовековую историю накопил великую мудрость. Познавший ее человек счастлив в любых обстоятельствах, а мы в своей постоянной суете и безостановочной спешке ее утрачиваем. Особенно люблю его рассказ о путешествии на Святую Землю «Тут и поклонился».
Стихи и песни иеромонаха Романа знают, думаю, все. Наверное, это уникальный пример поэтического творчества, которое всё без исключения посвящено воспеванию величия Творца и красоты созданного Им мира. Отец Роман сумел в двух строчках выразить самую суть того, как должен человек, одаренный Господом поэтическим, художественным или музыкальным талантом, относиться к своему дару, как должен правильно его использовать:
За то, что дал мне красоту воспеть!
Очень точно удалось отцу Роману выразить отношения Господа и человека, любовь Творца к человеку.
Все мы блудные, меньшие братья…
Но куда б от Отца ни пошел,
Все равно ты в Отцовских объятьях!
Прозаик Борис Споров пишет для читателей разного возраста. Особенно хочется упомянуть о его книгах, которые можно рекомендовать для семейного чтения, совместного чтения родителей с детьми, для обсуждения в кругу семьи. Это «Добрый старичок» — рассказы о помощи святителя Николая Чудотворца, «Воин Христов: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)», «Дети войны».
Последняя книга написана на основе воспоминаний священника, который в детском возрасте пережил войну, а также впечатлений и воспоминаний самого автора и других его ровесников. Сегодня дети войны — пожилые люди, и их воспоминания приобретают особую ценность. Ведь они — те немногие, живущие среди нас, из очевидцев, реально переживших Великую Отечественную войну, остальные о ней только слышали или читали. Люди должны знать и помнить о том, что пришлось пережить в те годы самым маленьким нашим соотечественникам. И книга Бориса Федоровича помогает осознать, что детский опыт войны был горьким и страшным, каким бы разным он ни был. Взрослым надо обязательно читать такие книги, потому что люди не должны забывать: войны губят детские жизни, калечат детские судьбы.
Творчество еще одного номинанта Александра Ткаченко — это не только собственно художественные произведения, но и апологетические, и миссионерские новеллы, и работа в качестве редактора с произведениями для детей. Следует особенно отметить недавно вышедшую книгу Александра Ткаченко «Трудно быть папой».
Сегодня у многих людей отсутствует представление о том, что их роль отца или матери не менее (а на самом деле — более) важна, чем профессиональные достижения и вообще любой другой способ самореализации. Молодым родителям, особенно папам, кажется, что главное в их жизни — добиться успеха в карьере, спорте, творчестве, что за новым поворотом жизни их ждут великие дела, а уход за младенцем — такая рутина! Они не понимают, что самое великое дело родителей — это воспитание своих детей, что нет ничего важнее и интереснее, чем время, проведенное со своим ребенком, что общение с младенцем необходимо не только маленькому человеку, но и его родителям. Бог создал мужчину и женщину и объединил их деторождением (см. Быт. 1, 27—28). Через рождение и воспитание детей у родителей развивается настоящая жертвенная любовь.
Иногда люди слишком поздно осознают, что в свое время не рассказали сказку, не спели колыбельную, не укачали бережно спать на руках, не построили пирамидку… Теперь, когда дети выросли, вернуть прошлое и сделать что-то нужное из того, что не сделал тогда, уже невозможно: нет возможности вернуть эти драгоценные минуты общения. В своей книге Александр Борисович напоминает о неповторимости каждого этапа взросления ребенка. Это очень важно для развития по-настоящему близких отношений.
Еще распространено ошибочное мнение, что «дети сами разберутся» или «ребенок должен сам с этим справиться». Но всегда ли у ребенка хватает опыта, сил, умения для этого? Александр Ткаченко подчеркивает, что детям нужно ощущение, что папа защитит, придет на помощь, если это понадобится, и папа же научит их самих защищаться и защищать других. Автор пишет о важности примирения после ссор и конфликтов: в отношениях детей и родителей должна побеждать любовь, а не царить гнев и обиды.
Надо отметить, что Александр Ткаченко тонко избегает морализаторства, он рассказывает истории из жизни своей семьи, делится опытом и размышлениями, предоставляя читателю возможность задуматься, сделать выводы. Его ненавязчивую манеру я еще раз отметил, когда прочитал в журнале его рассказ «Дурь». В рассказе верно показано, как должен поступить настоящий друг, если тот, с кем он дружит, находится на «скользкой дорожке». А покаянная нотка в завершении рассказа мгновенно ставит автора не выше, а непосредственно рядом с читателем и будит его совесть.
Прозу протоиерея Ярослава Шипова знают не только воцерковленные или интересующиеся жизнью нашей Церкви люди, но и все, кто любит русскую художественную словесность. Сегодня уже обоснованно можно говорить о таком явлении в нашей современной литературе, как священническая проза. Но и внутри этого литературного явления произведения отца Ярослава стоят особняком. Дело в том, что большинство пишущих священников начали создавать литературные произведения и печататься после принятия духовного сана: когда они накопили пастырский опыт, узнали истории, которыми захотелось поделиться с читателем, и ощутили, что Господь дал им на это способности.
Отец Ярослав Шипов окончил Литературный институт и стал писателем раньше, чем священником. Его рассказы отличает особое литературное мастерство, тематическое разнообразие. Одна из основных тем всех его произведений — памятование о Боге. Человеку следует не забывать о Творце этого мира, полагаясь исключительно на свои собственные, человеческие умения и знания — вот лейтмотив рассказов «Пшеница золотая», «Сила немощи», «Три рыбы от святителя Николая».
Писатель неоднократно обращается еще к одной важной теме — закономерности и взаимосвязи всего в этом мире. Один из его рассказов так и называется: «Неслучайность всего». Человек может увидеть, ощутить на себе только малую часть, отдельную деталь, малый фрагмент происходящего во Вселенной и не соотносит свое переживание с грандиозностью события, но Господь не зря дает нам пережить такие «фрагменты», однажды они складываются в целостную картину, и все оказывается неслучайным. Эту мысль отец Ярослав раскрывает в таких рассказах как «Ужин у архиерея», «Кошка».
Итак, короткий список номинантов Патриаршей литературной премии 2017 года по-прежнему сформирован из авторов с разной творческой судьбой и жизненным опытом. Но всех их объединяет заповеданная Богом любовь к человеку и любовь к нашей родине с ее непростой и великой историей.
«Литературная газета»
Источник: Официальный сайт Издательского совета Русской Православной Церкви