Село без Храма не село —
Деревня или хутор.
Но лихолетие прошло,
И навсегда как будто.
И так же тело без души —
Четверодневный Лазарь:
Смердит, хотя и не грешит,
Нося печать проказы.
Душа без Бога тот же труп.
Нет разницы особой:
Что душелюб, что душегуб,
Увы, повинны оба!
Народ без веры не народ,
Мертва его утроба,
Пока Господь не воззовёт,
Как Лазаря из гроба.
А впрочем, разве не зовёт?
Но глух, и слеп, и нем народ!
Иеромонах Роман
16 июня 2022
Сретенский монастырь
Москва
И благодарю пред Богом не только жизненные события во временной жизни земного пребывания, а сколько за духовное назидание в творческом произведении! «И вера без любви не освещает» (творч. строка о. Романа (Матюшина) (Перепев: 15 июня 2022). И превеликое духовное руководство!
«Слухом услышите-и не уразумеете, и глазами смотреть будете-и не увидете, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я Исцелил их.»
Мф.14:15
Есть старая дагестанская притча о том, как однажды молодёжь в горном селе договорилась узнать, что лучше: выдать замуж хорошую девушку за плохого парня, или наоборот, плохую девушку — за хорошего парня. Нашли самого никудышного дурачка и женили его на первой умнице, на работящей и целомудренной девушке. А затем женили первого джигита, храбреца и красавца на последней дурочке. Уж я не знаю, как они соглашались на такие неравные браки, но притча есть притча. Через год, а может чуть больше, стали очевидными плоды этих союзов. Тот незаметный человек, который женился на умнице, постепенно поумнел. Он не встревал в глупые конфликты, стал всё чаще высказывать глубокие мысли, хорошо вёл хозяйство, и к его мнению стали прислушиваться в селе. Во втором случае всё было с точностью до наоборот. Джигит поблёк и выцвел, стал похож со временем на свою дурочку, от былой удали и ума осталось совсем немного.
Я глубоко согласен со смыслом этой притчи и подтверждаю, что женщина обладает огромным запасом внутренних сил, которыми она сама может пользоваться весьма ограниченно и которые она обязана направлять на нравственное воспитание мужа и детей. Приходилось даже слышать об одном епископе, который просил кандидатов на священство приходить к нему на беседу вместе с молодыми матушками. В случае, если в жене будущего священника угадывалась натура цельная, твёрдая и простая, владыка рукополагал ставленника, пусть даже тот был «слабоват». Если же сам ставленник был умён и энергичен, но в жене его заметен был нравственный изъян (кокетливость, болтливость, несерьёзность) рукоположение откладывалось на неопределённый срок. … склоняю голову перед памятью владыки, поскольку образ его поведения открывает в нём редкий ум и знание жизни (протоиерей Андрей Ткачёв).