col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Смиренный духом приобретает честь

В пустой сосуд вливают дополна,
Кто с этим не знаком?
Кто честь приемлет, у того она
Ущербна и с душком.

Года летят, свистят за годом год,
Как пули у виска…
Кто ищет чести — без неё живёт:
Имел бы — не искал!

Иеромонах Роман
8 февраля 2025
Москва

Заметки на полях

  • МО

    Позвольте привести несколько цитат из работ Острецова, которые перекликаются с высказанными в этом стихотворении отцом Романом мыслями.

    Существуют народы, которые не имеют в своих рядах и пары своих «великих» и «значительных», и даже полчетверти своего Карамзина и одной десятой Тургенева или Достоевского, и даже не только не имеют, но и нужды их иметь не испытывают. Возможно, потому и не имеют. И между тем они чувствуют свою национальную гордость, именно национальную; они, в отличие от нас, не дают себя угнетать всемирной ассамблее «демократизма и прогресса», плевать себе в лицо и вовсе не чувствуют необходимости кому-то доказывать, что их народ велик, а потому «его» нельзя обижать.
    /…/
    При здравом же отношении к кумирам культуры и при нормальном национальном самосознании следовало бы не нации гордиться тем, что в ее рядах Пушкин и Достоевский, Чехов и Толстой, а тем, что она создана Богом и тем самым самоценна. А для Пушкина и Толстого составляет честь принадлежать к русскому племени. А для тех из нас, кто не является сам Пушкиным или Толстым, вовсе нет необходимости вообще козырять чужими именами для доказательства своей национальной полноценности. Ибо полноценность всегда личностна и не передается ни по наследству, как уверяют идеологи талмудизма, ни по историческим каналам. Поведение каждого человека определяет достоинство нации, и последнее складывается на каждом историческом отрезке именно из совокупности поведений и поступков отдельных личностей.
    /…/
    Что дает нам наличие целой когорты великих русских ученых, гениальных писателей (поэтов, композиторов, художников) для нашей национальной выживаемости, для нашей национальной воли к самоопределению и свободе? Будем откровенны, решительно ничего. Факт слишком очевидный. То есть очевидно отсутствие этой воли, отсутствие национальной гордости, позволяющее терпеть любые измывательства над национальным русским достоинством. И вымирание нации, покорно следующей к своему последнему часу, если ничего, конечно, в сердце народном не изменится, не произойдет. Вспоминается жуткий рассказ о жизни последнего тура в Беловежской Пуще, как он звал трубным голосом сородича в лесной чаще, последний… Не хотелось бы быть пророком.
    /…/
    Любят вспоминать Смутные времена и князя Пожарского вместе с купцом Мининым. Но в те времена люди не знали о наличии «великих и значительных». Шли в ополчение с иконами, после поста и молебна. А под знаменами Чехова и образами Толстого спасать отечество не пойдешь. Культурным будешь, интеллигентным и «с пониманием» будешь, а жизнью своей единственной рисковать не станешь. Мы и не рискуем, сидим тихо. Именно эта культура сделала нас вялыми и безвольными.
    /…/
    Сколько бы мы ни вчитывались в строки «Капитанской дочки», сколько — ни восхищались прелестью стиха в «Евгении Онегине», сколько бы ни вникали в глубины мысли Достоевского, мы ни на секунду не увеличим ни свой от Бога данный нам разум, ни его мыслительные способности, не приблизим себя к истине и не получим импульс к борьбе за национальную независимость. Ибо ясно, что сам смысл слова «национальный» нами утрачен, а из произведений классиков его не выловишь… Там один «гуманизм». Именно он погубил историческую Россию.
    /…/
    И надо признать, что все они, «великие» и «значительные», не говоря уж о тех, кто поменьше, вернее их произведения, есть развлечение ума праздного, по слабости человеческой природы нужного, но не более того. Понятно, что сегодня они играют роль общенационального объединителя, составляют единое поле национального сознания, но не самосознания. Роль самосознания и подлинного объединителя может играть только религия, и более ничего. И это аксиома для любого специалиста по вопросам национального бытия, создателя идеологических схем. Только истинная религия, Православие, указывает цель бытия и личности, и народа.

  • Краснодарский край

    Кто чести не ищет, у того она есть, но её можно потерять. Кто ищет, у того, её нет, но он может найти.
    Смиренный духом приобретает честь. Главное быть пред Богом честным. Покаяние спасает душу. Покаяние одного,- победа для всей Церкви.

  • УФА Башкортостан

    Посылаю стихотворение на уровне Евгения, не филосовское, бытовое.

    У слова ЧЕСТЬ немало граней.
    Что больше здесь нам подойдёт?
    Достоинство? Иль гордость? Званья?
    Пожалуй, лишь одно — ПОЧЁТ.

    Велик объём понятья ЧЕСТЬ.
    Я этикет, клянусь, не рушу,
    cчитая: коль почёт — не лесть,
    принять не грех — не плюнешь в душу.

    Но в поисках того, что нет, —
    большой просчёт, сломаешь ноги.
    А если сплыл почёт, то бред —
    желать найти иголку в стоге.

    Т.Басалаева

  • Самара

    Велик Бог Христианский и без Него никто не велик.
    «Сколько бы мы ни вчитывались в строки «Капитанской дочки», сколько — ни восхищались прелестью стиха в «Евгении Онегине», сколько бы ни вникали в глубины мысли Достоевского, мы ни на секунду не увеличим ни свой от Бога данный нам разум, ни его мыслительные способности, не приблизим себя к истине и не получим импульс к борьбе за национальную независимость. Ибо ясно, что сам смысл слова «национальный» нами утрачен, а из произведений классиков его не выловишь… Там один «гуманизм». Именно он погубил историческую Россию». Здесь и добавить нечего.

  • В подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу; великое же бесчестие – преступать заповеди (прп. Ефрем Сирин).

  • УФА Башкортостан

    Коротко и ясно, отец Роман, спасибо!

  • Симферополь

    В. Острецов: «И между тем они чувствуют свою национальную гордость, именно национальную; они, в отличие от нас…»

    К сожалению, и у нас она усиленно культивируется: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»
    Может мы все-таки – с Божьей помощью – без «национальной гордости» обойдемся и, по слову Апостола, «го́рдость ВСЯКУ отло́жше, и удо́бь обстоя́тельный грех, терпе́нием да тече́м на предлежа́щий нам по́двиг» (Евр. 12:1).
    Как две тысячи лет тому назад при поддержке возмущенной национальной гордости был предан на распятие Господь наш Иисус Христос (Лк. 23:18; Мк. 15:15), так посредством прельщенной национальной гордости будет принят тот, кто «придет во имя свое» (Ин. 5:43).
    Об этом в свое время предупреждал имеющих «уши слышать» (Лк. 8:8) святитель Игнатий (Брянчанинов): «… антихрист… удовлетворит тщеславию и гордости человеческой; удовлетворит плотскому мудрованию».
    Для того и разыгрывается сейчас этот кровавый спектакль, чтобы приняли грядущего «победителя-миротворца» и «поклонились ему в духе, признав его своим богом» (см. «О чудесах и знамениях»).
    «Еще раз предупреждаю, – напоминает нам игумен Никон (Воробьев) – гордость есть основное качество диавола. За гордость он из высшего Ангела стал сатаной. И люди вместо подобия Богу приобретают подобие диавола через гордость».
    В любой гордости (личной или национальной) корень зла один и тот же – только масштабы разные – поэтому и вреда неизмеримо больше.

  • МО

    Не знаю, что ответил бы на Вашу заметку Острецов, уважаемый Александр, но поскольку цитаты из его трудов приведены мной, то ответ придётся держать мне. Невозможно не согласиться с Вами и с приведёнными Вами словами святых отцов. Дополнить их можно словами Господа, которые мы слышали в прошлое воскресенье за Богослужением: «Яко всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе, вознесется» (Лк. 18: 14).

    Однако говоря о национальной гордости, фарисейское ли возношение имел в виду Острецов? Нет, конечно. Эту гордость вырастила в российском народе советская власть. Вернее сказать, советизация завершила воспитание этой гордости, доведя его до блеска и совершенства, а воспитывать начала власть российская в лице императора Петра I, поскольку с него началось то искание чести, которое и говорило, что её нет. «Кто ищет чести — без неё живёт:/ Имел бы — не искал!»

    Неужели я хочу сказать, что в русском народе не было чести? Нет, конечно. Просто понятие чести в русском народе отличалось от понятия чести в других народах. Но по Высочайшему повелению свою, русскую честь оставили и начали искать честь заморскую. Дескать, и мы не лыком шиты, можем иноземцам большой палец показать.

    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Дальше – больше. На смену российской власти закономерно пришла советская власть и возвела фарисейское желание сесть в виду всего мiра (см. Лук.14:7-11) в цель всей жизни. Всё самое лучшее и грандиозное должно было быть в Советском Союзе: от балета до речных плотин, от космоса до социальной справедливости.

  • МО

    Русский народ не читал ВРЛ до того, как советская власть не обязала своих граждан читать её взамен Священного Писания. Паки и паки процитирую слова И. С. Тургенева на открытии памятника Пушкина в 1880 году: «Будем также надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа, который теперь не читает нашего поэта, станет понятно, что значит это имя: Пушкин! — и что они повторят уже сознательно то, что нам довелось недавно слышать из бессознательно лепечущих уст: “Это памятник — учителю!”»

    Г.С.: Памятник учителю? По прошествии ста сорока пяти лет спросим себя: чему хорошему научил Пушкин «сыновей нашего простого народа», когда они, прежде не читавшие поэта, были вынуждены под давлением советской образованщины, изгнавшей Бога из школы, признать, что Пушкин это «наше всё»? Во-первых, Пушкин научил читать выдуманную художественную литературу вместо Священного Писания и Житий святых, а во-вторых, подражать американским героям, когда они превзошли советских героев виртуальной силой.

    Острецов: Посмотрите на известное: как крестьянский мир относился к Толстому и Достоевскому, к другим великим и значительным «народным» поэтам и писателям в дореволюционной России. Ни плохо, ни хорошо. Просто никак. Интеллигентная, «барская» культура, для интеллигентов и нужная… В 1918 году, со слов сегодняшних глашатаев «великих и значительных», облагодетельствованные крестьяне разграбили и сожгли поместья «великих» и «значительных», «любимых народом» мастеров слова. Можно говорить о варварстве и одичалости народа в ту пору, и это будет верно. Потому что грабить и сжигать грешно и преступно. Но можно задуматься и о другом. Пока не было «великих и значительных», а народ жил по Псалтири и сам любил сочинять и петь, усадьбы не горели, и воровства, по свидетельству даже иностранцев, было мало. Намного меньше, чем в Западной Европе. Да ведь глубинка жила патриархально и без замков на дверях уже и в наше время. Но, понятно, талантливо описывая мучения народа под игом извергов дворян, выжимая слезу над строчками «Муму», читая слезливую «Историю» Карамзина, в конце концов начинаешь зажигаться ненавистью к «тиранам». Чего же тут удивляться откуда взялось это одичание? В автобиографиях революционеров всех мастей можно отметить одно важное место: решительно все говорят, что пришли в революционные организации через чтение классической литературы. Одни отмечают «Дым» Тургенева, другие «Бесы» Достоевского, третьи стихи Некрасова. Декабристы в числе своего идейного багажа, приведшего их к бунту, называли и «Историю» Карамзина среди других сочинений. Именно «гуманизм» ведет народы к одичанию, опустошает душу.

  • МО

    Но я отвлёкся от национальной гордости. Не русская, но российская национальная гордость произвела на свет ВРЛ, чтобы перед «просвещённым» Западом не было стыдно. ВРЛ выдумали и сделали предметом поклонения такие дорогие россияне, как Пушкин, Белинский, Некрасов, Достоевский, Толстой и др. «У советских собственная гордость…». Помните? «Я в восторге от Нью-Йорка города. Но кепчонку не сдерну с виска. У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока» («Бродвей», 1925). По-моему, очевидно, что советская гордость выросла из российской. А какова русская национальная гордость? Есть ли такая? Русские люди, видевшие города из небоскрёбов, не восторгаются ими, но говорят о тяжелом впечатлении, которое они производят. Никакого ансамбля, никакой гармонии, тупое нагромождение громадин, где каждая из громадин хочет себя показать громаднее всех. Русским «Нью-Йорк город» противопоказан.

    У советских и российских есть, а у русских есть ли собственная гордость? Такой национальной гордостью наполнены слова апостола Павла в Послании к Евреям. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:17-40).

    Простите за объёмную цитату: не мог оборвать эту вдохновенную песнь апостола Павла. Вся она исполнена гордости. Однако так гордиться не только можно, но нужно, говорит Церковь, поскольку читает это зачало в праздник Торжества Православия и в Неделю всех святых. Эта гордость поучительна, в том смысле, что научает добру, то есть соревнованию в угождении Богу верой.

    Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6:14). Вот где русская национальная честь и гордость ― Крест Христов.

  • Псков

    о.Георгий,хорошо вы всё подметили,благодарим. «/
    И надо признать, что все они, «великие» и «значительные», не говоря уж о тех, кто поменьше, вернее их произведения, есть развлечение ума праздного, по слабости человеческой природы нужного, но не более того. «-именно так,по слабости души.

  • «Простите за объёмную цитату: не мог оборвать эту вдохновенную песнь апостола Павла. Вся она исполнена гордости. Однако так гордиться не только можно, но нужно, говорит Церковь, поскольку читает это зачало в праздник Торжества Православия и в Неделю всех святых. Эта гордость поучительна, в том смысле, что научает добру, то есть соревнованию в угождении Богу верой».
    Думаю, что здесь более подходит слово не гордость (https://azbyka.ru/gordost), а похвала, которой Апостол Павел осыпает верных Господу и в конце делает эту похвалу очевидной:
    «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6: 14)».

  • Псков

    Точно,слово «похвала» — более подходящее.

    «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего Божественного и духовного, хотя бы она и была и богата мудростью мира сего.»-св.И.Брянчанинов, ставит мудрость мира сего,его богатство в разряд явных не помощников и не говорит о его мостике к вере. Вера,она от Бога,от скорбей рождается,редко от родительского православного воспитания даётся,но не от знания ВРЛ и поклонения ему,в попытках раскопать там зерна христианские,питая душу лишней грязью.

  • Псков

    Литература мостик от жизни бездуховной к духовной?
    Эллен Бали

    *** поразмышляем…

    Литература — не учебник жизни
    (письмо учительнице русской литературы к началу нового учебного года.)
    В. Крупин

    «Вопросы, Вами поднимаемые, далеко не личные. Вас возмутили мои слова, что, оставляя за писателями их право учить, я не могу никого из них признать жизненным авторитетом. Ваша влюбленность в литературу так глубока и искрення, что я выгляжу варваром, когда (сам числясь по разряду писателей) «нехорошо», как Вы пишите, говорю о писателях. А уж тем паче о классиках. Но я стою на своем.

    «Литература — учебник жизни», — пишите Вы. Ничуть. Это утверждение наделало много вреда. Уж если литература отображает жизнь, то что ж подражать отображению? Да еще и преломленному сознанием автора. То есть искаженному. То есть истолкованному простым смертным, греховным человеком. Да, талант, да, способность писать. Но талант и злому дается, талант и не от Бога бывает. Откуда же зло в мире? Да, Божиим попущением, да, для нашего прозрения, для борьбы с ним. Верить можно только Богу, все остальное в мире надо принимать с сомнением и с рассуждением. Литература, особенно в России, значит больше, чем где бы то ни было, это от чего? Это от православного уважения к Слову. Бог — воплощенное слово. Слово произносимое — уже драгоценность, а уж написанное и напечатанное — тем более. Но Слово, данное для Богообщения, для молитвы, для формирования мышления и образа жизни, стало со временем обслугой не духа, а души, то есть чувства. А дух и душа — не синонимы. Это к тому, что Вы постоянно говорите о духовности литературы. Где она в художественной литературе? Еле-еле ее слабые мерцания появляются там, где писатель говорит о воцерковлении людей.»…

    Продолжение можно почитать по ссылке
    https://stihi.ru/2017/09/15/3377

  • Псков

    Литература- классика для Бога?
    Так где посомые? Вопрос простой сперва.
    Спрошу лентяйку: «Подопечных много?
    Молчит, впервые потерявши все слова.

    А коль не привела,чего же назвалася
    Великою святою,от чего?
    Отвечу за тебя,не утруждайся.
    Довольно наболтала ты всего.

    За всю историю ни разу ни слыхал,
    Чтоб Библии хоть дали Величи’ну,
    Напротив «Пыльной книгой назовут»
    А тут «Великая»,тут явно не по чину.

    Ты,классика, пред носом не труби,
    Займи свое, понемощней местечко,
    Сердца людские больше не губи,
    Ответишь ведь,за каждое словечко.

    Великая литература- Жития,
    Святое православное Преданье.
    Все остальное, поветру слова,
    Что не приводит к Богу- ждёт попранье.

  • Краснодарский край

    На Западе: в США и Европе, нередко переходят в Православное Христианство, люди читающие
    Ф. М. Достоевского. Иеромонах Серафим Роуз, сказал о себе: » если к православию, меня привел — Достоевский, то к Богу- Бах(Иоганн Себастьян). Хотя бы там, но приводит, литература русского писателя в Церковь.Из секты протестантских пасторов, и ересиарха Папы Римского.

  • МО

    Благодарим Вас, уважаемый Евгений, за информацию о том, что «на Западе: в США и Европе, нередко переходят в Православное Христианство, люди читающиеФ. М. Достоевского». Скажите, «нередко» это какое количество? 5 или 10 человек? А может 100? Не могли бы Вы привести другие примеры кроме названного иеромонаха Серафима?

    //Иеромонах Серафим Роуз, сказал о себе: » если к православию, меня привел — Достоевский, то к Богу- Бах(Иоганн Себастьян).//

    И что теперь? Надо читать Достоевского и слушать Баха, чтобы прийти к Православию?

    Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44).
    Как Вы думаете, что хотел сказать Христос этими словами?

  • Псков

    Евгений, о.Серафим до Достоевского очень много конфессий уже прошел и от русских ему достался только опыт Федора Михайловича в руководство,Слава Богу и через ржавый провод,что-то происходит,а спасался он конечно не Великим Достоевским в итоге,верно?
    У меня родственник,звали его Виктор,повесился,лежал в психбольнице у нас в Питербурге,так и не вылечили.Он в идеале знал Пушкина всего наизусть,мог часами читать все поэмы и рассказы,имел фундаментальную память,тем удивлял меня в детстве,но иногда в порыве чувств совершал чудовищные вещи,одержимый бесами и что-то его Пушкин к Богу не привел.

  • Псков

    Ольга Сергеевна,простите,что Питербург пишу через «и»,это я нарошно, но теперь думаю следует так- Пiтербург.

  • МО

    Посмотрел, что пишут об иеромонахе Серафиме (Роузе) в Википедии и здесь
    https://vk.com/topic-16225360_22917868

    Вот вам Достоевский с «Бесами» и Бах с прибабахом.

  • Псков

    Ольга Сергеевна,вы точнее выразили.Первое имя,верно,такое и было. Потом много раз менялось,а ведь неспроста.Апостол Пётр видимо не хочет,чтобы в Его честь город назвали.

  • Краснодарский край

    иеромонах Серафим (Роуз)
    Священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей. Духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в США.
    https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/otets-serafim-rouz-zhizn-i-trudy/
    Хорошая книга на портале Азбука веры. «Жизнь и труды».
    А Википедия? Читайте Википедию.

  • Краснодарский край

    Иерей Георгий, в США около
    3 % населения православные христиане. Если население в США более 350 миллионов, то сколько там, православных посчитать не трудно.

  • Санкт-Петербург

    Евгений, «На Западе: в США и Европе, нередко переходят в Православное Христианство, люди читающие Ф. М. Достоевского. Иеромонах Серафим Роуз, сказал о себе: » если к православию, меня привел — Достоевский, то к Богу- Бах(Иоганн Себастьян). Хотя бы там, но приводит, литература русского писателя в Церковь. Из секты протестантских пасторов, и ересиарха Папы Римского.

    Здравствуйте, откуда Вы взяли эту фразу? Отец Серафим (Роуз) пришел в Православие через личные поиски и православную службу, его духовником был Иоанн (Шанхайский)! Да, у Серафима Роуза была любовь к Баху, но в последствии она ушла. Сейчас с обирают свидетельства для его прославления! Он всегда во всех своих трудах ссылался на Святых Отцов!

  • Краснодарский край

    Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44).
    Как Вы думаете, что хотел сказать Христос этими словами?

    Я думаю — одно, что вы, очень горды. И читать, и писать комментарии-не мешки ворочать.
    Ваш пыл мне непонятен. Никто из-за вашего личного мнения не станет отменять Классиков 19 века.
    Есть книга, такая-«Как теленок с дубом бадался», кажется так называется, не знаю, я Солженицина не читал, но это к вам подходит.

  • Краснодарский край

    Посмотрел, что пишут об иеромонахе Серафиме (Роузе) в Википедии и здесь
    https://vk.com/topic-16225360_22917868

    Вот вам Достоевский с «Бесами» и Бах с прибабахом.

    Здесь «протестантский проповедник от Православия», А. И Осипов, в очередной раз пытается задушить своей ересью, всех тех, кто ему верит. Я ему никогда не поверил бы. Лжец, и враг.

    Здесь

  • Псков

    Евгений,на сайте две Анны,Анна Санкт-Петербург и Я. По поводу гордости,это наверное Вы ко мне.Принимаю.Простите за мой пыл.Не хочу унизить классиков,не моей грешной души это дело,но определить место
    примера, согласно,которому находит мое не достоинство,считаю своим христианским долгом.К тому же мое мнение,не мнение всей Церкви,вы или я, можете до поры до времени ошибаться.

  • Краснодарский край

    Анна. Псков.Евгений,на сайте две Анны,Анна Санкт-Петербург и Я. По поводу гордости,это наверное Вы ко мне.Принимаю.Простите за мой пыл.
    Я обращался, к иерею Георгию, а не к вам. С женщиной, вообще, спорить мне не о чем. Я не понимаю, того что же хочет добиться иерей Георгий, многоуважаемый, наш батюшка…

  • МО

    //в США около 3 % населения православные христиане. Если население в США более 350 миллионов, то сколько там, православных посчитать не трудно.//

    И что? Все они читали Достоевского и слушали Баха, чтобы прийти к Православию?

    // «“Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Ин. 6:44).
    Как Вы думаете, что хотел сказать Христос этими словами?» ===== Я думаю — одно, что вы, очень горды. И читать, и писать комментарии-не мешки ворочать.
    Ваш пыл мне непонятен. Никто из-за вашего личного мнения не станет отменять Классиков 19 века. Есть книга, такая-«Как теленок с дубом бадался», кажется так называется, не знаю, я Солженицина не читал, но это к вам подходит. //

    Не понятно, как связано с гордостью моё убеждение в не душеполезности (чтобы не сказать: душевредности) чтения художественной литературы? Наверно так, что всякий, кто выступает против линии партии, горд. Так, Солженицын усомнился в том, что «учение Маркса-Ленина всесильно, п.ч. оно верно», и за это назван гордым. Вот и я за то, что усомнился, что учение Пушкина-Достоевского несёт России свет и истину, стал гордым. Видимо, всякий, кто не соглашается с мнением большинства, горд.

    А дуб-то, с которым телёнок бодался, рухнул, потому что гнилой был. И телёнок оказался прав. Так и ВРЛ духовно гнила. И чем раньше осознается эта истина российским народом, тем лучше будет народу. Сколько ещё простоит ВРЛ? Очевидно, до тех пор, пока стоит министерство культуры РФ, которое классикой питается. Не будет министерства, не будет и ВРЛ. А слова Христа пребывают во веки. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Однако Вы над словом Христовым почему-то не хотите поразмышлять.

  • Краснодарский край

    А до революции, в Российском государстве, дети в школах изучали Закон Божий, так ведь. Вы ведь в эту сторону все клоните. Насильно учили, и вырастили поколение Безбожников, с большой буквы «Б». Вера, вы знаете,- это дар человеку, но я вам скажу не всегда легкий, как у меня,например.Изучать Закон Божий,насильственно- тоже, может быть очень не полезно для духовного состояния человека.
    Если священники, половина, ни во что неверующие. Две трети священников отреклись, напрочь, от Бога при гонении. Вам волю дали бы, вы и сжигать книги на кострах, как ведьм будете.

  • МО

    //Вам волю дали бы, вы и сжигать книги на кострах, как ведьм будете.//

    Так всё и было. Сжигали иконы, церковные книги, утварь… В 1933 году в России была объявлена «пятилетка безбожия», ставящая своей целью полное истребление Православной церкви, и по всей стране комсомольцы обдирают с церковных стен иконы, грабят библиотеки, изымая оттуда церковную и историческую литературу, и все это сваливают в одну кучу и разжигают костры, которые горят до утра. Тогда и была переиначена известная песня: «От зари до зари все горят здесь костры. Комсомольцы в поход отправляются». Интересно с Вами общаться, Евгений. Вы всё больше раскрываетесь.

    //Вера, вы знаете,- это дар человеку, но я вам скажу не всегда легкий, как у меня,например.//

    Дар не может быть лёгким или тяжелым, потому что он ― дар. А если дар не лёгкий, значит уже не дар, но заслуга. «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11:6).

    //А до революции, в Российском государстве, дети в школах изучали Закон Божий, так ведь. Вы ведь в эту сторону все клоните. Насильно учили, и вырастили поколение Безбожников, с большой буквы «Б».//

    Откуда Вы знаете, как учили Закону Божьему в Российской империи? Из той же ВРуЛи? Или из других агиток?

    //Изучать Закон Божий,насильственно- тоже, может быть очень не полезно для духовного состояния человека.//

    Что значит насильно? Можно подумать, что нынешние дети бегом бегут с радостью в школы изучать алгебру, историю, физику, литературу… Кстати, про современное преподавание русской литературы говорят, что оно отбивает у детей охоту к чтению классики.

    //Если священники, половина, ни во что неверующие. Две трети священников отреклись, напрочь, от Бога при гонении.//

    Эти Ваши утверждения сродни тому, что Вы написали выше, цитирую: «на Западе: в США и Европе, нередко переходят в Православное Христианство, люди читающие Ф. М. Достоевского». Вы считали этих священников? Нет. Зачем же тогда голословно утверждаете?

  • Краснодарский край

    Если священники, половина, ни во что неверующие. Две трети священников отреклись, напрочь, от Бога при гонении.//

    Эти Ваши утверждения сродни тому, что Вы написали выше, цитирую: «на Западе: в США и Европе, нередко переходят в Православное Христианство, люди читающие Ф. М. Достоевского». Вы считали этих священников? Нет. Зачем же тогда голословно утверждаете?

    Да, и обновленчества не было. Было это предательство Бога, в среде священства. Я многое в свое время посмотрел, услышал, все не вспомню. Но, я просто резко отреагировал, и сказал, то, что легло на ум. Число, отрекшихся, насколько я помню, не меньше половины. А «безбожная пятилетка», все-таки мне помнится, или в 1937,или в 1938 началась. Ей не дали претвориться в реальность Гитлеровские орды. А про ваше отношение к классикам, я согласен, только в том, что Слово Божье должно знать всем,и что Евангелие главный учебник для человека, а классики его не читали? Они не были безбожниками. Что вы, так злы на этих почивших писателей. Не всем дано верить, ходить в Храм по воскресеньям;люди, просто-напросто, очень тяжело живут. Нельзя всех мерять одной мерой. Все разные. Да ещё и, одураченные. Разве это незаметно? Какое им дело до своей участи в вечности? Казалось, бы, самое прямое, но многие живут, а о том, что придется умирать думать им некогда. То к чему и призывает этот сайт. Не любите мир, ни того, что в мире. Ибо все, что в мире похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская. Не есть от Отца, но от мира сего. Все это я понял давно. И что такое гордость, я понимаю: это гордое — Я, Я сам всего добился, я все смогу сам. Как белка в колесе, проживает человек жизнь, а потом глянет, а как-будто и не было всех его дней на Земле. Когда жизнь пролетела? Вчера, я видел, небесное явление-«Снежная луна», 12 февраля, полнолуние, у нас в Краснодарском крае луна была необычная, белая — белая,как снег. Очень тяжело посмотреть на нее.

  • Псков

    Мне не о чем возразить о.Геогию,не в бровь,а в глаз,как скажут.Всё очень точно и верно сказано.Жаль Евгений чего-то горячится,не понимает. Чаще женщины литературу защищают,а вы,что в ней находите?

    Евгений,со мной не нужно,как с женщиной,но пожалуйста,как с сестрой говорите.

  • Краснодарский край

    Анна
    13.02.2025 в 22:20
    Псков
    Мне не о чем возразить о.Геогию,не в бровь,а в глаз,как скажут.Всё очень точно и верно сказано.Жаль Евгений чего-то горячится,не понимает. Чаще женщины литературу защищают,а вы,что в ней находите?

    Евгений,со мной не нужно,как с женщиной,но пожалуйста,как с сестрой говорите.

    Я, сестра моя во Христе, не понимаю, это точно. Ведь если, я, буду жить Одним Священным Писанием, Священным Преданием, житиями святых, то превращусь в седьмую воду на киселе. У каждого свои личные отношения с Богом. Кто-то отмахнулся от Него, а жизнь у него в радость. А тот, кто ищет, получает скорби, бывает и так. Ноша разная у всех. И пренебрежение, все это ваше к Классикам, не понимаю. В чем идея? Духовность? Чистота, святость? Объясните весь этот сыр-бор.

  • Краснодарский край

    Иеромонах Серафим Роуз, сказал о себе: » если к православию, меня привел — Достоевский, то к Богу- Бах(Иоганн Себастьян).//

    И что теперь? Надо читать Достоевского и слушать Баха, чтобы прийти к Православию?

    Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44).
    Как Вы думаете, что хотел сказать Христос этими словами?

    Отец Георгий, я хотел сказать, что если, благодаря, произведениям этого неприятного вам человека, люди на Западе, где Православная Церковь не занимает доминирущее положение, приходят крестится в православный храм, то это Промысл Божий. И не важно 5,10 или 100. Даже если 1 человек это был бы, факт остается фактом.

  • Псков

    «Ведь если, я, буду жить Одним Священным Писанием, Священным Преданием, житиями святых, то превращусь в седьмую воду на киселе.»,скорее наоборот,брат Евгений.

    «И пренебрежение, все это ваше к Классикам, не понимаю.», может пока не понимаете.Правда? Бог гордым противится,а мне грешной,так же противно,когда столько внимания и чести отдается «дрожжевому хлебу»-классикам. Не лучше ли вкушать то,что полезно,отводя этому должное место в своем сердце. Заметьте, не прошу места в мiре,но в сердце,т.к. в мiру лучше занимать последнее место,впрочем,как и есть.

    По немощи души человеческой,считаю не лишним прочитать что-то из классиков,но в какое-то время приходящего духовного возраста,все это со временем становиться не питательной тяготой и после такого чтения испытываешь ощущение «зря потраченного времени» и духовный голод.

  • Краснодарский край

    Анна. Псков.

    Анна, сестра во Христе, я не хотел вступать в спор с вами из-за литературы. Я не самый большой ценитель. Просто, мне было не понятно, чего можно добиться простым возмущением в комментариях. Я только недавно, случайно, увидел этот сайт и мне очень нравится, что здесь можно читать новые стихи отца Романа. Хотя стихи это тоже, не пища для души. Для меня, в данный момент, главная духовная пища это молитва. Я не умею каждый день читать Евангелие, не могу причаститься, по немощи мне тяжело. Поэтому я стараюсь молиться. Простите меня, если, я вас чем-то задел

  • Псков

    Брат во Христе,Евгений и Вы,меня простите.Очень рады Вам на сайте Ветрово! Пожалуйста,выражайте мысли,делитесь переживаниями,мы тут все такие переживающие,бываем то холодные,то горячие и средние немного. Вообщем никаких обид,как сказал И.Крестьянкин:»На любовь времени не хватает,а я ещё буду на обиды его тратить». А чтобы нам до чего-то докопаться,нам нужно докопаться до ближнего сперва))Правда бывает такое?! Вот такие мы люди,перетираемся все, даст Бог мука’ будет! Храни Вас Бог!

  • Севастополь

    О. Роман, неужели обличать и бить в набат — призвание поэзии, если только не «прогрессивной»?
    » И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства ДОБРЫЕ я лирой пробуждал…
    И МИЛОСТЬ к падшим призывал…»
    «…научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы…»
    Сбросим Пушкина и всех других «классиков» с корабля современности (или чаемого «лучшего «) Будет ли «лучшее» у духа революции?

  • МО

    Позвольте продолжить наше общение, уважаемый Александр. В ходе предыдущего обмена репликами в «Заметках на полях» мною, убогим иереем Георгием были показаны еретичность «Ангела» и глупость «Смерти поэта» Лермонтова. Но если эти стихи для Вас не являются еретичными и глупыми, то никто не препятствует Вам считать их гениальными. Теперь о стихах Пушкина поговорим? Не могли бы Вы поведать, какие добрые чувства они в Вас пробудили?

  • МО

    ЕВГЕНИЙ (14.02.2025 в 00:47 Краснодарский край) в ответ на мою реплику: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Как Вы думаете, что хотел сказать Христос этими словами?» НАПИСАЛ: «Отец Георгий, я хотел сказать, что если, благодаря, произведениям этого неприятного вам человека, люди на Западе, где Православная Церковь не занимает доминирущее положение, приходят крестится в православный храм, то это Промысл Божий. И не важно 5,10 или 100. Даже если 1 человек это был бы, факт остается фактом».

    Г.С.: Фактом для меня являются слова Христовы, что никто не может прийти к Сыну, если не привлечёт Отец. Поэтому слова о. Серафима (Роуза), что благодаря Достоевскому он пришёл к Православию, для меня являются противоречащими этому факту. Эдак можно сказать, что советская власть и советское образование привели ко Христу тех, кто в 90-е годы прошлого века тысячами и сотнями тысяч крестились в Православных храмах уничтоженного СССРа.

  • Севастополь

    о. Георгий, об АНГЕЛЕ, Лермонтове, Пушкине и прочем только после публичного принятия Вами правил дискуссий ( см. КРОШЕВО)

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // //Ftakar - disabled. // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // // Раздел «Песнопения». Интерактивные кнопки и окна с видеозаписями. // Что здесь? Три кнопки btn_ru (Rutube), btn_vk (VK), btn_yt (Youtube). // Нажатие на кнопку // 1) делает её заметной классом .btn_visible. // 2) пригашает другие кнопки классом .btn_muted. // 3) открывает нужное окно с видеозаписью удалив .v_hiden и добавив .v_visible. // 4) закрывает ненужное окно, удалив .v_visible и добавив .v_hidden. // // // В продолжение работы с видеозаписями. // Остановка видеозаписи по нажатию на кнопку интерфейса. // // // // //