Все ждут царя как лучшей доли,
Но зло и в нём, на том стою,
Когда он вместо Божьей воли
Творит недужную свою.
Жезл и свеча — вот образ власти!
Глаголы Божии — свеча.
Жезл без любви несёт несчастье,
Любовь слепая злей меча.
Жезл — беззаконным устрашенье,
Но власть тогда освящена,
Когда сама идёт к Спасенью!
Иначе для чего она?
Священство свято? Несомненно!
Им освящается народ.
Но если Божие забвенно,
То даже Церковь не спасёт.
Но Церковь освятил Распятый,
И благодать не от людей!
А что же в царской власти свято,
Когда помазанник злодей?
Царя ли ждать? Душа, ответь!
Не от тебя ли жизнь и смерть?
Иеромонах Роман
7-8 июля 2020
Скит Ветрово
Подведя итоги по нашей с вами дискуссии, пришла к выводу, что впустую потрачено немало времени… А еще хочется попросить прощения у всех кого хоть как-то задели мои слова. Впредь, обещаю быть сдержаней, либо вообще ничего не писать. Всего вам самого светлого и доброго, православные. ❤ Храни вас всех, Господь! ?
Бог простит, и Вы нас простите!
А вот благодаря Вам, уважаемая Ольга, я, во-1-х, прояснил для себя некоторые стихи 1-ой Книги Царств, прослушал проповедь схиигумена Гавриила, которого очень ценю вместе с монахом Иоанном (Адливанкиным). Кстати, как проходил творческий процесс у поэта Марины Цветаевой, можно прочитать в его книге, которая на Ветрово обильно цитировалась. И третье, понял, чем мне дорогА икона Божией Матери Державная. И на всё это Вы меня сподвигли. Спаси Христос!
Тоже считаю, что время потрачено НЕ впустую, а очень даже с пользой. Спаси Господи! Ольга (Донбасс), продолжайте писать отзывы!
А у меня противоречивые чувства вызвали Ваши слова, Ольга. Просьба о прощении — симпатию, так как всегда симпатичны люди, находящие силы просить прощения (у Бога просить его гораздо легче). А вот слова о впустую потраченном времени — сожаление. Разве услышать мнения собеседников, помогающих увидеть предмет дискуссии с разных сторон, чтобы лучше в нем разобраться — это лишнее? Не хочу Вас втягивать в новую дискуссию, просто предлагаю попробовать взглянуть по-другому на потраченное (а лучше сказать — использованное) на дискуссию время. Для всех она полезной оказалась, вероятно и для Вас в чем-то тоже.
Называть царскую власть Богоблагословенной можно с большими оговорками, потому как в 12-ой главе 1-ой Книги Царств она названа даже грехом.
17 не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, КАК ВЕЛИК ГРЕХ, КОТОРЫЙ ВЫ СДЕЛАЛИ ПРЕД ОЧАМИ ГОСПОДА, ПРОСЯ СЕБЕ ЦАРЯ.
18 И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.
19 И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ИБО КО ВСЕМ ГРЕХАМ НАШИМ МЫ ПРИБАВИЛИ ЕЩЕ ГРЕХ, КОГДА ПРОСИЛИ СЕБЕ ЦАРЯ.
20 И отвечал Самуил народу: НЕ БОЙТЕСЬ, ГРЕХ ЭТОТ ВАМИ СДЕЛАН, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим
(1Цар.12:17-20)
А в чём грех-то? Самуил объясняет:
6 Тогда Самуил сказал народу: [свидетель] Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской.
7 Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим.
8 Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем.
9 Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, [которые] воевали против них.
10 Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе»,
11 тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно.
12 Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда как Господь Бог ваш — Царь ваш.
(1Цар.12:6-12)
Иными словами, всё то время, пока не возникло у народа желание иметь над собой царя, люди обращались непосредственно ко Господу, и Он слышал и спасал их: вывел из Египта, избавлял от врагов вроде Сисары, в лапы которого, как это понятно из слов Самуила, народ попал за то, что отступил от Господа… Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне [Самуилу]: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда как Господь Бог ваш — Царь ваш (1 Цар.12:12).
Грех в ослаблении веры. Понадобился земной царь, тогда как Господь Бог ваш — Царь ваш.
Наказанием за греховное желание народа иметь над собой царя можно считать слова Господа, которые Он возвестил через пророка Самуила: И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда (1 Цар.8:18). В церковнославянском переводе: И возопиете в день онъ от лица царя вашего, егоже избрасте себе, и не услышит вас Господь в день онъ, яко вы сами избрасте себе царя.
Иными словами, раз вы сами испросили себе царя, то все ваши жалобы на его нечестие не будут приняты Господом. Царь гонитель, притеснитель, нечестивец, тиран? Но вы же сами его испросили, поэтому терпите его до смерти его или вашей.
В МIРЕ СКОРБНИ БУДЕТЕ: НО ДЕРЗАЙТЕ, ЯКО АЗ ПОБЕДИХ МIР (Ин. 16:33).
Из этих слов Господа следует, что Он не имеет целью устроить мiр в жилище Себе с помощью того или иного народа, как об этом сказано в книге Шнеура Залмана «Тания», или преобразовать мiр, что является целью коммунистов и каббалистов (тиккун олам), потому что Он пришёл не улучшить мiр и даже не оправославить его (см. список Ольги Пономарёвой, чего она ждёт от царя). Он не перестроил, не реформировал и т.д. этот мiр, но — ПОБЕДИЛ его. И это самое точное слово, потому что выражает одновременно и неотмiрную сущность Господа, и Его причастность к мiру через победу над ним. Собственно, это и есть цель христианской жизни: жить в этом мiре и одновременно быть вне его.
После обличения народа в греховном желании иметь земного царя пророк Самуил говорит, как кажется, неуместные слова: НЕ БОЙТЕСЬ, ГРЕХ ЭТОТ ВАМИ СДЕЛАН, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим (1 Цар. 12:20). Почему эти слова странные? П.ч. раз согрешили, значит, должны покаяться, а именно отказаться от земного царя и продолжать быть под управлением Царя Небесного. Но пророк так не говорит. Напротив, Самуил даже поощряет народ не бояться этого греха (в церковнославянском тексте Библии вместо слова «грех» стоит слово «злоба»). Это словесное утешение пророка — не бойтесь — позволяет считать установление царской власти благословенным от Бога актом. Хотя это желание было злом в очах Господа, но Он обратил зло во благо. Только бы народ не отступал от Господа и служил Господу всем сердцем, как говорит пророк Самуил.
Отец Георгий, спасибо, надо больше читать Библию. До Ветхого Завета руки вообще не доходят