* * *
Мама утром меня подымала,
Поставляла на стол калачи.
Мама утром меня согревала
Пробуждением руской печи.
За окошком метель завывала —
Все дороги, видать, занесло.
Только это совсем не пугало:
Мама в доме, а значит — тепло.
Нас тогда не белили ненастья,
Каждый грезил о крае земли.
Мы искали какое-то счастье
И, конечно, искали вдали.
Как бы ни́ жили, знали — любимы!
Где бы ни были, знали — нас ждут!
Материнской любовью хранимы,
Возвращались в родимый уют.
Было с мамою ясно и просто,
Но однажды посупился дом:
Жизнь свою огражденьем погоста
Разделили на до и потом.
Но потом не житье — доживанье,
И не видятся дали светлей…
Жизнь без мамы сродни расставанью
И прощанию с жизнью своей.
Иеромонах Роман
12 октября 2003
Скит Ветрово
Какое удивительное, прекрасное стихотворение, наполненное любовью и теплом! Как точно Батюшка определил состояние души: «разделили на до и потом», с потерей, мамы уже никогда не испытываешь того абсолютного,полного счастья, радости, которое наполняло душу..
Однажды к священнику в моём присутствии подошёл мужчина и сказал: «Умерла мама. Как же мне теперь жить? У меня больше никого нет!» Так была понятна боль этого человека.
А отец Владимир подарил ему Псалтирь и сказал, чтобы он прочитал полностью 40 раз, когда сможет.
Странно это, как взрослый мужик не знает как жить после смерти матери… Все мы скорбим по умершим родителям. Вспоминаем их. И не только в определённые дни. Но чтобы вот так, мама умерла и вся жизнь кончилась… Не пойму.
Можно сделать вывод, что женатому легче перенести смерть матери, чем прожившему всю жизнь со своей мамой и после смерти её оставшемуся в одиночестве.
Господь благословил 2 пути монашеский или семейный!К какому пути пренадлежат «мужчины» живущие с мамками до пенсии и никак не могущие «оторваться от груди» не могу определить!
Николай , они несут свой крест послушания .
Самая большая ошибка…
В Неделю о Страшном Суде выявился немаловажный вопрос. А так, как мы находимся на православном сайте, то и должны рассудить его.
Под стихотворением отца Романа «Мама утром меня подымала» я упомянул случай , произошедший в моём присутствии. Не знаю того мужчину (после смерти его мамы) и его судьбу. Но так, как батюшка назвал его по имени, понял, что он в Храме не в первый раз, т. е. православный. И нам, православным, следует поразмышлять, кто такой мужик и «мужик» всвязи с написанными комментариями.
Конечную же оценку мы все получим на Страшном Суде.
Когда-то в передаче «Поле чудес» услышал, как Якубович на всю страну раскритиковал такого «мужика», вчера уехавшего от жены с тёщей, и передающего на другой день привет тёще ( за свою маму он не вспомнил).
На Руси была прекрасная традиция. Девственницу выдавали замуж. Она принималась в дом мужа после венчания и становилась членом этой семьи. Мама мужа считалась и её мамой, и его братья и сёстры соответственно. Теперь, как мы знаем всё не так, за некоторыми исключениями.
Кому пришлось соединить свою жизнь с женщиной, почитающей Бога, тот счастливый человек. Тогда его мама будет ему и ей мамой, а не «твоя мать», как сейчас именуется и враждуется неверующими женами.
В песне Светланы Копыловой это отношение выражено — в доказательство любви к себе принести сердце его матери.
Наверное, вовсе не мужественный человек может скоро судить о другом.
Через двадцать лет после обстоятельства, связанного с моей судьбой я услышал случайно, возле магазина, слова из разговора по телефону: «Это была моя самая большая ошибка, что я на тебе женился.» (Брак у них распался.)
А если бы не он, она могла стать моей женой. Мне вспомнились слова светской песни: «Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло».
Лишь когда прошло много времени, я смог проанализировать, почему, когда с ней зашел к маме на работу, чтобы познакомить, она не проронила ни слова и даже не сказала: «Здравствуйте». А тогда я объяснил сам себе, что она застеснялась.
«Помнишь, мама моя, как девчонку чужую, я привёл к тебе в дом у тебя не спросив» — светская песня.
А потом старики попадают в дома престарелых. Это все плохие родители?
Почему часто женатый подолгу не проведывает своего самого близкого человека, носившего его когда-то на руках у своей груди, оставшегося в одиночестве и возможно нуждающегося в помощи и уходе? И это мужики?
Тот, кто спешит выразить, что он мужик, вовсе не означает, что это так.
Тот Мужик, кто не бросается этим словом, а зная, что будучи даже не понятым в обществе, поступит как угодно Богу.
В одной из песен отца Романа я услышал слова (дословно не помню): «Свою жену не поравняю с матерью. Прости, если тебе не повезло!» Как и недавно в отзыве он написал: «Мать — это святое!»
В стихах отца Романа выражена огромная любовь к маме.
«…О, приснопоминаемая мать!
Ты, надрываясь плакала украдкой,
Что не могла порою детям дать,
Как говорится, малого достатка.
Но даже, если б в рубище ходил!»,
Я все равно б тебя благословил!
По гроб должник! Чем за твое воздать?
Ты Бога мне дала, святая мать!
Так, что после Божьего Почтения настоящий мужчина должен чтить родителей и любить жену. У такого мужчины и жена будет уважать его и родителей его!
* * *
Э, дорогой! А мы уже приехали.
Стеною снег, дороги замело.
Спешили, вишь, отмеренными вехами,
Надеялись, а всё ж не пронесло.
Недаром отговаривал с поклонами
Хозяин постоялого двора.
Лежали бы на лавках под иконами
Иль самовар меняли б, как вчера.
Ну ничего, авось к утру уляжется –
Хотя нам до утра не дотянуть,
В такую пору вряд ли кто отважится,
Разыскивая нас, пуститься в путь.
Родные есть? Жена, детишки малые?
Вдова, конечно, горюшка хлебнёт.
Я, слава Богу, ни на что не жалуюсь,
Меня давно никто уже не ждёт.
Не пропивать меня друзьям-товарищам,
Не выть жене, глаза понаслюня.
И детям у последнего пристанища
Гурьбою не оплакивать меня.
Оно, конечно, кто там виноватее…
Но, просто так судача, не во зло,
Любую бабу не поставлю с матерью…
Прости, коль и тебе не повезло.
Ты не гляди, я завистью не маялся,
Обижен не был Богом и людьми.
Жил как умел, а ежели не справился –
Продашь коней, а деньги на помин.
Лошадушки самой судьбой подарены,
Не подводили, только и всего.
Я ладил и с евреем, и с татарином,
И не стыдился Бога своего.
На жен чужих с гармоникой не зарился,
У шинкаря рубахи не пропил.
Чтил седину и первым в пояс кланялся,
Социалистов, правда, не любил.
Эх, завертелась юность верхтормашняя,
Как этот снег, аж душу леденит.
Прости, Господь, за всё мое вчерашнее,
Прости и ты, и Бог тебя простит.
Ну и погодка, светопреставление!
Так отродясь в Росiи не мело.
Лошадки загрустили без движения,
Стоят и только дышат тяжело.
Возьми тулуп, устройся поудобнее,
Молись, родимый, чтоб буран затих.
А если ждёт кого-то место лобное,
Уж лучше мне, покаявшись, взойти.
Э, дорогой! А мы уже приехали.
Стеною снег, дороги замело.
Спешили, вишь, отмеренными вехами,
Надеялись, а всё ж не пронесло.
иеромонах Роман
21 марта 1991
г. Печоры
http://vetrovo.ru/e-dorogoj-a-my-uzhe-priehali/
Михаил, в Ваших словах звучит обида. Возможно подтекстом личные мотивы. Но речь, наверное, в предыдущих отзывах не об этом. По-моему, имелась ввиду гиперопека. Расскажу Вам реальную историю под названием : «мать солдата». Любящая мама с малых лет ограждала сына от дурного влияния социума: сын в школу- мама устроилась работать в школу, пришло время «мальчику» служить — сбежала с ним из большого города в деревню. Великовозрастного сыночка всем обеспечивала, пока были силы. Мальчик вырос, образования не получил, и жизнь ничему его не научила . У мамы силы закончились; попробовали вернуться в город, но оказалось, что времена изменились. Снова вернулись в деревню. Выживают благодаря помощи дальнего родственника. В деревне её так и называют — «мать солдата». Услышала эту историю в назидание.
Ольга Сергеевна, спасибо за напечатанный текст песни!
Алла, обиду к кому вы усмотрели? Мне не на кого обижаться. Обидчивый человек не творит правды Божией. Я благодарю Бога за всю свою судьбу!
Конечно, имеются в жизни и такие случаи, о каком Вы описали. Но за этого мужчину мы ничего не знаем, был ли он женат, вдовец или разведен. Есть такие, что возвращаются после развода к матерям, так как больше некуда.
Но я не об этом. Я о проблеме, что престарелые родители при живых детях остаются бездетными. Немало известно таких случаев.
Довольны, и слава Богу, Михаил! А конкретно «за этого мужчину» скажу, если Вы не поняли, что он не женат ( и никогда не был). Хотя, не исключено, что найдёт себе жену- «мамку» на старости лет. Для кого-то это не самый плохой вариант, согласитесь…
…И «вдогонку» скажу ( поскольку мы на православном сайте) : мы здесь все друг другу матери и отцы, братья и сестры.
Да какие же мы братья и сестры, Алла, если прежде всего не воспринимаем горе человека, а считаем, что он неправильный? Это частный вопрос. Оценку правильности каждый получит в своё время от Бога.
А от всеобщего вопроса, даже после моего уточнения в отзыве к Вам, почему-то уклонились!
Михаил, думаю, Вам стоит повторить Ваш вопрос — наверное, не все его поняли.
Потеря родителей в юном возрасте всегда трагична. Когда ещё требуется забота, опека, молитва матери. Да и отца тоже. Трагично, когда уже взрослый человек от мамкиной груди не оторвался. Не научился быть самостоятельным в этой жизни.
Европеизация последних ста с лишним лет изменила многие смыслы слов в русском языке. Например, исконно русское «мужик» (и до сих пор имеющее основательные, мужественные смыслы «ты не мужик что ли?»), подменяется интеллигентно проникнутым, в какой-то мере даже расслабленным «мужчина» (уж не говорю о «мужчинка», «мужчинА»)
Или культурно-исторически обоснованное русское «баба» наполнено сегодня неким грубовато вульгарным смыслом. Хотя ещё сто лет назад означало только замужнюю или вдовую женщину. А вот в европейских значение «женщина» как особь противоположного пола.
Идеализировать прошлое тоже не стоит. От моих предков ещё из 19 века досталась вот такая притча: «В крестьянской избе за столом обедает семья. Малой лет пяти уже наелся и строгает полено. За русской печью в закутке, где обычно держат родившихся зимой телят, на полу из корытца ест дедушка. Отец поворачивается из-за стола к малому: ты чо там строгаешь, сынок?
а тот в ответ: тятя, тебе корытце. Когда будешь старый, чтоб ел из него.
С тех пор деда садили за стол. Видать и тогда, в православном народе по всякому жили-поживали. Может быть поэтому до революции в городах уже тогда открывали приюты для стариков. В деревне же община доглядывала.
Урбанизация, начавшаяся в Российской Империи в 1830-40 гг. привела к перетоку огромных масс крестьян из деревни в город в течение нескольких десятков лет. Это действовало разрушающе на общинную крестьянскую жизнь. Революционизация разрушала русское православное сознание, подменяя свободу в Боге «свободой, равенством, братством» на земле. 20 век добавил и того больше. И это ещё слава Богу, что мы после всего этого имеем хоть какие-то понятия о морали и нравственности. Что до современных домов престарелых, то уж лучше так, чем попрекаемыми или не нужными в своих семьях.
Ольга Сергеевна, я думаю, матерям-то многим понятно, что они в старости будут в тягость своим женатым сыновьям, за небольшим исключением. А я считаю, что так не должно быть. У настоящих мужчин родители не будут находиться в домах престарелых или доживать в одиночестве.
Бывший муж моей бывшей невесты не смутился моим появлением в момент разговора с ней по телефону и при мне громко выразил то, что хотел выразить. И мне запомнились эти слова. А мама его умерла прежде. Недавно умерла соседка по даче, болела, жила одна, имела двух женатых сыновей.
Разве это маловажная проблема — при живых сыновьях одинокие родители.
Владимир Иванович, у Льва Толстого есть такой рассказ:
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Михаил , это очень важная тема , которую Вы затронули , но как мне кажется дело не только в безответственных сыновьях , а чаще в безответственных родителях . Ведь дети являются отраженнием своих родителей , они копируют их модель поведения и переносят эту модель в свою взрослую жизнь . Согласитесь , что когда мать говорит » я ему всю жизнь отдала , а он…» скорей всего это говорит о том , что она растила эгоиста . А как может эгоист заботиться о ком-то ещё кроме себя.
Другой вопрос , может ли взрослый мужчина жить со своей матерью . Тут тоже всё зависит от внутренних побужденний и мотивов ?Быть может опять дело в эгоизме и матери и сына ( она не отпускает , а его всё устраивает ) как писала об этом Алла . А может , это сын проявил такую жертвенность , что бы ухаживать за больной матерью . А может это люди благочестивые , посвятившие себя Богу ( такая пара очень старенькая мать и её сын ходят в наш Храм).
Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит(Мф. 19:12)
Поэтому , когда касаешься умом личной жизни людей , обязательно впадаешь в осуждение. Мы видим поступки со стороны не зная сердце этих людей , и делаем свои ,чаще всего не правильные выводы .
Насчёт домов престарелых с Вами не соглашусь. Уход за старыми, больными родителями — это часто крест, но нужно его нести, раз Господь дал. Моя знакомая отправила дедушку в дом престарелых (родился ребенок, квартира маленькая, дедушка немного не в себе). Дом престарелых был шикарный, дорогостоящий, со всеми удобствами, хорошим уходом. На протяжении нескольких последующих лет знакомая страдала — правильно ли поступила, мучилась, а дедушка при встрече всё время спрашивал: «Когда я поеду домой?» Наконец, знакомая решилась забрать его домой, уже купила для него кровать — и в этот момент дедушка умер. Не позавидуешь ей!
«Господь целует намерения». Не знаю чья это цитата, но она говорит в защиту Вашей знакомой, дорогая Ольга Сергеевна. Она ведь купила кровать и собиралась забрать дедушку, но видимо это, действительно, был непосильный для нее крест…
Везде хорошо, где нас нет.
Марина, дело не в осуждении. Для меня такое не понятно. С другой стороны, отпустите своих близких, у них на Небесах другая жизнь. А мы остаёмся, чтобы продолжить здесь нашу земную жизнь. И готовиться к ответу перед Господом.
Спасибо, мать Серафима, наверное, Вы правы. В чужую душу не заглянешь, тяжести чужого креста не поймёшь.
А мне кажется, что в отзыве Михаила 02.03.2019 в 10:44, показана Божия Любовь.
И отцу Владимиру, и Михаилу была понятна боль утраты этого мужчины.
И отец Владимир покрыл эту боль своей любовью, подарив Псалтирь и сказав, чтобы он прочитал полностью 40 раз, когда сможет.
А про жизнь этого мужчины знает один Милостивый Господь.
Простите, если что не так.
Марина, согласен с Вами, что причины могут быть самые разные, и в отношении воспитания.
А подобный случай, указанный Ольгой Сергеевной, мне известен (невестка, одумавшись написала письмо старику, что заберёт его обратно к себе от других родственников, но пока пришло письмо, дедушку похоронили). Значит и этот случай можно понимать, как рассудила мать Серафима.
Людмила, я просто тронут Вашим отзывом!
Соглашаюсь с Мариной о том, что в семейных отношениях тоже все бывает непросто. Помнится, года полтора назад довелось в поезде разговаривать с одной женщиной лет примерно 60-ти. Сама она живет в Новочеркасске (после института попала туда по распределению), там же живут ее дети и внуки (мужа похоронила). Сама на пенсии, но не против была бы еще поработать (даже приглядела работу). В городе квартира (дети живут отдельно) и дача. А в деревне, в орловской области, живет ее престарелая мать. Пока был жив отец справлялись, как осталась вдовой — потребовала переезда дочери к себе. (Есть еще сын, пока не пенсионного возраста, живет где-то на Севере).
Дочка предложила матери забрать ее в Новочеркасск (благо есть куда) и даже привезла на время. Однако бабушка категорически отказалась куда-либо переезжать, говоря, что в квартире ей не комфортно, климат не подходит, а тот, кто настаивает на переезде, никак хочет «моей скорой смерти».
Дочери пришлось смириться и уехать в орловскую глубинку, но сердце этого принять не может. Во- первых , у нее там дети и внуки ( одна из внучек серьезно больна), во-вторых осталась запертая квартира и «законсервированная» дача, ну и все знакомые, друзья соответственно тоже там. Живет в глубинке, по ее словам скрепя сердце, мирясь с причудами бабушки…
Единственное, вроде как брат, после выхода на пенсию, обещал разделить с ней заботы о матери…
Владимир Иванович «Марина, дело не в осуждении. Для меня такое не понятно. » Это потому Владимир Иванович , что Вы мужик. Говорю мужик в самом хорошем смысле.
Почему я тронут отзывом Людмилы? Потому, что она поняла проявление священником любви к прихожанину в соответствии с заповедью Божией — с плачущими плакать, а с радующимися радоваться.
Жаль, что слова этого человека не все прочувствовали и, вместо сочувствия боли потери близкого человека, начали искать причину проживания его с матерью.
А разве не скажет такие же слова или подумает так старик, похоронивший жену, проживший совместно жизнь, в первые дни своего одиночества? Не о том же толк, как постирать, или приготовить обед, или сделать уборку. Это, наверное, может сделать каждый, если позволяет здоровье.
Душевная боль, также как и телесная после операции проходит постепенно, но она более глубокая, чем телесная.
Недавно на сайте была помещена статья о женщинах русской и японской, которая ждала своего мужа долгие годы, находящегося в России, не зная жив он или нет. А русская, проживавшая с ним совместно и любившая его, сделала всё, чтобы он вернулся в Японию к первой жене своей.
И как важно понимать другого! Это и есть написанное апостолом Павлом, что если и тело отдать на сожжение, но без любви — ничто. Это и есть исполнение второй заповеди — возлюбить ближнего как самого себя!
Как же необходимо видеть другого!
С плачущим посторонним ребёнком обменяться ласковым взглядом, замедлить и свой ход с не могущим быстро перейти дорогу и даже сочувствовать делающему тебе зло в его трудностях. И много других случаев проявления любви и к неверующему, и иноязычному, а уж тем более к православному!
Священник понимал эту боль и, подавая Псалтирь, зная, что не всегда возможно исполнить, сказал слова: «…когда сможешь прочитать».
Понятия мужества и любви тесно связаны между собой, и настоящего мужества не может быть без проявления любви!
Спаси Господи Вас, Батюшка Роман, за такую Любовь к маме, потому что никто, как мама, нас не будет любить. У нас в г. Городня о. Мирон любил часто повторять, что пока мама жива — и мы дети. Его мама София была благочестивая женщина, которую он тоже очень сильно любил, умерла. Дай, Господи, Царство Небесное рабам Божьим: маме о. Романа монахине Зосиме, маме о. Мирона Софии, моей маме Лидии.