Боло́тина – река без берегов.
Нечестие продолжится до гроба.
И, глядя в городах на русаков,
Невольно превращаюсь в русофоба.
За что, скажите, уважать, любить
Того, кто только плотью хочет быть?
И не о нас ли говорит Господь:
Нет Духа в людях сих, зане́ суть плоть?
Не в оправданье: только ли у нас
Животворящий Дух почти угас?
И если Духом здесь оскудевают,
То за межой о Нём не вспоминают.
Иеромонах Роман
15-16 июня 2021
Ветрово — Псков — Ветрово
«И не о нас ли говорит Господь:
Нет Духа в людях сих, зане́ суть плоть?»
«Вследствие смешения племен посредством супружеств, нечестие, господствовавшее в одном племени, распространилось на другое. Как и следовало ожидать, сближение благочестивых с нечестивыми сопровождалось не исправлением человечества, а развращением первых. Нечестивые дщери человеческие, вступая в брак с сынами Божиими, вносили нечестие в их семейный быт. Вот почему закон Моисеев впоследствии строго запрещал евреям вступать в браки с хананеянками (Исх. 34:16). Разлив нечестия сначала, без сомнения, встречал преграду в добрых нравах и благочестивых преданиях, сохранявшихся в обществе сынов Божиих, но с течением времени сила зла взяла явный перевес. Старые члены сего сообщества вымирали, а молодые поколения росли и воспитывались под влиянием матерей из нечестивого племени. Дошло до того, что все люди стали «плотию», т. е. совершенно заглушили в себе духовные потребности, и помышляя об одних земных выгодах и чувственных удовольствиях, отличались от бессловесных животных только изобретательностью на средства к умножению и разнообразию этих выгод и удовольствий. Таковое нравственное состояние людей не могло быть терпимо долее. Дух Божий не мог долее пребывать в людях плотских. Сила Духа животворящего, согревавшего некогда своим дыханием мертвую, неустроенную землю, и приготовлявшего ее к устройству, нужна и для поддержания жизни тварей, – без неё они ни минуты не могут существовать. И вот сию-то животворящую силу Господь грозит отъять у людей, ставших плотию, обрекая их на истребление». Еп. Виссарион (Нечаев). Спаси, Господи, отец Роман.
Есть берега у жизненной реки!
Горбатого не выправит могила:
И хоть осточертели земляки,
Во мне не уничтожить русофила.
Народ наш — сиротина без отца.
Он обречен жить плотью поневоле —
Духовности не видит образца
Ни в клобуке, ни в митре, ни в куколе.
По келлиям, в каливах и скитах
Укрыл Создатель чад своих — пророков.
Их не увидеть в шумных городах.
Настанет час, но мы не знаем сроков.
Да мало ли что сказано в сердцах!
Любовь досаду быстро превозможет.
За всех погибших молится монах,
Да потому что не любить людей — не может.
От отца Романа (из письма читательницы):
«Чем дальше, тем больше понимаю Ваши слова «в наше время нужно жить как можно проще». Но никогда не поняла бы их в 17 лет — хотелось жить исключительно и не по правилам. Вижу, что лучше всего — когда вокруг деревья, трава, озеро, но почему пришедшие к этому озеру поголовно матерятся, не понимаю. И почему на дне озера столько бутылок (вчера при мне два ребёнка поранились, один из них мой крестник), а в лесу разбросан (а иногда повешен на ветку, наверное, чтобы было заметнее) непотребный мусор, тоже не понимаю. Как могу, стараюсь уберечь детей от всего этого, и всё равно наступает момент, когда они обрушиваются в эту бездну».
Этот отрывок поясняет, что именно отец Роман не принимает в своих соотечественниках.
«И, глядя в городах на русаков,
Невольно превращаюсь в русофоба (огорченца)» (творч. зарисовка о. Романа). .И вновь с благодарностью пред Богом за прямодушие и вовремя сказанное определение. И как-то всё горестно… но необходимо пережить…
«За что, скажите, уважать, любить
Того, кто только плотью хочет быть?» (творч. зарисовка о. Романа). Как и прежде с благодарностью пред Богом за рассудительное обережение для всех людей (и для сознающих себя грешниками и для обережения детских душ). Весьма благодарю!