Мечты — уловка для души,
Кто не мечтал в далёком детстве?
Но если их не заглушить,
Мы так и будем в малолетстве.
Не в том, куда Господь зовёт†,
Что по-Евангельски спасает.
Мечтатели — прельщённый род,
Им не до дел, они мечтают.
Сияют звёзды высоко,
Не перечислить мириады…
Прекрасно то, что далеко,
Но жить-то нужно тем, что рядом.
Мечты всегда туманят взор,
Рисуя то, что в сердце зреет.
Но нарисованный костёр
Души озябшей не согреет.
Иеромонах Роман
26 июня 2020
Скит Ветрово
† Мф. 18:2-3.
Здравствуйте! Это про поправки?
Это про любовь на расстоянии!
Хотя, каждый найдёт здесь своё!
Дорогой батюшка, а если рядом ВООБЩЕ нет ни-ко-го! Одна грязь и похабщина! Что делать молодой девушке? Просто похоронить мечту о том, что когда-нибудь станет женой, матерью?
Я не согласна с Вами, отец Роман. Мечты — это прекрасно, особенно когда они сбываются. Все в детстве мечтали о чем-то. Из жития святых мы знаем, что некоторые мечтали стать монахами и священниками. Даже играли в это. Такие, как Леонов, Гагарин и другие первооткрыватели, те,кто мечтал летать в космос или сплавать на Северный полюс. И они сделали это. А кто-то в детстве мечтал о большой семье, вырос и создал ее. Мечты — это движущаяся сила. И мечты надо реализовывать. И в семьях, где принимают мечты своих детей и верят в них, так и происходит. В согласии с Божией волей, конечно. Я вот мечтала путешествовать, полностью мне не удалось реализовать свою мечту, к сожалению. Может быть поэтому и не могу найти себя. Да, не всегда то, о чем мы мечтаем получается, в особенности, когда вмешиваются обстоятельства в жизни, как война или другие бедствия, но это не означает, что мечтать это плохо. Конечно, в разумных рамках, когда никто не станет жертвой твоей мечты.
http://orthodox-magazine.ru/numbers/at47
Куда уводят мечты.
Конечно же мы все мечтали, переписывали стихи в тетрадь, смотрели на звезды…У меня не сбылась ни одна детская мечта! Разочарование? Да! Ровным счетом все мечты рухнули… Спасибо, отец Роман, за напоминание о наших слабостях!
Ольга, злободневные стихотворения отца Романа — всё же исключения из правил, обычно они посвящены духовной жизни, в том числе и это стихотворение.
Анна, мне кажется, вполне понятно, что речь не о детских мечтах, а о тех, кто подменяет мечтой реальность. В духовной литературе слово «мечта» понимается не так, как мы привыкли воспринимать его, воспитываясь в светском обществе. Вот, например, что пишет преп. Никодим Святогорец: «Изо всех сил нашей души именно к воображению диавол имеет особенную близость, используя его для прельщения человека. Ведь он сам… вообразив, что может уподобиться Всевышнему, из Ангела света стал темным диаволом. Он через воображение прельстил Адама, так что он представил себя равным Богу, а до грехопадения человеческий ум не имел воображения. Но не только Адам, а вообще все люди, которые когда-либо впадали в грех или прелесть, прельщались воображением».
«В развитии помыслов в слова мы встречаем и мечтание, которое становится помощником в грехе. Мечтание есть удобрение, которое питает наш помысел и делает его очень живым и выразительным. Оно есть некая живопись, которую я вижу и воспринимаю. Оно есть некая ужасная вещь, некое состояние виновности, потому что оно есть не зрение Бога, но наслаждение неким другим образом внутри моей души. Когда меня атакует мечтание, то я уже завоёван и не могу далее сражаться: я связан по рукам и ногам и мне нужны очень большие усилия, чтобы его стряхнуть с себя. Мечтание же имеет силу снова приходить: оно очень легко снова возвращается, сколько бы я его ни изгонял». (Толкования архимандрита Эмилиана Симонопетрского на «Слово о трезвении» св. Исихия.)
Для человека, не управляющей своей душевной жизнью, мечта — как бутылка для алкоголика. Она радует, она печалит, хотя не имеет никакого отношения к реальности; даже если мечты кажутся невинными (а не представлением какого-то греха), они всё равно ложь .
У отца Романа есть ещё одно стихотворение на эту тему:
***
Не говорите — счастье впереди:
Всё впереди у малого ребёнка.
Покуда на грядущее глядим,
Обходит настоящее сторонкой.
И наше дело жить, а не мечтать:
Мгновенье жизни — Вечности предтеча.
Не счастья нужно людям ожидать,
А души уготавливать для Встречи!
Иеромонах Роман
6 декабря 2003
Скит Ветрово
http://vetrovo.ru/ne-govorite-schaste-vperedi/
«Для я человека, не управляющего своей душевной жизнью, мечта — как бутылка для алкоголика.»
Очень точное сравнение. Кто-то прячется от реальности и от самого себя (как страус в песке) в алкоголе или наркотиках, кто-то — в неумеренном поглощении всевозможного чтива, а кто-то — в бесплодных мечтаниях (фантазиях). Такое стремление убежать, спрятаться происходит, наверное, от страха взять на себя ответственность за собственную жизнь, от остановки процесса взросления, от застревания в детстве. Но бывает и другая крайность: когда человек действует, маниакально пытаясь достичь своей мечты, а достигнув её, понимает, что ему нужно было совсем не это. И то и другое плохо, как, впрочем, и любые крайности.
Спасибо, Ольга Сергеевна, за цитирование этого стихотворения.
Психологи то же самое говорят: нужно жить настоящим моментом, потому что прошлого УЖЕ нет, а будущего ЕЩЁ нет. Но разница в том, что психологи призывают к этому именно для достижения счастья, а отец Роман — чтобы мы не проспали данную нам жизнь в погоне за химерами, потому что каждое мгновение жизни — это шаг на пути к Вечности, и нужно успеть подготовиться к ней.
«Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата «внимания» к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство… » (святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты . Том 1. Чин внимания себе для живущего посреди мира).
Мечта, говорится в словаре Даля, — всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтать – играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. В этимологическом словаре сказано, что слово «мечта» восходит к той же основе, что и мигать (мерцать, сверкать) и первоначально означало «призрак, видение».
Значит, мечта — как блуждающие огоньки на болоте, которые заманивают в трясину.
Кстати, почему о ребёнке обязательно нужно говорить: «Он мечтает стать… «. Почему не сказать: «Он хочет быть»? Мне почему-то очень хорошо запомнилось из школьного курса литературы выражение: «Стремление не быть, а казаться» (о Манилове).
Понимаю, что имеет ввиду о.Роман. Есть хорошая книга игумении Арсении Сребрековой «Путь немечтательного делания», вот как раз о том. Мечты — это хотение своего, а нужно не мечтать,а искать волю Божию. Борьба с мечтой у Христа была в Гефсеманском саду: «да минует чаша сия, а впрочем ни как я хочу, а как Ты дашь».
Анна, Псков. По-моему вы путаете Евангелие и фильм Скорсезе. Мне кажется, что неправильно говорить о том, что происходило в Гефсиманском саду — борение с мечтой. Простите.
Какое бы раньше не имело смысл слово «мечта», сейчас оно приобрело новый. Нельзя сказать категорично, что мечты это плохо, а мечтать о чем-то — это подменять реальность. Все хорошо в меру.
Анна, Петербург, у слова всегда есть его исконное значение, каким бы смыслом его ни наделяли в дальнейшем (как бы ни интерпретировали). Например, в советское время слово «гордость» приобрело скорее положительное значение (думаю, его спутали с «достоинством»), но гордость от этого не перестала быть грехом. То же, например, со словом «прелесть». Отец Роман, конечно же, имеет в виду исконное (и святоотеческое) значение слова «мечта».
Простите, вспомнилось:
Мечты, мечты, где ваша сладость?
Ушли мечты, осталась гадость.
И ещё, уже из стихотворения отца Романа:
Не посмеялся бы денница,
Играя на больной струне…
http://vetrovo.ru/svitok/
Мечта — очень подходящая для этого случая струна, и звучит прекрасно.
Сейчас всеобщий дух таков, что не ищем правды Божией, много, очень много своего и оправданья тоже свои, а не Божьи находим, это от гордости, от страстей. Бог один и тот же во все времена, так и Его понятия. Мечта в духовном смысле- это обман, если не растворена в смирении и покорности воле Божьей. Время сейчас очень и очень немощное на поиски правды и следованию ей.
«Все хорошо в меру»: грешить в меру думаю не стоит, оно итак лезет в меру и через меру, нужна борьба. Мечтать в меру, значит рассуждать, тогда это уже не мечтать. Мечтать это всегда крайность. Ева возмечтала себе…Петр возмечтал Человеку-Богу (его телесной природе: «да не будет этого с тобою» душевно, по-человеческому падшему естеству и был назван сатаною), а Господь не возмечтал, он возжелал не своего, не человеческого душевного, а Божьего духовного, настоящего- искание благой воли Отца. Мечтать- это душевность, а духовность- это искать волю Божию, рассуждать Божьими глазами, со смирением смотреть на будущее.