Не раз приходилось слышать от благочестивых солдат наших о том, как смущаются они, постоянно слыша отвратительную «матерщину» и брань сквернословную повсюду. Еще тяжелее переносить это там – на позициях, где всякий стоит лицом к лицу со смертью. Так навязла в зубах и зацепилась на языке эта матерщина, что она по привычке, без всякого сознания сыплется на воздух. И офицеры, и солдаты даже пишут с позиций, чтобы запретили эту скверную ругань. «Не донимают нас настолько даже немецкие снаряды, как донимает матерщина», – пишут они. Некоторые даже так высказываются, что, пока воздух будет оскверняться там, на позициях, этой бранью черной, до тех пор Господь не смилостивится над нами.
И в самом деле, теперь всякий там, на позициях, ближе чем на шаг от смерти. Надо бы с благоговением и со страхом Божиим да с молитвой готовиться к ней, зная – к Кому приступить и приблизиться хочешь, – к Самому Богу. Между тем этой-то опасливости и не проявляют многие. До смешного и перед смертью оказывается это пристрастие к брани: пока снаряд неприятельский шумит в воздухе, все набожно даже крестятся и молятся ко Господу, а как только он разорвался где-либо в другом месте, так тут же и крестившиеся боязливо вслед снаряда посылают многоэтажную матерщину, – куда и страх смерти пропадет.
Не должно так быть, братия. Если, по слову Спасителя, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36), то тем более придется ответить за скверно-матерное слово. Подумай только, кого ты поносишь и унижаешь своею руганью. Ты поносишь родившую тебя родную мать, перед которой ты должен благоговеть и память о которой для тебя должна быть священна. Жива или умерла твоя мать, – она неизменно молится о тебе, она благословляет тебя. И тем более она с тобой там, на поле брани. Ее сердце всегда около тебя своею заботою и своим беспокойством. Сообрази сам: в то самое время, когда она, родимая, молится о тебе со слезами, когда она издали благословляет тебя, ты в это самое время поносишь ее, на позор своих товарищей выводишь своею руганью отвратительною. Вообрази, что ты это допускаешь в присутствии самой твоей матери: она горячо о тебе молится Царице Небесной, а ты тут же ее поносишь и сквернословишь. Не зальется ли она горькими слезами на тебя – оскорбителя.
Итак, удерживай язык твой от матерщины. Ведь не будешь же ты ругаться в присутствии твоего командира. Перед ним ты выдержан и лишнего слова не скажешь. Значит, можешь удержать язык свой хоть на это время. Удерживай его и всегда помни, что пред тобой Сам Спаситель, обходящий ряды воинов христолюбивых, благословляющий их на стояние даже до смерти за Веру, Царя и Отечество. Помни, что тут и родимая мать твоя смотрит на твой подвиг.
Попомни и другое. Сосед твой только что настроился в душе набожно, почти молитвенно готовясь, может быть, и душу Богу отдать, если сразит его вражья пуля или вражеский снаряд. А ты своей матерщиной его расстроил; он смутился, или засмеялся, или сам выругался на тебя же. Так большой вред душе соседа своего причиняешь. Припомни строгое слово Спасителя о соблазнах и соблазнителях: Горе тому, через кого приходят соблазны. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (Лк. 17:1–2). Посему и заповедует христианам Святой Апостол Павел: Никому не подавайте соблазна (1Кор. 10:32).
Но, братие, не только воинам, но и всем христианам, надлежит иметь опаство, чтобы не грешить тем же матерным словом. Ибо и в городах, и в деревнях заполнен воздух скверно-матерным словом. Как будто и дела не сделать как следует, если не выругаться. Матерщина сделалась принадлежностью русского народа. По ней можно безошибочно узнать нашу Родину на самой ее границе с другими народами, а русского человека часто можно отличить по той же брани. Слышат это дети и, научаясь человеческой речи, научаются с ней и матерщине, думая, что так и надо говорить, если старшие говорят. А потом у ребенка это уже войдет в привычку, и с возрастом матерщиной он так и привыкнет пересыпать свою речь.
Посему, братие, все тщательно удерживайте свой язык от всякого пустого слова, а тем более от ругани и от матерщины. Пусть лучше привыкнет язык человеческий произносить слова набожные, молитвенное призывание Бога и Его помощи. Тогда и Бог будет близ нас. Тогда и дети от старших научатся ходить под Богом и с призыванием Его всегда себе на помощь. А кто перед Богом научится ходить, тот и от греха соблюдет себя свободнее, чем тот, кто бросает на ветер пустые и черные слова.
Сие посильно написал от сердца своего аз, многогрешный архиерей, за послушание тем благочестивым воинам христолюбцам, которые просили меня о том. Вы же все, и миряне и воины, примите к своему христианскому сердцу сии слова мои, от Божественного Писания Слова Божия прописанные, и соблюдите их в свое душевное спасение, молитву творя и о мне грешном Пермском епископе Андронике.
архиепископ Андроник (Никольский)
Пермские епархиальные ведомости. 1916. N 8-9