col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово

Ансамбль «Малахит». «Гора Голгофа…»

Песнопение иеромонаха Романа «Гора Голгофа. Вижу три креста…» в исполнении народно-эстрадной группы «Малахит». Фрагмент праздничного выпуска программы «София» (Новгородское областное телевидение, 16 апреля 2023 года).

Выпуск программы «София» 2021 года, посвящённый творчеству иеромонаха Романа: https://vetrovo.ru/about/programma-sofiya/ .

* * *

Гора Голгофа. Вижу три креста.
(Замри, душе́, доколе окаянна?)
А посреди – распятого Христа.
У ног – Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
– Коль Ты – Христос, спаси Себе и наю.

Но тот, что справа, запретил ему:
– Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?

О бывший тать, о нынешний святой,
Всё зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего – Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О покаяньем вырванный из ада!
Одна лишь правда ожила в тебе:
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мiр,
Ввела под своды райского чертога.

О Боже мой, распятый, как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
— Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?

О Мати Света, не остави нас,
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Иеромонах Роман
25 декабря 1987
с. Родовое

Заметки на полях

  • МО

    //Более того, Людмила Николаевна: тот, кто закопал талант в землю, будет назван рабом неключимым, лукавым и ленивым, и будет ввержен во тьму кромешную (см. Мф. 25: 14-30).//

    Иными словами, тот кто не разовьёт поэтический, музыкальный, драматический и иной подобный талант, будет ввержен во тьму кромешную?

  • Нижний Новгород

    Отец Георгий, может быть, суть не в том, чтобы развить талант, а в том, чтобы использовать его по назначению — для пользы людей. Вот и святитель Иоанн Златоуст говорит, толкуя притчу о талантах : «Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил.»
    https://bible.optina.ru/new:mf:25:14#svt_ioann_zlatoust

  • Псков

    «Тот, кто закопал талант в землю, будет назван рабом неключимым, лукавым и ленивым, и будет ввержен во тьму кромешную (см. Мф. 25: 14-30).»

    Это место относиться к вере, а пути и средства к проявлению её могут быть разными и могут меняться в зависимости от жизненных обстоятельств. Не нужно быть рабом средств, превращая их цель. Цель у нас одна- научиться любить Бога и ближнего и ближний начинается в семье. Здесь начинается малое, малая Церковь. Если не любишь здесь (жертвенно и честно пред Богом) ,то что толку, что любишь других? Тем более, что чужих любить легче,там и похлопают и польстят во вред тебе, а домашние на пользу и поругают и правду скажут и смирят. По плодами их узнаете их и говорится здесь о плодах веры и о детях, на каторых будем забракованы и профессии нас не спасут. Бог в первую очередь спросит за семью (не говорю о монашестве, это исключение) говорю об общем для всех семейном пути.

  • Москва

    И вроде, всё говорят правильно, но с рассуждениями о творчестве всё равно нельзя согласиться. Это вещь особая, и только тот, кто получил от Бога этот творческий огонёк, знает и то, что он от Бога, и то, как он ведёт к Нему, и то, почему его нельзя погасить. Для всех остальных это только «профессия» или, ещё хуже, помеха на пути к Богу. Хорошая фраза была в фильме «Матрица»: «Быть избранным — всё равно, что влюбиться. Кто знает, что ты влюблён? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей».

    Хотя, не всё говорят правильно. Похвала — не всегда лесть и не всегда во вред. Ругань от домашних — не всегда правда и польза. И любовь к домашним часто сводится к противодействию им — говорю о тех, кому Богом назначено противодействовать — и далеко не всегда следует молча смиряться перед их руганью. Это общее сложившееся правило среди православных: «Всё, что больно — хорошо, а всё, что приятно — плохо» — в корне неверно.

    А о творчестве что рассуждать? Тех же, кто от этого далёк, призову рассуждать ещё меньше. О себе знаю, как и почему, если самовольно брошу это дело, то погибну. И другие творческие люди, возможно, тоже знают. Это стремление, вложенное Богом, сильнее любых слов, выставленных ему в противодействие. Впрочем, снова оговорюсь: речь о творчестве, а не об искусстве, не о ремесле, не о концертах с хлопками и поклонниками. А те, кто не делает между ними разницы, как раз в этом месте и ошибаются. Творчество — это путь к Богу, в последней своей статье я частично это описывал.

    Одного священника спросили: «Плохо ли заниматься творчеством?» — вот его ответ — «Не плохо. У меня есть друг, который каждую неделю ездит на дачу копать картошку, это его творческое занятие. Разве это плохо?» Может быть как священник он и хорош, но о вопросах творчества с ним лучше не говорить.

  • Москва

    Каждую неделю копать картошку — это, наверно, жестко. Точно его ответа не помню, помню только что он был о картошке. 😀

  • Псков

    Все творческие люди, потому, что созданы Творцом. Кто творит, тот и творческий, просто сейчас мы обнищали до уровня городской потребности, потому что перестали быть крестьянами и творим только то, что потребно в условиях города,сведя очень узко и назвав творчеством лишь музыку, рисования и т. д. Пренебрегая главным творчеством, согласитесь,не удобное для реализации своего, как Вы говорите, «особого дара» — деторождением. Хочется просто напомнить людям, что первично, а что вторично. Стройте семьи, если не монахи и рожайте деток, а там увидите, на какое место посадить свои дары, особые они или просто средства души,если не хотите попасть в сети прелести.

  • Москва

    Евгений, одно не мешает другому, тем более у мужчины. Но как вы сами сказали, есть и исключения. В общем случае, с большей частью того, что вы говорите, не могу не согласиться.

  • Нижний Новгород

    «Дорогая Н.!
    Волю Божию можно и нужно выполнять в любом деле и при любых занятиях и на любом месте. Дело не в том, чем мы занимаемся, но как относимся к делу и что для нас главное. Так что не сетуйте на творчество, это занятие ничем не хуже всякого другого. Если ты не забываешь, во Имя Кого и во имя чего ты творишь, то и отношение будет разное: одно дело – во славу Божию проповедовать творчеством и жизнью своей идеи, которые принес Спаситель, другое дело – во славу свою блеснуть, отличиться. Разбирайся, детка!

    Твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по нему – страдающему, болящему, утратившему главное.» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин))

  • Псков

    Да, о. Иоанн умел быть и мягок, но хорошо известный мне о. Геннадий, к сожалению много его не вмещает и часто переначивает его под себя, думаю по своей немощи. Известны и такие слова о. Иоанна, что гораздо лучше передают его настрой: «О как тщательно диавол и мир засевают своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо слова Божия усердно сеется слово мирское, слово суеты. Вместо храмов мир изобрел свои храмы – храмы суеты мира: театры, цирки, собрания; вместо св. икон, которых миролюбцы не принимают, в мире существуют живописные и фотографические портреты, иллюстрации и разные другие виды; вместо Бога и святых в мире почитают до обожания своих знаменитостей – литераторов, актеров, певцов, живописцев, владеющих общественным доверием и уважением до благоговения. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа!..

    Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла (2 Кор. 11,14), чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц.

    Оправдывают игру в театре и называют ее полезною и нравоучительною или безвредною, или, по меньшей мере, меньшим злом в сравнении с пьянством и распутством, и с этою целью стараются заводить повсюду театральные зрелища…
    Нет, как хотите, а театр богомерзкое учреждение…

    Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры…

    Изнеживают, расслабляют и смущают душу образы житейской суеты, на которые мы с полным удовольствием и сочувствием сердца смотрели; лишают чистоты сердца и дерзновения пред Богом; потому благо не ходить в театры, не посещать светских, веселых, пышных собраний, не видеть кружащихся в вихре танца, не смотреть на мирские зрелища, представляющие многоразличную суету мира сего. Благо же непрестанно прилепляться сердцем к единому Богу (см. Пс. 72, 28); а в мире столько приманок, что не насытится око зрети…

    Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света.

    Театр – противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его».

  • Очень велика разница между теми хороводами, которые водили земляки вокруг отца Иоанна Кронштадтского, и классической хореографией. И на основе доброй шутки отца Иоанна — «и сам бы сплясал, да ряса мешает», конечно, нельзя сделать вывод о том, что «Церковь благословляет все танцы, всю хореографию, если только она не в рясе».

  • Москва

    Правота Евгения относительно общего положения вещей (женщине вредно выходить на публику) видна в следующем ролике. Из выступления женщины для женщин о том, какие мужчины слабые и какие женщины сильные и развитые. Стоит ли отдавать жизнь науке, если в итоге она так искорежит душу?

    https://youtu.be/0QKBjb7TmjI

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.