Залётный стих, как дальний звон,
И отзвуки в ответ:
Кто больше мiром отягчён —
Монах или поэт?
И всё же, не вступая в спор
С опекуном своим,
Мы за рифмованный укор
Его не укорим.
Да будет в каждом доме Свет,
Покой и благодать!
Но память смертную, поэт,
Опасно отвергать.
И отдалять последний вздох,
И кликать — ни к чему.
Но быть застигнутым врасплох
Не дай, Бог, никому.
Легко в уютной тишине
Забыть простой закон:
Кто не готовится к войне,
Тот будет побеждён.
Не только воздеянье рук
Молитвой можно звать…
А память смертная, мой друг,
Молитве слёзной мать.
Иеромонах Роман
15-16 января 2021
Скит Ветрово
О, слово!
Спаси Вас Господи!
Такое чувство что Вы биографию мою пропели.
Да, это ответ. Как же все верно.
Спаси Господи!
Это действительно так!
Больше всех других «мiром отягчён монах», поэтому и слова про последний скит сказал не «наобум»…
Спаси Господи батюшка, это так.
Дорогой батюшка! Вы дали ответ на мой вопрос. В последнее время я часто задумываюсь о своей кончине (года). И не раз приходила мысль, — ,, А равносильна ли, память смертная молитве? И вот Ваш ответ — ,,А память смертная, мой друг, молитве слезной, мать.» Спаси Вас Господи. Вы так нам помогаете своим творчеством!
Поклоны в землю кланяюсь в ножки Дорогому Батюшке. Величие Высоты — Твердь Чистоты. Спаси Господи. Врасплох, и неготовым… Как Страшно.
Мне кажется, наоборот, Наталья: мiром отягчен поэт, а монах свободен от его бремени. Поэтому тот, кто «мiром отягчен», может сказать что-то наобум (ради красного словца), но монах и священник — нет, даже если его слово облечено в поэтическую форму.
Людмила Николаевна, если перед этим стихотворением прочитать первое стихотворение Вадима Ковалёва из комментариев про » Последний скит» , то всё становится на свои места.
Думается, что монах потому и уходит от
мiра, что он его тяготит. Поэтому так много думает о последнем ските. И говорит об этом вполне осознанно, не «наобум» , как мог бы сказать поэт.
Согласна, Наталья, что человек уходит в монастырь, потому что тяготится мiром. Но, став монахом, он постепенно освобождается от его влияния, мiр (страсти, грехи) перестает его отягощать и человек (монах) становится свободным. Это в идеале, конечно.
Людмила Николаевна и Наталья посмотрите пожалуйста что пишут Иоанн Крестьянкин и Амвросий Оптинский про монашество: «Ошибается тот, кто ищет в монашестве успокоения. Об этом часто предупреждали старцы неразумных искателей иноческого образа: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преп. отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. А потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными»[13]. Амвросий Оптинский часто приговаривал: «Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз»; а его духовный учитель преп. Макарий Оптинский вот как говорил по этому вопросу: «Когда же угодно Господу кого позвать к монашеской жизни и устоять там, то там откроются и брани гораздо более, нежели в мире пребывающим»[14].
Спасибо, Таисия за цитату. Конечно, монахам труднее, чем нам. Не зря же монашество называют подвигом. И всё же, если бы цель монашеского пути была совершенно недостижима, то сам путь не имел бы смысла.
В миру очень одиноко, даже в своем любимом приходе. Стихи о.Романа, песнопения, статьи на сайте, душа отдыхает. Спаси Вас Бог, о.Роман.