И глядим на себя, и не можем найти в отраженьи,
Что могло бы смягчить наказанье на Страшном Суде.
О рабыня греха! Ты дерзаешь мечтать о прощеньи?
Не сама ли измла́да мостила дорогу беде?
Впрочем, наше уныние бесам большая отрада,
Не измена ль добру ублаженье служителей зла?
И разбойник, душе́, на Кресте был Страдальцем оправдан,
И блудница в пустыне спасенье постом обрела.
Как разбойник, страдать? Как блудница, безмерно поститься?
Не безумие ли подражать преподобным сейчас?
Подвизаться нет сил? Значит, нам остаётся смириться,
Принимая всё то, чем врачует Спасающий нас.
Иеромонах Роман
14-15 июня 2020
Псков-Полоцк
Немного не понятно данное стихотворение отца Романа. В предыдущем стихотворении «Пир» отец Роман не очень одобряет тех, кто призывает всех подражать преподобной Марии. А сейчас вроде другая ситуация: Храмы открываются, карантина почти нет, все возвращается к прежнему ритму жизни. Только у многих людей нет работы, нет средств, нет возможности к привычному питанию. Может об этом речь?…
Слава Богу за всё.
Мне понравилось новое стихотворение иеромонаха Романа, «Подвизаться нет сил? Значит, нам остается смириться,
Принимая все то, чем врачует Спасающий нас».
Георгий, было бы прекрасно подражать преподобной Марии Египетской, потому что её житие — школа покаяния. Но подражать ей вовсе не означает не ходить в Храм, скорее наоборот.
Стихотворения отца Романа не обязательно привязаны к конкретной ситуации в обществе. Вот и стихотворение «К душе» — о том, что происходит внутри каждого из нас, независимо от того, как обстоят дела во внешнем мiре.
Насколько я понимаю, в строке «Как злодею страдать? Как блуднице безмерно поститься?» речь идёт о сравнении, т.е. возможно ли подобно злодею страдать и возможно ли поститься подобно блуднице? Невозможно, нет сил… Но мне не сразу стал понятен этот смысл. Первое, что пришло в голову это то, что блуднице невозможно безмерно поститься. А если сказать иначе: «Как злодей пострадать? Как блудница безмерно поститься?»
Здесь может быть сравнение, а может быть и прямой вопрос: как блудница может воздерживаться, как тот, кто заставлял страдать других, может страдать сам (обречь себя на страдания)?
Соглашусь, есть смысловая недоработка . Приведены примеры благоразумного разбойника и преподобной Марии Египетской. Мария Египетская явилась миру преподобной в силу своего вольного крестоношения. Разбойник же не является преподобным, он страдает не вольными страданиями, висит не на вольном кресте. Благоразумным его делают не сами страдания, а его к ним отношение, т.е смирение, к чему батюшка и призывает в последних строках стихотворения.
Лично я вижу здесь три таких вопроса:
Как можно мне, злодею, страдать? Как можно мне, блуднице, безмерно поститься? Не безумие ли подражать преподобным — всем, кто подвизался — сейчас?
Ответ: нет, не могу ни на Кресте висеть и исповедовать Господа, ни подражать преподобной Марии в её непрестанном покаянии и посте, ни всем прочим святым. Значит, придётся претерпеть всё то, что Господь Сам мне пошлёт.
Ольга Сергеевна, если рассудить, мы все подобны разбойникам висящим на кресте. Крест мы не выбираем, крест наш не вольный и состоит из скорбей, болезней, смерти, всего того, что Бог нам посылает. В разное время жизни бываем подобны то благоразумным, то
неразумным разбойникам. Преподобные же тем подобны Господу, что своей волей всходят на крест, по примеру Господа Иисуса Христа. В жизни не возможно уйти от крестоношения, и в итоге все люди делятся на неразумных, благоразумных и преподобных. Неразумных конечно гораздо больше.
Конечно, Марина. Мы и на кресте своих страстей в том числе — об этом у нас на сайте есть прекрасная проповедь свт. Феофана Затворника Святитель Феофан Затворник. О трёх видах крестов . Но, если говорить о стихотворении, в чём Вы видите противоречие?
Я уже попыталась объяснить, видимо, не совсем понятно это сделала. Именно эти строки рождают непонимание у меня как у читателя: «Как злодею страдать? Как блуднице безмерно поститься? Не безумие ли подражать преподобным сейчас?» Эти строки ставят благоразумного разбойника и св. Марию Египетскую в один ряд преподобных. Это первое.
Второе, если нет сил переносить страдания, как благоразумный разбойник, то как можно исполнить последние строки стихотворения: «Значит, нам остаётся смириться, Принимая всё то, чем врачует Спасающий нас.»
Может, я что-то неправильно поняла, по своему неразумию. Прочитала много раз, но бывает, что смысл не доходит до восприятия или искажается в сознании. Прошу пояснить.
Как я понимаю, слово «преподобные» не обобщает Благоразумного разбойника и преп. Марию Египетскую. Оно о преподобных в целом: препп. Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Ниле Сорском, Серафиме Саровском. У нас нет сил подражать им? Нет сил подвизаться ни так, ни этак? Значит, примем то, что Бог посылает нам Сам.
Может быть слова «как злодею страдать» подразумевают не благоразумного разбойника? Потому что его страдания не были длительными и их нельзя назвать подвизанием. Это было внезапное осознание и раскаяние в «последний крестный миг». Оно не требовало особых сил и подвига.
Смысл в том, что делание преподобных не наша мера, в наше время спасает безропотное терпение скорбей. Прочитала ещё несколько раз, для раздумий, добавила для себя слово «возможно» , получился такой вариант: Как возможно злодею страдать? Как возможно блуднице безмерно поститься? Отец Георгий тоже предлагал свой вариант.
И я понимаю эти слова именно так (писала об этом выше, только вместо слова «возможно» добавляла «можно»):
Как мне, разбойнику, можно страдать? Как мне, блуднице, можно безмерно поститься?
Отец Роман благодарит всех, кто так внимательно читал и разбирал его стихотворение. Он решил изменить первую строчку в последней строфе. Первоначально было:
Как злодею страдать? Как блуднице безмерно поститься?
Теперь, после внесения изменений:
Как разбойник, страдать? Как блудница, безмерно поститься?
В черновике у меня был вариант «Как разбойник страдать?» Заменил на менее удачный. Сейчас, прислушавшись к замечаниям читателей, поставил, как было в черновике. Благодарю всех, это то, что называют здоровой критикой.
Спасибо отец Роман. Стихотворение звучит, как ответ на наши мысли. В обоих вариантах смысл понятен. Спаси Бог!
Любовь, если не ошибаюсь, в одном из комментариев Вы писали, что работаете в администрации московской школы. У меня к Вам творческое предложение: давайте проведём там уроки, посвящённые поэзии иеромонаха Романа. У нас есть два его сборника, изданных для детей — «Светел дом» и «Святорусье», хотя, конечно, не обязательно говорить именно о них.