Снова и снова перечитываю очерк Ольги Надпорожской «Юродство нашего времени», мысленно возвращаясь в давно минувшие девяностые годы.
Да, тема «платков и юбок» — действительно одна из излюбленных у возмущенных дам, в первый раз перешагнувших порог православного храма и желающих тут же, «при входе», установить свои порядки! А обид сколько на темных вредных бабушек, а гневных отповедей!.. Так или иначе, эта тема касается каждой воцерковляющейся женщины.
Почти двадцать лет тому назад я, став прихожанкой храма святителя Николая в Черкизово, начала повсюду одеваться, как положено православной женщине — и в церкви, и в мiру. Когда впервые появилась на работе в длинной юбке и не сняла с головы платка, нарушила этим положенный дресс-код, чем вызвала возмущение персонала. А главное, что стало для наших «антиклерикалов» извержением вулкана и поводом для травли «свихнувшейся библиотекарши» — то, что в красном углу появилась икона с теплившейся перед нею лампадой: тут же и про пожарную безопасность разом вспомнили, и принудительным обследованием погрозили.
Согласившись унести домой лампаду, Казанскую икону Божией Матери не сняла, юродиво спросив у нападавших, почему это горячо любимому ими Ельцину можно ставить в православных храмах свечи при всех, а мне иметь икону на работе запрещается?! Я тут целый день нахожусь, она нужна мне лично, — кому не нравится, того прошу проходить мимо. А коли вынуждаете убрать икону, то вместе с ней уйду и я.
Совсем неожиданно вдруг меня поддержал начальник — когда никто не слышал, он тихо произнес: «Делай, как считаешь нужным, никого не слушай» — чем буквально меня огорошил!.. То ли мои доводы о Ельцине со свечами его убедили, то ли не захотел менять работника. Икона и теперь на своем месте, не поднялась рука снять её и унести, оставив красный угол опустевшим, когда пришла моя пора распрощаться с библиотекой, уходя на пенсию.
Кроме работы с читателями, в мои обязанности входило проводить экскурсии, поэтому, как только планировалась поездка в Коломну с посещением храмов, я готовила с собою два мешка с выстиранными и выглаженными платками и юбками. Объяснять, для чего это нужно, приходилось, конечно, не один раз. Спокойно и доброжелательно предлагала вопрошающим попробовать зайти в мечеть или синагогу в том виде, в каком они намереваются посетить православный храм — побиение камнями могут себе обеспечить. Проще же было убедить строптивых подопечных зимой, на собственном примере: мой супруг, тоже пытаясь «вразумить», отогнать от храма, переобул меня из сапожек в валенки — коль уж в платке и в юбке, то, мол, и валенки будут кстати! Потому на вопрос, зачем обязательно платок и юбка, объясняла вновь наглядно: человек, мол, я, сами видите, грубый, деревенский, поглядите, во что обута! Допустим, приду к вам в гости, в уютный дом, шагну в комнату не разуваясь, да ещё лучше — со двора, где только что убирала в этих валенках навоз за скотинкой, — вы мне разве не предложите свои домашние чистые тапочки? А я вам отвечу, что мне, мол, так удобнее, привычнее, не стоит беспокоиться, я ненадолго, не навсегда! Просто загляну да и пойду себе назад! Как вам, а? Вы ведь непременно возмутитесь, скажете, что приличные люди так себя не ведут, не так ли?! Вот и в храмах наших есть свой порядок, нарушать который неприлично, даже если зайти туда хотите лишь на минуточку!
Вскоре, помало-помалу, возмущенные вопросы утихли, а со временем стали к нам местного батюшку, отца Михаила, приглашать отслужить молебны, побеседовать с людьми, принять исповедь у желающих исповедаться. И многие бывшие спорщики стали моими любимыми крестниками.
Но… Было и у меня одно «но»… Первые года два после моего воцерковления я никак не могла оставить привычку слегка подкрашивать ресницы… Другим это было незаметно, а я, глянув на себя в зеркало перед выходом на улицу, на работу, хваталась за тюбик с тушью… И лишь побывав в первый раз в монастыре, устыдилась, наконец, своего двоедушия.С тех пор уже в платке, юбке и не накрашенная. Но вот ведь при всей моей не показной решительности не смогла сразу взять и выбросить косметику, потребовалось время…
И ещё помнится, как меня, только-только пришедшую в Церковь, неверующие близкие «пытались спасти от церковного тумана в голове», убеждая, повторяли: зачем, мол, тебе противопоставлять себя «общественности», разве нельзя не менять одежду, а иметь свою веру в душе? Помню свой романтический довод, присущий человеку, долгие годы жившему и дышавшему поэзией: «Я только лишь ещё барахтаюсь в бурном море, надеясь выплыть к спасительному маяку, а для того, чтобы спастись, нужно снаряжение, иначе унесет в другую сторону!» Но до сих пор — отбойные волны (грехи) тащат назад…
Господи, помоги надежде стать верой, не оставь нас, грешных, вразуми идущих к Твоему храму! Матерь Божия, покрой платком веры строптивые наши головы!..
Мария Майер
1 января 2018
Сайт «Ветрово»