Вино блаженства принимаем,
Живую Воду, Жизнь и Свет,
Но если Свет не ощущаем,
То, значит, Причащенья нет.
Душе́ моя! Безумен тот,
Кто к Чаше мёртвым приступает:
Вода по жёлобу течёт,
Но жёлоб тот не напаяет.
Иеромонах Роман
3 февраля 2023
Скит Ветрово
Молитва ко Святому Причастию да проникнет в ум и сердце каждого искренне причащающегося. И да ощутим Свет:
«Влады́ко Человеколю́бче, Гóсподи Иису́се Христé Бóже мой, да не в суд ми бу́дут Святáя сия́, за éже недостóйну ми бы́ти: но во очищéние и освящéние души́ же и тéла, и во обручéние бу́дущия жи́зни и Цáрствия. Мне же, éже прилепля́тися Бóгу, блáго есть, полагáти во Гóсподе уповáние спасéния моегó.»
К сожалению, опять не поняла, что значит: «Безумен тот,
Кто к Чаше мёртвым приступает…». Всегда думала, что причащаются именно для того, чтобы ожить.
«Душе́ моя! Безумен (неразумен) тот,
Кто к Чаше мёртвым (греховным) приступает» (творч. о. Романа (Матюшина) (Чаша Господня: 3 февраля 2023. Скит Ветрово). Нет слов к этому предупреждению во временной жизни земного пребывания!
Людмила Николаевна: «К сожалению, опять не поняла, что значит: «Безумен тот,
Кто к Чаше мёртвым приступает…». Всегда думала, что причащаются именно для того, чтобы ожить.»
Как следует из эпиграфа, здесь речь идёт о недостойном причащении, а «мёртвый», как я понимаю, — образное определение недостойно причащающегося.
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.»
(1 Кор. 11: 27-30)
Алла, конечно, следовало сначала прочесть эпиграф, а потом вопросы задавать. Каюсь. А Вам спасибо.
Итак, когда вкушаешь ты этот Божественный Хлеб и пьешь это Вино Радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнью бессмертной, восприняв в себя светоносную и огненную силу, как пророк Исайя принял в уста уголь горящий, если не ощущаешь в себе, что испил Кровь Господню, как воду живую, то как можешь думать, что приобщился Жизни Вечной, приступил к неприступному Свету Божества, стал причастником вечного Света? Нет, брат мой, нет; ничего такого не совершается с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего подобного. Но Свет этот светит на тебя, а ты слеп и не просвещаешься. И огонь излучает на тебя тепло, а ты остаешься холодным. И жизнь вошла в тебя, а ты не чувствуешь и пребываешь мертвым. И вода живая протекла по душе твоей, как по желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя. Поэтому если ты причащаешься Пречистых Тайн, но не ощущаешь какой-либо благодати в своей душе, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо те, которые достойно приступают к этим Таинствам и должным образом приготовляются к принятию в них Сына Божия — этого Хлеба Жизни, сходящего с Неба, к тем Он прикасается ощутимо и с теми соединяется, давая осязательно испытывать Свое благодатное присутствие.
Преподобный Симеон Новый Богослов