col sm md lg xl (...)
Не любите мира, ни яже в мире...
(1 Ин. 2:15)
Ветрово
Бlго мнЁ, ћкw смири1лъ мS є3си2,
ћкw да научyсz њправдaніємъ Твои6мъ

Разливы юности познал
И старческую немочь…
Восьмой десяток разменял,
Себе оставив мелочь.

Блажен, кого Господь, любя,
Страданьями отметил.
За всё благодарю Тебя,
Незаходимый Свете!

Прельщали сладостью враги,
Тонул в греховном море.
Теперь осталось — помоги! —
Благодарить за горечь.

Иеромонах Роман
17-19 ноября 2024
Москва

Заметки на полях

  • …Мы считаем особенно блаженными умирающих детей, потому-то все мы говорим: о, если бы мы умерли, будучи детьми! Итак, не будем предаваться печали, когда увидим, что наших детей постигает та участь, которой мы желали бы и для себя. Ведь это только для нас чаша смерти исполнена опасности, для детей же она спасительна, и то, что во всех возбуждает ужас, желанно для них, что для нас является началом имеющего постигнуть нас там наказания, становится для них источником спасения. За что, в самом деле, потребовали бы отчета у тех, которые совершенно не испытали греха? За что подверглись бы наказанию те, которые не имели познания ни добра, ни зла? О, блаженная смерть счастливых детей! О, смерть невинных! Ты поистине начало новой вечной жизни. О, конец, становящийся началом бесконечной радости! (Свт. Иоанн Златоуст.)

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Мудрое стихотворение… спасибо!

  • МО

    // …Мы считаем особенно блаженными умирающих детей… Ведь это только для нас чаша смерти исполнена опасности, для детей же она спасительна, и то, что во всех возбуждает ужас, желанно для них, что для нас является началом имеющего постигнуть нас там наказания, становится для них источником спасения. За что, в самом деле, потребовали бы отчета у тех, которые совершенно не испытали греха? За что подверглись бы наказанию те, которые не имели познания ни добра, ни зла? О, блаженная смерть счастливых детей! О, смерть невинных! Ты поистине начало новой вечной жизни… //

    Есть другое мнение. Оно принадлежит святителю Григорию Нисскому. Сей святой муж говорит, что умершие дети не сразу удостоятся равной степени блаженства с умершими взрослыми (если последние, конечно, оказались достойными таковой), но по истечении какого-то времени.

    Поскольку вникание в трактат свт. Григория Нисского «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», где он высказывает эти мысли, сопряжено с немалыми трудностями, предлагаю их краткий пересказ митрополитом Иерофеем (Влахосом): «В связи с внезапной кончиной младенцев часто ставятся [святителем Григорием] следующие вопросы. Будет ли душа безвременно скончавшегося младенца судима Всевышним Судиею, подобно тому, как будут судимы остальные люди? Получит ли она то или иное воздаяние? Будет ли она прохлаждаема росою божественного благословения или опаляема очистительным огнем? Ведь существо проблемы в том, что умерший младенец ничего не успел еще совершить в своей жизни ― ни добра, ни зла. А где нет даяния, там нет и воздаяния. Следовательно, раз у младенцев нет еще ни произволения, ни деяния, то нет и оснований, чтобы обрести им то, на что уповаем мы, достигшие зрелого возраста. Если же, несмотря на это, младенцы войдут в Царствие Божие, значит, они находятся в более выгодном положении, нежели те, которые могут прийти к тому же результату после продолжительной жизни, исполненной всевозможных скорбей и страданий. Если данный ход мысли верен, то лучше никому не жить долго».
    https://lib.pravmir.ru/library/readbook/211

  • Нижний Новгород

    «Если данный ход мысли верен, то лучше никому не жить долго».
    А любящие родители должны тогда желать своим детям скорейшего ухода из жизни, пока те еще не успели нагрешить и могут быть гарантированно спасены.

  • Божье ведение человеческих душ непостижимо!
    Нам просто остаётся осознать величие Его мудрости и преклониться пред Его благодатью, которая спасает нас от нашей глупости и соединяет с Тем, Кто есть сама мудрость.

  • Санкт-Петербург, Сестрорецк

    Татьяна, как Вы правы!
    “Исследование непостижимого относится к гордости”… ( к сожалению, выписала для себя цитату и не подписала кого из Св. отцов. Простите!)

  • МО

    //А любящие родители должны тогда желать своим детям скорейшего ухода из жизни, пока те еще не успели нагрешить и могут быть гарантированно спасены.//

    Вот именно. Поэтому, чтобы избежать этой логической неувязки, святитель Григорий Нисский говорит, что души детей не получат полноты благ, которую получат души достойных взрослых. Что же? Детские души будут обделены блаженством? Нет, говорит святитель, душам умерших младенцев будет предоставлена возможность возрастания в приобщении к Божеству в Царстве Небесном, потому что они были лишены этой возможности в земной жизни, умерши во младенчестве.

    Свят. Григорий: Сим образом воспитавшие души добродетелью в настоящей жизни и, как говорит Апостол, обучившие духовные «чувствия» свои, если переселятся в оную бесплотную жизнь, то, соответственно тому навыку и той силе, какие приобретены, причастятся божественного наслаждения, больше или меньше, по настоящей силе каждого, участвуя в предлежащих благах. Душа же, не вкусившая добродетели (то есть умершего младенца. ― Г.С.), хотя пребывает непричастною зол, следствий греха, как в начале еще необъятая недугом порока: в той жизни, которую предшествующее слово (т.е. речь святителя Григория. ― Г.С.) определило состоящею в богопознании и общении с Богом, столько участвует на первый раз, сколько вмещает питаемое, пока, как бы некоею приличною снедью, приведенная в мужество созерцанием Сущаго, не соделается вместительною для больших, свободно в обилии причащаясь действительно сущего.

    Г.С.: Возникает вопрос. Каким образом душа умершего во младенчестве будет приведена в мужество для вмещения бОльших божественных наслаждений? Если это произойдёт БЕЗ ИСКУШЕНИЙ, значит она незаслуженно получит то, что получили души, достигшие мужества своими трудами в земной жизни и понесшие ради этого «тяготу дне и вар» (Мф. 20:12). Тогда выходит, что принцип справедливости будет нарушен. А если С ИСКУШЕНИЯМИ и трудами, то откуда им взяться в Царстве Небесном? В самом деле, как можно воспитать навык в добродетели, если не через выбор между добром и злом, совершаемым в виду добра и зла. Но откуда зло возьмётся в Царстве Небесном? Да и самая возможность выбора будет ли этом Царстве? По-моему, нет. Там будет «Бог вся во всех» (1 Кор. 12:6), и никакого своеволия там не будет. Никакой другой воли кроме Божией в Царстве Божием быть не может. Или всё же будет в Царстве Небесном какой-то полигон для проявления душами своих воль с целью воспитания в них бОльшего мужества? Где же он будет? Недалеко от границ? За границей?

  • Нижний Новгород

    «Возникает вопрос. Каким образом душа умершего во младенчестве будет приведена в мужество для вмещения бОльших божественных наслаждений?»
    Отец Георгий, если я правильно поняла слова свят. Григория она будет приведена в мужество «созерцанием Сущаго», то есть Бога. Но, созерцая Бога, легче сделаться достойным. А созерцать Его дано не каждому.

Уважаемые читатели, прежде чем оставить отзыв под любым материалом на сайте «Ветрово», обратите внимание на эпиграф на главной странице. Не нужно вопреки словам евангелиста Иоанна склонять других читателей к дружбе с мiром, которая есть вражда на Бога. Мы боремся с грехом и без­нрав­ствен­ностью, с тем, что ведёт к погибели души. Если для кого-то безобразие и безнравственность стали нормой, то он ошибся дверью.

// // // // // // // // // // // // // //