Домовладыка, Милостивый Бог,
Любовью к человечеству пылая,
Позвал гостей на Ве́черю в Чертог,
Но званных увлекла их воля злая.
И Вечеря не стала вожделенной
Для тех, кому земное было ценно:
Село купих, имей мя отречена,
Волов купих, имей мя отречена,
Жену поях, имей мя отречена.
Беда для всех пристрастия земные!
Никто на зов откликнуться не смог,
И нищие, слепые и хромые
Наполнили сияющий Чертог.
Остались вне, кто в мiре состоялся,
А кто не мог пахать и покупать,
И жён иметь, и жёнам угождать,
С Домовладыкой рядом оказался!
Отребье мiра Царь царей избрал,
А мы коснеем день за днём… доколе!
Нам всем Господь сию возможность дал —
Избра́нниками стать по вольной воле!
Чем заменили Бога сонмы званных?
Село, волы, жена — наш мiр не нов.
И если мало и теперь избра́нных,
Всё потому, что отвергают зов!
Не состоялись в мiре, христиане?
Отребье мiра — звание из званий!
Иеромонах Роман
20 мая 2024
Скит Ветрово
Спаси Господи батюшка.
С жёнами то может и не войдут, а вот с женою одной, вереницей детишек, землею опустевшею, запущенною борщевиком и брошеною на плечи последних крестьян, в невыгодном для мира положении, может и пройдут , т. к. таковые тоже отребье у мiра.
«Нам всем Господь сию возможность дал —
Избра́нниками стать по вольной воле!»
Да, это ЧУДО.
//Избра́нниками стать по вольной воле!//
По-моему, здесь логическая несостыковка. Избранником Божиим можно стать исключительно по воле Божией, а не по своей. Воля и избранничество ― понятия несовместимые. По-моему, слова «вольная воля» уместнее заменить словами «крестная доля».
Отец Георгий, не сомневаюсь, что отец Роман Вам ответит. А я вольную волю поняла как добровольное согласие на избранничество, и да, наверное, крестное.
Се, раба Господня,да будет Мне по слову твоему. И моление Господа в Гефсиманском саду : не Моя воля, но Твоя да будет. И Сын мой! Отдай сердце твое Мне.
Начал было отвечать, но увидел отрывок проф. В.Д. Сарычева, который прислала Людмила – хорошее разъяснение и подтверждение написанного мною в стихах.
« А я вольную волю поняла как добровольное согласие на избранничество, и да, наверное, крестное.
Се, раба Господня,да будет Мне по слову твоему. И моление Господа в Гефсиманском саду : не Моя воля, но Твоя да будет. И Сын мой! Отдай сердце твое Мне.».
Всё правильно: невольник не богомольник.
«//Избра́нниками стать по вольной воле!//
По-моему, здесь логическая несостыковка. Избранником Божиим можно стать исключительно по воле Божией, а не по своей. Воля и избранничество ― понятия несовместимые. По-моему, слова «вольная воля» уместнее заменить словами «крестная доля».»
Не могу с Вами согласиться, отец Георгий, потому что по Вашей логике непонятно, куда делась воля человека. И избранником Божиим можно стать исключительно по воле Божией в том случае, если человек не отверг эту высшую и благую волю. В Царство Божие не волокут.
«Воля и избранничество ― понятия несовместимые».
Избранничество без воли человека напоминает пленение, а Сын Божий пришёл не пленять, а освобождать.
«Воля и избранничество ― понятия несовместимые».
А кто же тогда невеста (душа) для Жениха, разве не избранница? И, конечно же, стала невестой по своей воле.
От иеромонаха Пафнутия:
1. «Вольная воля» у автора – то же, что добровольно.
2. Вы предлагаете совсем другую мысль: «крестная доля». Но и она подразумевает добрую волю и правильное намерение, ведь не все же страдающие спасаются.
«В твоей воле, кающийся, или жить, или умереть. От твоей свободы и от твоего произволения зависит быть или оправданным, или осужденным».
«Свободная воля подобна руке, которая может простереться ко всякому плоду, и как по собственному выбору могла прежде сорвать и взять себе плод смерти, так может сорвать и плод жизни».
Преп. Ефрем Сирин
//«крестная доля». Но и она подразумевает добрую волю и правильное намерение, ведь не все же страдающие спасаются.//
Что есть правильное намерение? На мой взгляд, таковым является мысль о том, что не я своей волею принял решение следовать за Господом, но Он вложил в меня это стремление. Думать же обратное, дескать, от моего решения зависит моё избранничество, это и есть синергианство.
//А кто же тогда невеста (душа) для Жениха, разве не избранница? И, конечно же, стала невестой по своей воле.//
Бог всеведущ. Поэтому не станет предлагать Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть, чтобы они не посмеялись над Ним. Он предлагает Свою руку только той душе, которую Сам Себе выберет и назначит в невесты, и которая отвергнуть Его не сможет.
Не вы Меня избрали (своей волей. ― Г.С.), а Я вас избрал… (Ин.15:16).
//Избранничество без воли человека напоминает пленение, а Сын Божий пришёл не пленять, а освобождать.//
Истинно так. Отказ от своей воли и есть освобождение.
«Бог всеведущ. Поэтому не станет предлагать Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть, чтобы они не посмеялись над Ним. Он предлагает Свою руку только той душе, которую Сам Себе выберет и назначит в невесты, и которая отвергнуть Его не сможет».
Зачем же тогда Сеятель сеет семя не только на землю добрую, но и при дороге, и на каменистую? Разве зарастание тернием не есть своего рода отвержение и посмеяние? И почему так важны слова Божией Матери, сказанные в ответ на благовестие Архангела — се, раба Господня? В толкованиях говорится, что для исполнения слов Архангела нужно было Её согласие.
Бог ко всем обращается, всем даёт возможность откликнуться. Иначе и проповедь священника была бы во многом напрасным трудом, её нужно было бы обращать только к горстке «избранных», как это и происходит иногда, по определённому тарифу: https://vetrovo.ru/inoi/ieromonah-simon/ .
//Разве зарастание тернием не есть своего рода отвержение и посмеяние?//
Если земля заросла, значит она не была избрана, и Бог не возделывал её. Может ли каменистая земля сама себя сделать плодородной? Ни за что. Но Бог может и на каменистой земле не только произрастить плод, но из самых камней сотворить детей Аврааму (см. Мф. 3:9).
//Бог ко всем обращается, всем даёт возможность откликнуться. //
Вот именно. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Или солнцу надо светить только избранным, и дождю поливать только культурные растения?
//В толкованиях говорится, что для исполнения слов Архангела нужно было Её согласие. //
Божия Матерь была избрана и потому не могла отказаться. Зачем же в таком случае спрашивать согласие? Мне думается, это как при венчании. Священник спрашивает у брачующихся: «Имеешь ли, имярек, мысль благую и непринужденную пояти себе в жену…». Такожде у невесты: «Имеешь ли благую… Не обещалась ли иному мужу?» Зачем задавать эти вопросы тем, кто пришли на венчание и всем своим видом показывают готовность стать мужем и женой? Затем, чтобы словесным признанием уверить присутствующих в своей добровольности, и в том, что это именно так и никак иначе.
Божия Матерь была избрана и не могла отказаться. Или, Вы думаете, Она могла дать от ворот поворот Божьему вестнику?
«Истинно так. Отказ от своей воли и есть освобождение».
Спорное утверждение. И вот почему.
1. Отказ от своей воли может оказаться пагубным безволием.
2. Для того, чтобы отказаться от своей воли, уже нужно проявить свою волю.
3. Освобождение всегда двояко: отказ от своей воли может освободить или от порока, или от добродетели.
4. Огульный отказ от своей воли ведёт к пленению адом или Раем.
Плен, согласитесь, не Божье дело.
5. В каждом человеке есть воля ветхого и нового Адама. Исполнившие волю ветхого человека, следующую за волей врага рода человеческого, уже сейчас находятся в преддверии ада – в лагерях и тюрьмах. Об этом пишут многие святые, в том числе свт. Игнатий Брянчанинов:
«Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которою слилась наша воля, заменим волею Божиею…» – то есть, делаем это добровольно. И, чтобы никто не подумал, что воля человеческая исчезает, приводит следующие слова: «Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие».
6. Новомученикам, исполнившим волю нового Адама, следующую за волей Божией, те же самые преддверия ада – лагеря и тюрьмы, стали преддвериями Рая.
7. Поражает стройный хор св. отцов:
«Как же не все спасаются, если Он <Бог> всем хочет спастись? Это оттого, что не всех воля следует за Его волею, а Он никого не принуждает» (свт. Иоанн Златоуст).
«Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией (свт. Игнатий Брянчанинов)».
«Нет ничего сильнее воли, будет ли она направлена к смерти или к жизни (прп. Авва Исаия).
«Если человек хотя ненадолго приблизится к огню, то узнает свойство огня, а именно, что сила его в нем: то же должно сказать и о свободной воле; сила ее в ней самой» (прп. Ефрем Сирин).
«Если нет воли <человеческой>, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей» (прп. Макарий Египетский).
«Что же будет обнаружением воли, как не труд добровольный?» (прп. Макарий Египетский).
«После Вышней благодати наша воля служит причиною добродетели и порока (свт. Иоанн Златоуст).
«Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает» (прп. Марк Подвижник).
«Бог всеведущ. Поэтому не станет предлагать Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть, чтобы они не посмеялись над Ним. Он предлагает Свою руку только той душе, которую Сам Себе выберет и назначит в невесты, и которая отвергнуть Его не сможет.»
Но идея августианства, как я понимаю, как раз в том и состоит, что человек не может не отвергнуть Бога, пока Бог Сам его не изберет, изменив направление его воли. В противном случае (если первоначальный выбор отвергнуть или нет принадлежит человеку) он становится не избранным, а избирателем.
Отец Георгий: «Не вы Меня избрали (своей волей. ― Г.С.), а Я вас избрал…» (Ин.15:16).
А как может быть иначе? Как не знающие Бога могут Его избрать? И потом, эти слова в первую очередь относятся к Апостолам: потому что евреи, желающие учиться Закону Моисееву, сами выбирали себе учителей, учениками же Христа Апостолы стали только тогда, когда Он их Сам избрал и призвал к Себе.
«Потом выставляет и другой немалый знак дружбы. Какой же именно? Не вы, говорит, Мене избрасте, но Аз избрах вас (15, 16), то есть Я искал вашей дружбы. И на этом не остановился; но еще говорит: и положих вас, то есть насадил, да вы идете (все еще продолжает сравнение с виноградного лозою), то есть чтобы вы распространялись, и плод принесете, и плод ваш пребудет. Если же плод пребудет, то тем более вы. Я не только, говорит, возлюбил вас, но и осыпал вас величайшими благодеяниями, распростирая ветви ваши по всей вселенной.
Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (ст. 16). Но ведь исполнять прошения – дело того, кого просят: как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это – чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца» (Свт. Иоанн Златоуст).
Отец Георгий: «Если земля заросла, значит она не была избрана, и Бог не возделывал её».
Однако Господь и этой заросшей земле не пожалел драгоценного семени.
Отец Георгий: «Может ли каменистая земля сама себя сделать плодородной? Ни за что».
Тот, кому она принадлежит, может. Мы можем стараться возделывать свои души, уповая на Бога и надеясь на то, что хоть какой-то росток пробьётся.
Отец Георгий: «Божия Матерь была избрана и не могла отказаться. Или, Вы думаете, Она могла дать от ворот поворот Божьему вестнику?»
Во-первых, дело происходило не у ворот, потому… логическое завершение можете дописать сами.
Во-вторых, вряд ли нам нужно решать за Матерь Божию. Во всяком случае, мы уже опоздали это сделать.
И в-третьих, ни от чего не может отказаться не имеющий выбора пленник, принуждённый исполнять любое указание. А Богоотроковицу никто не принуждал, Она была свободна в Своём выборе и, любя Господа, явила добровольное согласие.
// «Не вы Меня избрали (своей волей. ― Г.С.), а Я вас избрал… (Ин.15:16)».
А как может быть иначе? Как не знающие Бога могут Его избрать? //
Вот и я о том же. Знание о Боге даётся Богом, а не самим человеком приобретается.
//«Если земля заросла, значит она не была избрана, и Бог не возделывал её».
Однако Господь и этой заросшей земле не пожалел драгоценного семени. //
Именно так. Потому что на всякой земле может вырасти плод, если не шестьдесят и не тридесять (см. Мф. 13:8), то сам-шесть и сам-три.
// «Может ли каменистая земля сама себя сделать плодородной? Ни за что».
Тот, кому она принадлежит, может.
В самом деле? Вы видели, чтобы земля сама по себе, своими усилиями превращалась из каменистой в плодородную?
// Мы можем стараться возделывать свои души, уповая на Бога и надеясь на то, что хоть какой-то росток пробьётся.//
Духовный росток никогда не пробьётся, если его не посадит Бог.
//А Богоотроковицу никто не принуждал, Она была свободна в Своём выборе и, любя Господа,
явила добровольное согласие.//
Я не сказал, что Её принуждали. Я сказал, что Она была избрана стать Матерью Божией. Это не принуждение, это дар Божий, которого никто из людей не получал и не получит.
Ваше согласие на получение веры у Вас спрашивали? Вас принуждали её принять? Вы могли отказаться от её принятия?
//В противном случае (если первоначальный выбор отвергнуть или нет принадлежит человеку) он становится не избранным, а избирателем.//
Вот именно. Избранник это тот, кто избран независимо от своей воли и прежде неё. А тот, кто сам избирает, является избирателем. Вроде тех избирателей, которые приходят на избирательные участки и, руководствуясь программами кандидатов, выбирают себе начальника.
«В самом деле? Вы видели, чтобы земля сама по себе, своими усилиями превращалась из каменистой в плодородную?»
Не земля сама по себе, а её владелец. Мы – владельцы собственных душ. О том, что земля из этой причти становится доброй или остаётся запущенной благодаря предварительным трудам человека, говорится у преподобного Максима Исповедника.
Если бы человек становился верующим автоматически, по одной Божьей воле, то он и спасался бы автоматически. Потому что какой смысл Богу сначала Своей волей дать человеку веру, а потом низвергнуть его в пучину погибели? Между тем, падают вниз головой, как мы видим на иконе «Лествица», даже те, кто поднялся очень высоко. Может быть, и Адам пал по Божьей воле?
«Ваше согласие на получение веры у Вас спрашивали? Вас принуждали её принять? Вы могли отказаться от её принятия?»
Да, когда поставили меня в обстоятельства, в которых я могла или открыться Богу, Который был рядом, или развернуться и уйти. И каждый может уйти в любую минуту.
А почему, отец Георгий, Вас не устраивают высказывания святых отцов, которые в таком изобилии привёл отец Роман? Ведь Вы же всё время призываете читать их, а не классику. Зачем читать, не доверяя? И почему Вам хочется, чтобы спасение осуществлялось по какой-то схеме, без волевого участия человека? Ведь это делает его более примитивным, не способным на любовь, жертвенность, борьбу с собой.
А я не против, чтобы во мне благодать действовала необоримо. Вряд ли кому из спасенных придёт в голову предъявлять Богу претензию в том, что Он спас его, не получив предварительного согласия, тем более, что Бог, начав спасение, производит в спасаемом и само желание быть спасенным, то есть никакого насилия не происходит. Но из такой теории неизбежно следует вывод, что Бог большую часть своего творения создал, чтобы затем бросить в огонь, как ненужный хлам, а такая мысль и кощунственна и невыносима. В синергианстве есть надежда на милость Божию любому грешнику, а в теории предопределения эта милость распространяется только на избранных.
//А Богоотроковицу никто не принуждал, Она была свободна в Своём выборе и, любя Господа, явила добровольное согласие.//
Если Она была свободна в Своём выборе, то от Её решения зависело рождение Сына Божьего. Так? А не подумать ли нам в таком случае о введении четвёртой Ипостаси в Пресвятую Троицу в Лице Пресвятой Богородицы?
//Мы – владельцы собственных душ.//
Я понял. Каждый человек ― кузнец своего счастья.
//И каждый может уйти в любую минуту.//
Насколько я понял Ваши слова, люди могут отказаться от принятия веры. А от своего рождения они могли бы отказаться? Кто-то спрашивал нашего согласия о появлении на свет Божий?
//А почему, отец Георгий, Вас не устраивают высказывания святых отцов, которые в таком изобилии привёл отец Роман?
Потому что эти цитаты не по теме «Избранниками не становятся по вольной воле».
//Но из такой теории неизбежно следует вывод, что Бог большую часть своего творения создал, чтобы затем бросить в огонь, как ненужный хлам, а такая мысль и кощунственна и невыносима.//
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Эти слова Христа кощунственны и невыносимы? Согласно им бОльшая часть населения земли не войдёт в Царство Небесное.
«Бог всеведущ. Поэтому не станет предлагать Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть, чтобы они не посмеялись над Ним. Он предлагает Свою руку только той душе, которую Сам Себе выберет и назначит в невесты, и которая отвергнуть Его не сможет.
Не вы Меня избрали (своей волей. ― Г.С.), а Я вас избрал… (Ин.15:16).»
В этой фразе, отец Георгий, есть противоречие с пропагандируемой Вами теорией избранничества. Вы говорите, что Бог не предлагает Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть. Значит, всё-таки могут отвергнуть? Но Вы же утверждаете, что избранная Богом душа отвергнуть Его не может. Я так понимаю, любая душа. В чём тогда будет вина человека, осуждённого на вечные муки?
Обсуждение всё дальше заходит в мысленные дебри, от которых разумно предостерегал отец Роман. Чем дальше продвигаются данные рассуждения, тем очевиднее становится, что мы вообще мало что знаем. Вопросов у читателей становится всё больше. А позиция отца Георгия всё более напоминает объяснения из видео «Почему никто не может переспорить Бена Шапиро».
И если раньше была одна утешительная мысль, что нам воздастся не по справедливости Божией, а по Его безпредельной Милости, то по толкованию уважаемого отца Георгия оказалось, есть ещё чему порадоваться: наша воля предопределена, и даже может так произойти, что кто-то получит избранничество в дар. А что же с остальными, кто не получил избранничество и правильную волю?
«Согласно им бОльшая часть населения земли не войдёт в Царство Небесное.» А как бы Вы сами прокомментировали это утверждение?
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Эти слова Христа кощунственны и невыносимы? Согласно им бОльшая часть населения земли не войдёт в Царство Небесное.»
И тем не менее разбойник вошел в него, значит, и у других грешников есть надежда. Сам Бог решает, кого Ему спасти. В Священном Писании много мест, противоречащих друг другу и эти противоречия можно истолковать как в ту, так и в другую сторону, но если даже апостол говорил «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1-е Коринф. 13:12), то как мы можем так уверенно судить о том, кого Бог спасет, а кого нет?
//В этой фразе, отец Георгий, есть противоречие с пропагандируемой Вами теорией избранничества.//
Это не моя теория. Это слова Священного Писания: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29, 30).
//Вы говорите, что Бог не предлагает Своё супружество тем душам, которые могут Его отвергнуть. Значит, всё-таки могут отвергнуть?//
Не могут отвергнуть, п.ч. решение за них принято до их рождения (избран «от чрева матери моя», как говорит апостол Павел о себе).
//Но Вы же утверждаете, что избранная Богом душа отвергнуть Его не может. Я так понимаю, любая душа.//
Не любая, но Богом избранная.
//«Согласно им бОльшая часть населения земли не войдёт в Царство Небесное.» А как бы Вы сами прокомментировали это утверждение?//
Одно из двух. Или принять сказанное Христом, или слушать профессора Осипова.
//наша воля предопределена,//
Чья «наша воля»? Ваша? Моя? Этого никто не знает кроме Бога. А вот то, что Дева Мария была предопределена стать Матерью Божией это общеизвестно. И апостол Павел о себе писал, что он был избран от рождения: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам… (Гал. 1:15, 16).
//то как мы можем так уверенно судить о том, кого Бог спасет, а кого нет?//
А кто об этом судит? О спасении Божием, как и о предопределении Божием знает только Бог.
«А кто об этом судит? О спасении Божием, как и о предопределении Божием знает только Бог.»
Не только. Об этом ещё знают люди, утверждающие, что предопределены (а значит и спасены) только те, кто исполняет заповеди.
Очень хорошо приведённые Вами слова (Рим. 8:29, 30 ) поясняет свт. Феофан Затворник:
«Предопределение есть непостижимое действие предвечного Бога; но оно явно требуется гармониею Божеских свойств и совершенств. Разумна от века суть Богови вся дела Его (Деян. 15, 18). Если же вся весть Бог (см.: 1 Ин. 3, 20), то Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, — ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода, — ведает, кого коснется Его последнее: приидите, — и кого коснется: отъидите. А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет. И поелику ведение или предведение Божие отнюдь истинно и верно, то и определение Его неизменно. Но, касаясь свободных тварей, оно не стесняет их свободы и не делает их невольными исполнителями своих определений. Свободные действия Бог предвидит, как свободные, видит все течение свободного лица и общий итог всех его деяний. И, видя то, определяет, как бы то было уже совершившимся. Ибо не просто предопределяет, но предопределяет, предуведав (см.: блаженный Феодорит). Мы определяем человека, что хорош или худ, видя дела его, пред нами им наделанные. И Бог предопределяет по делам же, — но делам предвиденным, так, как бы они уже были сделаны. Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел ».
«Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел».
А значит, никто из нас не обделён, и никому не нужно впадать в уныние, что исполнение Заповедей и верность Христу до конца, лишит верных Святейшего Лика Христова. И потому, прибегая к помощи Божией, не будем опускать рук на ниве души своей!
Спаси Господи, отец Роман! Ваше слово всегда дарит надежду, утешает и наставляет; исполнено христианским смыслом и попечением.
Святоотеческие толкования уже давно дали ответы на многие вопросы. Только вот не всегда знаем что именно нужно прочесть, и к кому из святых обратиться за ответом.
То, о чём говорится в толковании, отчасти почувствовалось душой после прочтения стихотворения «О Предопределении».
Предопределение предполагает присутствие времени. А в Вечности его нет: прошлое, настоящее и будущее предстаёт пред Богом «одновременно», если так можно выразиться…
«Зачем же предопределять
Тому, Кто может всё объять?»
«А как ведает, так и определяет тому быть. Но как, ведая наперед, Он предведает, так и, определяя наперед, предопределяет.»
Пытаясь это понять, слово «определение» можно ещё, наверное, назвать «решением»? То есть предведая или предвидя волю человека, все решения Господом уже приняты? А так как приняты они в Вечности, то приставка, связанная со временем (пред) уже лишняя. А в толковании для нас, живущих во времени, написано с приставкой.
Приводимые отцом Георгием в пример слова апостола Павла об избранничестве от утробы матери, ясно говорят об избранничестве на особое служение, на проповедание язычникам, а не об избранничестве только для его Спасения. Хотя одно с другим, конечно, взаимосвязано. «Не действия свободных лиц суть следствие предопределения, а само предопределение — следствие свободных дел».
Во всяком случае, проявляя свою волю ко Спасению, мы исполняем Божию Волю и определение.
Христос Воскресе, дорогие мои читатели!
О пути к Богу.
«Никто не может прийди ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65), – слышали мы в храме эти слова апостола Иоанна. Часто они понимаются неправильно. Если понимать эти слова буквально, то получится, что не человек, а Бог виновен в том, что не все люди спасаются. Из Святого Писания мы знаем, что воля Господня в том, чтобы спаслись все (1 Тим. 2:4). Но без воли самого человека Бог спасти его не может. Дело в том, что современные люди в большинстве своем ищут в жизни не Господа, а то, что сделает их жизнь комфортнее. Они желают денег, власти, комфорта – всего того, что даст им наслаждение. Но человеческая жизнь конечна. И все мы об этом прекрасно знаем.
Что же происходит с душой после смерти тела? Она или живет, или существует. Живет душа в том случае, если успела на земле приобрести единство с Богом. А если этой встречи не произошло, то она существует в мрачных обителях ада, вдали от Бога.
Но как же быть с теми словами Спасителя, о которых мы упомянули в самом начале? Сродное притягивается сродным. Магнит притягивает к себе те предметы, которые содержат в себе металл. Так и люди, стремящиеся к духовной жизни, сами тянутся к Богу. Когда человек влюблен, он постоянно думает о любимом (любимой) и желает снова и снова видеть его. Но тот, кого любят, не делает ничего особого, чтобы заставить себя полюбить. Он только дает возможность себя любить и дарит счастье любящему.
Так и Бог всех привлекает к Себе, но приходят к Нему только те, кто может и хочет Его любить, кто чувствует свое родство с Ним, для кого на первом месте Сам Бог, а не те блага вечной жизни, которые Он обещает любящим Его. Проповедь митр. Луки Запорожского и Мелитопольского.
Блаженному Августину это пояснение святителя Феофана Затворника, наверное, не понравилось бы, поскольку отправной точкой в его концепции о предопределении, как я понимаю, было то, что падший человек не может откликнуться на слово Божие сам собой, то есть прежде, чем благодать вселится в него и произведёт в нём нужное Богу действие.
//Если бы человек становился верующим автоматически, по одной Божьей воле, то он и спасался бы автоматически. Потому что какой смысл Богу сначала Своей волей дать человеку веру, а потом низвергнуть его в пучину погибели? Между тем, падают вниз головой, как мы видим на иконе «Лествица», даже те, кто поднялся очень высоко. Может быть, и Адам пал по Божьей воле?//
//какой смысл Богу сначала Своей волей дать человеку веру, а потом низвергнуть его в пучину погибели? //
Вот именно. Те, кто падают головой вниз, не получили дара веры.
//Может быть, и Адам пал по Божьей воле?//
Если уж винить Бога, то не в грехопадении прародителей, а сразу в том, что Он не сотворил Адама равным Себе.
//Г.С.: «Ваше согласие на получение веры у Вас спрашивали? Вас принуждали её принять? Вы могли отказаться от её принятия?» О.С.: Да, когда поставили меня в обстоятельства, в которых я могла или открыться Богу, Который был рядом, или развернуться и уйти. И каждый может уйти в любую минуту. //
Человек сам по себе не может знать ничего Божественного, если Бог не даст ему такого знания. Поэтому спросить согласия на приятие дара веры невозможно, как невозможно спросить согласия ребёнка о его рождении на свет Божий.
//Во всяком случае, проявляя свою волю ко Спасению, мы исполняем Божию Волю и определение.//
Понятно. Мы своей волей спасаемся, а Бог нам в этом помогает. Или всё же наоборот? Бог нас Своей волею спасает, а мы Ему в этом помогаем?
Честно говоря, я не понял слов святителя Феофана. Он говорит, что Бог предвидит все варианты, какие только возможны вследствие свободных дел людей, и в этом заключается Его предведение и предопределение. Но вариант-то, на самом деле, один, вернее, два, либо человек спасётся, либо погибнет. Оба варианта предопределить нельзя, потому что они исключают друг друга. Или даже такое взаимоисключающее предопределение возможно всеведущему Богу? Впрочем, не винить же мне святителя в том, что я не понял его слов. Виню только свою несообразительность.
Всем унывающим от факта Божьего предопределения, предлагается сладкое утешение. Первым насельником рая, открытого после долгого перерыва, стал разбойник. Как он туда попал? Своими трудами? Нет, одним только определением Божиим.
Спасаются по воле Божией, а погибают по своей. Почему бы в таком случае всесильному Богу не спасти всех? Или воля погибающих сильнее воли Божией? Нет, не сильнее. Просто нет смысла спасать сынов погибели. А кто суть сыны погибели? Это известно всеведущему Богу изначально, а людям откроется в день Страшного Суда. Эти сыны погибели погибли по Божией воле? Нет. А по чьей? Читай абзац сначала.
Увы, владыка противоречит себе, говоря сперва это: «Сродное притягивается сродным. Магнит притягивает к себе те предметы, которые содержат в себе металл». А затем это: «Так и Бог всех привлекает к Себе».
Бог привлекает не всех, но только тех, кто сродны Христу, распятому на Кресте, а других Он не привлекает, как магнит не притягивает к себе ничего кроме металла.
«Честно говоря, я не понял слов святителя Феофана. Он говорит, что Бог предвидит все варианты, какие только возможны вследствие свободных дел людей, и в этом заключается Его предведение и предопределение».
Отец Георгий, святитель говорит иначе. «Он ведает и начало, и продолжение, и конец всего сущего и бывающего, — ведает и последнее свое определение участи каждого, как и всего человеческого рода, — ведает, кого коснется Его последнее: приидите, — и кого коснется: отъидите». Не множественность вариантов поведения человека предвидит Бог, а его единственный путь. Он может на наше будущее взглянуть как на прошлое. Мне кажется, это похоже на вид земли с высоты птичьего полёта. Только этот «полёт» в данном случае – не над пространством, а над временем. Бог видит перед нами множество дорог и знает, какой путь мы изберём, но не говорит нам «ты погибнешь» или «ты спасёшься», потому что такие слова были бы для нас губительны. Но Он показывает, какой путь верный. Кто-то хочет избрать этот путь, кто-то не хочет.
В идеале и мы, наверное, должны были бы, подняв глаза на Бога, понимать, куда идти. Но у нас далеко не всегда получается.
Написала и вижу, что всё равно в такой картине есть какая-то ограниченность. Ну на то я и человек. А от слов святителя Феофана дух захватывает.
«Увы, владыка противоречит себе, говоря сперва это: «Сродное притягивается сродным. Магнит притягивает к себе те предметы, которые содержат в себе металл». А затем это: «Так и Бог всех привлекает к Себе»».
Всех привлекает, но не все привлекаются. Магнит всем спускается, притягиваются только те, в ком есть железо. У кого железа маловато, могут и упасть потом. (Поэтому стараюсь принимать железосодержащие препараты, хотя, говорят, они плохо помогают.)
«Просто нет смысла спасать сынов погибели.»
Нам ли знать смыслы, которыми Бог руководствуется?
И разве не все люди после грехопадения стали сынами погибели?
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт. 2: 16 -17)
«Бог привлекает не всех, но только тех, кто сродны Христу, распятому на Кресте, а других Он не привлекает, как магнит не притягивает к себе ничего кроме металла.»
Так значит после грехопадения погибли не все или остались люди, погибшие не до конца?
Тогда спасение это не дар, ничем не обусловленный, а необходимое следствие сродности Христу.
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Эти слова Христа кощунственны и невыносимы? Согласно им бОльшая часть населения земли не войдёт в Царство Небесное».
Очень прискорбно, что «бОльшая часть населения земли», давно уже приняла теорию предопределения в Вашем понимании и пошла широким путём. Кто посчитал себя избранным, утопает в грехах, полагая, что Господь его спасёт и при порочной жизни, так как его спасение уже предопределено. А кто принял вражеский помысл, что ему не спастись, и потерял всякую надежду на спасение, тот решил хотя бы в этой жизни получить всё и пустился во вся тяжкая. И кто может сказать, что они поступили безрассудно? В самом деле, какой смысл молиться, каяться, поститься – подвизаться, если спасение или погибель зависит от чьей-то прихоти? Но наш Господь не своенравный домовладыка, играющий судьбами своих подвластных, а Любящий Отец, Который и дела приемлет, и намерения целует. И потому, подобно Евангельскому расслабленному, подчинимся исцеляющему повелению Господа Иисуса, возьмём одр своего теплохладного бездействия и поспешим к исполнению Его спасительных Заповедей.
«Впрочем, не винить же мне святителя в том, что я не понял его слов. Виню только свою несообразительность».
Очень разумное и своевременное признание, отец Георгий, позволяющее всем покинуть мысленные дебри, а редактору остановить обсуждение этой темы.
Обсуждение темы объявляется завершённым!