col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ансамбль «Малахит». «Гора Голгофа…»

Песнопение иеромонаха Романа «Гора Голгофа. Вижу три креста…» в исполнении народно-эстрадной группы «Малахит». Фрагмент праздничного выпуска программы «София» (Новгородское областное телевидение, 16 апреля 2023 года).

Выпуск программы «София» 2021 года, посвящённый творчеству иеромонаха Романа: https://vetrovo.ru/about/programma-sofiya/ .

* * *

Гора Голгофа. Вижу три креста.
(Замри, душе́, доколе окаянна?)
А посреди – распятого Христа.
У ног – Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
– Коль Ты – Христос, спаси Себе и наю.

Но тот, что справа, запретил ему:
– Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?

О бывший тать, о нынешний святой,
Всё зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего – Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О покаяньем вырванный из ада!
Одна лишь правда ожила в тебе:
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мiр,
Ввела под своды райского чертога.

О Боже мой, распятый, как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
— Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?

О Мати Света, не остави нас,
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Иеромонах Роман
25 декабря 1987
с. Родовое

Заметки на полях

  • Рыбинск

    Очень понравилось исполнение! Хорошо поют девушки! Чистые, звонкие голоса!
    И всё же, наверное никому не исполнить песнопения отца Романа лучше самого батюшки!
    Может, потому, что девушки слишком юные, нет в их исполнении той душевной боли, которая чувствуется исполнении отца Романа. Ведь это же страшно — видеть растерзанного Творца, тварью пригвождённого ко Кресту.

  • Москва

    Эти песнопения не поются эстрадными голосами, и эти слова не должны вылетать из накрашенных губ.

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи. Понравилось исполнение, видно что поют от души.
    Но самое главное конечно стихи, которые ведут людей к покаянию, желанию жить с Господом всегда.

  • Тверь

    Павел, если проникнутся со временем смыслом этих стихов также, как сейчас поют, то их губам не останется никакого шанса в будущем быть накрашенными. Проверено! Ищущие души познакомились с творчеством отца Романа! Этому можно только порадоваться.

  • Псков

    Зачем переписывать, перепевать, если уже есть оригинал?! Внешний вид не Православный да и слова не пережитые сердцем. Считаю, что никому не нужно перепевать о. Романа. Женщинам вообще лучше дома деткам петь, а не заниматься глупостями. Помоги вам Господь!

  • Москва

    Если соединить первую часть комментария Наталии с комментарием Евгения, то получится хорошая мысль. Ищущие души познакомились с творчеством Иеромонаха Романа — это, несомненно, хорошо. Перепели его публично в неправославном духе — это плохо. И снова скажу: ни Иеромонаха Романа, ни, например, Высоцкого, перепеть нельзя. Это песни, которые были пережиты людьми, выстраданы, и потому поются с болью, идущей из глубины сердца, а не внешне выдавливаемой с использованием артистических приемов.

    Итак, познакомиться с чем-то хорошим для себя — это благо. Познакомившись, вынести это на публику — не всегда благо. Петь публично глубоко духовную песню, накрасившись и используя эстрадные приемы — это уже на благо не похоже.

  • Москва

    Красиво написали, Владимир Владимирович.

    Друзья, предыдущее сообщение Павлово, а не Владимирово. Не обманитесь.

  • Тверь

    «Друзья, предыдущее сообщение Павлово, а не Владимирово. Не обманитесь.»
    Если обманывают, то трудно не обмануться. Хорошо, что хоть предупреждают)). Вы Владимир или Павел?
    По поводу эстрадных голосов нельзя не согласиться. Но это касается не только женщин. Есть запись исполнения песнопения отца Романа архимандритом, голос которого напоминает оперный, также и манера исполнения. Да, это звучит не очень правдоподобно, не подлинно.
    А тем, кто считает, что женщинам лучше петь дома деткам, и не заниматься глупостями, советую послушать Ирину Скорик, чтобы не делать поспешных выводов.
    Всегда, с момента знакомства с песнопениями Батюшки, считала, что лучше него никто их не исполнит, так как нельзя объять необъятное, нельзя мерить не той мерой. Приобретённое его опытом, может передать только он.
    Но цель исполнения другими певцами — не перепеть это на все лады, а познакомить как можно больше слушателей с произведениями, порой меняющими чью-то жизнь.

  • Москва

    Наталья, я иногда балуюсь. Утром тематически сменил имя, комментируя здесь другой материал, а сменить обратно забыл.

  • Наталья, подтверждаю. Мне было известно, что это баловство. Простите.

  • Москва

    Наталья, еще пел его песни Олег Погудин, — это пока один из лучших вариантов, что я слышал, но у него тоже много эмоциональности. Однако, у него нет этих эстрадных низкопробных ноток в голосе. В другом материале публиковали мою аранжировку одной из песен Иеромонаха Романа — я очень переживал о наличии в ней барабанов и всячески пытался смягчить их звучание. На мой взгляд, если перепевать или перекладывать такую музыку на инструменты — нужно идти в сторону высокохудожественного исполнения, а не эстрадного. Это если не хватает духовности, которая есть в оригинальном исполнении автора, чтобы хоть чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Оперный голос здесь — не самый плохой вариант.

  • Тверь

    Да, я поняла, конечно, что это шутка, поэтому и поставила «улыбки».
    Спаси Господи! Всем добра и хорошего настроения!

  • Тверь

    Спасибо Ольге Сергеевне за чуткость и внимательность к читателям.

    Павел, благодарю Вас за профессиональный разбор, это действительно нужная информация. Но всё-таки сердце не обманешь: ни эстрадный, ни оперный голос не позволит почувствовать глубину и духовность текстов, даже если исполнитель поёт от души. Не всякий называется художником, кто умеет красиво рисовать, наиболее важно вИдение. Важно, чтобы человек услышав, нашёл это стихотворение, и прочитал его в тишине…
    Это только Страдивари превзошёл своего учителя, и то в искусстве. А в духовности ведь другие законы, их ведает только Господь, их можно чувствовать только душой.

  • Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его (Мф. 10: 24-25). «Ученик превзошёл своего учителя» — чисто мiрское и, видимо, поверхностное высказывание.

  • Москва

    Наталья, полностью согласен с вами в этом вопросе, о чем и писал выше. Смысла именно в перепевании нет никакого — только на кухне, когда никто не слышит, попеть для себя. 😀 Люди исходят из добрых побуждений, но приведет ли это к добру или к обесцениванию духовного? Вот мой комментарий к его альбому и ответные комментарии людей:

    https://azbyka.ru/audio/pesnopenija-ieromonaha-romana-oleg-pogudin.html

    Мало кто оценивает этот вопрос серьезно. Сердца большинства людей обмануть очень даже легко. Но будем соблюдать иерархию: душевное пусть ведет к духовному, а духовное — к Богу. Пусть связь будет односторонней, и духовное песнопение не спускается до уровня искусства, но искусство — тянется к духовному. А духовное — тянется к Богу.

  • Москва

    Мой дедушка любит такую песню и постоянно ее слушает. Оперный голос смешан с церковным пением, и все вместе создает вполне хорошую атмосферу.
    https://vk.com/video51370018_170881349

  • Олег Погудин действительно верующий человек — знаю это не по его имиджу и не по каким-то интервью. Но его исполнению действительно порой присущи манерность и подчёркнутый артистизм — чем-то он иногда напоминает Вертинского. Так уж он сложился.

    Согласна с тем, что песнопения отца Романа лучше слушать в его собственном исполнении — они звучат так, как будто спеты не внешним, а каким-то внутренним голосом, как будто обращены к тебе из духовного мира и будят то, что есть духовного в тебе. Объяснять это, формулировать — то же, что «алгеброй гармонию поверить», а может, и что похуже. Но эти песнопения обязательно должны петь и другие исполнители, потому что подлинное творчество всегда становится народным (как про Высоцкого говорили, что он «народный» артист — потому что его действительно любил народ, хотя у него не было никаких званий). Просто нужно петь, понимая, что поёшь. На клиросе в Храме тоже ведь не должно быть случайных людей — пусть это будут и не богословы, но верующие и благоговейные певцы. Песнопения отца Романа не должны остаться в прошлом просто потому, что сам он их больше не исполняет.

    У меня похожее чувство и к стихам отца Романа. Кажется, что они несоизмеримо глубже, чем то, как их понимают люди (или понимают в моём представлении). Когда его стихи звучат в чьём-то исполнении или о них просто рассуждают, иногда подступает что-то, похожее на отчаяние. Однажды поделилась этими мыслями с отцом Георгием Селиным, и он сказал примерно следующее (простите, отец Георгий): но ведь Литургия тоже гораздо глубже нашего понимания, но все мы ходим на Службу и понимаем её в меру своих сил. Эти слова очень запомнились. И Евангелие мы учимся понимать всю жизнь. Нельзя ведь перестать читать его просто потому, что мы люди ограниченные.

    Мои родители артисты. И когда-то в театре у них шёл спектакль «Открытый урок», сценарий которого придумали сами артисты: это были их наблюдения за детьми и взрослыми. В одном эпизоде мой папа — и играл он тоже папу — вышел на прогулку с сыном и очень поэтично, проникновенно, долго и разнообразно склонял его к тому, чтобы тот «почувствовал дыхание осени» (а сын, в непонимании принюхиваясь, говорил: «Пап, давай купим мороженое»). Заканчивалась сценка тем, что папа снимал ремень и говорил: «Пойдём, сейчас ты у меня почувствуешь дыхание осени!..». Если дыхание осени чувствует не каждый, то что уж говорить о дыхании Духа? Не ремнём же заставлять прислушиваться. Умеющие уши слышать — слышат.

    Мне тоже не нравится макияж исполнительниц, хотя, немного зная предысторию этой записи, могу сказать, что они старались выглядеть благообразнее. А поют они, на мой взгляд, хорошо (мне бы так). Очень понравилось, что у них спокойные лица, что в этом исполнении нет актёрской игры. А с исполнением отца Романа сравнивать не нужно.

  • Тверь

    Павел, в своём комментарии по ссылке, Вы чересчур строги к исполнению Олега Погудина. Не думаю, что авторы восторженных комментариев непременно уйдут от духовности в сторону искусства: скорее всего — наоборот. Думаю, что добрых плодов будет значительно больше. А те, кто восторгается в его пении только искусством, голосом и эмоцией, те и в жизни обесценивают духовное.

  • Нижний Новгород

    Олег Погудин очень хорошо, на мой взгляд, спел две песни отца Романа — «Я сказал, что где-то» и «Родник». Эти две песни мне нравятся в его исполнении даже больше, чем в авторском (да простит меня Ольга Сергеевна). При исполнении других песнопений отца Романа он, при всем уважении к его таланту, больше показывает самого себя, что мешает восприятию песнопений. Наверное, это беда многих современных профессиональных певцов.

  • Москва

    Давайте тогда, чтобы не обижать тех, кто трудился (и, возможно, трудился от сердца), не будем сильно критиковать. Иногда лучше пройти мимо, промолчав, чем рубить правду. Хотя, для меня лично в исполнении ансамбля не вяжутся именно смысл песни и вариант подачи — из-за этого не могу смотреть. В любом произведении очень важно уловить эту грань, чтобы не было конфликта между материалом и подачей.

    И Олега Погудина ругать не буду. Кстати, в его вариантах исполнения песен Иеромонаха Романа хорошая гармония, и некоторые моменты, действительно, удались хорошо. Но когда начинаются взывания «Боже, Боже», я не могу слушать и просто выключаю. Я к таким вещам очень критичен.

  • Москва

    Наталья, послушал Ирину Скорик, пока одну песню. Только положительные чувства — и красиво, и душевно, и спокойно, и никакой несдержанности во внешнем виде и поведении. Ни к чему душа не придирается, все хорошо. Это пока первое впечатление. Поет в стиле, похожем на старые романсы, никаких эстрадных ноток в голосе не слышится, это особенно приятно.

  • Псков

    Женщинам идёт только материнство, ни гитары и ни сцена! Женщина спасается чадородием, а не кривляниями, под видом благого попечения, которые как раз и возможны за счёт нерожденных детишек. Это в идеале, а впрочем, все нам можно, но не все полезно.

  • «Женщина спасается чадородием, а не кривляниями, под видом благого попечения, которые как раз и возможны за счёт нерожденных детишек». У Ирины Скорик есть песнопения, в том числе на стихи отца Романа, о страшном зле абортов. Это настоящая проповедь, для которой нужно большое мужество (о том, что оно действительно нужно, можно судить по отдельным репликам в зале). Очень благодарна ей за то, что она несёт такое слово. Может быть, когда-нибудь получится записать с Ириной интервью на эту тему.

    По поводу спасения чадородием: есть женщины, которым Бог не дал детей; и есть ещё монахини.

  • Москва

    Есть подозрение, что кривлянием на сцене никто не спасется, но реализовывать свой талант, данный Богом, все равно необходимо. К тому же, творчество все любят, это человеческая природа.

  • Москва

    И нерожденные детишки — не зло и не грех, если это не те детишки, которые были убиты.

  • Нижний Новгород

    Евгений, Бог дает женщинам талант, наверное, не только для того, чтобы они деткам дома пели. Мне (как и многим, думаю) было бы очень жаль, если бы Ирина Скорик, творя такие прекрасные песни, пела их только своим детям или вообще их не писала. Много стихов отца Романа стали песнями благодаря ей и, согласитесь, — очень хорошими песнями.

  • Псков

    Не рождённые детишки (не аборт, с ним итак ясно), считаю тоже злом, т. к. женщина выбирает свою свободу, реализацию талантов, профессий. Просто сейчас это стало нормой, но на самом деле таит в себе силу на уничтожение и лишает женщину, а через неё и мужчину * (Златоуст) возможностей ко спасению. Св. Ф. Болгарский толкуя это место о талантах, указал, что относится оно к вере, а не к способностям, которые непременно нужно развивать во что бы то ни стало, зачастую кадя своим похотям и страстишкам, коих на сцене не мало. Особенно удобоприклонному немощному сосуду-женщине подобного рода детище просто не потянуть, оно и видно. Кому пока не видно, простите.

  • Москва

    Подскажите, пожалуйста, кто помнит, стихи Иеромонаха Романа про то, что нельзя отказываться от талантов и даров, даваемых Богом. Это здесь будет к теме нашего обсуждения. Я слушал еще песни Ирины Скорик, и нет сомнений, что у нее дар от Бога. Если она поет (и даже сочиняет новые) песни Иеромонаха Романа, а не шансон или попсу, то это одна из лучших реализаций ее дара. Отказываться от него — глупо и неблагодарно по отношению к Тому, Кто дал.

  • ПЕРЕПУТЬЕ

    Ревнyйте же даровaний больших (1 Кор. 12: 31).

    Пора, мой друг, давно пора
    Стихосложение оставить
    И вместо быстрого пера
    К молитве тихой дух направить.

    Не потому, что слишком стар
    И не могу за рифмой гнаться…
    Не зарывайте Божий дар!
    Как быть с благословеньем старца?

    Так и стою, душой продрог,
    На перепутьи двух дорог.

    Иеромонах Роман
    9 ноября 2022
    Скит Ветрово
    https://vetrovo.ru/perepute/

  • Москва

    Да, здесь тоже есть, но было еще стихотворение, в котором он рассуждал, что выбрать и приходил к выводу, что нужно принимать дары, которые дает Бог, даже если у самого есть другие цели, которые кажутся более правильными. Как-то так я помню его смысл, а сам текст вылетел из головы.

  • Тверь

    Павел, а я прослушала ту песню, которую любит Ваш дедушка.
    «Ныне отпущаеши» и другие Православные молитвы, гимны, может и допустимо исполнять таким оперным голосом, в сопровождении хора. Возможно даже увидеть здесь некоторую гармонию, воображая древнего ветхозаветного старца с таким громогласным обращением… Но как Вы себе представляете песнопение «Радость моя» в таком стиле? Голос для этого должен быть не устрашающий, а кроткий, чистый, как родник и как само монашеское житие.

  • Москва

    Наталья, это же разные песни — конечно, не всякую песню споешь одним и тем же голосом.

  • Тюменская область

    Согласна с Евгением. Материнское сердце, если не лгать себе и другим, подтвердит правоту этих слов. Я тоже подтверждаю на своём опыте. Велие тщеславие и «служение обществу» пришлось оставить при появлении детей, а сейчас мне ясно, какое это блаженство — исполнять свое малое предназначение. А таланты никуда не ушли, они перешли в детей, и сейчас одни пишут, другие рисуют, третьи танцуют, четвёртые общаются с людьми, пятые просто радуются миру Божьему. Любовь НИКУДА НЕ ИСЧЕЗАЕТ. А ныне, если ещё и не гнаться за призрачными наградами и не участвовать в электронном концлагере, то и через деток тщеславие не покормить. Слава Богу за возможность такого не лёгкого, но блаженного способа спасения! Благодарю Его от лица всех любящих матерей.

  • МО

    «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Давайте вникнем в слова поэта. Муза это дочь языческого бога Зевса, и кому она может быть послушна, если не отцу? Неужели Христу Богу? Тогда ей надо отречься от своего родителя. Или Пушкин назвал музой поэтическое вдохновенье без всякой связи с языческой богиней? Но и в таком случае непонятно, при чём тут Христос? Ведь Он не заповедовал писать стихов, и, стало быть, никого Божия веленья для вдохновенья нет. Веленья Христовы установлены не для вдохновенья, а для людей, и Его веленья для поэтов ничем не отличаются от велений любому другому человеку: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим /…/, возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37, 39). Если же по-новозаветному всем сердцем не получается, то хотя бы по-ветхозаветному раз в неделю возлюби Бога: Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:8). Веленье Божие поэту — жить по-христиански. При чём тут муза и стихи? Хочешь, пиши их, не хочешь, не пиши[3]. А если пишешь, то будь добр писать так, чтобы дух написанного был близок к Духу Христову. Как этого достичь? Ответ всё тот же: живи по заповедям Христовым. И чем усерднее ты следуешь за Христом, тем ближе будет твой дух к Его Духу.

    Много размышлял и размышляет о соотнесении художественного творчества и жизни во Христе иеромонах Роман (Матюшин-Правдин). На сайте Ветрово.ру большая подборка его стихов на эту тему в рубрике «Искусство? Творчество?», среди которых стихотворение «Выбор».

    Есть две горы — Голгофа и Парнас.
    А выбор и последствия — от нас.
    /…/
    И что б ни взял ты, кисть иль карандаш,
    Одной горе хвалу и честь воздашь.
    Куда бы ни направил сердца взор,
    Он устремится на одну из гор.
    /…/
    И в смертный час наследуем дары
    От некогда возлюбленной горы.
    И у́зрят все — о Радость, о туга́! —
    Кто Спаса, кто губителя-врага.
    (2013)

  • Тюменская область

    Вот как рассуждает о выборе Парнаса одна известная певица: «вопроса «обязательно иметь детей» не стояло. В нашей профессии у тех, кто имеет детей и действительно ими занимается, а не отдает на откуп няням и бабушкам, как правило, большие проблемы. И очень мало артистов, у которых с детьми всё хорошо. Никого не осуждаю. Но я не успевала даже собак выращивать. Куда мне детей? Что это было бы? Наверное, каждому свое. У меня не случилось. И нет переживаний по этому поводу. Зато сколько собак я спасла!» https://72.ru/text/entertainment/2022/12/07/71876909/

  • Тюменская область

    Теперь, благодаря обнаружению многочисленных женских талантов, на сцене загорелись многочисленные звезды самодеятельности, а у большого числа детей исчезли из детства бабушки — отдали себя искусству. Уже молчу о другой родне женского пола, которые тоже служат науке, культуре, экономике, народу… Но только не ближнему. Это считается намного скучнее и не так романтишно.

  • Псков

    Да, Екатерина, все так. Мы стали узко понимать слово творчество, сведя все к музыке, рисованию и кривляньям. Творчество-это все. Творить можно и приготовление обеда, но важно с каким Духом он приготовлен. Дело тут вот в чем, что до революции человек жил для семьи, чтобы воспитать для Бога, а ныне живёт для общества, чтобы воспитать для….Кому кадим? Только и видно, что семьи уже никто творить не хочет, зато все в творчество индивидуалистическое ринулись. А детские, престарелые и дур. дома нарастают со страшной силой. Хорошо хоть в Чечне ничего этого нет, вот примут они Христа (уже принимают) и будущее будет за ними. Русский человек европизировался, расслабился и Дух отнего отойдет если не перестанем себя жалеть и не начнем трудиться над собой создавая крепкие верующие семьи.

  • Псков

    «Говеет Инзов, и намедни
    Я променял парнасски бредни,
    И лиру, грешный дар судьбы,
    На часослов, и на обедню,
    И на сушёные грибы…»
    А.С. Пушкин

    Интересно, что он лиру назвал грешный дар судьбы.

  • МО

    «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Стоп. А есть ли Богу дело до музы Пушкина? Бог не заповедовал людям писать стихов, стало быть, никакого дела Ему до поэзии нет. Но Пушкин поворачивает всё так, будто Бог настолько заинтересован в его стихотворчестве, что плохо Себя чувствует, если не подскажет поэту Своего веленья.
    Бог знать не знает эту хвостатую музу (прошу прощения, если оскорбил чьи-либо религиозные чувства таким сравнением), а Пушкин внушает читателю, что его муза слушает Божии веленья и исполняет их. Ловко, что и говорить. Гений, однако. Нынче это называется иначе ― про́дакт-пле́йсмент, или скрытая реклама своей музы.
    https://clck.ru/9VdJU

  • Тверь

    Ничто не ново. Как и прежде лукавый к правде приплетает ложь. Воле Божьей приписывает действие и участие музы.
    Можно, конечно, предположить, что Пушкин хотел выразить благое намерение подчинить свой талант Божьей Воле, желание отражать в своей поэзии Высшее Повеление. Но последующие слова его и дела говорят обратное, к сожалению.

    Необъяснимый факт: слово муза имеет негативное значение, а имя Муза — это святое христианское имя.

  • Нижний Новгород

    «Дар напрасный, дар случайный…» Это Пушкин сказал о своей жизни. Но Божьи дары случайными и напрасными не бывают. Бог прямо не заповедал людям писать ни стихов, ни музыки, но дал некоторым из них таланты писать их. Наверное, Он хотел, чтобы эти люди своим творчеством рассказывали о Нем. Не все поняли Его волю, но деятельность тех, кто ее понял правильно неужели не угодна Богу? Если творческие люди посредством своего таланта приведут кого-то в Церковь или хотя бы заставят задуматься о смысле жизни, то наверняка и для их спасения это будет нелишне.

  • Более того, Людмила Николаевна: тот, кто закопал талант в землю, будет назван рабом неключимым, лукавым и ленивым, и будет ввержен во тьму кромешную (см. Мф. 25: 14-30).

  • Москва

    Еще есть возможность неявно служить Богу. Например, заинтересовать ребенка из плохой семьи музыкой — вместо того, чтобы спиться или стать преступником, он получит возможность через это обратиться к Богу (или, если даже и не обратится, по крайней мере, избежит худшей участи). Возможностей служения много, но почему-то в среде православных часто принято обрезать себя со всех сторон до уровня духа и обрезать всю человеческую деятельность до уровня только молитвы и поста (а все остальное — не нужно).

  • Москва

    > Более того, Людмила Николаевна: тот, кто закопал талант в землю, будет назван рабом неключимым, лукавым и ленивым, и будет ввержен во тьму кромешную (см. Мф. 25: 14-30).

    Да, и еще понятие даров сводить только к духовным качествам человека. Ожидаю, что Редактору на сообщение выше поступит именно такой ответ.

  • Павел, «обрезать» себя «до уровня духа и молитвы» было бы неплохо, но, похоже, мало у кого получается.

  • Москва

    Редактор, человек все равно остается человеком. Где-то в Евангелии сказано «И будут равны Ангелам», но там не сказано «Будут Ангелами». Все равно есть и чувства, и потребности плоти. И плоть никуда не денется после воскресения. Человек — это не дух. Он должен не полностью отказываться от всего человеческого, а, не отказываясь, подчинять человеческое Божьему. Это говорим в общем случае, а что касается великих подвижников, которые очень тонко и аккуратно (но беспощадно) себя обрезали, — это не для общего употребления. Правильно вы говорите, что мало у кого это получается. Почему? Потому что забывают свое человеческое достоинство и хотят бездумно обрезать все человеческое, надеясь таким образом приблизиться к святости.

  • Москва

    К святости (!), а не к Богу. А к Богу приближаются смирением, которое часто несопоставимо с этим обрезанием для конкретного человека. Если воля Божия обо мне, чтобы я делал одно, а я делаю другое, чтобы по своему лишь разумению приблизиться к святости, то разве я приближусь этим к Богу?

  • Действительно, даже древние подвижники чередовали молитву и физический труд. А труд, конечно же, может быть и творческим. Просто если творческий человек приходит в Церковь, ему трудно избавиться от того, чем он был наполнен прежде, и привычные занятия искусством могут разворачивать его в другую сторону (особенно если он работает в той области, где не принадлежит сам себе и во многом зависит от других — театр, кино, музыкальные коллективы). Утром каяться в Храме, а вечером играть Анну Каренину — это разрываться на куски. Есть и другая опасность: пытаться создавать шаблонно «православные» произведения — они ужасны. Прийти в Церковь и создавать что-то подлинное, по-настоящему нести Благую весть и быть услышанным — это тоже Божий дар.

  • Москва

    Да, по этой причине, наверно, умные люди и считают некоторые профессии несопоставимыми с христианской жизнью. Господи, моя музыка — это ничто, но если хочешь, чтобы она стала чем-то, вложи в нее жизнь. Если внутренне считать так, то становится проще. Есть композиторы, которые считают, что несут людям высокое искусство, видят себя избранными; а есть те, которые свою работу видят ничем не лучше (и не хуже) работы любого другого человека. Но Бог дал, и ты трудишься, и начинаешь понимать на своей собственной жизни смысл фразы: «Даст тебе Господь по сердцу твоему» — из всех возможных занятий это, действительно, оказалось тебе по сердцу. Но повторюсь, есть профессии, которые несовместимы с духовной жизнью.

    > Есть и другая опасность: пытаться создавать шаблонно «православные» произведения — они ужасны.

    Как и большинство «православненьких» фильмов, мультфильмов, сказок и других (чаще детских) произведений. Когда-то читал у одного священника, что говорить в сказке напрямую о Боге — значит, обесценивать идею Бога, умещая его в сказочный сюжет как что-то само по себе достойное только сказки. И это признак плохого тона. И он сказал: нужно писать сказку так, чтобы о Боге в ней не говорилось явно, но Его присутствие несомненно читалось в течение всего произведения. Я приукрасил, точной фразы не помню. Полностью с этим согласен — это и есть признак хорошего произведения, а не дешевой поделки.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // // // // // // // // // // // // //