col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Пavелъ, рaбъ Ї}съ Хrт0въ

Раб Иисус Христов! Вот высота!
И осознание души священной,
Что быть рабом у Самого Христа
Почётнее всех званий во вселенной!

И Пётр, и Павел жили в простоте,
С какой поры пасущие не те?

Но мы подобострастно бьём челом,
Тщеславие славолюбивых теша.
Апостол называл себя рабом,
А греки нам подсунули святейших.

Апостолы рабами нареклись,
Откуда же святейшие взялись?

Угодник мiра для свободы слаб,
Он Заповедей Божьих разоритель.
Тот, кто Христов, уже ничей не раб,
И Господин над ним Один — Спаситель!

Священник иль епископ — всё тщета,
Пока не станет сам рабом Христа!

Иеромонах Роман
4 апреля 2024
Скит Ветрово

Заметки на полях

  • Тверь

    Спаси Господи! С давних пор интересовал этот вопрос. Однажды, задолго до своего воцерковления, спрашивала у одного православного молодого человека: а почему Бог в Православии Святой (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас), а Патриарх Святейший? Это же превосходящая степень, как же так? На что он задумался и сказал, что нужно будет спросить у настоятеля… До сих пор нет ответа на этот вопрос.

  • Волгоградская область

    Всегда думала, как же я раба Божия, если грешу, то есть до этого звания ещё дорасти надобно.

  • Иркутская обл.

    Мариюшка,+.
    =Как и до звания православный христианин.

  • Калининград

    Очень боюсь согрешить осуждением, но не понимаю, зачем Церкви в лице ее высших иерархов и не только высших так лобызаться с государством, не особо скрывающим свою и антихристианскую природу в виде творящегося Содома и Гоморры, и антинациональную в виде творящейся политики и внутри и снаружи.
    Не страшно ли им читать 23 главу Евангелия от Матфея?

  • Волгоградская обл.

    Спаси Господи, батюшка.

  • МО

    //а почему Бог в Православии Святой (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас), а Патриарх Святейший? Это же превосходящая степень, как же так?//

    Мы Матерь Божью называем Пресвятой, значит ли это что Она святее Бога?

  • МО

    «34. Называть себя рабом Божиим, это все равно, что присвоить самому себе звание Героя России. Рабом Божиим тебя должны другие назвать, иначе это будет самозванство. И все мы в этой жизни, увы, – рабы греха. Лишь немногие на свободу ко Христу стремятся».
    https://m-athanasios.livejournal.com/559873.html

    Это смелое изречение принадлежит «старцу» Афанасию Карульскому.
    Известно, что папа Римский называет себя рабом рабов Божиих (servus servorum Dei), а это значит, по понятиям монаха Афанасия, что папа ― герой всех героев.

  • МО

    Так ведь и отцами не велел никого называть Христос.
    8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
    9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
    10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
    (Мф.23:8-10)
    И тем не менее мы зовём священников отцами.

  • Самара

    Пейсатые «старшие братья» тогда какими должны именоваться. Древнее самого света?

    И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор.11:14)

    Он [диавол] изобрел ереси и расколы, чтобы разрушать веру, искажать истину и разрывать единство. Не будучи в состоянии удержать нас во мраке прошлых заблуждений, он втягивает нас в новые сети обмана; он отрывает людей от самой Церкви, и, когда им кажется, что они приблизились к свету и отдалились от ночи мира, он снова бросает их незнающих во мрак. Не живя по Евангелию, учению и закону Христа, они именуют себя христианами. Пребывая во мраке, они полагают, что находятся в свете; они ослеплены коварной ложью противника, который, по словам апостола, принимает вид ангела света и служители которого принимают вид служителей правды. Они ночь называют днем, смерть — спасением, отчаяние — надеждой, вероломство — верой, антихриста — Христом, чтобы вероломно разрушить правду своей лживой видимостью правды. Вот что бывает, братья мои возлюбленные, когда мы не возвращаемся к источнику истины, когда мы не взираем на Главу, когда не держимся учения нашего Небесного Учителя.
    Киприан Карфагенский.

  • Волгоградская область

    Согласна с Вами Игорь К.

  • Волгоградская область

    Спаси Господи о.Георгий за просвещение.

  • Владимир

    В отношении «отцов» — та же самая логика. Всякий отец, даже плотской, есть образ Его отцовства. Функционально это тот, кто «рождает».

  • Волгоград.

    Мне всегда ,,резало» слух обращение — святейший. И вообража́лась наивысшая степень святости. А как же тогда: святые, святители? Ведь они уже прославлены, а по смыслу значения слова, ниже. Получается какое то не объяснимое превозношения. Спасибо батюшке.

  • Тверь

    «Мы Матерь Божью называем Пресвятой, значит ли это что Она святее Бога?»

    Вовсе не это значит, а то что Матерь Божия святее всех святых, живущих когда- либо на земле, а также и Безплотных сил, служащих Богу: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим.
    А слово Пресвятая, думаю, означает «Стоящая над всеми святыми», но не над Богом. В слове «Святейший» другой смысл: это превосходящая степень от «Святой». Ибо что больше усиливает смысл слова красота — «прекрасный» или «красивейший»?

  • МО

    //«Мы Матерь Божью называем Пресвятой, значит ли это что Она святее Бога?» Вовсе не это значит, а то что Матерь Божия святее всех святых, живущих когда- либо на земле,//

    Прекрасно всё объяснили , уважаемая Наталья. Называя Богородицу Пресвятой, мы не сравниваем Её с Богом, но с людьми. Так же и обращение к патриарху «Святейший» не означает его превозношение перед святостью Бога, но означает то, что мы превозносим его перед всеми людьми.

    //С давних пор интересовал этот вопрос. Однажды, задолго до своего воцерковления, спрашивала у одного православного молодого человека: а почему Бог в Православии Святой (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас), а Патриарх Святейший? Это же превосходящая степень, как же так? На что он задумался и сказал, что нужно будет спросить у настоятеля… До сих пор нет ответа на этот вопрос.//

    Вот Вам и ответ на этот вопрос. Причём, Вы сами на него и ответили. Вы могли бы тогда ещё на него ответить, когда спрашивали одного православного молодого человека, если бы имели соответствующий настрой. Вернее, и спрашивать бы не пришлось.

    Патриарх святейший не перед Богом, но перед людьми. И не перед святыми людьми, но перед людьми неосвященными. Как это понять? Например, мы говорим «святая чаша», и вкладываем в слово «святая» не тот смысл, который имеет это слово в выражении «прославленная святая». Называя чашу святой, мы подразумеваем её особенность, отделённость от всех других сосудов. Святая, значит употребляемая для сакральных нужд.

    Вот и слово «священник». В нём слышится корень «свят», «святой». Священник ― святой? Да, но не в смысле канонизированный Церковью, а в смысле поставленный Церковью для совершения особых, священных действий. И если священник является святым в этом смысле, то первосвященник, т.е. тот, кто рукополагает священников, является преосвященным в сравнении с прочими священниками. А патриарх называется святейшим, п.ч., будучи равным с другими преосвященными, или архиереями, является первым среди них (первенствующим), и чтобы показать это его особое положение, он зовётся святейшим.

  • Псков

    Быть рабом Христа — есть высота,
    Все таки пока рабы страстей,
    Не хватает нам молитвы и поста?
    Значит время помолоться от скорбей.

    Матерь Божия назвав себя рабой,
    Все таки смиренная была,
    Но, а мы какие же рабы,
    Бог у нас сплошная суета.

    Значит, что святейший да и мы
    Носим преждевременно сей чин,
    Но, а если под другим взглянуть углом,
    То на это ль смотрит Господин?

    Главное, чтобы среди
    Всех отдавших тело на сожжение,
    Оставалось место для любви,
    Только в ней и есть Его спасенье.

  • Тверь

    Спасибо за разъяснение, отец Георгий. Теперь буду знать, что слово святой многогранно. Наверное, похожее объяснение имеет место быть и при обращении «отец». («Так ведь и отцами не велел никого называть Христос.»)

    «Вы могли бы тогда ещё на него ответить…»
    Спрашивать побуждало маловерие и скептицизм. А когда поверила, то жажда веры отсеяла сразу множество вопросов, и тогда уже меньше интересовало происхождение слов.

  • МО

    https://www.youtube.com/shorts/z6Cp3WSj6OU

    В английском языке для различия понятий, о которых мы говорим, существуют три разных слова.
    1.+ sacred-сокровенньiй, но каждое из них на своем месте: Holy Bible; Saint George; sacred cow.
    2. И Holy и Saint — это святой, но… Holy — это преимущественно, для неодушевленных предметов. A Saint, преимущественно, для одушевленных. Например: Святая Библия — Holy Bible, Святая Елизавета — Saint Elizabeth. Конечно, теоретически, можно говорить — «Holy Mary» (и так говорили, в доброй старой Англии, лет 400 назад) — Вас поймут — но, так же поймут, что Вы русский разведчик :). Sacred — совсем из другой оперы — это не святой, а священный, сокровенный и применяется к смыслам и действиям. Ну, а ржачное «Holy Cow» — «Holy», ибо наглосаксы уверенны, что всякие твари Божии, акромя человека — это не «кто», а «что» — поэтому «Holy» — вполне логично, с их точки зрения.
    https://otvet.mail.ru/question/199915870

    Выражение «святейший патриарх» переводится как His Holiness Patriarch.
    His Holiness Patriarch Kirill presented a report on the theme of the conference.
    Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом по теме конференции.

    И таки да, Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный звучит как Holy God, Holy Mighty, Holy Immortal.
    И это, по-моему, логично, потому что священность, которую имеет патриарх по своей должности, даёт ему Бог.

    «Титулование московского патриарха «святейший» отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул «святейший» не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.

    В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.

    Особый интерес представляют почётные именования патриарха «великий господин» и «великий государь»: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде[18]; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено.

    Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“»[19]. До того слова «отец» не было».

    «Константинопольская патриархия и другие поместные церкви греческой традиции в своих официальных сношениях с Московским патриархом, равно как и всеми иными, исключая Вселенского патриарха, используют титулование «Его Блаженство», «Блаженнейший» (греч. Μακαριώτατος (((см., например, «Ὁ Μακ. Πατριάρχης Μόσχας καί πάσης Ρωσσίας κ. Κύριλλος (14.03.1976), Πρόεδρος Διαρκοῦς Ἱερᾶς Συνόδου τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ρωσσίας»; Συλλυπητήριον Γράμμα τῆς Α.Θ.Παναγιότητος, τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου κ.κ. Βαρθολομαίου πρός τόν Μακ. Πατριάρχην Μόσχας καί πάσης Ρωσσίας κ. Κύριλλον. Архивная копия от 1 мая 2019 на Wayback Machine))) — вместо «Святейший». Титул «Святейший» («Его Божественное Всесвятейшество» — греч. Ἡ Αὐτοῦ Θειοτάτη Παναγιότης) в Константинопольском патриархате используют только применительно к Вселенскому патриарху».

  • МО

    //Наверное, похожее объяснение имеет место быть и при обращении «отец». («Так ведь и отцами не велел никого называть Христос.»)//

    Так точно, уважаемая Наталья. Зовём отцами и учителями. И с днём учителя поздравляем в установленный день, чтобы воспитывать в детях душеспасительное почтение к старшим.

  • Тверь

    Вот такой могучий и богатый русский язык! Даже если это величание придумали греки.
    «Апостол называл себя рабом,
    А греки нам подсунули святейших.»

    Блаженнейшим может быть лучше называться при жизни, чем Святейшим? Есть же разница, например, между словами «священно» и «свято»; «священник» и «святой»? Думается, что предметы для совершения священнодействий — это одно, а вот человек при жизни не может быть святым.

    Иерархия и обряд со временем успешно перешли из Ветхого Завета в Православие. Хотя очевидно, что сейчас основное значение Ветхого Завета для нас должно быть — Закон Божий.
    «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18).
    Но, по всей видимости, чтобы понимать что-либо об исполнении Закона, отчасти нужен и обряд, а чтобы научиться правильно славить Бога (православно), необходима внутрицерковная иерархия.
    Поэтому теперь только остаётся мыслями переноситься в апостольские времена, когда не было ни святейшего, ни преосвященнейшего, ни великого господина, а только раб Христов, звание которого ещё нужно заслужить.

  • Москва

    Вот такие мы нынче рабы Божии-непотребные,лукавые и ленивые.Но ,по моему мнению,все же рабы Божии.Потому что крещены Святым крещением в истинной Церкви.Не по достоинству своему,но по Благодати Господа нашего.

  • Севастополь

    Не могут одариваемые и дарители не понимать, что это — кощунство. Грустно и больно…

  • Как всегда заграница нам помогла. И мы холим это чудное holy.
    А вот в моей русской башке не укладывается это жонглирование словами.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // // // // // // // // // // // // //